Что такое первичная медицинская помощь. Организация первичной медико-санитарной помощи населению

Первичная медико-санитарная помощь I

совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, осуществляемых на первичном уровне контакта отдельных лиц, семьи и групп населения со службами здравоохранения.

Согласно определению, данному на Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи (Алма-Ата, 1978), П. м.-с. п. является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя амбулаторно-поликлиническую, скорую, неотложную и общепрофильную медицинскую помощь (см. Лечебно-профилактическая помощь). Ее в нашей стране имеет особенности. В городах указанная помощь оказывается территориальными поликлиниками для взрослых и детскими поликлиниками (см. Детская поликлиника , Поликлиника), медсанчастями (см. Медико-санитарная часть), женскими консультациями (см. Женская консультация), врачебными и фельдшерскими здравпунктами (см. Здравпункт). В сельской местности первым звеном в системе этой помощи являются лечебно-профилактические учреждения сельского врачебного участка (Сельский врачебный участок): участковая , Амбулатория, фельдшерско-акушерские пункты (см. Фельдшерско-акушерский пункт), здравпункты, медицинские профилактории. Для жителей районного центра основным учреждением, оказывающим П. м.-с. п., является центральной районной больницы (см. Больница).

Неотложная помощь населению городов оказывается пунктами (отделениями) медицинской помощи на дому (Помощь на дому); жителям сельской местности - средними медработниками фельдшерско-акушерских пунктов, врачами амбулаторий и участковых больниц.

Для оказания скорой медицинской помощи (Скорая медицинская помощь) в городах создана широкая сеть соответствующих станций (подстанций); в сельских административных районах организованы станции скорой медицинской помощи или отделения скорой медицинской помощи при центральных районных больницах.

Особое место в системе П. м.-с. п. занимает выездная помощь, оказываемая выездными врачебными бригадами, а также подвижными средствами и кoмnлeкcaми медицинского назначения (Подвижные средства и комплексы медицинского назначения). Выездные службы формируются обычно на базе центральных районных, областных, краевых, республиканских и крупных городских больниц.

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий возлагается на санитарно-эпидемиологическую службу (Санитарно-эпидемиологическая служба) при непосредственном участии врачей и средних медработников территориальных и производственных врачебных участков (см. Врачебный участок).

Дальнейшее развитие П. м.-с. п. должно быть направлено на решение следующих задач: обеспечение доступности этого вида медпомощи для всех групп населения, проживающих в любых регионах страны; полное удовлетворение потребности населения в квалифицированной врачебной лечебно-профилактической и медико-социальной помощи; переориентация деятельности учреждений П. м.-с. п., которая имеет индивидуально-лечебную направленность на медико-социальную профилактику; повышение эффективности работы учреждений П. м.-с. п., совершенствование управления П. м.-с. п.; повышение культуры и качества медико-социальной помощи.

Для полноценного функционирования службы П. м.-с. п. необходимы следующие условия: приоритетное материальных, кадровых и финансовых ресурсов на ее развитие; разработка и внедрение системы специальной подготовки врачей, средних медицинских и социальных работников для работы в учреждениях П. м.-с. п.; обеспечение эффективных мер, способствующих повышению престижа службы П. м.-с. п. и отдельных ее работников, укрепление доверия среди широких слоев населения.

Важным в организации П. м.-с. п. является активное привлечение к ней самого населения. Представители населения должны участвовать в оценке существующего положения в своих районах, в распределении ресурсов, в организации и выполнении программ охраны здоровья. может оказывать поддержку финансовыми средствами и своим трудом. Это может проявляться в различных формах: общественная помощь пожилым, инвалидам, социально не защищенным группам населения, организация групп самопомощи и взаимной поддержки, служб сиделок и т.п. Контроль и координацию работы общественных и добровольных организаций должны осуществлять медработники учреждений первичной медико-санитарной помощи.

Важным условием успешной реализации целевых установок П. м.-с. п. является взаимодействие здравоохранения с другими социальными и экономическими секторами, деятельность которых направлена на решение основных социальных проблем в обществе, создание условий для охраны и улучшения общественного здоровья.

Библиогр .: Всеобщее право на и его реализация в различных странах мира, под ред. Д.Д. Бенедиктова, М., 1981; Гаджиев Р.С. , М., 1988; Задачи по достижению здоровья для всех. Копенгаген, ВОЗ, 1985.

II Перви́чная ме́дико-санита́рная по́мощь

совокупность лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых на первом (первичном) уровне контакта населения со службами здравоохранения.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Первичная медико-санитарная помощь - совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, осуществляемых на первичном уровне контакта отдельных лиц, семьи и групп населения со службами здравоохранения.

Согласно определению, данному на Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи (Алма-Ата, 1978), П. м.-с. п. является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя амбулаторно-поликлиническую, скорую, неотложную и общепрофильную медицинскую помощь (см. Лечебно-профилактическая помощь ). Ее организация в нашей стране имеет особенности. В городах указанная помощь оказывается территориальными поликлиниками для взрослых и детскими поликлиниками (см. Детская поликлиника , Поликлиника ), медсанчастями (см. Медико-санитарная часть ), женскими консультациями (см. Женская консультация ), врачебными и фельдшерскими здравпунктами (см. Здравпункт ). В сельской местности первым звеном в системе этой помощи являются лечебно-профилактические учреждения сельского врачебного участка : участковая больница, амбулатория , фельдшерско-акушерские пункты (см. Фельдшерско-акушерский пункт ), здравпункты, медицинские профилактории. Для жителей районного центра основным учреждением, оказывающим П. м.-с. п., является поликлиника центральной районной больницы (см. Больница ).

Неотложная помощь населению городов оказывается пунктами (отделениями) медицинской помощи на дому ; жителям сельской местности - средними медработниками фельдшерско-акушерских пунктов, врачами амбулаторий и участковых больниц.

Территориальная доступность П. м.-с. п. обеспечивается рациональным размещением медицинских учреждений с учетом сложившихся и перспективных систем расселения населения, а также ряда других факторов.

В осуществлении П. м.-с. п. наиболее велика роль врачей амбулаторно-поликлинических учреждений. Врач-терапевт (участковый врач) обеспечивает своевременную квалифицированную терапевтическую помощь населению участка в поликлинике (амбулатории) и на дому; организацию и проведение комплекса мероприятий по диспансеризации населения участка: координацию деятельности с врачами-специалистами амбулаторно-поликлинических учреждений, санитарным и общественным активом. Основными задачами врача-терапевта участкового цехового врачебного участка являются оказание рабочим и служащим квалифицированной терапевтической помощи, участие в проведении профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, профессиональных болезней и травматизма, улучшение санитарно-гигиенических условий труда.

В нашей стране подготовка врачей общей практики ведется с ориентацией на переход к оказанию медицинской помощи по принципу «семейного врача». С внедрением новых форм работы врачей соотношение объемов П. м.-с. п. и специализированной помощи должно изменяться в сторону увеличения объема первой, что будет связано с расширением лечебных мероприятий, проводимых в условиях учреждений первичного звена здравоохранения.

В работе медперсонала учреждений, оказывающих П. м.-с. п., ведущая роль принадлежит профилактике . В связи с этим должны быть пересмотрены функции и расширен объем профилактической деятельности врачей (см. Врач ), фельдшеров, акушерок и медсестер (см. Средний медицинский персонал ).

Дальнейшее развитие П. м.-с. п. должно быть направлено на решение следующих задач: обеспечение доступности этого вида медпомощи для всех групп населения, проживающих в любых регионах страны; полное удовлетворение потребности населения в квалифицированной врачебной лечебно-профилактической и медико-социальной помощи; переориентация деятельности учреждений П. м.-с. п., которая имеет индивидуально-лечебную направленность на медико-социальную профилактику; повышение эффективности работы учреждений П. м.-с. п., совершенствование управления П. м.-с. п.; повышение культуры и качества медико-социальной помощи.

Для полноценного функционирования службы П. м.-с. п. необходимы следующие условия: приоритетное выделение материальных, кадровых и финансовых ресурсов на ее развитие; разработка и внедрение системы специальной подготовки врачей, средних медицинских и социальных работников для работы в учреждениях П. м.-с. п.; обеспечение эффективных мер, способствующих повышению престижа службы П. м.-с. п. и отдельных ее работников, укрепление доверия среди широких слоев населения.

Важным в организации П. м.-с. п. является активное привлечение к ней самого населения. Представители населения должны участвовать в оценке существующего положения в своих районах, в распределении ресурсов, в организации и выполнении программ охраны здоровья. Население может оказывать поддержку финансовыми средствами и своим трудом. Это может проявляться в различных формах: общественная помощь пожилым, инвалидам, социально не защищенным группам населения, организация групп самопомощи и взаимной поддержки, служб сиделок и т.п. Контроль и координацию работы общественных и добровольных организаций должны осуществлять медработники учреждений первичной медико-санитарной помощи.

Важным условием успешной реализации целевых установок П. м.-с. п. является взаимодействие здравоохранения с другими социальными и экономическими секторами, деятельность которых направлена на решение основных социальных проблем в обществе, создание условий для охраны и улучшения общественного здоровья.

Библиогр .: Всеобщее право на здоровье и его реализация в различных странах мира, под ред. Д.Д. Бенедиктова, М., 1981; Гаджиев Р.С. Сельский врачебный участок, М., 1988; Задачи по достижению здоровья для всех. Копенгаген, ВОЗ, 1985.

Чаще всего человек впервые сталкивается с системой здра­воохранения на уровне первичной медико-санитарной помо­щи (по мнению Ю.П.Лисицина – «медико-социальной»). Существует несколько формулировок – значений ПМСП, но суть их одна и та же.

Первичная медико – санитарная помощь (ВОЗ 1978г.) - является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья.

ПМСП (по Ю.П. Лисицину)- это первичный элемент многогранной структу­ры охраны здоровья населения, которая максимально прибли­жает медицинскую помощь к месту жительства и построена по принципу "от периферии к центру".

Первичная медико-санитарная помощь (в формулировке «Концепции развития здравоохранения до 2020 года»)- совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих оздоровление, профилактику неинфекционных и инфекционных заболеваний, лечение и реабилитацию населения.

Опыт земской и совет­ской медицины в организации ПМСП был одобрен ВОЗ и взят за основу при разработке концепции ПМСП для всех стран, что нашло отражение в Алма-Атинской декларации ВОЗ (1978г). В ней, в частности, указывается, что ПМСП яв­ляется неотъемлемой частью системы здравоохранения каж­дой страны, ее основной функцией и целью, существенной составляющей общего социального и экономического разви­тия общества. Т.е. родиной ПМСП является Россия.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя:

Ø амбулаторно-поликлиническую,

Ø скорую,

Ø неотложную

Ø общепрофильную медицинскую помощь.

ПМСП должна удовлетворять основные потребности насе­ления в области здравоохранения :

Укрепление здоровья;

Лечение;

Реабилитация и поддержка;

Содействие в само- и взаимопомощи.

Целесообразно выделить два основных стратегических эле­мента ПМСП :

Необходимость ориентации услуг в области здравоохра­нения таким образом, чтобы ПМСП являлась ядром системы здравоохранения, в то время как вторичная и третичная медицинская помощь выступали в качестве вспомогательных консультационных элементов;

Разработка современных медико-организационных тех­нологий для эффективного использования ресурсов и их перераспределение из больниц в сектор ПМСП.

Таким образом, ПМСП должна включать в себя следую­щие составляющие:

Санитарное просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья и способам их решения, включая профи­лактику;

Обеспечение достаточным количеством продуктов пита­ния и содействие рациональному питанию;

Снабжение достаточным количеством чистой питьевой воды;

Проведение основных санитарно-гигиенических мероприятий;

Охрана здоровья матери и ребенка, включая планирова­ние семьи;

Вакцинация против основных инфекционных болезней;

Лечение распространенных заболеваний и травм;

Обеспечение основными лекарственными средствами.

В настоящее время правовые основы финансирования здраво­охранения определены Конституцией Российской Федерации, Ос­новами законодательства Российской Федерации об охране здоро­вья граждан, Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией 1993 г. (ст. 41) в Российской Феде­рации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государствен­ной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинс­кая помощь в государственных и муниципальных учреждениях здра­воохранения в соответствии с этой статьей должна оказываться гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, стра­ховых взносов, других поступлений.

Источники финансирования охраны здоровья ранее были указаны в ст. 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоро­вья граждан.

В настоящее время источники финансирования следующие – (см. схему).

Из этих источников формируются финансовые средства госу­дарственной, муниципальной систем здравоохранения и государ­ственной системы ОМС:

Несмотря на все решения о сокращении расходов на самую до­рогую медицинскую помощь - больничную, она поглощает не ме­нее 60% всех расходов, а наиболее массовая амбулаторно-поликлиническая - не более 25%.

Еще Алма-атинская конференция, на которой мы останавливались выше, рекомендовала на первичную медико-санитарную помощь, которой должно быть охвачено не менее 90% всего населения, расходовать не менее 50 % всех средств консолидированного бюджета. Такая цель ставит­ся в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ наряду с задачами реструктуризации медицинской помощи, прежде всего стационарной.

Остановимся на основных Нормативных документах по оказанию первичной медико – санитарной помощи в ЛПУ:

1. Конституция Российской Федерации (Ст. 41);

2. Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011г №323

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012г № 543н

4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012г № 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Терапия»

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005г №627 (с изм. от 19 февраля 2007г. №120 и от 19.11.2008г №653)

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 20.11.2002г № 350 (ред. Приказов Минздравсоцразвития России от 17.01.2005 № 84, от 18.05.2012 № 577н)

7. Приказ МЗ РФ № 237 от 26.08.1992 г. "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)". Приказ МЗ РФ № 350 от 20.11.2002 г. «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации» (с изм. Пр.МЗСР от 17.01.2005 №84 и от 18.05.2012 № 577н).

8. Ежегодные Постановления правительства РФ «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на следующий год».

В данном материале мы остановились на основных вопросах формирования, структуре, механизмах управления, финансировании ПМСП, основах интеграции служб здравоохранения РФ, а также на взаимодействии с государственными, общественными организациями и населением в организации первичной медико-санитарной помощи. В России концепция ПМСП ориентирована преимущест­венно на оказание медицинской помощи в амбулаторно-по­ликлинических учреждениях.

47. Общие принципы организации работы поликлиники.

Городская поликлиника является амбулаторным учрежде­нием, оказывающим лечебно-профилактическую помощь на­селению в возрасте 18 лет и старше и призванным осуществ­лять в районе своей деятельности проведение широких про­филактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; раннее выявление больных; диспансериза­цию; оказание амбулаторно-поликлинической квалифициро­ванной специализированной медицинской помощи населе­нию. Городская поликлиника проводит активную работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, формиро­ванию здорового образа жизни и т. д.

Эти поликлиники организуются в городах, рабочих поселках и поселках городского типа для оказания амбулаторно-поликли­нической помощи населению, проживающему в районе ее деятельности, по территориальному принципу, а также при­крепленным работникам промышленных предприятий, строи­тельных организаций и предприятий транспорта - по цехово­му (производственному) принципу.

Основными задачами городской поликлиники (поликлини­ческого отделения городской больницы) являются:

Оказание квалифицированной специализированной ме­дицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;

Организация и проведение среди населения обслуживае­мого района и работников прикрепленных промышлен­ных предприятий комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

Осуществление диспансеризации населения и прежде всего лиц с повышенным риском заболеваний сердечно­сосудистой системы, онкологических и других болезней;

Организация и проведение мероприятий по санитарно - гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здо­рового образа жизни.

Для осуществления этих задач городская поликлиника ор­ганизует и проводит:

Оказание первой и неотложной медицинской помощи больным при острых и внезапных заболеваниях, трав­мах, отравлениях и других несчастных случаях;

Оказание врачебной помощи на дому больным, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить поликлинику, нуждаются в постельном ре­жиме, систематическом наблюдении врача или решении вопроса о госпитализации;

Раннее выявление заболеваний, квалифицированное и в полном объеме обследование больных и здоровых, обра­тившихся в поликлинику;

Своевременное и квалифицированное оказание врачеб­ной помощи населению на амбулаторном приеме в поликлинике и на дому;

Своевременную госпитализацию лиц, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максималь­ным обследованием;

Восстановительное лечение больных;

Все виды профилактических осмотров (предварительные при поступлении на работу, периодические, целевые и др.);

Диспансеризацию населения;

Противоэпидемические мероприятия, которые осуществ­ляются в тесном контакте с ЦГСЭН (прививки, выявле­ние инфекционных больных, динамическое наблюдение
за лицами, бывшими в контакте с заразным больным, и за реконвалесцентами, сигнализация в ЦГСЭН и др.);

Экспертизу временной и стойкой утраты трудоспособно­сти, выдачу и продление листков нетрудоспособности и трудовых рекомендаций нуждающимся в переводе на
другие участки работы, отбор на санаторно-курортное лечение;

Направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

Санитарно-просветительную работу среди населения;

Учет деятельности персонала и подразделений, составле­ние отчетов по формам, утвержденным МЗ РФ, и анализ статистических данных;

Привлечение общественности района для оказания по­мощи в работе поликлиники и осуществления контроля за ее деятельностью;

Мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Городская поликлиника (не входящая в состав объеди­ненной городской больницы) пользуется правами юридического лица, имеет штамп и печать с обозначением своего на­именования. Структура поликлиники определяется ее мощ­ностью и численностью обслуживаемого населения, ещё раз посмотрим Рис. 2.2 с примерной схему организацион­ной структуры городской поликлиники для взрослых, кото­рая включает:

1. Руководство поликлиники.

2. Регистратуру.

3. Отделение профилактики (кабинет доврачебного приема, смотровой женский кабинет, кабинет диспансеризации, кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспита­ния населения).

4. Лечебно-профилактические подразделения:

Терапевтические отделения;

Цеховые терапевтические отделения;

Хирургическое отделение (кабинет);

Травматологическое отделение (кабинет);

Урологический кабинет;

Офтальмологическое отделение (кабинет);

Оториноларингологическое отделение (кабинет);

Неврологическое отделение (кабинет);

Кардиологический кабинет;

Ревматологический кабинет;

Эндокринологическое отделение (кабинет);

Кабинет инфекционных заболеваний;

Отделение реабилитации и восстановительного лечения;

Дневной стационар;

Физиотерапевтическое отделение (кабинет);

Отделение (кабинет) лечебной физкультуры;

Кабинет лазеротерапии;

Ингаляторий;

Процедурный кабинет.

5. Вспомогательные лечебно-диагностические подразделения:

Рентгенологическое отделение (кабинет);

Клинико-биохимическая лаборатория;

Отделение (кабинет) функциональной диагностики;

Эндоскопический кабинет;

Кабинет учета и медицинской статистики;

Хозяйственная часть;

Хозрасчетные отделения и отделения дополнительных платных услуг.

Кроме того, на базе поликлиник могут быть развернуты от­деления: медико-социальной реабилитации и терапии; службы ухода; дневные стационары; центры амбулаторной хирургии; центры медико-социальной помощи и т. д.

Основной фигурой городской поликлиники для взрослых, тем специалистом, с которым чаще всего, как мы говорили, впервые встречается пациент, является участковый терапевт. Число участковых те­рапевтов, работающих в поликлинике, зависит от численно­сти обслуживаемого населения - предусмотрено 5,9 должно­сти на 10 тыс. населения в возрасте 18 лет и старше.

Участковый терапевт обеспечивает в поликлинике и на до­му квалифицированную терапевтическую помощь населению, проживающему на закрепленном участке, как мы уже говорили в 1700 человек. В сво­ей работе он непосредственно подчиняется заведующему тера­певтическим отделением.

Участковый терапевт обязан обеспечивать :

Своевременную квалифицированную терапевтическую помощь населению своего участка в поликлинике и на дому;

Экстренную медицинскую помощь больным, независимо от их места жительства, в случае их непосредственного обращения при возникновении острых состояний, травм, отравлений и т. д.;

Своевременную госпитализацию больных с обязатель­ным предварительным обследованием при плановой госпитализации;

Консультирование больных (в необходимых случаях) заведующим терапевтическим отделением, врачами других специальностей;

Использование в своей работе современных методов профилактики, диагностики и лечения;

Экспертизу временной нетрудоспособности больных в соответствии с действующим положением;

Организацию и проведение комплекса мероприятий по диспансеризации взрослого населения участка в соответствии с перечнем нозологических форм, подлежащих диспансерному наблюдению у врача-терапевта, анализ эффективности и качества диспансеризации;

Выдачу заключений жителям своего участка, проходя­щим медицинские осмотры;

Раннее выявление, диагностику и лечение инфекцион­ных заболеваний, немедленную сигнализацию заведующему терапевтическим отделением и врачу кабинета инфекционных заболеваний о всех случаях инфекционных заболеваний или подозрительных на инфекцию боль­ных, о пищевых и профессиональных отравлениях, о всех случаях нарушения режима и невыполнения проти­воэпидемических требований инфекционными больны­ми, оставляемыми для лечения на дому, направление в ЦГСЭН экстренного извещения;

Систематическое повышение своей квалификации и уровня медицинских знаний участковой медсестры;

Активное и систематическое проведение санитарно-просветительной работы среди населения участка, борьбу с вредными привычками и подготовку общественного ак­тива участка.

Работа участкового терапевта осуществляется по графику, утверждаемому заведующим отделением или руководителем учреждения, в котором предусматриваются фиксированные часы амбулаторного приема, время для оказания помощи на дому, профилактической и другой работы. Распределение вре­мени приема и помощи на дому определяется в зависимости от численности и состава населения участка, от сложившейся посещаемости и др.

Важную роль в организации лечебно-профилактической помощи населению играют врачи узких специальностей, ко­торые в своей работе непосредственно подчиняются заведую­щему отделением, заместителю главного врача по медицин­ской части или руководителю учреждения.

Для выполнения основных задач врач-специалист обеспе­чивает:

Проведение профилактических мероприятий;

Раннее выявление заболеваний, квалифицированное и своевременное обследование и лечение больных своего профиля;

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности, своевременное направление больных с хроническими формами заболеваний на МСЭК;

Преемственность между стационаром и поликлиникой в лечении больных;

Своевременную госпитализацию больных по показаниям; диспансерное наблюдение за больными своего профиля, за инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, персональными пенсионерами, участниками ли­квидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и другими категориями лиц, подлежащих диспансерному наблюдению;

Систематическое повышение уровня своей теоретической подготовки и профессиональной квалификации; систематическое повышение квалификации среднего медицинского персонала;

Активное участие в проведении санитарно-профилактической работы, гигиеническом воспитании населения;

Своевременное и качественное ведение медицинской до­кументации, установленных учетно-отчетных форм и отчетов о своей деятельности.

Задачи амбулаторно-поликлинических учреждений:

1. Оказание квалифицированной и специализированной помощи населению, обслуживающей территории в поликлинике и на дому.

2. Проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения, направленных на снижение инвалидности, заболеваемости и смертности.

3. Организация и проведение диспансеризации больных и декретированных групп населения.

4. Санитарно-гигиеническое воспитание и обучение, пропаганда здорового образа жизни.

Существуют два основных типа поликлиник: объединенные с больницами и необъединенные – самостоятельные.

Основными структурными частями поликлиники являются:

1. Руководство поликлиники.

2. Регистратура.

3. Отделение профилактики.

4. Лечебно-профилактические подразделения.

5. Вспомогательные диагностические отделения.

6. Кабинет для оформления медицинской документации.

7. Кабинет учета и медицинской статистики.

8. Административно-хозяйственная часть.

В задачу регистратуры входит:

· Организация предварительной и неотложной записи больных на прием к врачу;

· Регулирование интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределения его по видам оказываемой помощи;

· Подбор и доставка медицинской документации в кабинеты врачей, ведение и хранение картотеки поликлиники.

Основными задачами отделения профилактики являются:

· Организация диспансеризации населения;

· Организация и проведение предварительных и периодических медосмотров;

· Раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы риска;

· Санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.

В составе отделения профилактики работают кабинеты: анамнестический, кабинет централизованного учета диспансеризации, кабинет функциональных исследований, кабинет экспресс - диагностики, смотровой женский кабинет, кабинет пропаганды здорового образа жизни.

Работа терапевтического отделения поликлиники организуется по участковому принципу, который заключается в том, что территория, обслуживаемая поликлиникой, делится на территориальные участки, исходя из численности населения на участке в 1700 человек. К каждому участку прикрепляется определенный врач терапевт и медицинская сестра. Задачами участкового терапевта являются:

1. Оказание квалифицированной терапевтической помощи населению участка на приеме в поликлинике и на дому.

2. Организация и непосредственное проведение профилактических мероприятий среди населения.

3. Снижение заболеваемости и смертности населения на закрепленном участке.

Помощником участкового врача является участковая медицинская сестра (на каждую должность участкового врача устанавливается 1,5 должности участковой мед. сестры). В ее обязанности входит:

1. Подготовка кабинета к врачебному приему, проверка поступления медицинских карт из регистратуры, подготовка необходимой документации, выявление нуждающихся в первоочередном приеме.

2. Помощь врачу при амбулаторном приеме: выполнение его указаний, ведение учетно-отчетной документации, регистрация результатов анализов и заключений, помощь врачу по проведению диспансерного наблюдения.

3. Организация наблюдений за больными на дому и выполнения назначений врача.

4. Проведение профилактических санитарных и противоэпидемических мероприятий на участке.

48. Организация диспансерного обслуживания населения.

Профилактическое направление отечественного здравоохранения наиболее полно выражено в диспансерном методе работы многих амбулаторно-поликлинических учреждений. Под диспансерным методом понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению их условий труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности (А.Ф.Серенко). По этому методу в стране работают специальные диспансерные медицинские учреждения: диспансеры - противотуберкулезные, кожно-венерологические, психоневрологические, онкологические, кардиологические, противозобные, врачебно-физкультурные; он широко используется в работе женских консультаций, МСЧ, детских поликлиник и поликлиник для взрослых.

В стране неоднократно ставилась задача о всеобщей диспансеризации населения, но реализована она не была из-за отсутствия необходимой материальной базы и финансовых средств.

Следует заметить, что всеобщая диспансеризация населения - это высший уровень заботы государства о здоровье народа. Реализация ее возможна только в том случае, если на это будут предусмотрены специальные кадровые силы и средства. Это должно учитываться и при организации диспансерного наблюдения в отдельных медицинских учреждениях, в частности в поликлиниках врачу для выполнения диспансеризации должно выделяться специальное время, в счет его основной рабочей нагрузки. Эта работа ни в коем случае не должна являться дополнительной нагрузкой.

Главным лицом в организации диспансерного обслуживания в поликлинике является участковый врач-терапевт. Этим вопросом в определенной степени занимаются врачи всех специальностей. Участковый терапевт отвечает за организацию диспансерного обслуживания населения своего участка. В организационном процессе диспансеризации выделяются следующие этапы; отбор контингентов путем активного выявления, регистрация их, проведение комплекса лечебных и социально-профилактических мероприятий, т.е. осуществление собственно диспансерного наблюдения, и оценка результатов эффективности диспансеризации. На одного участкового врача-терапевта должно приходиться не более 120-150 диспансеризуемых больных. Выявление лиц, подлежащих диспансеризации, производится, как правило, при приеме больных врачом в поликлинике или при посещении их на дому. Известное значение имеют и различные профилактические осмотры, где выявляются наиболее ранние стадии заболеваний. Все больные, отобранные для диспансерного наблюдения, регистрируются на «Контрольных картах диспансерного больного». С помощью этого документа врач может установить контроль за сроками явки на повторные обследования. Основным медицинским документом является амбулаторная карта с соответствующей отметкой о том, что больной находится на диспансерном наблюдении. Весьма удачным оказался опыт поликлиники, когда на руки диспансерным больным выдаются книжки, где врач отмечает медикаментозное лечение и другие назначения, указывает дату следующей явки на прием. Как показали наблюдения, такие книжки в какой-то мере дисциплинируют больных, способствуют тому, что они без дополнительного вызова являются в назначенное время на прием к врачу. Первый этап диспансеризации заканчивается выявлением и регистрацией больного. Затем начинается второй, более ответственный этап - собственно диспансерное наблюдение. Здесь проводится тщательное комплексное медицинское обследование, активное лечение и систематическое наблюдение с осуществлением санитарно-оздоровительных мероприятий. Важное значение имеет и учет эффективности всей диспансерной работы, проводимой в поликлинике. Существует большое количество методик проведения диспансеризации: 1) введение единых диспансерных дней для всей поликлиники; 2) введение единых диспансерных дней для отделений; 3) ежедневный вызов диспансерных больных по 2-3 человека на прием. Со временем, стало очевидным, что более организованно диспансеризация проходит в специально выделенные для этого дни. В этот день участковый врач не проводит обычного приема больных в поликлинике. Неотложные больные направляются к дежурному врачу. Повторные больные на эти дни не назначаются. В диспансерный день все вспомогательные службы поликлиники работают только для диспансерного обслуживания. Больные могут быть обследованы в лаборатории, рентгеновском кабинете, кабинете функциональной диагностики, проконсультированы соответствующими специалистами.

По завершении ежегодной диспансеризации выделяются следующие 3 группы; здоровые - лица, не предъявляющие жалоб, не имеющие хронических заболеваний в анамнезе, у которых при медицинском обследовании не обнаружено изменений со стороны отдельных органов и систем, результаты лабораторно-диагностических исследований без отклонений от нормы; практически здоровые - лица, имеющие в анамнезе хроническое заболевание, которое не приводит к нарушению функций организма и не влияет на трудоспособность и социальную активность; в группе практически здоровых выделяются лица с факторами риска в отношении сердечнососудистых, онкологических, неспецифических заболеваний легких, эндокринных и др.; больные с хроническими заболеваниями подразделяются в зависимости от стадии компенсации процесса: полная компенсация, субкомпенсация, декомпенсация.

Динамическое наблюдение I группы (здоровые) осуществляется в форме ежегодных профилактических медицинских осмотров. Для этой группы диспансерного наблюдения составляется общий план лечебно-оздоровительных профилактических и социальных мероприятий, который включает мероприятия по улучшению условий труда и быта, по борьбе за здоровый образ жизни, пропаганду санитарно-гигиенических знаний.

Динамическое наблюдение II группы имеет своей целью устранение или уменьшение влияния факторов риска, повышение резистентности и компенсаторных возможностей организма. Эта группа осматривается с использованием общепринятого минимума исследований, а также дополнительных исследований, связанных с характером риска. Второй раз в году эта группа обследуется только с использованием методик, позволяющих выявить ранние формы заболеваний, «грозящих» диспансеризируемому. Для каждого из этой группы в дополнение к общему плану мероприятий предусматриваются индивидуальные лечебно-оздоровительные мероприятия. Так, например, если диспансеризуемый является часто болеющим острыми заболеваниями, в плане должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на повышение устойчивости организма к влиянию внешней среды (закаливающие процедуры, физическая культура, физиотерапия, фармакотерапия общеукрепляющего Действия и направленная на этиологический фактор, устранение вредных привычек и т.д.). Индивидуальные мероприятия рекомендуются пациенту и проводятся врачом в период профилактических медицинских осмотров.

Таким образом, динамическое диспансерное наблюдение 1 - II групп лиц предусматривает проведение первичной профилактики - предупреждение возникновения заболеваний и укрепление здоровья диспансеризуемых.

Динамическое наблюдение лиц III группы диспансерного учета (реконвалесценты после острых заболеваний, хронические больные) имеет своей целью предупреждение рецидивов, обострений и осложнений уже имеющихся заболеваний, т.е. является важным звеном вторичной профилактики.

При диспансеризации каждый врач должен максимально использовать любую явку пациента в медицинское учреждение по всякому поводу (заболевание, профилактический осмотр, получение справки, оформление санаторно-курортной карты, посещение врачом больного на дому, стационарное лечение и т.д.) для прохождения им минимума обследований, необходимых для диспансеризации данной группы населения, и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.

Диспансерную группу больных, подлежащих динамическому наблюдению врачами-терапевтами, в том числе участковыми, по мнению ученых-клиницистов и организаторов здравоохранения, должны составлять больные со следующими заболеваниями: гипертоническая болезнь I стадии, инфаркт миокарда, хроническая ишемическая болезнь сердца с гипертонической болезнью и без нее; реконвадесценты после острой пневмонии, хроническая пневмония, хронический бронхит, бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь и кистозная гипоплазия легких, абсцесс легкого; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, атрофический хронический гастрит, хронический гепатит, хронический панкреатит, хронический холецистит, желчно-каменная болезнь, хронический колит и энтероколит, цирроз печени, пострезекционные синдромы (через 2 года после операции на брюшной полости); состояние после перенесенного острого гломерулонефрита, хронический пиелонефрит, хронический диффузный гломерулонефрит, хроническая почечная недостаточность в стадии компенсации. Вместе с тем, в соответствии с утвержденной в 2001 г. базовой программой ОМС в поликлиниках для взрослых диспансерному наблюдению подлежат больные, перенесшие острый инфаркт миокарда и острое нарушение мозгового кровообращения.

Терапевты специализированных кабинетов осуществляют консультативные функции. Вместе с тем, наиболее тяжелые больные, требующие специализированного наблюдения и лечения, какой-то период могут и должны находиться под наблюдением соответствующих специалистов и затем снова направляться к участковому врачу.

Важнейшим условием правильной организации диспансеризации являются ежегодное подведение итогов и объективная оценка ее эффективности.

ДИСПАНСЕРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Источником информации по периодическим осмотрам является «Карта подлежащих периодическому осмотру» (ф. 046/у).

Полнота охвата населения профилактическими осмотрами (%):

число фактически осмотренных? 100 / число подлежащих осмотру по плану.

Частота выявленных заболеваний («патологическая пораженность») рассчитывается по всем диагнозам, которые указываются в отчете на 100, 1000 осмотренных:

число заболеваний, выявленных при профосмотрах? 1000 / общее число осмотренных лиц.

Этот показатель отражает качество проведения профилактических осмотров и указывает, как часто встречается выявленная патология в «среде» осмотренных или в «среде» населения района деятельности поликлиники. Более детальные результаты профилактических осмотров можно получить путем разработки «Карт диспансерного наблюдения» (ф. 030/у). Это позволяет данный контингент больных осмотреть по полу, возрасту, профессиям, стажу работы, длительности наблюдения; кроме того, оценить участие в осмотрах врачей различных специальностей, выполнение положенного числа осмотров на одно лицо, результативность осмотров и характер мероприятий, проведенных с целью оздоровления и обследования этих контингентов.

Диспансерное наблюдение за больными Для анализа диспансерной работы используют три группы показателей:

1) показатели охвата диспансерным наблюдением;

2) показатели качества диспансерного наблюдения;

3) показатели эффективности диспансерного наблюдения.

1. Показатели частоты.

Охват населения диспансеризацией (на 1000 жителей) состоит:

«Д»-наблюдении в течение года? 1000/ / общая численность обслуживаемого населения.

Структура больных, состоящих под «Д»-наблюдением, по нозологическим формам (%):

число больных, состоящих под «Д»-наблюдением по данному заболеванию? 100 / общее число диспансерных больных.

2. Показатели качества диспансеризации.

Своевременность взятия больных на «Д»-учет

(%) (по всем диагнозам):

число больных, впервые выявленных и взятых под «Д»-наблюдение Г 100 / общее число вновь выявленных больных.

Полнота охвата «Д»-наблюдением больных (в%): число больных, состоящих на «Д»-учете на начало

года + вновь взятые под «Д»-наблюдение - ни разу не явившиеся? 100 / число зарегистрированных больных, нуждающихся в «Д»-учете.

Соблюдение сроков диспансерных осмотров

(плановость наблюдения), %: число диспансеризированных, соблюдавших сроки явки на «Д»-наблюдение? 100 / общее число дис-пансеризированных.

Полнота проведения лечебно-оздоровительных мероприятий (%):

прошли за год данный вид лечения (оздоровления) ? 100 / нуждались в данном виде лечения (оздоровления).

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Эффективность диспансерного наблюдения зависит от усилий и квалификации врача, уровня организации диспансерного наблюдения, качества лечебно-оздоровительных мероприятий, от самого пациента, его материально-бытовых условий, условий труда, социально-экономических и экологических факторов.

Оценить эффективность диспансеризации можно на основе изучения полноты обследования, регулярности наблюдения, проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий и его результатов. Это требует углубленного анализа данных, содержащихся в «Медицинской карте амбулаторного больного» (ф.025/у) и «Контрольной карте диспансерного наблюдения» (ф.030/у).

Оценку эффективности диспансеризации следует проводить раздельно по группам:

1) здоровые;

2) лица, перенесшие острые заболевания;

3) больные хроническими заболеваниями.

Удельный вес больных, снятых с «Д»-учета в связи с выздоровлением:

число лиц, снятых с «Д»-учета в связи с выздоровлением? 100 / число больных, состоящих на «Д»-учете.

Удельный вес рецидивов в диспансерной группе:

число обострений (рецидивов) в диспансерной группе? 100 / число лиц с данным заболеванием, проходящих курс лечения.

Удельный вес больных, состоящих на «Д»-на-блюдении, не имевших в течение года временной утраты трудоспособности (ВУТ):

число больных диспансерной группы, не имевших в течение года ВУТ? 100 / число работающих лиц диспансерной группы.

Удельный вес вновь взятых на «Д»-учет среди состоящих под наблюдением:

число вновь взятых больных на «Д»-учет с данным заболеванием? 100 / число больных, состоящих на «Д»-учете на начало года + вновь взятые больные в данном году.

7. Городская поликлиника.

13. Центры здоровья.

Медицинская помощь, определение понятия.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий направленных на поддержание и (или) восстановления здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

(Федеральный закон Р.Ф. от 21 ноября 2011г. №323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Р.Ф.»).

Виды медицинской помощи: первая помощь, первая доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная.

Первая медицинская помощь осуществляется людьми, не обязательно имеющими специальное медицинское образование. Уровень первой медицинской помощи не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств или оборудования.

Первая доврачебная помощь оказывается лицами, имеющими специальную подготовку по оказанию медицинской помощи. Это средний медицинский персонал (фельдшер, медицинская сестра) или провизор, фармацевт. Это их уровень знаний и умений.

Первая врачебная помощь оказывается врачом, имеющим необходимые инструментарий, лекарственные средства, и объем такой помощи регламентируется условиями ее оказания, т.е. где она оказывается - вне больничных условий или в поликлинике, машине "скорой помощи", в приемном отделении больницы.



Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами- специалистами высокой квалификации в условиях многопрофильных больниц или травматологических пунктов;

Специализированная медицинская помощь может быть оказана на самом высоком уровне в условиях специализированных клиник, институтов и академий.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1. Вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2. Амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3. В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4. Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Виды, формы и условия оказания медицинской помощи (Таб.1).

Виды медицинской помощи

Формы оказания медицинской помощи

Условия оказания медицинской помощи

Первичная медико-санитарная помощь

Плановая и неотложная

Амбулаторно и в дневном стационаре

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

Не установлены

Стационарно и в дневном стационаре

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь

Экстренная или неотложная вне медицинской организации

Амбулаторно и стационарно

Паллиативная медицинская помощь

Не установлены

Амбулаторно и стационарно

Учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь.

Типы учреждений, оказывающие ПМСП (в перспективе):

I. внебольничную помощь:

1.ФАП, сельские врачебные амбулатории; городские врачебные амбулатории;



2.территориальные поликлиники (в городах);

3.станции и подстанции скорой медицинской помощи;

4.другие типы учреждений: медико-социальные центры для обслуживания лиц пожилого и старческого возраста, поликлинические реабилитационные центры (одно- и многопрофильные), медико-генетические консультации, консультации "Брак и семья", центры психического здоровья и др.

II. больничную помощь.

Система больничной ПМСП, в т.ч. социальной, должна

включать:

Участковые, районные, городские общепрофильные больницы;

Стационарные реабилитационные центры;

Больницы для хронических больных;

Дома сестринского ухода;

Пансионаты.

Участковый принцип сохраняется, однако, это не исключает свободный выбор врача. Пациенту предоставляется право выбора врача и учреждения.

Городская поликлиника.

Центральным учреждением ПМСП является поликлиника

Почему поликлиника является важнейшим учреждением в системе организации медицинской помощи?

1. Это учреждение самой массовой медицинской помощи (которую получают около 80% всех больных, из обращающихся поликлинику начинают и заканчивают лечение в ней).

2. Это более дешевый вид медицинской помощи.

3. Это основное учреждение, где возможно развивать принципы профилактики (больны обращаются в начальной стадии заболевания, здесь развивается основной вид профилактической деятельности врачей – диспансеризация, введется пропаганда ЗОЖ, профилактика неинфекционных заболеваний и др.).

Определение

ПОЛИКЛИНИКА (от греч. polis - город и клиника), многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение для оказания медицинской помощи приходящим больным и больным на дому.

Поликлиника – главное звено в организации лечебно-профилактической помощи населению, проживающему на территории их деятельности, а также работникам прикрепленных к ней предприятий.

Амбулатория (от лат. ambulare - ходить). Лечебница для гуляющих больных.

(Условно амбулатория от поликлиники отличается тем, что – это небольшое учреждение, в ней не более 5 врачебных должностей).

Структура МСЧ.

1. Поликлиника: Цеховые участки. Специализированные отделения.

2. Здравпункты (врачебные, фельдшерские).

3. Стационар на 400-600 коек.

4. Санаторий, профилакторий.

5. Диетстоловая.

6. Детские оздоровительные учреждения.

Задачи МСЧ.

1) Квалифицированная, специализированная медицинская помощь как в поликлинике, так и в стационаре.

2) Диспансеризация в соответствие с Базовой программой медицинского страхования.

3) Организация и проведение, совместно с ЦСЭН, предварительных, при поступлении на работу, и периодических профилактических медицинских осмотров.

4) Экспертиза временной нетрудоспособности.

5) Учет и анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, проф. заболеваний, инвалидности, травматизма.

6) Мероприятия по реабилитации больных и инвалидов (совместно с администрацией), включая рекомендации о переводе на другие участки работы.

7) Медицинский отбор нуждающихся по состоянию здоровья в направлении в санаторий, профилакторий, на диетпитание.

8) Выявление и госпитализация в установленном порядке инфекционных больных и проведение, совместно с ЦСЭН, противоэпидемических мероприятий.

9) Участие в разработке совместно с администрацией и профсоюзом комплексного плана санаторно-оздоровительных мероприятий и проведение совместного контроля за его выполнением.

10) Проведение санитарно-профилактических мероприятий совместно с отделением промышленной гигиены ЦСЭН.

11) Подготовка и руководство общественно-санитарным активом, проведение санитарно-просветительной работы.

12) Участие в работе инженерно-врачебных бригад

Здравпункт – это первичное лечебно-профилактическое учреждение на промышленных предприятиях, в строительных и транспортных организациях, учебных заведениях.

Существуют 2 типа здравпунктов:

1. врачебный

2. фельдшерский

Здравпункты врачебные организуются на промышленных предприятиях с числом работающих не более 1200, а фельдшерские – с числом работающих не менее 500. При здравпункте может функционировать зубоврачебный кабинет. Врачебный здравпункт и фельдшерский здравпункт входят в состав МСЧ или поликлиники.

Задачи здравпунктов:

1) Оказание первой помощи при внезапных заболеваниях, несчастных случаях и травмах.

2) Проведение профилактической работы в цехах.

3) Подготовка рабочих к оказанию само- и взаимопомощи с целью оказания первой помощи пострадавшему или внезапно заболевшему.

4) Диспансерное наблюдение.

5) Снижение заболеваемости и травматизма среди рабочих и служащих.

6) Учет и анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 7)Выявление совместно с ЦСЭН участков производства с профессиональными вредностями.

8) Улучшение санитарно-гигиенических условий труда.

9) Контроль за соблюдением правил техники безопасности.

На сегодняшний день рабочим остается ПРИКАЗ №846 от 24 июня 1985 года «Об утверждении Положений о медсанчасти и терапевтическом отделении поликлиники по оказанию медицинской помощи трудящимся».

Тема 1. Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи

1. Медицинская помощь, определение понятия.

2. Виды медицинской помощи: первая помощь, первая доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная.

3. Правовые основы оказания первичной медицинской помощи в Российской Федерации.

4. Первичная медицинская помощь: «первичная медицинская помощь», «первичная медико-санитарная помощь», «амбулаторно-поликлиническая помощь».

5. Организация первичной медицинской помощи по участковому принципу.

6. Учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь.

7. Городская поликлиника.

8. Основные направления деятельности городской поликлиники, обслуживающей взрослое население.

9. Структура учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

10. Особенности оказания первичной медицинской помощи работникам промышленных предприятий, сельским жителям.

11. Организация медицинской помощи на дому.

12. Особенности организации медицинской помощи по типу «стационар на дому» и «дневной стационар».

13. Центры здоровья.

14. Организация первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н
"Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2005 г., регистрационный N 6954);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 584 "О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2006 г., регистрационный N 8200).

Регистрационный N 24726

Утверждено Положение об организации оказания первичной медсанпомощи. Речь идет о помощи взрослому населению на территории России.

Указанный вид помощи является основой системы оказания медицинской помощи. Он включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению.

Безвозмездно помощь предоставляется в рамках Программы госгарантий бесплатного оказания гражданам России медпомощи за счет средств ОМС и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством.

Помощь оказывается в плановой и неотложной формах, амбулаторно и в условиях дневного стационара. Она включает в себя доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарные виды помощи.

Для повышения эффективности оказания помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни пациента и не требующих экстренного вмешательства, в медорганизациях может организовываться отделение (кабинет) неотложной помощи.

Приказы об утверждении порядка организации оказания первичной медсанпомощи и о порядке организации медобслуживания населения по участковому принципу признаны утратившими силу.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"


Регистрационный N 24726


Настоящий приказ