Развитие периферического поля зрения. Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сегодня рассмотрим третье – поле зрения.

Посмотрим на движение глаза по строке при обычном чтении.

Движение – фиксация – движение.

Несколько важных моментов:

1. Мы можем видеть только тогда, когда глаза неподвижны. Когда они движутся, мы не воспринимаем входящую информацию. Это как фотоаппарат – фиксация информации только в момент нажатия.

2. Мы воспринимаем текст только в пределах поля зрения.

3. Глаза не отвечают за распознавание информации. Информацию мы воспринимаем исключительно благодаря нашей способности мыслить. Глаза здесь не при чем.

Физиологический процесс такой: глаз запечатлел, то, что попало в поле зрения — преобразовал в электрический импульс – передал импульс в мозг – мозг обработал сигнал.

Движения глаз при чтении

Информацию о характере движения глаз при чтении ученые получили после проведения экспериментов с аппаратом, записывающим движение глаз.

На следующем рисунке показано движения глаз при чтении 6 строк. Малые точки – это отметки времени 6,8 мс, большие точки – фиксации.

После осуществления скачка глаз переходит в состояние фиксации, в процессе которой происходит собственно восприятие предмета. В этом состоянии глаз находится 90 - 95% всего времени наблюдения.

Фиксация — неподвижное состояние глаз, во время которой происходит распознавание слов.

«Глаза делают остановки в самых разных частях текста. Точный механизм этого учеными до сих пор не выяснен. Глаза могут остановиться и не на конкретном слове, а между словами. Однако мы этого не осознаем. С нашей субъективной точки зрения мы воспринимаем непрерывный текст. На самом деле мозг получает информацию небольшими кусочками, но затем складывает ее воедино ». И. Головлева. «Учимся читать быстро».

Эксперименты показали, что читатель совершает 10-15 фиксаций на строке, перемещая глаза скачками, а затем переходит на следующую строку. В среднем глаза останавливаются на фиксацию на ¼ секунды.

Вот как будет выглядеть движение глаза при чтении текста «садовник встретил дочку кухарки, которая пошла в школу».

С повышением наших читательских навыков сокращается число фиксаций и регрессий, что наглядно видно в следующей таблице.

Динамика количества фиксаций и регрессий (из книги О.А.Кузнецова и Л.Н. Хромова «Техника быстрого чтения» ).

Длительность же фиксаций с некоторого момента обучения, держится на уровне 0,24 сек. Другие опыты показывают, что эта длительность слабо меняется вне зависимости от навыка чтения.

Микродвижения и фиксации – это природа нашего зрения, поэтому изменить этот механизм невозможно. Но... можно его оптимизировать, сократив число фиксаций.

Так может выглядеть в динамике процесс обучения навыкам скорочтения.

Важный вывод: чем меньше остановок – тем выше скорость чтения.

Области зрения при чтении

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

При чтении мы можем распознавать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта.

Различные физиологические зоны зрения показаны на рисунке ниже.

Физиологические зоны изменить мы не в состоянии (у каждого человека это постоянная величина), но более эффективно использовать периферическое зрение возможно.

Этим самым мы увеличим широту поля зрения.

Что это означает – расширится объем воспринимаемой информации за одну фиксацию, за счет периферического зрения и повысится способность угадывать содержание информации по расплывчатым формам.

Определимся с некоторыми понятиями.

Поле зрения — это широта охвата информации за одну фиксацию глаза.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до 2/3 расстояния по горизонтали. Определено, что за один взгляд мы можем увидеть от одной до пяти строк . Отсюда вертикальное чтение вполне возможно.

Овладевшие навыками быстрого чтения, почти не передвигают глаза по горизонтали слева направо. Их глаза двигаются в основном зигзагообразно по вертикали сверху вниз. О способах движения глаз мы поговорим в следующей статье.

Упражнения для расширения поля зрения

Тренировки, направленная на увеличение поля зрения включают упражнения с таблицами Шульте, с пирамидами цифр и др.

В этой статье я подробно не останавливаюсь на упражнениях, при желании их легко можно найти в любой литературе по скорочтению. Остановлюсь лучше на более важных моментахпринципах.

Упражнения принесут больше пользы, если понимаешь – на что они направлены. Ведь тренировка с таблицами и пирамидами – это не самоцель. Цель – помочь мозгу изменить программу восприятия текста, так чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество именно смысловой информации.

Ведь само по себе расширение поля зрения может и не повлиять на скорость чтения, даже если мы и будем видеть намного больше слов за одну фиксацию. Здесь важна психологическая сторона.

Все эти тренировки носят чисто психологический характер. Поскольку при этом не меняется сама природа работы глаз, не повышается эффективность зрения, но обостряется и ускоряется умственная реакция на визуальное изображение.

Чтение, как синтез физической и умственной деятельности

Будем помнить, что чтение – это психофизиологический акт – синтез физической и умственной деятельности. Здесь важна работа и глаза, и мозга. Расширения поля зрения можно добиться только объединив усилия глаза и мозга. Именно мозг обязывает глаза видеть шире и больше.

Возможности мозга превышают возможности глаз при чтении, он может обработать 10 в 15 степени операций в секунду. Такое количество информации не поступает в мозг даже при самой высокой скорости чтения. Поэтому важно, чтобы глаз фиксировал только содержательную информацию.

Мы знаем, что многие тексты избыточны . Есть слова, передающие основной смысл, но есть и слова, использующиеся в конструктивно-стилистических целях – для организации текста.

Структурная лингвистика утверждает, что в общественно-политических, научно-популярных стилях, существенная информация содержится в небольшой части текста – 25-30 %.

Мозг очень избирательно относится к различной информации и может оперативно обнаруживать в тексте существенное. Встретив это существенное, он даст команду глазам пробежаться именно по этим строкам, этим словам. Т.е. мозг и осмысливает и одновременно направляет глаза на нужную информацию.

Не будем забывать и о способности мозга к антиципациям , т.е. предвидению. Мы уже говорили в одной из статей об этом качестве. Оно распространяется не только на слова, но и на большие отрывки. Мы предугадываем дальнейший ход и соответственно глаза уже готовы искать эту важную информацию, попутно исключая второстепенную.

Важное замечание: Широкое поле зрения существенно сокращает время поиска именно информативных фрагментов текста.

Думаю, что стало более понятно — зачем повышать поле зрения.

Не только для того чтобы больше увидеть на строке, а скорее для того чтобы помочь мозгу быстрее выделить важную информацию. Мы как бы закачиваем в него больше данных, в которых ему легче сориентироваться и выделив главное более эффективно управлять процессом зрения по дальнейшему поиску этого главного. Вот такой замкнутый цикл.

На этом закончим с физиологическими аспектами скорочтения и в следующих статьях рассмотрим стратегические и тактические приемы повышающие скорость, понимание и запоминание прочитанного.

Жду Ваших вопросов, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Если статья понравилась нажмите, пожалуйста, на кнопку соц. сетей.

8 комментариев к записи “Поле зрения при скорочтении”

    Николай, спасибо за полезную информацию! Ваши статьи хочется читать не в сутолоке рабочего дня, а в тишине и на «свежую» голову. Ловлю себя на мысли, что при прочтении профессиональной литературы именно так и воспринимается моим мозгом текст. Но мне сейчас хочется прочитать как можно больше классической литературы. Ведь, согласитесь, что истинное понимание классиков приходит с годами, а не в юности, как бы нам не «разжевывали» в школе. Поэтому для меня важно научиться технике быстрого чтения именно с этой целью. Помню, Вы писали, что техника быстрого чтения не применима для чтения художественной литературы. Возможно, я не правильно поняла Вас. Посоветуйте, пожалуйста.

    • И Вам спасибо Галина за отклик и вопрос!

      Художественная литература. Она ведь тоже разная. Если детектив хочется читать как можно быстрее стремясь к развязке, но как можно быстро читать Паустовского, Пришвина, Нагибина?

      Или пример которой я приводил в серии статей по чтению комедии «Горе от ума» начиная с этой статьи

      Попробуйте прочесть две страницы за минуту.

      Почувствуйте результат. Удалось что-то понять, прочувствовать. В книге 300 страниц — при такой скорости — затратится 2,5 часа. Можно ли выдержать такой темп 2,5 часа? При этом получив удовольствие от чтения и проникнув в атмосферу, созданную писателем.

      Этот простой опыт показывает, что при такой скорости упускаются детали, пропускаем описательную часть. Следим только за сюжетом.

      Но можно читать и так. В своей книге «Как прочитать все самое лучшее» я описывал три стадии прочтения — первая — это только сюжет. Отследили сюжет, далее второе прочтение — это уже детали,атмосфера, третье — более глубокое проникновение в произведение. По другому я слабо представляю чтение, ведь это все таки художественное произведение, а не новости.

      Техника быстрого чтения может быть применена к чтению художественной литературы, но вряд ли от такого чтения можно получить удовольствие, которое автор закладывает в детали и описания, которое при быстром прочтении пропускается.

      Хотя есть вариант быстрого чтения художественной книги, опишу в ближайшей статье.

      А пока у меня к Вам вопрос — как прошел эксперимент с чтением двух страниц за 1 минуту? Если вы ответите, то я возможно смогу помочь советом, какие навыки вам следует развить.

      Кстати три последние статьи направлены на устранение физиологических моментов тормозящих скорость чтения. Даже это позволит повысить скорость до 500 слов при этом не теряя качества погружения. Но для этого нужна длительная тренировка. Вcе ли готовы к этому?

      С уважением, Николай.

      • Осилила только одну страницу (250 слов) за минуту, да и этот темп для меня велик. Вы правы, упускаешь тонкости, детали. Хочется перечитать. Буду благодарна, если дадите конкретный совет. Спасибо.

        • Вот теперь Вы на собственном опыте знаете, что стоит за быстрым чтением художественной литературы. Потеря качества.

          Устранение внутреннего проговаривания, без регрессий и расширив поле зрения. Об этом три моих последних статьи.

          Но... даже такая скорость не дает возможности прочитать все то что хотелось бы.

          Если при скорости 250 слов/минуту книгу в 300 страниц можно прочесть за 5 часов. При скорости 500 — за 2,5 часа. Это свободное время еще можно можно найти в течении дня. Но это дает 1 книгу в день.

          Вас устраивает такой результат? Если да — то стоит освоить обычную технику скорочтения, устранив три ограничения.

          2 книги — 3 часа и тд.

          Все эти сказки про 1 000 слов в минуту и более — относятся к технике извлечения информации из нехудожественных книг. Поэтому не стоит слишком верить различному фоточтению и тд.

          Хотя чисто теоретически можно читать страницу за секунду — но... в таком случае нужно развивать не технику скорочтения, а целостное восприятие. На это могут уйти годы, не меньше. Требуется отработка множества навыков на тысячах объектов.

          Если кратко — то тренируется наблюдательность. В любом объекте без подготовки человек видит с десяток деталей. Задача видеть сотни. Постепенно формируется целостное видение. Постепенно — это годы.

          Результата достигают поистине гении, я по крайне мере таких не встречал. Хотя знаю что они есть — несколько человек, но вряд ли они могут описать технологию. Скорее — это природное свойство.

          Поэтому будем исходить из реалий. Если интересует теоретические возможности — я остановлюсь на них подробнее. Но все же это возможности теоретические.

          Если интересует практические возможности, то одну технику нестандартного чтения я опишу в следующей статье.

          Например по этой технологии я «прочел» буквально вчера книгу Уоррена «Дебри» за 1 час.

          Но все же это одна книга в день. Нужно время и на другие дела.

          С уважением, Медведев Николай.

          • Николай, огромное спасибо за ответ! Для меня достаточно научиться быстрому чтению в 500 слов в мин. Две книги в день — в голове будет каша от прочитанного. Я бралась однажды за освоении техники быстрого чтения по книге О.А. Андреева. Все три принципа мне знакомы. Но применять их на практике так и не получилось: то ли терпения не хватило, то ли внимания, то ли времени. В любом случае, это должно зависеть от меня, моих способностей, возможностей, желания. Буду признательна любому Вашему совету. Если у меня не получается освоить технику самостоятельно, то может попробовать приобрести какие-то он-лайн программы. Какого Вы о них мнения?

            Все школы скорочтения настроены на работу с нехудожественной литературой. Методики по устранению недостатков чтения предполагают длительную практику. Обычно в этих школах даются некоторые алгоритмы рационального чтения, отсюда возникает иллюзия, что стали читать быстрее. На самом деле — стали пользоваться алгоритмами чтения. Влияние базовых недостатков (допустим что их 3) несколько уменьшилось, но не существенно. Поэтому для нехудожественной литературы вроде бы и нормальные результаты.

            Но в отношении с художественной несколько другой результат. За те 2-3 недели от недостатков не избавишься. А для художественной литературы именно они являются ограничением, поскольку текст читается без пропусков фрагментов и требуется банально увеличить скорость, а не рационально искать нужную информацию.

            Для начала нужно определить для себя желаемый уровень извлечения информации из художественной книги. Только сюжет или все же что-то еще.

            Вариант: прочитать книгу со скоростью 1 минута — 2 страницы, улавливая главную нить и делая пропуски деталей. Всю книгу. Затем отложить — подумать, если есть необходимость второго прочтения, то уделить внимание деталям. Большинство книг даже не требует второго прочтения — достаточно сюжета. Если очень понравилась — третье прочтение — получить удовольствие от художественности. Любимые книги — перечитывают всю жизнь.

            Что касается навыков по устранению недостатков, тренировать их следует на практике чтения, а не абстрактно. Курсы уже не нужны — Вы же знаете о них, поэтому читаете и применяете: не проговаривая, не возвращаясь. Время сделает свое дело и результат будет. Это хотя бы для начала. Всего не опишу сейчас — подготовлю отдельную статью.

            С уважением, Николай.

    Николай, большое спасибо! Буду тренировать свою технику чтения. Из Ваших комментариев я поняла, что чтение художественной литературы, во всяком случае для меня, достаточно в том темпе, какой есть. Иначе теряется смысл самого чтения. И все-таки... «нет предела совершенству»! Буду стремиться к нему.

    Позвольте предложить Вам тему для новой статьи. В наш век компьютерных гаджетов очень сложно усадить ребенка за чтение даже интересной книги. Я вижу выход только в том, чтобы самой читать детям вслух, т.к. чтение «из-под палки» не эффективно (помню из своего детства). Возможно у Вас есть некоторый опыт, или желание изучить данную тему и рассказать в своих статьях. Спасибо за участие! Всего Вам доброго!

Данная таблица используется для того, чтобы расширить свое поле зрения.

Правила тренировки на таблицах Шульте: находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска).

Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 25—30 см. Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.

При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное — расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками.

«Добрый день. Меня зовут доктор Шульте.
Несколько лет назад я придумал одно развивающее упражнение. К моей радости это упражнение стало очень увлекательной игрой. Правила очень просты — в таблице перемешаны все ячейки от одного до девяти. Наша задача — на время перещелкать все ячейки в порядке возрастания: 1, 2, …9.
Признаюсь, я сам не ожидал такой хорошей отдачи от выполнения этого упражнения, но факт есть факт: большинство студентов, которым это упражнение нравилось, увеличили свою скорость чтения буквально на моих глазах в течение семестра. Этого, в принципе, и следовало ожидать, поскольку скорость чтения сильно зависит от так называемого «периферического» зрения.
Тогда же мне пришла идея расположить в ячейках не цифры, а цвета — здесь уже надо перебирать все цвета от красного до фиолетового. Я пока не могу сделать окончательный вывод о пользе этого упражнения (не собран ещё статистический материал), но могу сказать одно — это упражнение способствует развитию пространственного мышления и фантазии. Александр, один из моих способных студентов, на тренингах не мог представлять предметы различных цветов. Как он утверждал, сами предметы он может представить, но вот придать им цвет — это было для него непосильной задачей. Несколько дней тренировок — и он уже мог представлять цветные объекты. Его случай далеко не единственный.
В мнемотехнике, с помощью которой можно запоминать большой объем данных, умение манипулировать цветом в своей фантазии — это очень сильный инструмент. Не говоря уже о способности различать цвета по небольшим их признакам. А о высоком значении этого навыка в реальной жизни даже не и говорить — все мы это прекрасно знаем.
Я уверен, что игра принесет вам удовольствие от процесса, и радость от достигнутых результатов. Вы, как и мои студенты, почувствуете ту силу, которую дает вам эта незатейливая веселая игрушка. Успехов вам, идущие к совершенству.»

Доктор психологических наук Давид Шульте.

Shultz tables - случайно расположенные числа для тренировки скоростного их нахождения по-очереди. Обычно применяются для тренировки, развития исследования, психического темпа восприятия, в то числе скорости зрительных поисковых движений. Ориентировочные глазные движения являются основой быстрого чтения. Также позволют увеличить поле зрения читателя. Широкое поле зрения уменьшает время обнаружения информативных фрагментов текстов.

Назначение теста: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов

Описание теста: испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту: испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Как сделать таблицу Шульте своими руками?

Таблица Шульте - это листок, на котором нанесен квадрат со сторонами 20см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в случайном порядке числа или другие объекты.

Немного дополнительной информации

Максимальная зона видения читателя занимает 30 градусов. Зона ясного видения равняется 14 градусам. Область сто процентного видения занимает 1.4 градуса.

При движении взгляда человека наибольшая острота зрения возникает в центральной зоне сетчатки, так называемой зоне ясного видения. Все, что находится за пределами зоны ясного виденья, на периферии, человеком видится не ясно. Широкое поле зрения сокращает время поиска важных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно значительно расширить, например, использованием таблицами Шультe.

Работа с таблицей Шульте развивает внимание. Важно - не рыскать взглядом, главное - при взгляде в центр таблицы Шульте ясно видеть одномоментно с центральной цифрой верхние левую и правую, а так же нижние левую и правую цифры.

Неверное выполнение упражнения
с таблицей Шульте

Правильное выполнение упражнения
с таблицей Шульте

При регулярном использовании Таблицами, расширяется периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет применения параллельного режима анализа печатных символов.

Режим занятий. Хорошее периферийное зрение, а также зрительные поисковые навыки могут быть достигнуты не только при правильном выполнении поиска чисел, но и при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.

Правила использования таблиц Шульте

  • Находить цифры требуется беззвучным счётом в возрастающем порядке. Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 30 сек.
  • Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре таблицы Шульте, чтобы охватывать всю таблицу целиком.
  • Время занятий нужно выбирать так, чтобы не уставать.
  • При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз не допустимы. Расстояние от таблицы до глаз как обычно.
  • При работе с таблицами следует помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное — расширить поле зрения.

Стимульный материал

Для тренировки своего периферийного зрения, а также способности быстро находить информацию в тексте используются таблицы Шульте различного уровня сложности.

Первый уровень содержит таблицы Шульте для детей и начинающих заниматься скорочтением. Эти таблицы имеют размерность 3x3 и 5x3. Если эти таблицы даются просто - пора переходить на второй уровень.

Второй уровень таблиц Шульте содержит традиционные таблицы с двадцатью пятью ячейками 5x5.

Третий уровень содержит специальные таблицы Шульте для тех, кому легко дались предыдущие уровни. Во-первых, в них есть разноцветные матрицы, в том числе и красно-черные таблицы (Методика Горбова). Во-вторых, здесь представлены большие таблицы Шульте.

1. Разноцветные таблицы




2. Красно-черные таблицы Горбова-Шульте

Таблице Горбова-Шульте чаще всего применяются для оценки скорости переключения внимания. Таблицы Горбова-Шульте - это модификация обычной таблицы Шульте. Они представляют собой квадрат 7х7, в котором в беспорядка расположены черные числа от 1 до 25 и красные числа от 1 до 24. Цвета в таблице могут быть заданы двумя способами: цветом фона ячеек или цветом самих чисел

Задача занимающегося находить в возрастающем порядке черные числа, а в убывающем - красные. При этом числа из каждой цветовой группы необходимо находить поочередно - 1 черное 24 красное, затем 2 черное, 23 красное и т.д.

Для тренировки навыка быстрого чтения многие специалисты рекомендуют выполнять специальные упражнения с таблицами Шульте. Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения , увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения. В данной статье вы найдете подробное описание методики упражнений с таблицами Шульте. Кроме того, вы сможете пройти тестирование по этим таблицам онлайн и при желании бесплатно скачать таблицы Шульте различного уровня сложности.

Что это такое? Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) - это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Такая таблица представлена на картинке ниже:

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.

Эффект от упражнения. Обычно Shultz tables применяются для развития темпа восприятия информации, а также в качестве теста для изучения текущего состояния этого темпа. Постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста. Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.

Кроме того, таблицы Шульте часто применяются в тренингах по Нейролингвистическому программированию (НЛП) для получения так называемого состояния высокой продуктивности, которое осуществляется за счет переключения сознания от критического восприятия к определенной апатии и возможности эффективно выполнять логичные и последовательные операции. В принципе, этот эффект также важен и для скорочтения. Поэтому можно сказать, что работа с таблицами Шульте оказывает двойной эффект на увеличение скорости чтения.

Методика выполнения упражнения

Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать числа нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25. О том, как читать, не проговаривая про себя (без артикуляции), смотрите в данном уроке . Найденные числа фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все числа, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.

Наилучшая тренировка зрительных навыков скорочтения при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до книги или до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.


Неверное выполнение упражнения
с таблицей Шульте


Правильное выполнение упражнения
с таблицей Шульте

Достижение нужного эффекта. Занимаясь с таблицами Шульте, важно понимать, что именно вы тренируете - свои зрительные навыки . Поэтому главное не желание как можно скорее закончить каждую таблицу, а правильное выполнение упражнения, то есть соблюдение методики, описанной выше. Поначалу при выполнении упражнения у вас могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей вы будете находить числа все быстрее и быстрее. В конце концов вы поймете, что теперь находите числа куда быстрее, чем если бы просто искали их обычным движением глаз. Это и есть нужный эффект от методики упражнений с таблицами Шульте.

Хорошее периферийное зрение, а также зрительные поисковые навыки могут быть достигнуты не только при правильном выполнении поиска чисел, но и при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.

Заниматься с таблицами Шульте

Для тренировки своего периферийного зрения, а также способности быстро находить информацию в тексте вы можете бесплатно скачать таблицы Шульте различного уровня сложности.

Первый уровень содержит таблицы Шульте для детей и начинающих заниматься скорочтением. Эти таблицы имеют размерность 3x3 и 5x3. Такие таблицы доступны 4brain . Если эти таблицы даются вам просто - пора переходить на второй уровень.

Второй уровень таблиц Шульте содержит традиционные таблицы с двадцатью пятью ячейками 5x5. Кроме того, вы можете воспользоваться онлайн программой для упражнений со стандартными таблицами Шульте, которая приведена ниже. Скачать таблицы второго уровня сложности.

Третий уровень содержит специальные таблицы Шульте для тех, кому легко дались предыдущие уровни. Во-первых, в них есть разноцветные матрицы, в том числе и красно-черные таблицы (Методика Горбова). Во-вторых, здесь представлены большие таблицы Шульте.

Такие таблицы позволяют эффективнее тренировать периферийное зрение, в особенности при быстром чтении с сайтов, журналов - источников не только с текстовой, но и графической информацией.

Родителям известно, как сложно научить ребенка читать, а тем более - читать быстро и правильно, при этом улавливая суть прочитанного. Предлагаем несколько дельных советов, которые помогут малышу быстро усвоить методику скорочтения!

Учить малыша скорочтению можно с 6 лет, когда ребенок может самостоятельно читать хотя бы 30 слов в минуту.

Быстрое чтение можете вашему ребенку преуспеть в школе и быстрее обрабатывать огромные массивы информации, которые к нему попадают.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Развивать концентрацию внимания

Умение ребенка концентрировать свое внимание на тексте на протяжении длительного времени, очень важно для развития скорочтения.

Этот навык можно тренировать с помощью различных лабиринтов на бумаге, из которого малышу нужно найти выход с помощью взгляда или ручки.

Развивать образное поле зрения

Поскольку процесс чтения основан на образах, ребенок с легкостью может видеть и воспринимать одновременно пару слов.

Например:

Если читать фразу «Саша съел конфету» по словам, то у ребенка в голове сначала появляется образ мальчика Саши, затем то, как он ест, и только потом он представляет конфету. Если же малыш будет видеть одновременно все 3 слова, то образ, который у него возникнет, будет один, цельный и общий: как мальчик ест конфету.

Такой подход отнимает у ребенка куда меньше времени на понимание текста.

Чтобы натренировать такой навык, нужно расширять поле зрения ребенка. Предложите ему упражнение с «клиновидными таблицами» (см. рис.)

Малышу нужно сосредоточиться на центральном столбике и опускать взгляд вниз, при этом вслух называть цифры с соседних столбцов. Необходимо дойти до самого низа таблицы и видеть одновременно числа, которые находятся слева и справа от центрального столбика.

Научиться не проговаривать слова

Когда во время чтения малыш проговаривает вслух каждое слово, это очень замедляет процесс. Кроме того, звук слов отвлекает ребенка от восприятия информации, поэтому запоминать текст он будет хуже.

Учите ребенка постепенно отказаться от этой привычки, проговаривая слова про себя.

Не возвращаться глазами к прочитанному

Дети часто грешат привычкой возвращается глазами к уже прочитанному тексту. Это негативно влияет на понимание прочитанного и снижает скорость чтения, поскольку малыш перечитывает одну и ту же информацию по несколько раз.

Чтобы избавиться от этого, ребенку нужно водить пальчиком вдоль строки. А когда он научиться это делать быстро, то и скорость чтения возрастет в разы.

Учиться выделять в тексте главную мысль

Один из главных навыков в скорочтении для детей - выделять в тексте главную мысль.

Чтобы тренироваться, дайте ребенку цветной маркер и попросите выделять им те предложения, которые он считает самыми важными в рассказе. Также можно попросить малыша пересказать текст в нескольких предложениях, когда он закончит его читать.

Instagram @undeuxtroismag

Больше полезных приемов для развития скорочтения у ребенка читайте в книге Дениса Черепанова «Скорочтение для занятых детей»!

Что это такое? Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Такая таблица представлена на картинке ниже:

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.

Эффект от упражнения. Таблицы Шульте применяются для развития темпа восприятия информации, а постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста. Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.

Методика выполнения упражнения

Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать числа нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25. Найденные числа фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все числа, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.

Наилучшая тренировка зрительных навыков при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.


Неверное выполнение упражнения
с таблицей Шульте


Правильное выполнение упражнения
с таблицей Шульте

Достижение нужного эффекта. Занимаясь с таблицами Шульте, важно понимать, что вы тренируете свои зрительные навыки. Поэтому главное не желание как можно скорее закончить каждую таблицу, а правильное выполнение упражнения, то есть соблюдение методики, описанной выше. Поначалу при выполнении упражнения у вас могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей вы будете находить числа все быстрее и быстрее. В конце концов вы поймете, что теперь находите числа гораздо раньше, чем если бы просто искали их обычным движением глаз. Это и есть нужный эффект от методики упражнений с таблицами Шульте.


Режим занятий. Хорошее периферийное зрение, а также зрительные поисковые навыки могут быть достигнуты не только при правильном выполнении поиска чисел, но и при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.