Гомер. Илиада. Дополнительная информация о поэме

«Илиада» - древнейший памятник древнегреческой письменности, созданный полулегендарным слепым гением Гомером. «Илиаду» ориентировочно датируют 8-9 веком до н. э., а события, описанные в ней, восходят к 13-12 веку до н. э., когда под стенами великого античного города разворачивалась многолетняя Троянская война.

Несмотря на то что гомеровская «Илиада» посвящена Троянской войне, она описывает только последний 41 день легендарной битвы. За этот относительно непродолжительный период автору удается раскрыть характер войны и ее основных действующих лиц.

Персонажи поэмы делятся на два противоборствующих лагеря - троянцев и греков (фигурируют в тексте под названием - ахейцы, данайцы). Самые заметные фигуры троянского лагеря:

  • благородный Гектор, царевич осажденного города, сын старого царя Приама и главный военачальник;
  • брат Гектора Парис, выкравший Елену и положивший начало великой войны;
  • герой Эней, обреченный, подобно Одиссею, на длительные послевоенные скитания, которые стали почвой для самостоятельных произведений (например, «Энеиды» Вергилия);
  • Антенор - мудрейший среди троянских старейшин.

Главные действующие лица греческого лагеря:

  • царь Спарты Менелай, муж украденной Елены;
  • микенский царь Агамемнон, брат Менелая, военный главнокомандующий, сагитировавший греческих правителей отправиться на войну;
  • Ахилл, герой, полубог, сын мирмидонянского царя Пелея и божественной нимфы Фетиды, величайший из греческих воинов, славящийся своей неуязвимостью;
  • хитроумный Одиссей, царь Итаки, его многолетние скитания легли в основу второй части гомеровской дилогии «Одиссея».

Вот уже десять лет длится изнурительная война между ахейцами (греками) и троянцами. Греческие войска отчаянно атакуют стены славного города, а троянцы храбро держат осаду. И не видно этому сражению ни конца ни края. В стане греков нарастает напряжение. Эллины оторваны от родных домов, впутаны в затянувшуюся войну и больше всего на свете мечтают, чтобы многолетняя бойня поскорее завершилась.

События «Илиады» начинаются с того рокового дня, когда жрец Аполлона Хрис пришел в военный лагерь греков. Старик обратился к греческому предводителю царю Микен Агамемнону с просьбой освободить его любимую дочь Астиному, что была взята в плен. Агамемнон противится, он не хочет расставаться со своей наложницей, которой уделяет больше времени, чем законной супруге Клитемнестре. Главнокомандующий грубо отсылает жреца, бросая вслед, что Астинома состарится среди греков и будет всегда делить ложе с Агамемноном. Убитый горем отец взывает к Аполлону, прося послать кару грекам, отобравшим его любое дитя.

С этого момента в стане ахейцев наступает страшный мор, уносящий жизни сильных воинов. Греки собираются на совет. Речь держит величайший эллинский герой неуязвимый Ахилл. Он храбро обвиняет Агамемнона в беде, постигшей войско. «Эх, ты, в бесстыдство одетый, о выгоде все твои думы!» - бесстрашно восклицает Ахилл, требуя, чтобы царь Микен, как и полагается верховному командующему, отодвинул свои желания на второй план и задумался о войске. Герой напоминает Агамемнону, что это он втянул греков войну. Троянцы не сделали ничего дурного Ахиллу и другим эллинцам, они не нападали на их города, не топтали пашни, не убивали родных и близких. В этой войне мы «честь Менелая блюдем и твою, образина собачья!»

Агамемнон соглашается отдать любимую наложницу, но, чтобы отомстить очернившему его Ахиллу, забирает его рабыню Брисеиду. Герой вне себя от гнева. Он взывает к своей божественной матери Фетиде и та умоляет громовержца Зевса посылать неудачи грекам. Сам же Ахилл закрывается в своей палатке и отказывается принимать участие в сражениях, невзирая на то что греческие войска терпят одно поражение за другим.

Яблоко раздора
Согласно древнегреческим эпическим преданиям, начало Троянской войны было положено на свадьбе Пелея и Фетиды (родителей Ахилла). На торжество были приглашены все, кроме богини раздора Эриды. Оскорбленное божество подбросило золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей».

Зевс приказал Парису отдать яблоко одной из богинь - Гере, Афине или Афродите. Парис выбрал красавицу Афродиту. За это Афродита влюбила в него прекраснейшую из смертных - Елену, жену царя Менелая. Парис выкрал Елену и увез в родную Трою. Чтобы отомстить Парису, Менелай и его брат Агамемнон собирают огромное войско и отправляются походом на Трою. Верными покровительницами греков становятся Гера и Афина, которых обошел вниманием Парис.

Ахилл по-прежнему пребывает в гневе и не выходит на поле боя. Троянцы едва не разбивают греков. На помощь своим любимцам приходит Гера. Она предстает перед Зевсом в поясе Афродиты, который вызывает страстное влечение. Громовержец отвлекается от сражения, что дает возможность ахейцам собраться с силами и отразить решающее нападение противника.

Война, таким образом, не заканчивается. В очередной бой отправляется лучший друг Ахилла Патрокл. Он облачается в доспехи своего славного товарища. Один только их вид наводит на противника ужас. Троянцы в страхе разбегаются, принимая Патрокла за неуязвимого Ахиллеса. Однако Патрокл не смог совладать с гордыней. Он пускается в погоню за войском противника. Вскоре его обман раскрывается, и Гектор смертельно ранит Патрокла.

Смерть друга становится для Ахилла глубоким потрясением. Он выходит из своей палатки и принимает решение вернуться на поле боя, чтобы отомстить за Патрокла.

Предлагаем вам ознакомиться с мифологической поємой Гомера “Одиссея” , рассказывающей о приключениях героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны.

Дальше вы можете прочитать биографию Гомера , предположительно создавшего поэмы “Илиада” и “Одиссея”, и как утверждают многие исследователи, жившего приблизительно в VIII веке до нашей эры.

Ахиллес (Ахилл) - сын мирмидонянского царя Пелея и морской нимфы Фетиды, полубог, герой. По одной из легенд, Фетида окунула маленького сына в воды подземной реки Стигс. С тех пор Ахилл стал неуязвим. Только пятка, за которую мать держала мальчика, осталась уязвимой. Именно в нее попадает парисова стрела, принесшая легендарному герою смерть. Выражение «Ахиллесова пята» стало нарицательным. Оно обозначает слабое место/строну/черту характера кого-либо.

Ахилл просит Гефеста выковать ему новые доспехи и оружие. Жаждущий кровавой расплаты, он отправляется в бой. Это была страшная битва, сражались не только люди, но и боги: Афина билась с Аресом, Гера с Артемидой, Посейдон с Аполлоном, но больше всех неистовствовал Ахилл. Он истребил сотни тысяч троянцев, едва не лишил жизни героя Энея, которого унесли с поля битвы боги (Энею не суждено было умереть в этой войне), и даже вступает в битву с речным богом Скамандром (последнего усмиряет Аполлон).

Главной целью Ахилла все же оставался Гектор, убивший его Патрокла. Несколько раз герои объезжают Трою на своих быстроходных колесницах. Зевс поднимает весы, на одной чаше судьба Ахилла, на другой - Гектора. Весы перевешивают в пользу первого, значит, великому троянцу предстоит погибнуть. Боги отворачиваются от героев - пусть вершится судьба, ведь перед ней даже небожители бессильны.

Ахилл, наконец, догоняет Гектора и пробивает его доспехи копьем. А в это время на троянской стене раздается протяжный стон. Это царица Андромаха оплакивает своего любимого мужа.

Боги, но не всемогущие
У Гомера боги всячески влияют на ход военных событий, помогают любимцам, строят козни попавшим в немилость, но даже они бессильны перед мойрами - богинями судьбы, которые определяют величайший закон природы. В греческой мифологической традиции их было трое - Клото, Лахесис и Атропос. Клото, или «пряха», прядет нить жизни, Лахесис, «судьба», определяет судьбы, Атропос, «неотвратимая», отмеряет век человека и отрезает нить судьбы.

Со смертью Гектора гнев Ахилла не проходит. Он привязывает тело заклятого врага к своему коню и мчится с ним в лагерь. Во время пышной панихиды по Патроклу Ахилл каждый день объезжает вокруг кургана погибшего друга, волоча за собой труп Гектора. Он бы уже давно превратился в кровавое месиво, если бы не Аполлон, незримо защищавший троянского царевича.

Престарелый царь Приам, отец Гектора, приходит к Ахиллу просить за погибшего сына. Боги помогают ему пройти незамеченным через вражеский лагерь. Приам умоляет Ахилла вспомнить о близких его сердцу людях, о его престарелом отце Пелее. Расчувствовавшийся Ахиллес рыдает на груди у Приама и он отдает родителю тело сына. Гнев Ахилла проходит, а троянцы устраивают пышные похороны благородного воина, троянского царевича Гектора.

Десятилетняя Троянская война закончилась победой греков, однако взять город удалось не силой, а хитростью. Греки заявили о капитуляции и принесли в дар победителям огромного деревянного коня. Ослепленные долгожданной победой троянцы приняли дар и ввезли коня в город. Всю ночь в Трое проходило пиршество. Горожане не подозревали, что в туловище деревянного гиганта находятся лучшие греческие воины, а эллинские корабли стоят в бухте и ждут, когда им откроют ворота города. Этот хитроумный план придумал царь Итаки Одиссей. Коварный замысел сработал. В эту ночь Троя пала.

«Илиада» Гомера: краткое содержание

4.4 (88%) 5 votes

. Девять лет уже провели греки под Троей среди битв и набегов. Настаёт роковой десятый год, год решения судьбы осаждённого города (см. Троянская война), как вдруг ссора Агамемнона с Ахиллом за обладание прекрасной пленницей Брисеидой дает новый оборот ходу дел. Оскорбленный в чувстве чести и любви, гневный Ахилл остается при своих кораблях у морского берега и не выходит более на битвы с троянцами. Со слезами жалуется он своей матери, богине Фетиде, на претерпенную обиду, а та молит небесного царя Зевса послать победу троянцам, пока ахейцы не воздадут чести её сыну. Зевс в знак согласия кивает головой, – кивает так, что рассыпаются его душистые кудри и выси Олимпа дрожат и трясутся.

Троянская война. Илиада. Видеоурок

Троянцы, предводимые блистающим Гектором , вскоре берут верх над врагами-греками ; они не только противостоят тем в открытом поле у стен своего города, они оттесняют их даже в корабельный стан, укрепленный рвом и валом. Грозя гибелью, стоит Гектор у самого рва и жаждет одолеть последний оплот неприятеля.

Напрасно теперь предводитель греков Агамемнон протягивает руку примирения гневному Ахиллу; он готов отдать ему Брисеиду, с семью другими девушками и разными драгоценностями в придачу. Ахилл остается непоколебим: «Предлагай он мне хоть все сокровища, сложенные в богатом Орхомене или в Фивах египетских, я и тогда не изменю намерения, пока он вполне не изгладит моего позора» – отвечает он посланцам Агамемнона .

Все грознее становится напор врагов. Как ни храбро защищают ахейцы укрепление, Гектор наконец сокрушает ворота огромною каменною глыбой. Как срубленные ясени валятся ахейцы под ударами троянцев. Уже стоит в огне корабль героя Протесилая и грозит зажечь весь остальной эллинский флот. Смятение и шум наполняют весь эллинский стан.

Тогда к Ахиллу спешит его лучший друг Патрокл . «Тебя, – говорит Патрокл, – родили на свет не Пелей и Фетида, тебя произвела мрачная пучина и скалы надводные: сердце у тебя бесчувственно, как камень». Со слезами просит он у Ахилла позволения взять его броню и выйти с нею на бой во главе его племени, мирмидонян, чтобы троянцы, приняв его за самого Пелида, на дерзали более напирать на корабли. Ахилл соглашается, но с тем, чтобы Патрокл только прогнал врага за крепостной ров, и потом немедленно вернулся.

В пылу битвы, Патрокл преследует бегущих троянцев до самых городских стен и устраивает страшное опустошение. Но обезоруженный и отуманенный покровителем Трои, богом Аполлоном , пронзенный копьем Гектора, он падает в пыль . С трудом спасают его труп и приносят в греческий стан; оружие и броня Патрокла становятся добычей победителя.

Бесконечна скорбь Ахилла о павшем товарище, кротком, милом сердцу герое. Ахилл желает почить рядом с другом в могильном кургане. Со страхом слышит Фетида в глубине морской скорбный вопль дорогого сына и спешит со своими сестрами к троянскому берегу. «Не совершал ли для тебя Зевс всего, о чем ты ни молил его?» – говорит она плачущему сыну. А он отвечает, что и жизнь ему не мила до тех пор, пока Гектор не падет перед ним в прах, пронзенный его тяжелым копьем.

Ахилл горит мыслью о мщении. Пока Фетида спешит к Гефесту , чтоб получить от него для сына новое оружие, битва опять приближается к кораблям. Но Ахилл кричит три раза через ров своим зычным голосом, и испуганные троянцы тотчас обратились в бегство. Вопреки совету Полидама, троянцы, по призыву Гектора, проводят ночь у сторожевых огней в открытом поле.

На рассвете, Ахилл, в новом вооружении и со щитом многохитрой работы, устремляется на их стан, размахивая тяжелым копьем из крепкого ясеня. Страшно свирепствует губитель среди троянских полков: он наполняет трупами реку Скамандр, так что волны насыщаются кровью и багровеют. При виде такой беды, троянский царь Приам велит страже отворить ворота бегущим, но не выпускать створов из рук, чтоб Ахилл не ворвался в город. Один Гектор остается за воротами, не внимая просьбам молящих родителей, которые смотрят на него сверху башни. Однако, когда появляется Ахилл со страшным ясеневым копьем на могучем плече, сердце содрогается у Гектора, и он в страхе три раза обегает стену Трои.

Зевсу становится жаль преследуемого Ахиллом витязя: Гектор всегда чествовал его жертвоприношениями и мольбами. Зевс взвешивает жребий обоих на золотых весах судьбы, но чаша Гектора опускается вниз. Настигает того Ахилл, пронзает копьем насквозь , привязывает ногами к колеснице, так что прекрасная голова Гектора влачится в пыли, и гонит коней к кораблям среди жалобных воплей со стен Трои.

Ахилл хочет, чтобы тело Гектора истлело непогребенным, а Патроклу устраивает великолепные похороны , сжигая вместе с его телом на костре двенадцать пленных троянцев за упокой павшего героя.

Ахилл влачит по земле тело убитого Гектора

Еще раз вымещает Ахилл свой гнев на бездыханном Гекторе; он трижды влачит его труп вокруг могилы товарища. Но боги вливают жалость в его сердце. Ночью отец Гектора, Приам, является в шатер к Ахиллу с богатыми подарками, и обнимая его колени, напоминает, что и у него вдали есть старик-отец.

Тоска и скорбь овладевают душой греческого героя. Слезы и глубокая грусть о жребии всего земного облегчают бремя скорби о Патрокле, которое дотоле давило ему грудь. Ахилл отдает престарелому Приаму для предания земле тело сына, которое боги сохранили от тления.

Десять дней оплакивают троянцы своего героя в жалобных песнях, а потом сжигают его тело , собирают пепел в урну и опускают ее в могильный ров.

Действие «Илиады» (т. е. поэмы об Илионе) отнесено к 10-му году Троянской войны, но ни причина войны, ни ход ее в поэме не излагаются. Сказание в целом и основные действующие фигуры предполагаются уже известными слушателю; содержанием поэмы является лишь один эпизод, в пределах которого сконцентрирован огромный материал сказаний и выведено большое количество греческих и троянских героев. «Илиада» состоит из 15 700 стихов, которые впоследствии были разбиты античными учеными на 24 книги, по числу букв греческого алфавита. Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына.

Ахилл (Ахиллес), сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды, храбрейший из ахейских витязей, является центральной фигурой «Илиады». Он «кратковечен», ему суждена великая слава и скорая смерть. Ахилл изображен настолько могучим героем, что троянцы не смеют выйти из стен города, пока он участвует в войне; стоит ему появиться, как все прочие герои становятся ненужными. «Гнев» Ахилла, его отказ участвовать в военных действиях, служит, таким образом, организующим моментом для всего хода действия поэмы, так как лишь бездействие Ахилла позволяет развернуть картину боев и показать весь блеск греческих и троянских витязей.

“Илиада”, военно-героическая поэма, повествует о событиях войны, вызванных ссорой храбрейшего из участников похода Ахилла, царя Фтии, с предводителем войска Агамемноном,: который отобрал у Ахилла его пленницу Брисеиду.

Оскорбленный Ахилл отказался участвовать в сражениях и вернулся к войску лишь после гибели его лучшего друга Патрокла. Мстя за смерть друга, он вступил в поединок с предводителем троянского войска Гектором, виновником смерти Патрокла, и убил его. В “Илиаде” рассказы о действиях людей на земле чередуются с изображением сцен на Олимпе, где боги, разделившиеся на две партии, решают судьбу отдельных сражений. При этом события, происходящие одновременно, излагаются как происходящие последовательно, одно за другим (так называемый закон хронологической несовместимости).

Завязкой действия “Илиады” является гнев Ахилла; события, излагаемые в поэме, вызваны этим гневом, и весь сюжет представляет собой как бы последовательное изложение фаз гнева Ахилла, хотя встречаются отклонения от основной сюжетной линии, вставные эпизоды. Кульминационный момент сюжета - поединок Ахилла с Гек-тором; развязка-возвращение Ахиллом Приаму тела убитого им Гектора. Композиция “Илиады” отличается некоторой симметричностью в соответствии с нравственными установками поэта. «Илиада» состоит из ряда эпизодов, последовательно разворачивающихся во времени и часто имеющих вполне самостоятельный и законченный характер.


В сюжетном построении наблюдается ряд противоречий и неувязок. Старая «песенная» теория, объяснявшая композиционное своеобразие «Илиады» механическим сцеплением самостоятельных «песен», в настоящее время совершенно отвергнута, как в силу того, что единство «Илиады» предполагает поэтический замысел - «автора», так и потому, что отдельные эпизоды «Илиады» отнюдь не являются «песнями». Быстрый темп рассказа варьирует с медленным «эпическим раздольем», повествование - с искусно компонованными речами и диалогами.

Сюжетный интерес к целому отступает на задний план перед рельефной отделкой части, - отсюда драматическая напряженность отдельных сцен и небрежность в мотивировке этих сцен. Речь богато расцвечена эпитетами, метафорами и «гомеровскими» сравнениями, из к-рых многие являются традиционными и восходят к глубокой древности. Троянский поход - одно из наиболее поздних событий в системе греческих мифов, и носителем памяти о прошлом, как бы живой связью различных поколений героев, является в «Илиаде» престарелый пилосский царь Нестор; в его уста вложено множество героических преданий пилосцев; встречаются упоминания и о других мифологических циклах, о «походе против Фив», о подвигах Геракла и т. п.

Главный герой “Илиады” Ахилл самолюбив, страшен в своем гневе: личная обида заставила его пренебречь своим долгом и отказаться от участия в боях; тем не менее ему присущи нравственные понятия, которые в конце концов заставляют его искупить свою вину перед войском; гнев же его, составляющий стержень сюжета “Илиады”, разрешается великодушием.

Многие персонажи «Илиады» представляют собою древних, иногда еще догреческих богов, видоизменившихся в процессе скрещения местных культов с религией Зевса. И в самом цикле сказаний о взятии Трои («священного Илиона») и последующем несчастном возвращении греческих витязей можно усмотреть отголоски очень древних мифов. С другой стороны, ряд эпизодов «Илиады» лишь искусственно связан с Троей. Патроклия и некоторые из последующих деяний Ахилла первоначально разыгрывались не в Трое, а во Фракии; сцена «смотра со стен» была локализована повидимому в Пелопоннесе и относилась к похищению Елены Тезеем, а не Парисом. Даже троянские фигуры оказываются неожиданно связанными с греческим континентом, и гроб Гектора чтился в Фивах.

Мотивы, имеющие конструктивное значение в построении «И.» (см. ниже), повидимому тоже заимствованы из других сказаний: «гнев Ахилла» из эпоса о гневе Мелеагра, а мотив разлада Зевса и Геры - из цикла сказаний о Геракле. Когда приходит к нему старик Приам-несчастный отец, потерявший сына, и просит выдать ему тело Гектора и приносит взамен дары, раскаяние Агамемнона не смягчают его, а слезы старика смягчают; это воспевание человечности героя - одно из проявлений гомеровского гуманизма.

В поэме прославляется военная доблесть, но автор отнюдь не одобряет войну, ведущую к худшему из зол - смерти. Об этом свидетельствуют как отдельные реплики автора и его героев, так и явное сочувствие Гектору и другим защитникам Трои, которые в этой войне являются страдающей стороной.

Симпатии автора принадлежат воинам обеих враждующих стран, но агрессивность и грабительские стремления греков вызывают его осуждение. В то же время, когда нужно действовать во имя славы родины или ради близких людей, герои Гомера презирают смерть.

Жизнь в представлении гомеровских героев настолько привлекательна, что Ахилл, встреченный Одиссеем в царстве мертвых, говорит, что он предпочел бы тяжелую жизнь поденщика царствованию над душами умерших в преисподней.

Илиада Гомера — полномасштабное художественное открытие, сделанное в колыбели мировой культуры — Древней Греции. Поэт воспел величественным гекзаметром (поэтическим размером) события троянской войны — противостояния греков и троянцев. Это одна из первых эпических поэм в истории человечества. Основу произведения составляет мифология, поэтому читателю представляется двухуровневая композиция, где ход борьбы на земле предопределен на Олимпе. Тем интереснее наблюдать характеры не только людей, но и Богов.

В 13 веке до н.э из северной части Греции пришли могущественные племена ахейцев, которые распространились по греческой земле, заняв южное побережье и острова эгейского моря. Микены, Тиринф и Пилос — крупнейшие города, в каждом из которых был свой царь. Ахейцы хотели заполучить малую Азию на восточном побережье, но там располагалось Троянское государство, столицей которого была Троя (Илион). Троянцы мешали свободной торговле греков в малой Азии, так как именно через Илион проходили товарные пути ахейцев. Жажда заполучения восточного побережья и свободного выхода для торговли и стала причиной войны 1200 года до н.э. Кровопролитная борьба вошла в историю под названием Троянская, а ее участниками стали ахейцы и троянцы. Троя была окружена стеной с зубцами, благодаря которой на осаждение этого города греки потратили 10 лет. Тогда ахейцы соорудили огромного коня, впоследствии названного Троянским, в знак преклонения царю Илиона, а ночью из деревянного дара вышли греческие воины, которые открыли ворота города и Троя пала.

Исследователи и ученые долгое время черпали сведения о событиях Троянской войны из трудов Гомера. История стала основой поэмы «Илиада».

Тематика и проблематика

Уже в первых строках поэмы Гомер раскрывает тематику «Илиады». Одна из тем — гнев Ахилла. Проблема ненависти выдвинута автором в своеобразной манере: он приветствует воинственность противоборствующих сторон, но в то же время сетует на бездумные потери. Недаром богиня раздора играет отрицательную роль в произведении. Так автор выражает свое стремление к миру. «Гнев Ахилла» направляет ход войны, поэтому мы полноправно можем назвать его эмоциональную возбужденность стержневой основой произведения. В ней сосредоточена человеческая слабость: мы не можем устоять, когда нами завладевает агрессия.

Впервые герой пылает ненавистью к Агамемнону. Вождь греков силой забирает Брисеиду – пленницу Ахилла. Герой отныне не учувствует в сражениях, таково наказание царю. Греки сразу начинают терпеть поражения одно за другим, а Ахилл не вступает в бой, даже когда Троянцы вплотную подходят к его лагерю. Агамемнон возвращает Брисеиду герою, в шатер заносят дары в качестве извинений, но Ахилл не смотрит на них. Светлые чувства не успевают занять голову героя, сюжетная линия вновь вспыхивает гневом Ахилла, на этот раз из-за убийства его друга Патрокла. Поскольку Ахилл не участвовал в сражениях, а греческая армия несла серьезные потери – Патрокл вызвался помочь воинам, облачившись в доспехи полубога, получив его воинов и колесницу. Жажда воинской славы помутняет сознание юного Патрокла, и, вступая в схватку с Гектором, он умирает.

Ахилл жаждет мести, теперь он объединяется с Агамемноном, ведь ни что так не сближает, как общий враг. Герой вызывает Гектора на бой, пронзает шею мечом и жестоко обходится с телом врага, привязав его к своей колеснице и протащив до самого лагеря. За свою жестокость он расплачивается сполна, ведь тоже падает на поле боя по воле богов. Так автор порицает агрессию и своенравие человека.

Тема чести главным образом раскрывается через противостоящих воинов Гектора и Ахилла, а смерть Троянского предводителя является предзнаменованием падения Трои. Поступок Ахилла по отношению к телу Гектора является бесчестьем, поэтому наказывается богами. Зато к троянскому воину были обращены должные почести, ведь он, по мнению Гомера, был человеком чести до конца.

Тема судьбы тоже затронута автором. Герои Гомера не имеют свободы воли, все они — заложники своей судьбы, предначертанной богами. Жители Олимпа полностью контролируют жизнь людей, выясняя через них свои отношения. Мифологическое сознание современников Гомера так представляло себе мир — через призму мифа. Ни одно действие не считали они случайным, везде находя божий промысел.

Проблематика произведения вмещает в себя основные человеческие пороки: зависть, мстительность, честолюбие, жадность, блуд и так далее. Эти преступные страсти одолевают даже богов. Все начинается с зависти, мстительности и себялюбия богинь, продолжается благодаря честолюбию, гордыне, жадности и похоти людей, а заканчивается их жестокостью, хитростью и глупостью. Каждое из этих качеств — проблема, которая, тем не менее, вечна. Автор считает, что пороки родились вместе с людьми и исчезнут они тоже, как явления одного порядка. В дурных чертах он видит не только негатив, но и источник многогранности жизни. Поэт несмотря ни на что воспевает людей такими, какие они есть.

В каком переводе лучше читать?

Перевод «Илиады» Гомера, безусловно, можно считать тяжелым творческим трудом, каждый автор старался «дотронуться» до событий Древней Греции, чтобы в полной мере передать и приблизить читателя к оригинальной поэме. Существует 3 авторских перевода, пользующихся спросом среди читателей – А.А.Сальникова, В.В.Вересаева и Н.И. Гнедича.

  1. Н.И. Гнедич стремился своим переводом приблизиться к Гомеровскому стилю, он хотел передать атмосферу эпохи, используя высокий стиль, и, на наш взгляд, у него это получилось. «Илиада» Гнедича написана гекзаметром, наполнена архаизмами и славянизмами. Именно в этом переводе читатель может прочувствовать выразительность языка и погрузиться «с головой» в Древнегреческий мир, несмотря на то, что текст достаточно сжатый. Данный перевод довольно тяжело читается из-за обилия устаревших слов, рассчитан на «искушенного читателя».
  2. В.В Вересаев заменил слова «очи», «брег», «в сонмах» на более простые и разговорные. Часть его перевода взята от Жуковского и Гнедина, и автор не скрывал этого, он считал, что хорошо написанные фрагменты других переводчиков можно использовать в своих трудах. Данный перевод читается легче, чем у Н.И. Гнедича и рассчитан на «неискушенного читателя».
  3. В переводе А.А. Сальникова появляется ровность ритма стихотворного произведения. Текст адаптирован для современного читателя и не составляет труда в прочтении. Данный перевод лучше всего подойдет для понимания сюжета «Илиады».

Суть произведения

В «Илиаде» Гомера описывается ход Троянской войны. Начинается все на свадьбе Пелея и Фетиды (родители Ахилла), на которой богиня раздора бросает золотое яблоко для «прекраснейшей». Это служит предметом спора между Герой, Афиной и Афродиотой, которые просят троянского царевича Париса рассудить их. Он отдает яблоко Афродите, так как та пообещала ему красивейшую из жен. Тогда-то Гера и Афина становятся непримиримыми врагами Трои.

Поводом к войне послужила обещанная Афродитой прекраснейшая из жен Елена, которая была увезена Парисом от ее законного мужа Менелая. Он впоследствии соберет почти всю Грецию на войну против своего обидчика. Против Трои воюет Ахилл, но не ради восстановления справедливости и воссоединения семьи, он приехал в Трою за славой, ведь именно эта война разнесет его имя далеко за пределы Греции.

Сражения проходят под пристальным наблюдением Богов, которые, как марионетками, управляют людьми, верша исход битвы.

Ахилл был призван на войну Агамемноном, но он не воин своего Царя. Их взаимная ненависть друг к другу приносит первую роковую ссору. Ход войны меняется после того, как Агамемнон силой забирает Брисеиду, принадлежавшую, в виде воинского трофея, герою. Силы Троянцев резко начинают перевешивать после выхода из сражений Ахилла. Только смерть Патрокла возбуждает в герое настоящую жажду мщения. Он вонзает меч в горло Гектора (сын Троянского царя, убийца Патрокла), привязывает его тело к колеснице и едет так до своего лагеря. Месть затмевает разум героя.

Царь Трои Приам просит отдать тело сына, взывая к чувствам Ахилла, ему удается пробудить сострадание в душе героя, и тот отдает тело, пообещав столько дней мира, сколько понадобится для погребения Гектора. Поэма заканчивается картиной погребения Троянского сына.

Главные герои

  1. Ахилл – сын от последнего брака бога и земной женщины (Пелей и Фетида). Обладал невероятной силой и выносливостью, слабое место было скрыто в пятке. Один из главных героев Троянской войны, сражался со стороны Греции под формальным предводительством Агамемнона.
  2. Агамемнон – микенский царь. Корыстолюбивый. Его ссора с Ахиллом является центральным конфликтом «Илиады».
  3. Гектор – сын Троянского царя, пал от руки Ахилла. Настоящий защитник Трои, через данного персонажа раскрывается тема чести.
  4. Елена – виновница войны, дочь Зевса, жена Менелая.
  5. Зевс – бог громовержец, вершит исход войны.
  6. Приам – Троянский царь.
  7. Патрокл – друг Ахилла, которого он учит военному делу. Погибает от руки Гектора.
  8. Брисеида – наложница Ахилла, влюбляется в героя. Стала поводом ссоры Агамемнона и Ахилла.
  9. Менелай — муж Елены.
  10. Парис — царевич Трои, похититель Елены.

Чем заканчивается поэма?

«Илиада» Гомера заканчивается картиной погребения Гектора (сына Приама). В его лице видится предзнаменование падения Трои, хотя еще множество событий произойдет, прежде чем стены города будут захвачены.

Скорбь Троянского Царя о сыне была велика, он готов рисковать своей жизнью, чтобы проститься с Гектором. Приам проникает в шатер Ахилла незамеченным, об этом позаботились боги. Царь привозит дары. Аполлон просил героя усмирить свою жестокость, но гнев за смерть друга не утихает. Троянский царь падает на колени и взывает к чувствам сострадания Ахилла, ведет речь об отце героя Пелее, который так же ждет сына с войны живым, а Приам теперь одинок, ведь Гектор был его единственной надеждой. Самоотверженность и отчаянье, которые поставили на колени Царя перед воином, трогают потаенные уголки души Ахилла. Царь просит тело сына, чтобы похоронить с почестями, они вместе плачут, гнев утихает, и герой отдает Гектора Приаму. Ахилл так же обещает столько дней мира и военного бездействия, сколько потребуется для погребения Троянского вождя по всем правилам.

Над телом павшего воина плачет Троя. Погребальный костер оставляет лишь прах от тела Гектора, который помещается в урну и опускается в могилу. Сцена заканчивается поминальным пиром.

Значение «Илиады» в культуре

Гомер поэмами «Илиада» и «Одиссея» открывает новую литературную страницу в истории.

В «Илиаде» сливаются воедино история и мифы, боги очеловечиваются, а люди прекрасны, как боги. Тема чести, поднятая здесь Гомером, потом неоднократно поднимется другими писателями. Поэты средних веков стали переделывать поэмы «на свой лад», дополнив «Илиаду» «Троянскими сказаниями». Эпоха ренессанса принесла большое число переводчиков, интересующихся творчеством Гомера. Именно в этот период произведение набирает популярность и за одно столетие принимает облик, приближенный к тому тексту, который мы можем прочитать сейчас. В век просвещения появляется научный подход к поэме, ее содержанию и автору.

Гомер не только открыл литературную страницу в истории, но и вдохновил и до сих пор вдохновляет читателей. От «Илиады» и «Одиссеи» появятся художественные приемы, став основой творчества Старого Света. А Образ слепого автора плотно войдет в представления о писателе Европейского типа.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Дополнительная информация о поэме

(Вторая редакция)


В эпической поэме Гомера «Илиаде» 15700 стихов. Ещё в античные времена литературоведами-историками «Илиада» была разбита на 24 книги, по числу букв греческого алфавита.

По преданию Троянская война длилась десять лет. В «Илиаде» описаны лишь несколько дней последнего, десятого года войны. Действие «Илиады» протекает в двух, как бы параллельных мирах: в мире людей, в земном мире, под Троей; и в мире божественном, небесном, на Олимпе. Троянская война разделила людей и богов на два враждебных лагеря. Между теми и другими постоянно происходят распри и битвы.

Некоторые исследователи видят во многих описаниях «Илиады» немалую «примесь комического элемента». Это спорно, так как современное отношение к «отжившим» богам само по себе не даёт возможности правильной оценки отношений к ним древних греков, для которых «отжившие» сегодня боги были ещё живы и всемогущи.

Миф о Трое гораздо шире самой поэмы. Начинается он с празднования свадьбы морской богини Фетиды и царя Пелея (одного из аргонавтов, который вместе с Ясоном принимал участие в поисках золотого руна). Пара не пригласила на торжество богиню раздора Эриду, но та все-таки явилась и швырнула на стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Гера, Афина и Афродита одновременно потянулись к яблоку. Возник спор. Чтобы разрешить конфликт, Зевс поручил принятие ответственного решения самому красивому из всех живущих мужчин – Парису, сыну Приама, царя Трои.

Гера пообещала Парису огромную силу, если он выберет ее, Афина – военную славу, а Афродита – любовь самой красивой женщины в мире. Парис решил подарить золотое яблоко Афродите. За это она опьянила любовью к Парису жену Менелая, Елену, когда Парис гостил в Спарте, где его приняли как почетного гостя. Пока царь Спарты Менелай находился на похоронах, Парис с Еленой бежали в Трою, захватив с собой значительную часть богатств.

Так было посеяно семя Троянской войны. Но эта свадьба не описывается в самой поэме «Илиада», а лишь слегка упоминается в разных местах текста.

Обнаружив пропажу жены и сокровищ, Менелай обратился за помощью к своему старшему брату, Агамемнону. Затем он собрал всех бывших женихов Елены, которые дали клятву защищать их брак. Когда-то к Елене сватались лучшие цари со всей Эллады (Ахейи, Греции) и, чтобы не перессориться, сговорились так: пусть сама выберет того, кто ей понравится, а если кто попробует отбить её у избранника, то все остальные пойдут на него войной. Каждый надеялся, что избранником будет он. Но Елена выбрала Менелая.

Теперь все женихи собрали сводное войско, чтобы отправиться в Трою за Еленой. Но в войске были и другие цари, например молодой Ахилл, который не сватался к Елене и не участвовал в общем уговоре, он шёл на войну для того, чтобы прославить своё имя в веках. У него по предсказанию богов было два выбора: либо жить долго, но без славы, либо погибнуть молодым, но прославиться навеки.

Возглавлял ахейское войско старший брат Менелая сильнейший из царей – Агамемнон, правитель города Аргос. В поход на Трою собрались десятки греческих царей и вождей с многотысячной армией, которая прибыла на кораблях: подробный перечень кораблей и имен царей занимает во второй песне поэмы довольно много места.

В «Илиаде» подробно описаны такие герои как могучий Аякс, смелый Диомед, хитроумный Одиссей, мудрый Нестор и прочие. Самый храбрый и сильный из героев – Ахиллес. Это с ахейской стороны. А с троянской – царь Трои старый Приам, его сын Гектор, который стоял во главе войска. Брат Гектора Парис, из-за которого и началась война. А также много других детей Приама и союзников Трои. Сами боги участвовали в войне: троянцам помогали Аполлон, Афродита и пр. Грекам помогали – Гера, Афина и пр. Зевс же старается руководить всем ходом войны на свой лад, но и у него не всё получалось так, как он хотел.

В «Илиаде» нет многих событий Троянской войны, о которых знают все. Например, нет легендарного Троянского коня, нет смерти Ахиллеса от стрелы Александра-Париса, нет предсказаний Кассандры. Нет самого краха Трои и всех событий с этим связанных. Всё это известно из других источников, в том числе и из «Одиссеи», в которой рассказывается о придумке Одиссея с деревянным конём.

«Илиада» заканчивается смертью и погребением Гектора. Но до конца Троянской войны оставалось еще немало событий. Потеряв сильнейшего предводителя Гектора, троянцы уже не осмеливались выходить за городские стены. Однако, по некоторым мифам, на помощь им приходили другие, всё более дальние народы: из Малой Азии, из сказочной земли амазонок, из дальней Эфиопии. Самым страшным был вождь эфиопов, черный исполин Мемнон, тоже сын богини; он сразился с Ахиллом, и Ахилл его ниспроверг. Тогда-то и бросился Ахилл на приступ Трои. Тогда-то он и погиб от стрелы Париса, которую направил Аполлон. Греки, потеряв Ахилла, уже не надеялись взять Трою силой. Но они взяли ее хитростью, заставив троянцев ввезти в город деревянного коня, в котором сидели греческие воины. В других мифах говорится, что Ахиллес тоже был в Троянском коне. Например, миф о Троянском коне рассказывается в поэме «Энеида» римского поэта Вергилия.

В итоге Троя была стерта с лица земли, а уцелевшие греческие герои пустились в обратный путь. Но ничего это в «Илиаде» не рассказывается. А что же есть? А есть великие подвиги великих героев. И есть великая мечта мужчин о славе, любви и богатстве.