Психологическая реабилитация пациентов с различной патологией. Психологические основы реабилитации. Принципы, этапы, методы

В процессе психологической реабилитации психолог четко определяет цели и основные задачи реабилитации. Особое значение, по нашему мнению, психологическая реабилитация приобретает в детском возрасте, ведь именно для этого возраста характерен интенсивное развитие психических познавательных и эмоционально-волевых процессов. Чем раньше будет обнаружен тот или иной дефект, тем эффективнее пройдут реабилитационные мероприятия.

Рассматривая основные задачи психологической реабилитации необходимо отметить общую систематизацию задач В. И. Лубовский в рамках специальной психологии, который объединил эти задачи по научному содержанию и практической направленностью. Первая группа задач - общенаучные теоретические задачи, которые касаются проблем развития психики аномального ребенка:

Раскрытие закономерностей развития и проявление психики общих для нормальных и аномальных детей;

Раскрытие общих закономерностей развития, которые свойственны всем аномальным детям;

Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики различных групп аномальных детей;

Установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии.

Вторая группа задач - изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

Третья группа задач - выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.

Четвертая группа задач - разработка научных основ, методов и средств обучения различных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.

Одним из направлений психологической помощи детям с нарушениями в развитии является психологическая коррекция. По мнению И. И. Мамайчук , формулируя задачи психологической коррекции, целесообразно выделить три основных психокоррекционных блоки, которые взаимосвязаны. Это диагностический, собственно коррекционных и прогностический блок.

В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды. Диагностика психического развития ребенка включает в себя:

o всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;

o анализ мотивационно-потребностно сферы ребенка и членов его семьи;

o анализ развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций.

Диагностика социальной среды требует анализа неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности, и социальную адаптацию.

Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

o коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления ее микросоциальной запущенности;

o помощь ребенку или подростку в решении психотравмирующих ситуаций;

o формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

o повышение социального статуса ребенка в коллективе;

o развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

o формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей

o развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

o формирование адекватных родительских установок на болезнь и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционных процесс;

o создание в детском коллективе, где учится ребенок с особыми потребностями, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка. В ходе коррекции перед психологом встают следующие задачи:

o проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности в целом;

o определение динамики этих изменений.

Общей целью при работе с детьми с ограниченными возможностями является восстановление и развитие познавательных и эмоционально-волевых процессов, обеспечение максимально полной психологической адаптации личности в обществе. Отметим некоторые задачи психологической реабилитации, которые могут быть поставлены в соответствии с нарушенных функций организма детей.

И. И. Мамайчук психологическую помощь детям и подросткам с церебральным параличом рассматривает как сложную систему реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепления социальной позиции личности больного с ДЦП, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые отвечают психическим и физическим возможностям больного ребенка. Важное значение имеет решение частных задач: устранение вторичных личностных реакций на физический дефект, длительное пребывание в стационаре и хирургическое лечение. Эффективность психологической помощи детям с церебральным параличом в значительной степени зависит от качественной психологической диагностики. Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомендуется разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП раннего и дошкольного возраста, ученые С. П. Дуванова, Т. Ф. Пушкина, Н. Б. Трофимова, Н. М. Трофимова считают следующие:

o развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

o стимуляция сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция этих нарушений;

o развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

o формирование математических представлений;

o развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев, подготовка к овладению письмом;

o воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются:

o психологическая диагностика и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер личности;

o стимуляция сенсорных функций организма;

o формирование языкового, предметно-действенного и игрового общения у детей с окружающими;

o психологическая адаптация к изменившимся условиям; Психолого-педагогическая реабилитация детей с психическими расстройствами, по мнению Л. Нижник и А. Сагирова , осуществляется на базе динамического функциональной связи между сохраненными элементами личности и медико-педагогическим воздействием. На начальном этапе планирования коррекционной работы необходимо включить в действие компенсаторные механизмы, дифференцировать расстройства психических функций от сохраненного ядра личности. Формы и средства утечки обусловлены характером психических изменений и степени выраженности патологических поступков. Необходимо учитывать основные индивидуальные особенности, структуру личности, патологические изменения у больного ребенка:

o какие основные патологические изменения у больного ребенка;

o какие основные расстройства психики у больного ребенка, подлежащих исправлению путем проведения психологической и воспитательной работы;

o на которых положительных сторонах личности такого ребенка и остаточных возможностях возможно строить влияние;

o которые сдерживающие факторы - психологические и воспитательные средства -могут быть самыми в процессе корректирующей работы с каждым ребенком;

o динамическое проследить состояния психических процессов в ходе психолого-педагогической реабилитации;

o необходимость в длительном проведении упражнений не только в отношении нарушенных функций, но и всей личности.

Также они считают, что при решении вопроса организации, выбора средств и форм воздействия необходимо учитывать особенности реактивности детей с психическими расстройствами, их измененную психику. Строя коррекционную работу, необходимо учитывать факторы:

1. Включение в учебные и педагогические общие занятия происходит медленно, приспособления детей к тому или иному виду деятельности требует длительного времени.

2. Учебные занятия проводятся в двух направлениях. С одной стороны, они осуществляются как форма для получения знаний, с другой, сам учебный процесс и учебные формы направляют, развивают, корректируют процессы мышления, внимания, направляют поведение.

3. Работа по исправлению нарушений индивидуализирован для каждого ребенка и каждой группы заболевания .

Многолетний опыт работы М. М.Ильинои и И. И.Мамайчук показывает, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии влияют на динамику их умственного и личностного развития. Они рассматривают психологическую помощь детям и подросткам детям с проблемами в развитии, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР), как сложную систему клинико-психолого-педагогических воздействий, включающих в себя как общие, так и частные задачи. К общим задачам относят:

o развитие гностических процессов ребенка с ЗПР, которые соответствуют ее физическим и психическим возможностям;

o укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в коллективе сверстников и в семье;

o формирование адекватной самооценки, самостоятельности и активности у детей с ЗПР.

Большое значение имеет также решение частных задач:

o устранение вторичных личностных реакций на имеющийся дефект;

o диагностика и коррекция стиля семейного воспитания;

o предотвращения развития госпитализма или его последствий и прочее.

Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями интеллекта и психическими заболеваниями являются:

o психологическая диагностика и коррекция познавательной сферы;

o психологическая диагностика и развитие эмоционально-волевой сферы личности;

o формирование положительных черт личности и развитие коммуникативной сферы личности.

Рассматривая задачи психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями слуха такие ученые как Т. Г. Богданова, Л. С. Вы-готский, Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Н. Д. Ярмаченко и другие обращают внимание на своеобразие психического развития детей с недостатками слуховой функции и установления путей компенсации нарушений различной сложности. Основы психологической реабилитации детей с нарушениями функций слуха базируются на раскрытии задач, которые ставит перед собой сурдопсихология. Ряд авторов, Н. М. Тро-фимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина выделяют следующие задачи:

o выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом;

o изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности личности;

o разработать методы психодиагностики и психокоррекции соответствующих нарушений;

o изучить проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушениями слуха в общество.

Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями слуха являются:

o развитие коммуникативной сферы личности;

o формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;

o формирование положительных черт личности;

o установление возможностей и путей компенсации нарушений различной сложности.

Задача психологической реабилитации с детьми с нарушениями функций зрения опираются на основной задачей тифлопсихологии - изучение психики слепых и слабовидящих. Эта задача должна решаться в целом ряде аспектов:

o раскрытие основных закономерностей развития и проявлений психики, свойственных как лицам, нормально видят, так и лицам с дефектами зрения;

o раскрытие специфических закономерностей психических явлений, присущих только слепым и слабовидящим;

o установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта

o выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений;

o теоретическое обоснование педагогических воздействий (методов и средств обучения и воспитания) на детей с аномалиями зрительного анализатора .

Кроме этих задач, ведущий ученый А. Г. Литвак считает, что основной задачей реабилитационной работы с целью интеграции инвалидов по зрению в обществе является установление или восстановление социальных контактов, то есть социально-психологическая адаптация (в пиздноослипших - реинтеграция).

Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями зрения являются:

o психологическая диагностика и коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфер личности;

o формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;

o формирование положительных черт личности;

o установление возможностей компенсации нарушений за счет интенсификации работы других анализаторов;

o формирование "чувства препятствия";

o выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений.

В основе эффективной реабилитации онкологического больного, как отмечает С. А. Мисяк, лежат творчество, духовность, они не только восстанавливают его здоровье, но и обеспечивают ей эволюционный путь развития. Предупреждение дальнейшего развития опухолевого процесса - тяжелая для достижения цель - как для больного, так и для врачей, социальных работников. Но именно творческий и духовный аспекты позволяют упростить цель, условно разбив ее на несколько фрагментов. Пациенту необходимо помочь определить стратегию своего развития - конструктивную, связанную с восстановлением телесного здоровья и развитием психологического здоровья, со стремлением к гуманистическим целей, формированием духовной культуры .

Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями работы внутренних органов являются:

o психологическая диагностика и коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфер личности;

o снятия конфликтных эмоциональных состояний;

o снятия психического травматизма в связи с лечебными процедурами (операциями) из-за несоответствия надежды ребенка на быстрое лечение;

o психологическая адаптация к изменившимся условиям.

Введение.

В последнее время приходится наблюдать значительные изменения в содержании деятельности психолога в России. Минули те времена, когда под работой психолога обычно принимался гипноз, а интерес к другим методам пресекался из-за идеологических соображений или даже из-за психологической неграмотности. Прошло время безоглядного импорта психологических технологий – увлечения отдельными зарубежными методами и приемами. Освоив достижения современной психологии, российские ученые вступили в новый период творческого развития.

В условиях бурного развития психологии и с учетом психогенных условий жизни, развития и формирования личности все чаще приходится говорить о необходимости оказания квалифицированной реабилитационной помощи представителям человечества, что обуславливает актуальность выбранной нами темы работы.

Цель исследования: изучение реабилитации как самостоятельной специальности в области психологии.

Объект исследования: психологическая реабилитация: закономерности развития, задачи, функции и методология.

Предмет исследования: взаимосвязь психологической реабилитации и психотерапии.

Гипотеза исследования: предполагается, что реабилитация, является функцией психотерапии, развиваясь, как самостоятельная дисциплина несет, в себе функции психотерапии.

Задачи исследования:

· Изучение научно-психологической литературы по заданной теме.

· Определить цели психологической реабилитации.

· Изучить взаимосвязь психологической реабилитации и психотерапии.

· Определить задачи и функции психологической реабилитации.

· Изучить методологию психологической реабилитации.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


Глава I . Анализ психолого-педагогической литературы.

1.1.Основные понятия.

Современная концепция реабилитации больных и инвалидов берет свое начало с разработки ее принципов и практического применения в Англии и США во время второй мировой войны. Наиболее содержательное и полное определение реабилитации принято на 9-м совещании министров здравоохранения и социального обеспечения восточно-европейских стран. Согласно, которому реабилитация является системой государственных, социально медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.

«Реабилитация - система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью психологических средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебно-воспитательных учреждениях для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются спецификой аномального развития».

Реабилитация - завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса клиента.

Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических заболеваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности.

«По определению ВОЗ, реабилитация – это комбинированное и координированное применение социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения оптимальной его трудоспособности».

Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но, прежде всего - личностный подход к больному человеку (Кабанов). В настоящее время принято различать медицинскую, психологическую, профессиональную и социальную реабилитацию.

«Психологическая реабилитация включает в себя мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациента сознательного и активного участия в реабилитационном процессе».

Рассматривая психологическую реабилитацию как функцию психотерапии и психологической коррекции, нам приходится говорить о ней как о психологическом (психотерапевтическом) вмешательстве.

Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция - это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).

«Психологические интервенции характеризуются:

1) выбором средств (методов);

2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация);

З) целевой ориентацией процесса на достижение изменений;

4) теоретической базой (теоретическая психология);

5) эмпирической проверкой;

6) профессиональными действиями».

Рассмотрим основные характеристики реабилитационно-психологических интервенций. Методы психологических интервенций - это психологические средства, которые выбирает психолог. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между клиентом и психологом. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздёйствия. Функции психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Цели реабилитационно-психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение определенных изменений. Реабилитационно-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия. Теоретическая обоснованность реабилитационно-психологические интервенций состоит в ее взаимосвязи с определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться профессионалами.

Психологическая интервенция, осуществляемая в целях реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину психотерапии.

На рисунке определены основные функции реабилитации, которые совпадают с функциями психотерапии. Но не нужно при этом смешивать психотерапию и реабилитацию. Психотерапия исправляет или корректирует недуг, реабилитация помогает адаптироваться в среде.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Термин психологическая коррекция получил распространение в начале 70-х годов. В этот период психологии стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой.

«Об обоснованности использования понятия «психологическая коррекция» наряду с понятием психологическое вмешательство ответить однозначно довольно трудно. Их сопоставление обнаруживает очевидное сходство. Психологическая коррекция, так же как и психологическое вмешательство, понимается как целенаправленное психологическое воздействиё. Они реализуются в различных областях человеческой практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция может быть направлена на решение задач профилактики, лечения и реабилитации. Психологические вмешательства (реабилитационно-психологические вмешательства), как уже указывалось ранее, также выполняют функции профилактики, лечения и реабилитации. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью реабилитации, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают».

1.2.Основные направления развития психологической реабилитации.

Психолог не в состоянии изменить природные и социальные условия жизни личности. Это задача политиков, экологов, социальных работников и других специалистов, влияющих на изменение среды обитания человека. Сфера влияния психолога ограничена воздействием на внутреннее пространство жизни отдельного человека. При этом центром этого внутреннего пространства является самосознание.

Ф. Месмер считал, что в основе психических нарушений лежит неравномерное распределение в организме особого рода «животной энергии» - флюида. Врач путем специальных воздействий на организм добивается гармоничного распределения флюида, что и ведет к излечению.

Психологические основы реабилитации. Принципы, этапы, методы.

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Реабилитация – система госуд-ых мед-их, ψ-ких, педагогических и т. д. мер, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности. Т. е., это меры, способствующие раннему возвращению в общество и к общественно полезному труду. Ψ- кая реабилитация есть гуманизирующий фактор медицины.

Принципы:

1. единство биологических и психосоциальных методов воздействия.

2.принцип партнерства. Апелляция к личности.

3. разносторонности приводимых воздействий, направленных на разные стороны жизнедеятельности больного: ψие, семейные, социальные.

Основа системы реаб.– перестройка системы отношений личностей и приспособление индивидуума к основным сторонам жизнедеятельности.

4.принцип ступенчатости

Этапы реабилитации.

1. восстановительное лечение. Задачи – устранение или смягчение проявлений болезни, предупреждение формирования дефекта, инвалидизации; усиление компенсаторных механизмов, восстановление нарушенных функций и социальных связей. Характеризуется применением сочетания биологических методов лечения с различными психосоциальными воздействиями. Лечение средой, занятостью, психотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия.

2. реадаптация. Задачи: приспособление больного к условиям внешней среды – жизни и трудовой деятельности. Преобладают психосоциальные воздействия, среди коих на первом месте – стимуляция социальной активности. Психотерапия проводится как с больным, так и с родственниками.

3. собственно реабилитация. Задача – восстановление в правах, в индивидуальной и общественной ценности больного; восстановление доболезненных отношение с социальной средой.

Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:

· физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.)

· механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия.)

· массаж,

· традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие),

· трудотерапия,

· психотерапия,

· логопедическая помощь,

· лечебная физкультура,

· реконструктивная хирургия,

· протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь),

· санаторно-курортное лечение,

· технические средства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, устройства для введения пищи через стому, парэнтерально, другие технические средства),

· информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации

· другие мероприятия, услуги, технические средства.

Психотерапия в работе медицинской сестры

Психотерапия – это лечебный метод воздействия на психику больного для улучшения его самочувствия, соматического состояния и повышения эффективности применения других методов лечения. Основным «инструментом» психотерапии является слово (имеющее смысловое содержание и эмоциональную окраску).

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Реабилитация – система госуд-ых мед-их, ψ-ких, педагогических и т. д. мер, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности. Т. е., это меры, способствующие раннему возвращению в общество и к общественно полезному труду. Ψ- кая реабилитация есть гуманизирующий фактор медицины.

Принципы:

1. единство биологических и психосоциальных методов воздействия.

2.принцип партнерства. Апелляция к личности.

3. разносторонности приводимых воздействий, направленных на разные стороны жизнедеятельности больного: ψие, семейные, социальные.

Основа системы реаб.– перестройка системы отношений личностей и приспособление индивидуума к основным сторонам жизнедеятельности.

4.принцип ступенчатости

Этапы реабилитации.

1. восстановительное лечение. Задачи – устранение или смягчение проявлений болезни, предупреждение формирования дефекта, инвалидизации; усиление компенсаторных механизмов, восстановление нарушенных функций и социальных связей. Характеризуется применением сочетания биологических методов лечения с различными психосоциальными воздействиями. Лечение средой, занятостью, психотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия.

2. реадаптация. Задачи: приспособление больного к условиям внешней среды – жизни и трудовой деятельности. Преобладают психосоциальные воздействия, среди коих на первом месте – стимуляция социальной активности. Психотерапия проводится как с больным, так и с родственниками.

3. собственно реабилитация. Задача – восстановление в правах, в индивидуальной и общественной ценности больного; восстановление доболезненных отношение с социальной средой.

Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:

· физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.)

· механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия.)

· массаж,

· традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие),

· трудотерапия,

· психотерапия,

· логопедическая помощь,

· лечебная физкультура,

· реконструктивная хирургия,



· протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь),

· санаторно-курортное лечение,

· технические средства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, устройства для введения пищи через стому, парэнтерально, другие технические средства),

· информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации

· другие мероприятия, услуги, технические средства.

Психотерапия в работе медицинской сестры

Психотерапия – это лечебный метод воздействия на психику больного для улучшения его самочувствия, соматического состояния и повышения эффективности применения других методов лечения. Основным «инструментом» психотерапии является слово (имеющее смысловое содержание и эмоциональную окраску).

Труд - благороднейший исцелитель всех недугов.
Н.А. Островский

В последние десятилетия во многих странах мира необычайно возрос интерес к этой весьма важной и актуальной проблеме. В этих целях проводятся широкие исследования, задачами которых являются обоснование принципов и разработка методов реабилитации, реабилитационных программ и критериев эффективности их использования. Причина такого большого интереса - большое практическое значение реабилитации. Примером, в частности, может быть высокий процент больных, перенесших инфаркт миокарда, возвратившихся к своей прежней работе и привычному ритму жизни.
К числу причин большого интереса к проблеме реабилитации относятся: уменьшение числа инвалидов и большой процент людей, которые после перенесенных тех или иных заболеваний и травм, возвратились к своей профессиональной деятельности. В результате общество получает значительный социально-экономический эффект.
Термин «реабилитация» используется с давних пор в юридической практике применительно к лицам, восстановленным в правах, и происходит от латинского слова reabilitacio (восстановление). В медицине - это комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных па восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов (БМЭ, т. 22, 1984, с.71).
Несмотря на широкое использование этого термина в медицинской науке и практике, в отношении сущности реабилитации, а также ее целей и задач до настоящего времени нет единой точки зрения. В одних странах под реабилитацией понимают только восстановление здоровья, в других - это понятие относится и к восстановлению трудоспособности, в третьих - к оказанию материальной помощи пострадавшим и т.д.
Во втором отчете Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по реабилитации (1969 г.) ею названо сочетание и скоординированное применение медицинских, социальных, просветительных и профессиональных мероприятий, включающих обуче- ниє или переобучение инвалидов, для достижения реабилитантами по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности.
В резолюции IX Совещания министров здравоохранения бывших социалистических стран реабилитация определена как система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение бальных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду.
Итак, реабилитация значительно шире, чем восстановление здоровья. Реабилитация является важным достижением современной медицины, призванной не только вернуть здоровье больным и инвалидам, но и сохранить их профессиональную трудоспособность.
В медицине понятие «реабилитация» впервые было применено официально к бальным туберкулезом, когда в 1946 г. в Вашингтоне был проведен конгресс по реабилитации этих больных. Принято считать, что реабилитация восходит к годам Первой мировой войны, когда в Великобритании были созданы ортопедические госпитали для лечения инвалидов войны. В этих госпиталях широко применялась трудотерапия, проводившаяся под руководством квалифицированных рабочих. Опыт этих госпиталей был использован и в нашей стране в ортопедических и психиатрических лечебных учреждениях. Затем стала развиваться и медицинская педагогика, которая оказала большое влияние на становление реабилитации не только психических больных, по и соматических.
Однако корпи трудотерапии, как важной составной части реабилитации, уходят в далекое прошлое. Об этом, в частности, свидетельствуют древние рукописи об использовании лечения трудом (трудотерапия) в монастырях. По велению Петра I па Каменном острове в Санкт-Петербурге были созданы отделения для выздоравливающих матросов, где активно применялась трудотерапия.
Применение труда с лечебной целью в психиатрии относится к концу XVIII в. (Пипсль, Тыок и др.). В России в начале XIX в. организованный труд для лечения психических больных первыми применили И.Ф. Рюль и В.Ф. Саблер. Интенсивно развивали трудовую терапию как средство лечения хронических психических больных Н.Н. Баженов, В.И. Яковен- ко и др.
Принципы восстановительного лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями были разработаны в СССР в тридцатые годы нынешнего столетия (Г.Ф. Ланг). Не случайно видный американский кардиолог Рааб обращал в 1968 г. внимание на то, что ежегодно 5 миллионов американцев вынуждены были выезжать за пределы США в зарубежные центры здоровья, в то время как в СССР были тысячи санаториев и курортов - важных этапов реабилитации.

9.1. Цель, задачи и основы реабилитации

Целью реабилитации является оздоровление больного (инвалида) и оказание ему помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики перенесенной им травмы или болезни. Варианты реабилитации:

  1. адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте;
  2. реадаптация - работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии;
  3. работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности, но отличающейся пониженной нагрузкой;
  4. при невозможности реализации вышеизложенных пунктов полная переквалификация с последующим трудоустройством на том же предприятии;
  5. переквалификация в реабилитационном центре с подысканием работы по новой специальности.

Основные задачи реабилитации:

  1. ускорение выздоровления;
  2. улучшение исходов травмы (болезни), в том числе профилактика осложнений;
  3. направленность всех реабилитационных мероприятий на сохранение жизни больного;
  4. предупреждение инвалидности или смягчение ее проявлений;
  5. возвращение человека к активной жизни, трудовой и профессиональной деятельности;
  6. возвращение в общество профессиональных кадров;
  7. значительный экономический эффект для общества - вклад кадров, возвращенных в строй, плюс устранение затрат.

Таким образом, основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественный трудовой процесс, исходя из того, что трудовая деятельность является не только необходимым социальным условием полноценного существования человека, но и подчас решающим фактором излечения
Основы реабилитации:

  1. биологические - свойства организма человека адаптироваться к новым условиям в результате компенсаторно-восстановительных процессов;
  2. психические - стремление человека к полезности для общества, которое выражается в производственной (профессиональной) деятельности и в социально-экономических отношениях;
  3. морально-этические - принцип высокого гуманизма, моральный эффект для общества;
  4. научно-медицинские - разработка, апробация и внедрение современных достижений медицинской науки и практики в области восстановительного и заместительного лечения;

Социально-экономические - полезность для общества, обусловленная профессиональными знаниями, жизненным и производственным опытом, а также экономический эффект реабилитации, значительно перекрывающий необходимые материальные затраты для ее осуществления. Так, по данным медиков США, при некоторых заболеваниях каждый вложенный в реабилитацию доллар возвращается 35 долларами. По нашим данным, 80% больных, перенесших инфаркт миокарда, после реабилитации приступили к трудовой деятельности.
Реабилитация достигается сочетанным применением реабилитационных мероприятий: медицинских, психологических, физических, педагогических, социальных, трудовых, технических и правовых, составляющих единый комплекс.

9.2. Медицинская реабилитация

Основные направления медицинской реабилитации:

  1. ранняя диагностика болезни (травмы);
  2. своевременная госпитализация;
  3. полноценное лабораторно-инструмепталыюе обследование;
  4. раннее комплексное лечение (режим, диета, медикаменты и др.);
  5. контроль за динамикой болезненного процесса и эффективностью лечения;
  6. определение прогноза течения болезни;
  7. диспансерное наблюдение за больными после выписки из стационара с проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

Таким образом, своевременное и полноценное лечение имеет решающее значение в эффективности реабилитационных мероприятий. Следовательно, лечение и реабилитация - это неразрывные части единого процесса. В связи со сказанным следует напомнить об одном неверном положении, высказанном Г. Раском, который назвал реабилитацию третьей фазой лечения. Речь шла о том, что реабилитация следует после острой фазы болезни и фазы выздоровления. Это положение неверно, так как реабилитационные мероприятия следует начинать как можно раньше, разумеется, с учетом состояния больного.
Итак, медицинские мероприятия (медицинская реабилитация) объединяют лечебные меры, направленные на восстановление здоровья. Их следует начинать тотчас по выявлении заболевания и проводить комплексно с использованием всех средств, способствующих развитию компенсаторных процессов и приспособительных реакций организма. Медицинские мероприятия в большинстве случаев проводятся на всех этапах реабилитации и нередко надолго сохраняются в плане диспансерного обслуживания.
В СССР была создана стройная система реабилитации больных и инвалидов, включающая в себя:

  1. создание в амбулаторно-поликлиническом звене ряда кабинетов восстановительного лечения (физиотерапии, психотерапии, лечебной физкультуры и др.), объединенных в единый комплекс отделений восстановительного лечения. При многих из них были организованы группы здоровья, которые, кроме реабилитационного, имеют и профилактическое предназначение;
  2. в стационарном звене были созданы как самостоятельные реабилитационные отделения, так и специализированные больницы восстановительного лечения для реабилитации определенных контингентов больных. К их числу относятся организованные в послевоенные годы госпитали для восстановительного лечения раненых и инвалидов Великой Отечественной войны. В системе поэтапной реабилитации лиц, перенесших инфаркт миокарда, большое значение принадлежало 24-дневному бесплатному лечению в специально созданных для этой цели санаториях;
  3. широкая сеть домов отдыха, санаториев, в том числе специализированных;
  4. создание профильных специализированных центров реабилитации (всесоюзные, республиканские), главным образом на базе головных (по проблеме) научно-исследовательских институтов.

9.3. Физическая реабилитация

Физический аспект реабилитации включает в себя все вопросы, относящиеся к применению физических факторов в восстановительном лечении больных.
Сюда относятся лечебная гимнастика и другие элементы лечебной физкультуры, интенсивные тренировки, санаторно-курортное лечение идо.
Физический аспект является частью медицинской реабилитации и предусматривает мероприятия по восстановлению трудоспособности больных путем применения лечебной физкультуры и проведения нарастающих по интенсивности физических тренировок.
Основное предназначение использования физических факторов - всемерное повышение физической работоспособности больных, инвалидов, лимитированной по болезни или инвалидности.
В отличие от медикаментозных средств.Использование физических факторов оказывает более широкое воздействие на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, обмен веществ и газообмен в легких.
Механизмы положительного воздействия физических нагрузок:

  1. благоприятное влияние на регуляторные системы, что обеспечивает адаптационные процессы и выздоровление;
  2. нормализация нарушенных функций различных органов;
  3. становление, улучшение деятельности компенсаторно-приспособительных механизмов;
  4. тренировка мышц, в том числе сердечной;
  5. нормализация обмена веществ;
  6. улучшение пищеварения, нормализующее влияние на желчеотделение и функцию кишечника;
  7. укрепление защитной функции иммунной системы организма;
  8. психологический эффект, благотворное влияние на эмоциональную сферу человека;
  9. улучшение течения болезни, сокращение сроков лечения.

Пренебрежительное отношение к физическому аспекту реабилитации в прошлом приводило к весьма неблагоприятным последствиям: более затяжному периоду течения болезненного процесса и увеличению частоты осложнений. В результате неоправданно затягивались сроки постельного режима, стационарного лечения и нетрудоспособности больных. Следовательно, увеличивались и экономические затраты. Значительная часть больных была не в состоянии в течение первого года болезни вернуться к трудовой деятельности. У больных развивался страх активных движений, а также другие соматические расстройства, что значительно ухудшало эффективность проводимого лечения.
Более раннее и широкое применение физических факторов при комплексной реабилитации больных, например, при наличии инфаркта миокарда, улучшает течение болезни, предупреждает развитие ряда осложнений, сокращает сроки стационарного лечения и временной нетрудоспособности и предупреждает развитие инвалидности у большинства больных.
Применение физических факторов имеет ту особенность, что они эффективны только при адекватном назначении. Неадекватная физическая нагрузка не только бесполезна, но и может вызвать серьезные последствия. В настоящее время существуют точные и надежные методы определения индивидуального темпа, объема физических нагрузок, гарантирующих их эффективность и безопасность. Эти методы позволяют осуществлять контрольную функцию, т.е. получение точной объективной информации о реакции больных на расширение режима двигательной активности и введение новых элементов лечебной физкультуры. «Суть человеческого естества - в движении. Полный покой означает смерть» (Б. Паскаль).
Некоторые методологические аспекты применения физических нагрузок
а) Физические нагрузки - часть медицинской реабилитации, составная часть комплекса реабилитационных мероприятий. Одна физкультура без правильного питания, здорового образа жизни, полноценного отдыха, без отказа от алкоголя и курения не может обеспечить хорошее здоровье.
б) Физическую реабилитацию следует начинать как можно раньше. Говоря о стратегии физического воспитания и развития человека, следует помнить о необходимости преемственности осуществляемых мер на протяжении всех периодов индивидуальной жизни человека. Решать проблему физического воспитания и физического развития населения необходимо с дошкольного возраста, а затем в школах, училищах, институтах, на предприятиях и т.д.
в) Перед тем как приступить к физическим тренировкам, необходимо пройти серьезное медицинское обследование с использованием различных нагрузок. Ясно, что определение вида и интенсивности физической нагрузки и контроль над ее эффективностью должен взять на себя специалист этого дела - врач. Врач, давая советы, должен учитывать не только фактическое состояние здоровья человека, но и степень его физической подготовленности, тренированности.
г) Во всякий труд нужно входить постепенно. Не следует сразу перенапрягать свои усилия, а необходимо, входя в работу, развивать свои усилия постепенно.
д) Необходим контроль за эффективностью использования физических нагрузок. Оценка эффекта или, напротив сигнал к отмене или изменению характера и режима физических нагрузок.
е) Оптимальный выбор вида, темпа, интенсивности и продолжительности физических нагрузок с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей организма и уровня его тренированности.
Повышение физической работоспособности с помощью лечебных и физических факторов не является самоцелью. Высокая физическая работоспособность зависит от хорошего состояния здоровья и является необходимым условием сохранения профессиональной активности. Таким образом, существует тесная связь между медицинским, физическим и профессиональным аспектами реабилитации. Применение физических факторов способствует сокращению сроков лечения, т.е. уменьшению экономических заірат на реабилитацию. Установлено благоприятное воздействие физических факторов на психологическое состояние больных. Следовательно, физический аспект реабилитации связан с другими реабилитационными аспектами - экономическим и психологическим.

9.4. Психологическая реабилитация

Цель психологической (психической) реабилитации - преодоление отрицательных реакций со стороны психики у больных и инвалидов, возникающих в связи с болезнью или инвалидностью. Конечной целью любых реабилитационных программ является восстановление личностного и социального статуса больного (инвалида). Для достижения этой цели необходим комплексный интегральный подход к больному человеку (инвалиду) с учетом не только клинико-биологических закономерностей болезни, но и психосоциальных факторов, особенностей окружающей его среды.
Психологический аспект реабилитации имеет у многих больных и инвалидов не меньшее значение, чем физический. Так, например, почти в половине случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению человека к труду после перенесенного инфаркта миокарда.
Это вызвано, прежде всего, тем, что течение инфаркта миокарда часто сопровождается психическими нарушениями. Депрессия, «уход в болезнь», страх перед физическим напряжением, уверенность в том, что возвращение на работу может причинить вред сердцу, - все эти психические изменения могут свести на нет усилия кардиолога и методиста по лечебной физкультуре, стать непреодолимым препятствием для восстановления трудоспособности и решения вопросов трудоустройства.
Однако и при нормальном психическом состоянии особенности личности больного (инвалида), ее установка, характер психологической реакции на болезнь (инвалидность) существенным образом влияют на отношение к врачебным рекомендациям и во многом определяют уровень социальной активности после болезни или инвалидности.
В свою очередь, психические нарушения оказывают неблагоприятное воздействие на течение основного заболевания, нарушают функционирование различных органов.
Психологические мероприятия (психологическая реабилитация) неразрывно связаны с медицинскими, так как содействуют еще в период лечения психологической подготовке больного (пострадавшего) к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации при неполном восстановлении его профессиональных навыков.
Психологическая реабилитация имеет большое значение при подготовке больного к хирургическому вмешательству для вселения в пего веры в способность после операции продолжить трудовую деятельность и восстановить свою социальную полноценность.
Психопрофилактика и психотерапия облегчают реабилитацию на последующих этапах. Психологическая подготовка пострадавшего более эффективна, если ею занимается специалист - врач-психотерапевт,
Важнейшие задачи психической реабилитации - всемерное ускорение нормального процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни (инвалидности) жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся болезненных психических нарушений.
Решение этих задач возможно только на основе глубокого изучения всего диапазона психических изменений в динамике на всех этапах заболевания, природы этих изменений, анализа «внутренней картины» болезни, включая динамику доминирующих переживаний, исследование социально-психологических факторов, определяющих психическое состояние больного (инвалида) в разные сроки от начала болезни.
Основные психологические факторы, определяющие психическое состояние больных (инвалидов):

  1. характер динамики основного болезненного процесса;
  2. длительность постельного режима и сроков пребывания в стационаре;
  3. характер инвалидности;
  4. психогенное влияние медицинского персонала, семьи, других больных или инвалидов, друзей, родственников;
  5. начало возвращения к трудовой деятельности.

Учет этих факторов и устранение тех из них, которые оказывают отрицательное воздействие, могут оказаться действенным средством психогигиены и психопрофилактики.
Основные методы психической реабилитации:

  1. различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гипноз и др.);
  2. психогигиена;
  3. психопрофилактика;
  4. в некоторых случаях - лекарственные препараты психотропного действия;
  5. благожелательная обстановка в семье и коллективе;
  6. эстетотерапия;
  7. физические тренировки;
  8. лечение трудом (трудотерапия).

Трудовая деятельность имеет важное значение для сохранения и укрепления психики больного (инвалида). Так, изучались показатели психического состояния неработающих и работающих инвалидов, у которых до инфаркта миокарда психические нарушения не выявлялись. Разница оказалась разительной. Если среди неработающих инвалидов число лиц с психическими нарушениями составило 90,5%, то среди работающих инвалидов - лишь 13,3%.
Большое значение в психической реабилитации имеет благожелательная обстановка в семье и коллективе, в том числе и юмор, живительные свойства которого всегда высоко ценились.
К сожалению, недостаточно внимания уделяется состоянию психического здоровья населения. Довольно часто можно встретить людей, которые непростительно мало заботятся о своем психическом здоровье, а то и вовсе не думают о нем. Только халатностью можно объяснить отсутствие режима в работе и отдыхе, безрассудное отношение ко сиу и свободному времени и злоупотреблению вредными привычками. Разве не халатность это по отношению к своему здоровью и к здоровью окружающих, когда мы повышаем голос, сердимся и ругаемся? К сожалению, основные истины психогигиены далеко не так популярны, как правила сохранения физического здоровья. С одной стороны, люди меньше знакомы с условиями сохранения психического здоровья, с другой - не придают значения тому, что им известно. Все это может привести к развитию психических расстройств.

9.5. Профессиональный аспект реабилитации

Первоначально реабилитация отождествлялась с восстановлением трудоспособности, которая, в свою очередь, является критерием эффективности реабилитации. Профессиональный аспект реабилитации шире. Это не просто восстановление трудоспособности, а восстановление профессиональной деятельности. Профессиональный аспект реабилитации следует рассматривать с точки зрения не только восстановления утраченной трудоспособности, но и дальнейшей профилактики возможного ее снижения.
Успешное восстановление и сохранение трудоспособности является производным многих факторов: правильной экспертизы трудоспособности, систематической вторичной профилактики, а также выполнения программы, направленной на повышение физической и психической толерантности больных (инвалидов).
В докладе экспертов ВОЗ указывается, что «целью восстановления трудоспособности является не только стремление вернуть больного к прежнему состоянию, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня. Это означает вернуть больному самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе или, если это возможно, подготовить больного к выполнению другой работы с полным рабочим днем, соответствующим его физическим возможностям, или подготовить к работе с неполным рабочим днем, или к работе в специальном учреждении для инвалидов».
В решении этих важнейших задач принимают участие не только клиницисты, по и специалисты смежных областей: профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, эргономики, трудового обучения и воспитания, трудового законодательства и др. Таким образом, в решении задач профессиональной реабилитации необходим комплексный подход и содружество различных специалистов, среди которых ведущими должны быть клиницисты.
Трудовые мероприятия (профессиональная реабилитация) заключаются в подготовке инвалидов к трудовой деятельности. Они должны начинаться как можно раньше и проводиться параллельно с медицинскими, психологическими и другими реабилитационными мероприятиями. Еще до получения определенных производственных навыков или переквалификации инвалид (больной) должен быть профессионально ориентирован в основных специальностях и знать требования к избираемой им профессии.
Трудовая (профессиональная) реабилитация завершается трудовым устройством инвалидов.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к трудоспособности и трудоустройству, профессия должна:

  1. не усугублять тяжести общего состояния инвалида (больного);
  2. способствовать наибольшим проявлениям способностей инвалида (больного);
  3. обеспечить инвалиду (больному) максимальное удовлетворение;
  4. соблюдать принцип соответствия физической работоспособности инвалида (больного) уровню энергозатрат при данной профессиональной деятельности.

Трудотерапия, несомненно, способствует восстановлению физической работоспособности, оказывая и благоприятное психологическое воздействие на инвалида (больного). Не случайно Целье говорил, что «безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает пашу молодость». А. П. Чехов писал: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
Трудотерапия меняет отношения инвалидов с другими людьми, т.е. улучшает его социальную реабилитацию. Различают функциональную трудовую терапию, направленную на восстановление нарушенных функций организма в связи с болезнью, и производственную, подготавливающую больного (инвалида) к трудовой деятельности и помогающую восстановить профессиональные возможности инвалида (больного).
М.С. Лебединский и В.Н. Мясищев (1966) выделяют несколько сторон лечебного воздействия труда: стимуляция жизненных процессов и повышение сопротивляемости организма; отвлечение от болезненных переживаний; укрепление интеллектуально-волевых качеств в соответствии с условиями и требованиями реальности; повышение психического тонуса инвалида (больного); освобождение его от чувства своей неполноценности и ущербности; восстановление связи инвалида (больного) с коллективом.
Деятельный образ жизни является одним из средств, стимулирующих умственное и физическое развитие человека. В процессе трудовой деятельности происходит формирование полноценной личности. Бездеятельный образ жизни ведет к слабости, снижению уровня жизненных функций организма.
Труд должен доставлять радость, не быть обременительным, не приводить к утомлению, соответствовать физическим возможностям организма. При выполнении любой работы высокая работоспособность достигается не сразу. Для этого требуется определенное время, так называемый период врабатываемости. Поэтому во всякий труд надо входить постепенно, как бы набирая темпы. Стремительное начало в работе приводит к преждевременному утомлению. Постоянный труд положительно влияет на организм человека в любом возрасте.
Некоторые мудрые изречения:
«Праздность более утомляет, чем труд» (П. Вовернарт);
«Нет ничего более невыносимого, чем безделье» (Ч. Дарвин);
«Труд - наилучшее лекарство, нравственное и эстетическое» (Ана- толь Франсе);
«Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного» (К.Д. Ушинский).
Трудотерапия - важный фактор в системе реабилитационных мероприятий. Ведь часто из-за соматических и психических расстройств человек надолго отрывается от любимой работы и коллектива, начинает забывать ранее приобретенные трудовые навыки. При хронических заболеваниях именно безделье, отрыв от систематической работы являются главными факторами, которые вызывают инертность, безразличие, пассивность, отход от друзей. Задачей и целью трудотерапии яв- ниются не дать больному (инвалиду) возможность впасть в безделье, нос становить его активное отношение к труду и вновь создать начинающие утрачиваться стереотипы трудовой деятельности с их комплексом социальных связей. Целесообразная работа в коллективе помогает найти обратный путь в коллектив и общество. Активный и разнообразный режим дня способствует еще и тому, что тускнеют и становятся менее актуальными мотивы, определяющие, поведение больного (инвалида), то есть болезненные переживания и явления.
Великий отечественный педагог К.Д. Ушинский писал: «Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья».

9.6. Другие аспекты реабилитации

Педагогические мероприятия в большинстве случаев относятся к детям и подросткам с врожденными или приобретенными дефектами. Для их обучения и воспитания была создана сеть специализированных учреждений.
Технические мероприятия (техническая реабилитация) предусматривают применение достижений научно-технического прогресса для восстановления функциональной полноценности организма инвалида (больного) и для включения его в общественно полезный труд. Практически технические средства широко используются на всех этапах восстановительного процесса. Особенно велика роль их при повреждениях опорно-двигательного аппарата (протезирование, различные средства передвижения ит. п.).
Правовые мероприятия реализуют гарантии, обусловленные Конституцией России. Наряду с этим инвалидам обеспечены дополнительные гарантии, например, нуждающимся в облегченных условиях труда предоставляется работа в соответствии с трудовой рекомендацией ВТЭК.
Социальный аспект реабилитации - это часть единого целого, каким является комплексный процесс реабилитации, и его следует, конечно, рассматривать во взаимодействии с другими аспектами реабилитации. Медицинская, профессиональная и техническая реабилитация, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного (пострадавшего), восстановление его нормальных отношений в обществе, в первую очередь в сфере труда. В результате преодолевается связанное с инвалидностью чувство социальной неполноценности, устраняется сосредоточение инвалидов всего внимания на своем увечье или болезни, он обретает веру в собственные силы.

Социальный аспект реабилитации предусматривает изучение влияния социальных условий на болезнь (травму), выявление механизмов их действия, что дает возможность устранить причины, мешающие эф- елективному восстановлению личности обществе. В социальный аспект реабилитации входят многие вопросы: влияние социальных факторов на развитие и последующее течение болезни, на эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий, социальное обеспечение инвалидов, наличие свободных трудовых мест, вопросы трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношения больного (инвалида) и общества и т. д.
Социальный аспект реабилитации предусматривает и применение социальных методов воздействия на больного (инвалида) для успешного восстановления личности, как социальной категории, путем организации соответствующего образа жизни, устранения воздействия социальных факторов, мешающих успешной реабилитации, восстановлению или усилению социальных связей. В решении задач социальной реабилитации особенно велика роль государства.
Экономический аспект реабилитации. Эффективная реабилитация, как это уже установлено, по отношению ко многим болезням и травмам снижаст расходы государства на лечение и социальное обеспечение за счет сокращения сроков лечения, предотвращения нетрудоспособности, уменьшения размеров и количества пособий по инвалидности, сохранения опытных квалифицированных профессиональных кадров.
Так, например, японцы давно уже выяснили, как полезны для производства хорошая физичсская подготовленность и здоровье рабочих. На предприятиях организованы перерывы для физических упражнений. В свободное от работы время рабочие посещают оздоровительные центры. Учитывая такое внимание к физической подготовленности рабочих, нетрудно понять, почему производительность труда в Японии самая высокая в мире.
В настоящее время специальные оздоровительные программы применяются и на предприятиях США. С 1979 по 1982 г. в такие программы было вложено около 2 млрд. долларов. Эти программы используются для повыше:іия тонуса людей в рабочее время. Но оказалось, что эти мероприятия также улучшают и отношение к работе, уменьшают текучесть кадров, снижают расходы на нетрудоспособность и страховые выплаты. После введения оздоровительной программы в компании «Пру- денчшэл» уровень временной нетрудоспособности упал на 59%, что за год дало 248 ООО долларов прибыли.

9.7. Этапы реабилитации

Всемирная организация здравоохранения предложила следующую классификацию фаз реабилитации:
а) больничная фаза, начинающаяся с момента поступления больного (пострадавшего) в стационар;
б) фаза выздоровления (реабилитационные мероприятия выполняются в центрах реабилитации, поликлиниках, санаториях);
н) фіш поддерживающая, которая длится всю жизнь и проводится при длительном диспансерном наблюдении.
В рамках каждой из этих фаз решаются в том или ином объеме задачи каждого вида реабилитации. Эффективность всей системы реабилитации больных определяется тем, насколько успешно будут решаться задачи каждой из фаз реабилитации. При этом от того, какие задачи ставятся перед каждой из фаз реабилитации, зависят продолжительность фазы и ее организационная структура.
Целью больничной (стационарной) фазы реабилитации является восстановление физического и психологического состояния здоровья настолько, чтобы больной был подготовлен к проведению второй фазы реабилитации.
По завершению больничной фазы реабилитации больной оказывается подготовлен к выполнению программы фазы реабилитации - фазы выздоровления. Выполнение этой программы оптимально осуществлять в специализированных реабилитационных отделениях местных санаториев, являющихся по своим задачам и оснащенности загородными реабилитационными центрами. Эта фаза реабилитации является, по существу, рубежом между периодом, когда человек находится в статусе больного и возвращением его в семью, к активной деятельности. Основная цель второй фазы реабилитации - - подготовить больного к активной жизни - возвращению в семью, к рациональной перестройке жизненного уклада, изменению некоторых привычек, к систематическому проведению профилактических мероприятий, включая вторичную профилактику. Задачи физического, физиологического и других аспектов реабилитации решаются в этой фазе на новом, по сравнению с больничным этапом, уровне.
По завершении фазы выздоровления больной вступает в третью (поддерживающую) фазу реабилитации, целью которой является поддержание достигнутого уровня физической работоспособности с некоторым ее увеличением у ряда больных, завершение психологической реабилитации уже в условиях возобновления его социальной жизни и предупреждение прогрсссирования заболевания. Решение всех задач третьей фазы реабилитации возможно только при отработке организационной структуры се в условиях районной поликлиники.
Во второй и третьей фазах реабилитации следует энергично проводить мероприятия вторичной профилактики, которая включает в себя борьбу с первичными факторами риска, играющими роль в возникновения данного заболевания. Основная задача вторичной профилактики - предупреждение прогрессирования заболевания, его рецидивов и развития осложнений. Составными частями вторичной профилактики являются: лечебная физкультура, лечебное питание, физиотерапевтические процедуры, медикаментозное лечение и др.

Единая система борьбы с хроническими заболеваниями должна быть построена по типу последовательности и преемственности этапов: первичная профилактика - распознавание болезней, лечение их - реабилитация - вторичная профилактика. Эффективность реабилитационных и профилактических мероприятий обусловлена тесным контактом (пре- емственностыо) врачей больницы, реабилитационного центра, поликлиники, санатория. Практика показала, что использование реабилитационных мероприятий наиболее эффективно тогда, когда они проводятся в системе диспансерного наблюдения.
Государственные структуры должны субсидировать научные исследования по созданию новых высокоэффективных реабилитационных программ, материально-техническую базу, обеспечивающую проведение реабилитационных мероприятий, систему наблюдения.

9.8. Основные принципы реабилитации

К их числу относятся:
а) Реабилитация больных (инвалидов) - это многоплановый, неразрывный процссс - единый комплекс лечебных, реабилитационных, профилактических и оздоровительных мероприятий. Реабилитация находится в органической связи с профилактикой заболеваний и составляет с нею единое целое. Действительно, в случае угрозы инвалидности реабилитационные мероприятия, применяющиеся в комплексе с лечебными, являются профилактикой инвалидности, а при ее наличии - становятся первым этапом борьбы с нею. Данный принцип отражает единство лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
Во-первых, ранняя диагностика заболеваний, выявление начальных форм заболеваний, лежащих в основе диспансеризации, являются основой наиболее эффективных реабилитационных мероприятий. Во- вторых, учет и динамическое наблюдение за лицами с хроническими заболеваниями или последствиями травм - важное условие для решения задач реабилитации.
б) Необходимость использования комплекса различных реабилитационных мероприятий с участием медицинских работников, психологов, педагогов, специалистов физической культуры, юристов и др.
в) В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов реабилитации и длительностью лечения.
г) Реабилитация предполагает использование единых методических и организационных подходов к решению таких вопросов, как установление степени нарушений функций органов и систем организма, определение трудоспособности и трудового прогноза, разработка плана восстановительных мероприятий.
д) Как можно раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны быть неотъемлемой частью лечебных мероприятий, органически их дополнять.
е) Выбор реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего и возвращение его в коллектив, к основному общественно полезному труду. Разумеется, что выбор осуществляется с учетом состояния больного (инвалида), характеристики и тяжести болезненного процесса и переносимости того или иного реабилитационного воздействия.
ж) Реабилитационные мероприятия должны осуществляться непрерывно, последовательно и преемственно.
з) Важным условием эффективности реабилитации больных (инвалидов) является се индивидуальность. В реализации этого положения решающая роль принадлежит врачебно-трудовой экспертизе, во время которой устанавливается степень функциональной недостаточности и трудоспособности. В зависимости от состояния больного (инвалида) в динамике вносятся соответствующие коррективы в объем реабилитационных мероприятий. Реабилитация, если речь идет об инвалиде, рассматривается как непрекращающийся процссс, так как он нуждается в постоянном медицинском наблюдении и социальной защите.
и) При составлении плана реабилитационных мероприятий следует учитывать индивидуальные особенности личности реабилитируемого и течения у пего болезненного процесса, втом числе его психосоциальные, биологические особенности и связи с трудовым коллективом, возраст, образовательный ценз, специальность, ссмсйио-бытовую обстановку.
к) Планируя реабилитационные мероприятие, необходимо соблюдать соответствующие санитарно-гигиенические рекомендации, особенно при проведении трудотерапии и профессиональной подготовки, .требования по охране труда, санитарно-эпидемиологические нормы н условия лечебно-профилактической помощи.

9.9. Некоторые аспекты реабилитации инвалидов

По данным ООН, в мире каждый десятый житель планеты - инвалид.
В энциклопедическом словаре реабилитация инвалидов рассматривается как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов». Как видно из этого определения, в понятие «реабилитации» входят: функциональное восстановление или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида.
Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни, с одной стороны, нарушают целостность и естественность функционирования организма, а с другой - вызывают у инвалида комплексы психологической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками.
Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующих коррекций, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество - первостепенная государственная задача.
В декларации ООН о правах инвалидов (1975 г.) говорится: «Инвалиды имеют все права на уважение их человеческого достоинства, па образование, профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности, па максимальное проявление своих возможностей и способностей, па ускорение процесса их социальной интеграции».
Любая патология, которая привела человека к инвалидности, независимо от вызвавшей ее причины и нозологической формы непременно отражается па двигательной функции. Малоподвижность инвалида приводит к гипокинезии и гиподинамии, проявляющиеся целым рядом негативных последствий: снижение функциональных возможностей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий самореализации, потеря бытовой и экономической независимости, что, в свою очередь, вызывает стойкий эмоциональный стресс. Поэтому борьба с гипокинезией - это избавление от ряда негативных изменении всех органов, это профилактика ряда заболеваний, это также становление адаптации инвалидов к жизни и профессиональной деятельности.
Привлечение инвалидов к занятиям физкультурой и спортом - наиболее целесообразное реабилитационное мероприятие. Активная физическая культура - это средства, приемы и методы физического воспитания для формирования у инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, уметь отдыхать.
Помимо основных принципов реабилитации при проведении реабилитационных мероприятий у инвалидов необходимо соблюдать принцип партнерства - включение самого инвалида и членов его семьи в лечебно-восстановительный процесс, привлечение их к участию в восстановлении тех или иных функций и социальных связей.
К числу наиболее распространенных врожденных пороков развития относятся: умственная отсталость, дефекты зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, причем эти пороки развития нередко сочетаются.

Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью

Распространенность этого порока развития в разных странах достигает 1-3%. Принято считать, что до 75% всех случвев умственной отсталости обусловлено генетическими факторами. Эти лица нуждаются в специальных методах воспитания и обучения. Очевидно, что характер реабилитационных мероприятий зависит от глубины умственного недоразвития. Так, лица с относительно не глубоким интеллектуальным недоразвитием могут обучаться по специальной школьной программе и получить доступные профессиональные навыки. В то же время у лиц с глубокой умственной отсталостью невозможны ни школьное обучение, ни профессиональная ориентация. По данным ряда исследователей, занятия физической культурой способствуют улучшению психического развития детей и инвалидов.

Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха

Свыше 40 млн. человек во всем мире и более 500 тыс. в США оцениваются юридически как слепые (незрячие), и каждый год теряют зрение еще миллион человек. Ведущая роль в происхождении врожденных дефектов зрения и слуха принадлежит генетическим факторам. Степень выраженности дефекта зрения или слуха имеет большое значение для возникновения вторичных нарушений развития ребенка (расстройства нервно-психического развития). При небольшом дефекте слуха - тугоухости существует возможность нарушения самостоятельного овладения речью, а полная глухота при отсутствии специального обучения обычно приводит к немоте.
При слепоте и глухоте задерживается развитие навыков общения, нарушаются формирование предметных представлений (из-за отсутствия контакта, общения) и развитие эмоциональной сферы. Оба вида нарушений требуют соответствующей коррекции. Общие закономерности дефектов зрения и слуха: недоразвитие способностей к приему, переработке, хранению информации и недостаточность словесного опосредования. В результате возникает тенденция к определенному замедлению темпа развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. К числу мероприятий коррекции при дефектах зрения и слуха основная роль принадлежит стимуляции развития остаточного слуха и зрения.
У слепых часто имеет место гипокинезия (гиподинамия), поэтому попятно большое значение адаптивной физической культуры. Обучение слепых детей и их родителей проводится на специальных курсах обучения по программам:

  1. академической (получить образование);
  2. профессиональной (помочь слепым подготовиться к трудовой деятельности);
  3. самосовершенствование (изучение для внутреннего удовлетворения и радости).

Особенности реабилитации при дефектах нижних конечностей

Из всех нуждающихся в профессиональной реабилитации 70% - лица с дефектами опорно-двигательного аппарата.
Реабилитация лиц с дефектами опорно-двигательного аппарата не должна ограничиваться только медицинскими и физическими реабилитационными мероприятиями, но также должна включать коррекцию нервно-психических расстройств, которые, в свою очередь, могут отразиться на формировании интеллектуального развития. У этих индивидов нередко отмечается склонность к невротическим расстройствам. Причинами этих расстройств являются: двигательная недостаточность и сверхопека при воспитании. Система коррекционного воспитания и обучения, формирующая у инвалида чувство своей нужности, полезности в известной степени препятствует возникновению личностных качеств, связанных с ощущением своей физической неполноценности. Этому способствуют, в частности, социальные программы (системы) воспитания и обучения.
Потеря нижней конечности (конечностей) приводит к снижению трудоспособности и двигательной активности (гипокинезия, гиподинамия), нарушениям обмена веществ и функционального состояния центральной нервной системы, является серьезной психологической травмой и стрессорным фактором. Гипокинезия и расстройства обмена углеводов и липидов (повышение содержания холестерина в крови). Наиболее выраженные нарушения отмечаются со стороны аппаратов кровообращения и дыхания (снижение сократительной функции сердца, тенденция к повышению артериального давления и др.). Следовательно, у этой группы инвалидов имеется высокая угроза развития таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца. Адаптивная физическая культура способствует формированию нового функционального состояния (специальной системы адаптации), характеризующегося приспособлением к дефекту, компенсацией нарушенных функций внутренних органов, нормализацией обмена веществ, психической и эмоциональной деятельностью, предупреждением развития различных заболеваний.
Эффективность физических тренировок обусловлена структурой движений, последовательностью, регулярностью, частотой и продолжительностью занятий, интенсивностью выполнения физических упражнений, индивидуальным подходом к выбору их, оптимальным режимом отдыха.
В экономически развитых странах подсчитано и доказано, что средства, вложенные в инфраструктуру, адаптированную для нормальной жизни инвалидов, полностью себя оправдывают. При этом не только уменьшаются затраты на лечение инвалидов и сокращается число людей, вынужденных отрываться от основных видов деятельности, ухаживая за заболевшими родственниками, но и более эффективно используется трудовой потенциал самих инвалидов, повышается их жизненный уровень. Кроме того, резко снижается социальная напряженность, создается благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе.

Контрольные задания

  1. Определение целей и задач реабилитации.
  2. Задачи и содержание медицинской реабилитации.
  3. Задачи и содержание физической реабилитации.
  4. Задачи и содержание психологической реабилитации.
  5. Содержание профессиональной реабилитации.
  6. Характеристика этапов реабилитации.
  7. Основные принципы реабилитации.
  8. Особенности реабилитации инвалидов.