9 день после смерти значение. Важные дни после смерти

В православии сакральными днями считаются третий, девятый, сороковой день после смерти, а также годовщина. Каждому из этих дней придаётся особое значение, и для того, чтобы облегчить загробную участь человека, в эти даты принято проводить поминки.

Чтобы правильно рассчитать день поминок, нужно принять день смерти за первый день, и прибавлять к нему нужную цифру. Не стоит заниматься арифметическим сложением, потому что простым прибавлением получится неверная цифра. Для примера: умершего 1 января необходимо поминать не 10 (1+9), а 9 января.

Некоторые могут спутать традиционные и церковные сутки, которые начинаются после вечерней службы, и тогда умершие утром и поздним вечером одного и того же дня могут оказаться умершими как бы в разные дни. Общепринятой традицией считается опора на астрономические сутки, когда не имеет значения, днём или до полуночи наступила смерть.

Если вы самостоятельно затрудняетесь точно рассчитать даты, на которые выпадают поминки, вам на помощь обязательно придёт . Для воцерковленных людей естественным будет обратиться с этим вопросом к своему батюшке.

Когда проводятся поминки

В день похорон, а в православии он должен совпадать с третьим днём после смерти, проводятся первые поминки, они же считаются самыми массовыми. Не стоит путать поминальную трапезу с простыми дружескими или родственными посиделками, хотя состав участников будет примерно одинаковым. Участники похорон, те, кто близко знал усопшего, после погребения приглашаются к участию в поминальной тризне.

Много веков назад было принято собирать за столом не родных, а нищих, потому что сами они не могли позаботиться о хлебе насущном. Церковь учит, что поминать следует в кругу религиозных людей, именно от общей молитвы будет прок для души покойного.

Третий день с момента смерти считается последним, когда душа покойного находится в своём доме, рядом с родными людьми. Считается, что после этого начинаются её странствия, сначала по райским местам, до девятого дня, а до сорокового — по аду.

Человек во время жизни может совершать праведные дела, и, разумеется, грешить. А искупить грехи после смерти уже не сможет, помочь ему на этом свете могут только близкие. Для этого полезно чтение молитв, чтобы указать правильный путь душе усопшего, которая первое время без тела находится в смятении. Принято раздавать нуждающимся вещи умершего, подавать милостыню, а также устраивать поминальные обеды.

Поминки третьего дня обычно проводятся в кафе или ресторане, но их оформление должно быть максимально лаконичным. Не должно быть кричащих цветов в убранстве помещения, причудливой сервировки и чересчур изысканных блюд. Рекомендованными для застолья являются традиционные русские простые в приготовлении блюда: щи, лапша, пироги и кисель. Обязательными поминальными блюдами являются блины с мёдом и кутья (сладкая каша), имеющие благоприятную символику. Засиживаться во время поминального обеда не принято, равно как и употреблять спиртное или петь песни, кроме соответствующих случаю церковных.

Что говорить на поминках

Один человек берет на себя обязанности распорядителя, он должен дать каждому пришедшему возможность высказаться. Принято встать, обратиться с присутствующим, кратко назвать, кем вы были с умершим. Затем коротко, в нескольких словах обозначить его самое сильное влияние на вас, проиллюстрировав ярким примером.

Стоит быть корректным в оценке характера или поступков умершего, о нём нужно говорить только в положительном ключе. Не считающиеся положительными чертами скупость или наивность усопшего можно дипломатично назвать финансовой грамотностью и открытым сердцем. После речи о том, чему стоило бы поучиться у умершего, следует сказать о том, что он всегда будет жить в наших сердцах. Если траурная речь будет прерываться слезами, распорядитель должен быстро остановить их словами утешения.

В начале трапезы и при смене блюд принято молиться. Вообще с церковной точки зрения наилучшим поминовением считается обращение к Богу. Сразу после смерти дома следует читать Последование, псалтирь, а в церкви заказать панихиды. На третий день происходит отпевание, а затем принято заказывать Сорокоуст, чтобы каждый день за душу усопшего читались молитвы.

На девятый день принято печь поминальные пироги и вместе с родными ходить в церковь и на кладбище. Рекомендуется зажечь свечу за упокой, помолиться и подать милостыню. Считается, что в этот день душа заканчивает путешествие на небе и спускается в Ад.

Дни поминок

На сороковой день за поминальным столом собираются родственники, друзья, коллеги, соседи умершего. В этот день также ходят в церковь. Считается, что на сороковины определяется участь усопшего, и его душа отправляется либо в Рай, либо в Ад дожидаться Страшного Суда.

Традиционно на Руси принято отмечать девятый и сороковой день со дня смерти. С этими поминальными датами связан ряд обычаев и запретов.

Почему отмечают девять и сорок дней?

Православные каноны утверждают, что с третьего по девятый день со дня смерти душа усопшего все еще находится в этом мире, но с девятого по сороковой день она «уходит» все дальше, испытывая «мытарства» по пути на тот свет. В эти дни необходимо молиться за умершего, чтобы он обрел место в раю. Именно поэтому русские устраивают поминки на девять и сорок дней. Что же запрещается делать в связи с этим?

Нельзя «сдвигать» дату

Девятый и сороковой день отмечаются со дня смерти. То есть, если человек умер, к примеру, 8-го числа, то это будет первым днем. Девятый день наступит 16-го, а сороковой – 16 или 17 числа следующего месяца.
Обязательно в этот день помолиться за усопшего в храме, провести панихиду. А вот устраивать застолье можно и раньше, и позже, если обстоятельства мешают провести его именно в этот день.

Нельзя звать гостей на поминки

Поминки на девятый и сороковой день называются «незваными». На них люди собираются сами. На девять дней собираются в основном самые близкие – родственники и друзья. На сорок могут прийти соседи, коллеги, знакомые. Можно оповестить людей о времени и месте поминок, но не следует говорить, что вы их приглашаете.

Нельзя проводить поминки прямо на кладбище

На девятый и сороковой день можно сходить на кладбище и помолиться на могиле усопшего. А вот поминать его прямо у могилы или оставлять на ней прикрытую хлебом стопку водки, как делают некоторые, против христианских канонов.

Если девятый или сороковой день выпали на будни по время Великого поста, их принято переносить на субботу или воскресенье. Желательно, чтобы стол также был постным.

На девятый день стол должен быть скромным

На девять дней не принято ставить на стол много блюд: считается, что это отвлекает близких от молитв и воспоминаний об усопшем. На сорок дней стол можно сделать более обильным.

Нельзя приходить на поминки нарядно одетыми

Церковь рекомендует одеваться на поминки строго и без лишней вычурности. Желательно, чтобы женщины убрали волосы под платки. По крайней мере это касается близких родственниц покойного. Не следует ради поминок покупать новое платье, посещать парикмахерскую. Это светские дела, которые не имеют отношения к душе умершего человека. Если умерший – ваш близкий, то вплоть до сорокового дня лучше вообще воздержаться от любых светских мероприятий или празднований. Это дни траура.

Нельзя веселиться

Даже если человек скончался от старости и кончина его в общем-то была ожидаемой, не стоит во время поминок смеяться и петь песни. Люди собираются, чтобы помолиться за усопшего и вспомнить о нем.

Поминки на 9 дней после смерти, что готовят и как проводить? У православных поминание усопших происходит на девятый и на сороковой дни после смерти. Почему?

Подробно на этот вопрос отвечают священнослужители. Согласно церковным канонам, время с момента упокоения непосредственно по девятый называется оформлением «тела вечности». В этот период усопшего проводят по «особенным местам» рая. А в мире живых родственники и священнослужители проводят различные обряды поминального характера.

Что происходит в первые 9 дней после смерти?

В эти самые первые 9 дней после смерти усопшие могут наблюдать за окружающими людьми, видеть их и слышать. Таким образом душа уже навсегда прощается с жизнью в этом мире, с жизнью на земле, постепенно утрачивая эти возможности и тем самым отдаляясь от мира живых. Поэтому неслучайно поминальную службу заказывают на 3-й, 9-й и 40-й дни. Эти дни представляют собой особые рубежи, которые проходит каждая душа покидая наш мир.

После девятидневного рубежа душа попадает в ад, дабы увидеть мучения нераскаявшихся грешников. Как правило, душа ещё не знает что за судьба ей уготована, и страшные муки, которые предстанут её взору должны будут её потрясти и заставить устрашиться своей судьбы. Но не каждой душе даётся такой шанс. Некоторые попадают сразу в ад без поклонения Богу, которое происходит на третий день. Эти души задержали мытарства.

Мытарства- это посты, на которых души задерживают бесы, или ещё их называют князьями мытарств. Таких постов двадцать. На каждом собираются бесы и выставляют душе все грехи, которые она совершила. При этом душа не остаётся совсем беззащитной.

Всегда рядом в эти трудные моменты ангелы – хранители.
Ангел-хранитель представляет бесам противоположные грехам добрые дела души. К примеру, щедрую помощь можно поставить против обвинения в жадности. Блаженная Феодора, чей авторитет заслуживает внимания, свидетельствует, что чаще всего люди застревают на мытарствах из-за прелюбодейства. Поскольку эта тема слишком личная и постыдная, люди часто болезненно относятся к обязательному разговору о ней на исповеди.

И этот грех остаётся утаенным, тем самым перечёркивая всю исповедь. Поэтому бесы выигрывают в войне за прожитую жизнь. Каких бы поступков вы ни совершили, как бы не было за них стыдно (это касается и интимной жизни) исповедоваться батюшке необходимо полностью, иначе вся исповедь не будет зачтена.

Если душа не проходит все мытарства, бесы уводят её прямо в ад. Там она остаётся до страшного суда. Близкие и родные усопшего могут смягчить участь его души молитвами, поэтому лучше заказать поминовение в церкви.

На третий день душа, которая смогла пройти мытарства, проходит поклонение Богу.

Затем ей показывают все красоты рая, по сравнению с которыми земные радости просто меркнут. Счастье, которое становится доступным человеку в раю, несравнимо ни с чем. Так говорят святые.

Чистая и прекрасная природа, какой она была до грехопадения человека, исполнение всех желаний, люди-праведники, которые все вместе, всё о чём только можно мечтать — это рай. В аду же ничего этого нет и все люди одиноки.

На девятый день душу низводят в ад, в качестве зрителя.

Побывав в раю, повидав там праведников, человек осознаёт, что ада он достоин больше, чем рая, из-за своих грехов, поэтому душа с большим трепетом ожидает срока в 9 дней после смерти. Здесь очень важна молитва, которой близкие помогают душе. Важно приобрести тесную связь с душой усопшего, дабы вердикт вынесли в пользу Святого места. В церкви следует заказать службу, дабы ваш близкий имел поддержку с вашей стороны.

Также в это время можно задуматься как обустроить место захоронения, например, выбрать гранитный памятник.

9 дней после смерти — поминовение близких

Первые 9 дней после смерти очень трудные для души усопшего человека, поэтому помогите своим близким, закажите поминовение в церкви, и вам будет легче и спокойнее за близкого и душа умершего будет спокойна и умиротворена. Важна не только молитва церковная, но и ваша личная. Обратитесь за помощью к батюшке. Он вам поможет освоить особые правила в прочтении псалтыри.

С давних времён известен обычай поминать близких за трапезой. Зачастую поминки являются поводом для родственников собраться вместе, вкусно покушать, обсудить дела. На самом деле за поминальным столом собираются не просто так. Православные христиане должны молиться об тех близких, которые покинули земной мир. Перед началом трапезы необходимо совершить в обязательном порядке литию. Это небольшой чин панихиды, её может совершить мирянин. Можно прочесть 90-й псалом и «Отче наш».

Кутья является первым блюдом, которое собственно и вкушается на поминках. Готовится она, как правило, из отваренных зёрен пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно-это символ воскресения, а мёд-сладость, которой праведники наслаждаются в раю. Кутья должна быть освящена во время панихиды особым чином, если это не возможно, её следует окропить святой водой.

Желание хозяев угостить всех, кто пришёл на поминки повкуснее, понятно, но оно не освобождает от соблюдения постов, которые установила Церковь. В среду, в пятницу и соответственно в длительные посты вкушать только разрешённую еду. Если во время Великого поста поминки попадают на будний день, их следует перенести на субботу или же на воскресенье.

Языческий обычай — выпивать на могилах, не имеет ничего общего с православными обычаями. Каждый христианин знает, что нашим усопшим близким принесёт радость молитва за них и благочестие, которое мы приносим, а не количество выпитого спиртного.
Дома, во время поминальной трапезы, после панихиды, допускается небольшой бокал вина, который будет сопровождаться добрым словом в адрес усопшего. Не забывайте о том, что это совсем необязательная вещь на поминках. Но остальной алкоголь следует избегать вовсе, так как он будет отвлекать от самих поминок.

В православии первыми за поминальный стол усаживают нищих и убогих, старушек и детей. Так же можно раздать вещи и одежду усопшего. Можно услышать множество рассказов о случаях, когда милостыня родных помогала усопшим, и получала подтверждения об этом из загробного мира. Поэтому вы можете помочь умершему, отдав сбережения на милостыню, дабы принести пользу душе в загробном мире.

Потеря близкого человека может перевернуть мировоззрение, помочь обрести желание стать настоящим православным христианином, сделать самый первый свой шаг на пути к Богу. Начните сейчас очищать свою душу, исповедываться, дабы в загробном мире благие дела преобладали над грехами.

Как бы того не хотели люди, но всё имеет свое начало и свой конец, не исключение и жизнь человека. Великое творение и подарок Господа даны, как земной путь, конец которого, к прискорбию, ожидаем. Когда человек умирает и его тело предаётся земле, в определённые дни его родные должны провести особые обряды поминовения, а именно: на третий, девятый и сороковой дни.

В этот период по церковным законам душа усопшего завершает свой путь на Земле, и чтобы она смогла сделать это легко и непринуждённо, нужно придерживаться установленных временами традиций, среди которых самой важным является девятый день.

Так как обрядам и правилам в современном мире уделяется малое внимание, то вопрос о том «как проводить поминки 9 дней» становится очень актуальным, ведь большинство людей задумываются верны ли их действия по отношению к своим близким, которые покинули этот мир.

В этой статье вы сможете ознакомиться с основными правилами проведения поминок, что можно приготовить, какая есть молитва и многое другое.

Так что значат 9 дней после смерти? И почему они так важны?

Душа после смерти: 3, 9, 40 день:

После смерти душа человека находит свой “новый дом”, но это не значит, что она забывает прежний, как и людей, живущих в нём. Эта незримая сила становится вашей верой и надеждой на жизненном пути в благодарность за полученный покой и обретение вечной жизни.

День третий:

Поминки по умершему в этот день совершаются в честь воскресения Иисусу Христа.

Два первых дня душа вместе с Ангелом, который сопровождает её, проходит по любимым местам, вспоминая свои радости и горести, сидит у родного дома, как птица, которая свив гнездо, вынуждена навсегда его покинуть.

На третий же день Господь разрешает ей вознестись на небеса для поклонения ему и предстать пред лицом Правосудного.

Девятый день:

Это время поминовения в честь девяти ангельских чинов, которые являются слугами Царя Небесного и нашими защитниками на суде Божьем и могут просить о помиловании.

На четвёртый день душа вместе с Ангелом заходит в райские врата и может видеть всю тамошнюю красоту. Так она проводит шесть дней. На это время она забывает всю скорбь, которую чувствовала, будучи в теле, а если была грешна, то начинает укорять себя.

На 9-й день Господь повелевает Ангелам привести душу к нему на поклонение. И уже там со страхом и трепетом она предстанет пред троном Всевышнего. И именно в этот день церковь молится о милосердии Бога к усопшему.

Сороковой день:

После вторичного вознесения души к Господу, Ангелы отводят её в ад, где она может видеть жестокие муки грешников, которые не захотели раскаяться.

И в 40-й день душа в третий раз возносится к Богу, и тогда решается её дальнейшая участь – по её делам земным ей назначается место пребывания до Страшного суда.

Именно в этот час молитвы родных и близких будут очень нужны, так как с их помощью заглаживаются грехи умершего, что даёт ему право попасть в рай.

Стоит помнить и о годовщине со дня смерти человека. В этот день его также нужно поминать в церкви. Если же для этого нет возможности, то сердечного поминовения родными, близкими и друзьями будет достаточно. Для человека же верующего это день рождения для новой вечной жизни.

9 дней после смерти в православии:

Девятины после смерти – самый день поминовения умерших, потому что тело не ранее этого дня превращается в прах, и остаётся только душа. Церковь молит Бога о причислении ушедшего к девяти чинам ангелов, которые, в свою очередь, будут просить Господа принять новопреставленного, простить ему все его прегрешения и даровать новую жизнь рядом с ними.

В православии этот день по праву считается основным в ряду обрядов по упокоению. Душа человека на небе – это труд его семьи на земле, и выполнить его нужно честно и верно.

Душа после смерти 9 дней ищет дорогу в новый мир, ведь телесно человека уже нет. В этот период родственникам умершего важно не только быть верными традициям церкви, но стараться через боль и страдания отпустить душу близкого, иначе она долго (или никогда) не сможет обрести покоя.

Ведь если её в этом мире держит что-то незаконченное, не сделанное, недосказанное, а положить этому конец она уже не может, то именно родным нужно позаботиться о её спокойствии. И девятый день – лучшее время для этого.

Девятый день очень важен для души умершего человека, но не менее важными есть третий и сороковой дни, как начало и конец “небесного пути”. И именно от правильных действий близких зависит дорога души в вечность.

9 дней после смерти: традиции:

Родные умершего в этот день посещают церковь, где необходимо воздать молитвы за упокоение души.

Дома же варят кутью:

Варят семена пшеницы и смешивают с чем-нибудь сладким, зачастую это сахар или мёд.

Блюдо должно получиться достаточно сладким и приятным на вкус.

Значение этой традиции весьма давнее:

Семена – это сама жизнь, потому как посаженные в землю, они дают новое растение. Считается, что так происходит будущее воскрешение.

А сахар и мёд символизируют веру живых в то, что душа обретёт сладкую жизнь в загробном мире.

Что происходит с душой через 9 дней после смерти:

Путь души человека после смерти, каков он? Вопрос интересный и важный для любого верующего. Этот путь пролагается ещё во время земной жизни, так как человек после смерти приходит к Богу со всем своим “багажом”, в котором все его радости, беды, страхи, стремления и надежды.

И когда на девятый день душа предстаёт перед Всевышним, эта “ноша” уже не кажется такой ей непосильной, как при жизни, но очень важной, ведь глядя на неё, Господь решает дальнейший путь, в конце которого ждём долгожданное воскрешение. Поэтому на 9 день, поминая усопшего, родные должны вести себя спокойно и смиренно, тихо вспоминать о покойном только самое хорошее.

Зная, что происходит на 9 день после смерти, теперь в самые страшные моменты жизни, когда умирает родной и близкий человек, задумайтесь: сможет ли обрести его душа вечный покой после многочисленных земных страданий. И, может быть, вы своими молитвами, а не слезами, поможете ей в этом.

Ведь мольбы родных людей, как никакие иные, способны на великие чудеса. И тогда ответ на вопрос “Почему отмечают 9 дней после смерти” покажется вам не просто красивой легендой, а будет означать что-то большее.

Поминки 40 дней порядок проведения:

40 дней после смерти в православии являются ответственной и очень значимой датой, так как именно в этот период по установленным канонам религии душе усопшего предстоит получить окончательный вердикт о ее дальнейшей судьбе, т. е. где она будет находиться. Однако если душа не в состоянии как-либо исправить или что-то изменить, получив тем самым более лучшую участь, то помочь ей в этом смогут ее родственники и близкие люди.

Душа до 40 дней после смерти:

Всю жизнь наше тело находится в единстве с душой, но когда приходит время и человек умирает, дух покидает его. Однако вместе с этим хорошие и плохие деяния, страсти и все имеющиеся привычки, а также привязанности с особенными чертами характера, которые сформировывались многие годы, дух не способен забыть, а после кончины он должен понести соответствующее наказание или получить награду за совершенные на протяжении жизни действия и поступки.

Что происходит на 40 день после смерти:

Это время является самым трудным испытанием, так как душа должна будет не только преодолеть все препятствия на своем пути, но также и сполна отчитаться за ту жизнь, которой она жила.

Следует отметить что до наступления 40-го дня, дух не будет покидать того место где он обитал, так как у него будет своего рода шок, ведь незнание того как придется жить без физической оболочки будет пугать.

После чего на день 3-4, душа постепенно перестанет пугаться от незнания и начнет приходить в нормальное состояние, может отвязаться от своего тела и даже пройтись по окрестностям около своего дома.

При этом помните, что родственникам усопшего до 40 дней после смерти нельзя ни в коем случае громко рыдать и закатывать истерики, ведь дух все это будет слышать, испытывая вместе с тем непреодолимые мученья. Лучшее что можно сделать так, это произнести священное писание и объяснить, что дальше следует делать душе.

40 дней после смерти: что с душой происходит

После сорока дней дух в последний раз сможет спуститься на землю ради того чтобы посетить те места, которые в особенности для него значимы. Большое количество людей потерявших своих близких рассказывали о том, что в своих сновидениях они видели, как усопший родственник в этот день пришел попрощаться, говоря им, что он навсегда уходит.

Также немалое количество и тех людей, которые признавались, что по истечению сорока дней со смерти присутствие усопшего перестало ощущаться, не ощущался его запах, а также не было больше слышно вздохов и шагов.

После этого душа вновь направляется к Всевышнему, дабы предстать перед судом, однако корить или осуждать ее будет не Господь, а сам человек будет в ответе за свои поступки. Именно поэтому считают что, побывав перед Божественным образом, у духа есть только два пути либо отправиться в самую бездну, либо воссоединиться с этим светом.

Принятие же такого решения зависит не от силы воли, а от состояния духовности, результатом которого стала прожитая жизнь умершего.

Все эти 40 дней дух ожидает принятие решения о своей дальнейшей судьбе, но согласно утверждению церкви таков суд будет не последним, впереди усопшего ожидает Страшный суд, который и является окончательным, на котором судьбы многих людей могут кардинально измениться.

В какой день человек умер по календарю, тот и нужно считать первым днем с его смерти, даже если умер он в вечернее время. То есть выходит, что девятый или же сороковой день гибели соответственно будет девятым и сороковым днем, с учетом самого дня кончины.

Поминки 40 дней, порядок проведения:

Душа человека на сороковой день обратно возвращается домой и находится там, около суток, а после проведения поминания уходит оттуда навсегда. Поэтому верующие люди считают, что если не организовать «проводы», то дух умершего родственника будет мучиться вечно, оттого и уделяется особое внимание тому, как провести 40 дней поминки.

Давайте же разберемся что необходимо знать для того чтобы провести поминки.

Поминки 40 дней: правила:

Следует отметить, что первым, что необходимо будет сделать так это молиться, но не только в день поминания, но также и в предыдущие, таким образом, вы сможете облегчить участь своему покойному родственнику, уговаривая тем самым Высшие силы изменить свое решение, в лучшую сторону проявив милосердие.

Во имя спасения духа можно также вместе с молебенью отказаться заодно и от какого-то одного своего греха, к примеру, если вы употребляете алкоголь или курите, то можно для пользы души хотя бы на определенное время отказаться от пагубного пристрастья. И даже такое простое отречение от просмотра телевизионных передач ради молитвенного обращения станет огромной радостью и немалым утешением для умершего.

Еще одной немаловажной деталью является само проведение поминания. Те, кто соберется за столом в день поминок, обязательно должны быть православными верующими людьми, ведь те, кто не верует в Господа, не способны будут помочь душе одним своим присутствием.

Также не нужно воспринимать поминки на сорок дней как способ повидаться со своими родственниками и друзьями, так как это далеко не обычное застолье или светский прием;

Церковь запрещает на поминальном обеде петь песни, веселиться и употреблять алкоголь, да и человек сам должен понимать, что поминки совсем не сочетаются с плясками и весельем.

Что готовят на поминки 40 дней:

На поминальный день можно приготовить следующие разновидности блюд:

Кутья и сдобные блинчики (являются обязательным угощеньем на поминках);

Закуска с баклажаном, чесноком и помидором;

Бутерброды с рыбой (лучше всего пойдут шпроты);

Свекольный салат с чесноком;

Различные овощные салаты;

Оливье или винегрет с сельдью;

Крабовый салат с капустой;

Запеченные котлеты с сыром и грибочками;

Фаршированный перец;

Рыбный студень;

Постные овощные голубцы с грибами;

Рыба с овощами и запеченная под майонезом;

Пироги с капустой, рыбой, рисом и грибами, картофелем, яблоками;

Из напитков отлично подойдет: кисель (клюквенный, яблочный, овсяный, малиновый, смородиновый, вишневый, сливовый), морс, квас на хлебе, сбитень и лимонад.

Поминки 40 дней: что раздают людям:

В традициях православных христиан на сороковой день обязательно необходимо перебрать и раздать вещи умершего тем людям кто в них нуждается, и при этом попросить их помолиться за дух погибшего.

Проведение подобного ритуала можно считать добрым деянием, которое в дальнейшем зачтется при принятии решения об участи души.

Родные могут оставить себе только те вещи, которые больше всего ценны как память об умершем, некоторые же могут при желание взять друзья и родственники, а то что из вещей будет без надобности лучше всего отнести в храм, но ни в коем случае не выкидывать их.

40 дней после смерти поминки: что говорить:

Нередко за столом вспоминают не только недавно умершего, но и всех усопших родственников, а самого покойного при этом представляют, так как будто он находится вместе со всеми за общим столом.

Поминальную речь следует произносить стоя и обязательно почтить человека минутой молчания. В качестве ведущего следует выбрать приближенного человека к этой семье, который сможет держать свои эмоции под контролем, не смотря на траурную обстановку. Его задачей будет по очереди давать слово родственникам в зависимости от того насколько они были близки с покойником, к примеру, супруге/супругу, родителям/детям, близким родственникам или друзьям.

Заранее ведущий должен подготовить пару фраз, дабы разрядить обстановку и отвлечь присутствующих гостей, если речь того кто выступает прервется из-за слез.

Какую молитву читают 40 день смерти:

Дома за упокой души можно произносить молебень своими словами или же прочитать молебень Святому Уару:

«О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь».

До 40-кового дня успения православного христианина, родственниками или знакомыми усопшего могут совершаться ежедневно следующие домашние молитвенные правила:

*Заупокойная лития мирским чином . Как правило, может читаться раз в день, желательно, при посещении кладбища перед могилой усопшего, но можно и в домашней молитве, как правило, во второй половине дня после утренних часов церковной службы. (Заупокойная лития не читается на кладбище, если 40 дней выпадает на время между Пасхой и Вознесением Христовым)

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище:

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (Трижды) , благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) , и сотвори ему вечную память.

Вечная память. (Трижды)

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

*В любое свободное время - молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного . Можно читать по несколько раз в день, в любое свободное от трудов время, и подходящее по духу. Так же, можно этой молитвой заканчивать заупокойную мирскую литию (п.1.).

Молитва ко Пресвятой Богородице об усопших:

Пресвятая Владычица Богородица! К Тебе взываем, Заступница наша, ибо Ты есть скорая помощница наша и ходатаица перед Богом непрестанная! Особенно же молим Тебя в час сей: помоги усопшей рабе Божией (усопшему рабу Божьему) (имя), мучимому (-ой) в аду; молим Тебя, Владычица мира, силою Твоею отгони от движимой страхом души его(её) страшных темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; освободи его(её) от истязания в аду. Молим Тебя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною защити его(её), молись за грешную рабу Божию (грешного раба Божьего) (имя), чтобы Бог ослабил его(ее) мучения и извлек из пучины ада, да перейдет он (она) из ада на небо. Молим Тебя, Заступница наша, заступись за раба(-у) Божиего (-ю) (имя) материнским Твоим у Господа дерзновением; молим Тебя, Помощница наша, помоги ему (ей) оправдаться перед Богом, Творцом неба и земли, и умоли Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшего (-ую) в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь."

*Ежедневное чтение Псалтыри . Чтение Псалтыри за упокой новопреставленного совершается в православии по определенному канону:

Молитвенное правило перед началом чтения, Чтение Псалтыри, Молитвы перехода между кафизмами, Молитвенное правило после чтения псалтыри (кафизмы).

Так же, при чтении используется " богослужебная Псалтырь " разделенная на 20 кафизм. Благочестивые христиане за 40 дней успения прочитывают Псалтырь дважды, читая по кафизме ежедневно так же, желательно, во второй половине дня.

Главной частью молитвенного поминания новопреставленного в Православии есть церковная панихида, которая заказываться родственниками в храме на 40-вой день успения. (договориться необходимо предварительно за пару дней до ближайшего воскресенья, выпадающего на 40-вой день успения).

Панихиду можно заказать и на более ранние дни, не обязательно на 40-вой, служиться она будет как поминальная на сороковой. Поминать усопшего раньше не запрещено.

На панихиду (которая служиться, как правило, после литургии) христианин приносит хлеб, бутылочку елея (подсолнечное масло), крупы, можно фрукты, сахар, конфеты . Данные освященные подношения остаются, как правило, храму, символизируя благую жертву Богу.

В некоторых регионах на заказанную панихиду приносят приготовленное коливо - рис с медом, орехами и сухофруктами.

Коливо символизирует собой земную скорбь об утрате близкого и надежду на дарование ему жизни вечной. После панихиды, коливо съедается по ложечке теми, кого вы запросили на поминальную панихиду.

Если после панихиды вы еще намерены проведать кладбище - то часть колива берется с собой и после молитвы употребляется всеми перед могилой усопшего.

Как правило, после панихиды 40-вого дня, родственниками устраивается поминальный обед. Если родственники хорошо знают батюшку храма и клирос (певчих), то, как правило, на обед приглашают священника и певчих (если батюшка не имеет дополнительных треб - он не откажет, иначе, может отказать по причине дополнительной духовной занятости).

Такой обед всегда украшается церковными ирмосами (пением) и благословением священнослужителя, что делает его более духовно возвышенным.

Помните, что поминальные обеды не содержат в себе алкогольные напитки и тяжелые мясные блюда, разрешается рыба и морепродукты.

Пусть хранит Вас Господь!

Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщину. Она дала и толкование этим срокам в христианских категориях и образах.

По учению церкви два дня душа находится где-то около любимого ею тела, около своего дома, скитается в сопровождении ангелов по дорогим ей земным местам. А на третий день должна поклониться Господу. В следующие шесть дней — до девятин — душе показывают райские обители. А в следующие тридцать — разные отделения преисподней. После этого Господь помещает её в раю или в аду.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них; взывают ежеминутно души», — утверждал Блаженный Августин в «Слове о благочестии и поминовении усопших».

Мы знаем: со смертью даже самых близких нам в здешней земной жизни порываются все нити и узы чувственных связей с ними. Смерть прокладывает между живыми и умершими великую пропасть. Но только разобщает она их именно чувственно, физически, а вовсе не духовно: духовная же связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Мы думаем о них, даже разговариваем с ними мысленно. Нам хочется им помочь. Но как? Священник однозначно ответит на этот вопрос: «Молитвой». В течение сорока дней участь души ещё не решена.