Голосовые тики у детей лечение. Что делать, если у ребенка нервный тик. Недостаточная физическая активность

Гиперкинез - это патологическое явление, которое заключается в посыле мозгом ошибочных команд мышечному аппарату. Если неконтролируемые движения повторяются часто и становятся быстрыми, говорят о нервном тике. У ребенка он может представлять собой причмокивания, подергивания глазами или плечами, покашливания. Попробуем разобраться, почему возникает данное заболевание и существуют ли эффективные способы излечения от него.

Что провоцирует нервный тик в детском возрасте

Оказывается, специалисты до сих пор не имеют точных сведений о причинах развития навязчивых движений и передергиваний тела. При этом ученые пришли практически к единому мнению о влиянии генетических и психологических факторов. Вызвать нервный тик у ребенка может также внутриутробное повреждение мозговых структур.

Среди специалистов бытует мнение о том, что чаще всего спровоцировать болезнь удается комплексу следующих факторов:

  1. Наследственная предрасположенность. Нередко в ходе обследования выясняется, что от подобной проблемы страдали родственники по прямой восходящей линии.
  2. Некорректное воспитание. Развитию неврозоподобных состояний способствует строжайший контроль со стороны родителей и бескомпромиссный подход к выстраиванию внутрисемейных отношений, недостаток доверительного общения и частые конфликты, предвзятое отношение к ребенку.
  3. Пережитый стресс или сложное заболевание. У детей, как правило, присутствует повышенная тревожность. Частые переживания и расстройства приводят к тому, что мозг ребенка переходит в режим постоянного ожидания опасности, теряя способность полноценно отдыхать и восстанавливаться даже во сне.

У малышей в возрасте до одного года часто наблюдается тремор, при котором параллельно могут возникать легкие подергивания конечностей, подбородка, губ. Спровоцировать тремор у грудничка может плач, колики, купание, холод. В норме данное явление проходит по мере подрастания, к 3-4 месяцам. Если этого не произошло, и вдобавок ко всему у малыша начинает заметно подергиваться еще и головка, срочно необходима консультация невропатолога.

Классификация и особенности болезни

Симптомы и лечение нервного тика у ребенка во многом зависят от разновидности заболевания. Типология недуга основывается на нескольких основных показателях. В первую очередь учитывается этиология, т. е. первопричины. Они, как правило, носят психогенный или соматический характер. По продолжительности течения выделяют нервные тики преходящие и хронические, а по степени тяжести - сложные (комплекс неконтролируемых движений) и простые (элементарные передергивания). Различают гиперкинез и по локализации задействованных мышц (конечностей, мимики, голосовых связок, глаза и т. д.).

Самыми яркими симптомами заболевания являются:

  • моторные причмокивания;
  • громкое сопение носом;
  • цоканье языком;
  • шумное и глубокое дыхание;
  • шипение и фырканье;
  • повторное произнесение ругательств, отдельных слов;
  • покашливания;
  • нахмуривание лба;
  • бесконтрольные движения плечами;
  • ужимки;
  • неестественное моргание;
  • подергивание конечностями или головой;
  • теребление складок на одежде.

Даже неспециалисту будет очевидно проявление нервного тика у детей. Комаровский О. Е., известный педиатр, отмечает, что подобные проявления, возникнув однажды, могут исчезнуть без какого-либо вмешательства. Правильнее было бы сказать, что именно так и происходит в большинстве случаев. Для этого важно обеспечить ребенку поддержку со стороны окружающих, благодаря которой удается предотвратить трансформирование патологической привычки в нервный тик. Что делать, если все-таки у ребенка появилась эта проблема? Решение есть всегда, но оно будет носить сугубо индивидуальный характер для каждого маленького пациента.

Часто тик проявляется после перенесенных заболеваний инфекционной природы. Поскольку нервный тик в преимущественном числе случаев является хронической болезнью, его симптомы могут затухать (например, в летнее время). Рецидивы у детей наступают осенью и зимой, что объясняется повышением умственных нагрузок в период школьного обучения.

Сложные проявления

Навязчивые движения, в которые вовлекаются несколько мышечных групп (ног, рук, спины, живота, шеи, конечности, лица), считают сложной формой нервного тика. При этом на отдельные симптомы, проявляющиеся на протяжении более месяца, следует обратить особое внимание. В первую очередь, речь идет о моргании. Нервный тик у ребенка начинается именно с неконтролируемого движения веками. При усугубляющейся проблеме к этому признаку со временем может присоединиться подъем плеч, наклоны или повороты головой, взмахи ног, рук. Передергивания не дают ребенку сосредоточиться на выполнении любых домашних заданий.

Следующий этап развития осложнений - это возникновение копролалии (произнесение ругательных слов), эхолалии (повторение одних и тех же слов), палилалии (невнятная быстрая речь). Немаловажно отметить, что усложняется клиника сверху вниз. Таким образом, начинается проблема обычно с иннервации мышц лица, после тик захватывает руки, плечи, позже присоединяется торс, нижние конечности.

Одной из форм заболевания является синдром Туретта. Впервые данная патология была описана в позапрошлом столетии. О ней упоминалось как о болезни множественных тиков, для которой, помимо голосовых и моторных движений, свойственен невроз навязчивого состояния на фоне дефицита внимания.

Если верить статистике, то мальчики болеют в десять раз чаще, чем девочки. Традиционно о серьезности проблемы заявляет легкий нервный тик глаза у ребенка в возрасте 3-7 лет. Далее к морганиям подключаются вздрагивания тела. При этом один вид тика может сменяться другим. Копролалия, эхолалия или палилалия возникает в более старшем возрасте. Пик заболевания, как правило, наблюдается у пациентов 8-11 лет.

Особенность сложной формы нервного тика у ребенка заключается в том, что сознание пациента полностью сохраняется, несмотря на неспособность контролировать собственные движения. От передергиваний могут возникнуть мышечные боли. Особенно актуальна данная проблема для детей, страдающих от бесконтрольных поворотов или запрокидывания головы. При таких рецидивирующих проявлениях и симптомах нервного тика у ребенка лечение проходит в домашних стенах. Поскольку в период обострения дети теряют не только возможность обучаться, но и способность к самообслуживанию, школу посещать они не смогут.

При нормальном течении болезни к 12-15 годам у ребенка наступает финальная стадия. Патологический процесс останавливается, клиническая картина стабилизируется - в ней наблюдаются только остаточные признаки заболевания. Вне зависимости от первоначальных причин дергающегося века или уголков рта, плеч, головы, у больных есть все шансы на полное прекращение тиков.

В чем суть лечения

Терапия основывается на комплексном подходе, учете особенностей функционирования организма и нюансов течения болезни. В процессе составления анамнеза, беседуя с родителями, невролог выясняет наиболее вероятные причины развития болезни, обговаривает варианты корректировки воспитательной методики. На начальных этапах заболевания о применении препаратов не может идти и речи.

На длительность и тяжесть протекания патологии влияет возраст пациента, в котором начала развиваться болезнь. Он же косвенно указывает на причину болезни:

  • У малышей младше трех лет нервный тик служит признаком более серьезного заболевания (опухоли мозга, шизофрении, аутизма).
  • В возрасте от 3 до 6 лет — чаще всего проблема носит психогенный характер, регрессия наступает только в подростковом возрасте.

Следовательно, нервный тик у ребенка 5 лет имеет благоприятный прогноз, в преимущественном числе случаев проблема проходит бесследно.

Терапия дома

Чтобы устранить описываемую проблему в детском возрасте, важно убрать провоцирующие факторы:

  • Нередко выраженность неконтролируемых движений и передергиваний минимизируется после коррекции методики воспитания.
  • Кроме того, огромное значение имеет режим дня - ребенок должен полноценно отдыхать ночью и спать днем. Однако это не означает введение полного запрета на физические нагрузки.
  • Пересмотру должен подлежать также рацион: важно устранить калорийные сахаросодержащие продукты, которые не несут никакой пользы организму.

Если ребенок растет в неблагоприятном психологическом микроклимате, без помощи детского психолога, скорее всего, не обойтись. Родители должны понимать, что их малышу важно избавиться от внутренней напряженности. Добиться этого можно только посредством налаженного тесного контакта с ребенком. Совместные поделки, аппликации, уборка квартиры, приготовление пирога, похвала и ласковое общение - все это поможет маленькому пациенту успокоиться и стать увереннее в себе. Особенно полезно совершать вечерние прогулки (в теплое время года) и принимать ванну с расслабляющими эфирными маслами.

Профессиональный медицинский подход

Чтобы установить причину дергающегося века или другой части тела, ребенка придется показать нескольким узкопрофильным специалистам. Непосредственно постановкой диагноза занимается невролог. Как правило, определить заболевание удается после осмотра. Особо ценной станет видеосъемка проявлений нервного тика у ребенка в домашних условиях, так как во время общения с доктором клиническая картина может быть смазанной.

Помимо невролога, ребенка желательно показать психологу. Специалист оценит его психоэмоциональный фон, способности к запоминанию и контролированию импульсивного поведения. Возможно понадобится консультация психотерапевта, прохождение магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалограммы.

Лечение нервных тиков у детей в незапущенной форме представляет собой курс коррекционных занятий в группе или индивидуально. К применению медикаментов прибегают только в том случае, если все вышеуказанные способы оказались неэффективными и не дали каких-либо существенных результатов.

Лекарства от нервных тиков у детей назначаются неврологами, самолечение является недопустимым. После исчезновения проявлений болезни препараты применяются на протяжении длительного времени (не менее 6 месяцев), затем дозировку постепенно снижают вплоть до полной отмены.

Какие лекарства подходят при нервном тике

Приведем список препаратов, использующихся для лечения недуга:

  • Нейролептики. Представители данной фармакологической группы обладают комплексным действием, обезболивая, предотвращая судороги, притупляя рвотный рефлекс. К таким средствам относят «Тиаприд», «Рисперидон», «Флуфеназин», «Галоперидол», «Пимозид».
  • Антидепрессанты. Эти препараты подключают к терапии в случае присутствия неврозов, депрессивных и навязчивых состояний («Прозак», «Клофранил», «Анафранил», «Кломинал»).
  • Витаминно-минеральные комплексы. Используются как вспомогательные средства для поддержания общего самочувствия. Самые распространенные «Пентовит», «Нейромультивит», «Апитонус П».

При назначении препаратов учитывается форма выпуска, что имеет особую актуальность при прохождении длительного курса лечения.

Рецепты народных целителей

В качестве альтернативных средств для лечения нервного тика используют различные настойки травяных сборов, отвары. Купить сырье для домашних лекарств можно в аптеке или собрать самостоятельно. Однако перед тем как давать народные средства детям, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом во избежание непредвиденных осложнений. Среди компонентов, которые помогают в лечении нервных тиков, стоит отметить травы и коренья:

  • сушеницы;
  • тимьяна;
  • валерианы;
  • цикория;
  • вереска.

Самый простой рецепт - чай из мяты и мелиссы. Готовится средство просто: на 1 стакан кипятка потребуется по одной чайной ложке каждого компонента. Настаивать питье 10 минут, после чего слегка подсластить, процедить и давать пить по полстакана утром и вечером.

Гимнастика и массаж

Лечение нервных тиков у детей нередко дополняется массажем и гимнастикой. Эффективность данного способа борьбы с заболеванием зависит в большей степени от причины, спровоцировавшей расстройство.

В любом случае, суть массажа заключается в расслаблении самых напряженных участков тела путем поглаживания, растирания, разминания. Сильные и резкие воздействия недопустимы, поскольку они дадут только обратный эффект, приведя к тонусу мышечного аппарата.

Для улучшения кровоснабжения тканей головного мозга выполняют массаж воротниковой зоны и шейного отдела. С задачей снятия напряжений отлично справляется подводный массирующий душ.

В лечении детей старше 6 лет часто прибегают к применению методики дыхательной гимнастики Стрельниковой. Однако подбор терапевтического ЛФК-комплекса, который изменит мышечный тонус и окажет влияние на работу мозга - прерогатива врача.

Желаемый эффект достигается за счет биологической связи между нервными окончаниями в мышцах и мозговыми нейронами - постоянная тренировка участков данной физиологической цепи способна изменить уже имеющиеся поведенческие программы. Нагрузку выстраивают таким образом, чтобы расслаблялись не только отдельные мышцы, а полностью все тело, в том числе позвоночник, тазобедренный и плечевые суставы.

Как бороться с нервным тиком у грудничков

Детям в возрасте до одного года, страдающим патологическим тремором, массаж назначают в обязательном порядке. Своевременность принятых мер позволит избежать тяжелых осложнений заболевания в виде изменения внутричерепного давления, гипокальциемии, гипергликемии и инсульта.

С целью профилактики нервного тика у детей Комаровский рекомендует применять массаж с полуторамесячного возраста. С его помощью устраняются спазмы, нормализуется работа центральной и периферической нервных систем. Однако предпочтительнее для проведения массажа обращаться к специалистам, хотя бы на первых сеансах. Техника несложна, однако следует ее выполнять правильно, по инструкции. Детский массажист расскажет, воздействия на каких областях тела грудного малыша желательно избегать.

Продолжительность процедуры зависит от возраста малыша. Для детей младше 3 месяцев сеанс длится не более 5 минут. Длительность сеанса со временем необходимо увеличивать, однако она не должна превышать 20 минут. Еще один важный критерий - это поведение ребенка. Если малыш ведет себя беспокойно, массаж прекращают.

Чтобы не допустить развития нервного тика у ребенка, крайне важно обеспечить в семье доброжелательную и спокойную обстановку, внести соответствующие коррективы в стиль питания, исключить любые продукты, способные возбуждать нервную систему (шоколад, черный чай, сладости), ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры.

Особенно важен психологический аспект - об этом нужно помнить всем родителям без исключения. Прислушивайтесь к мнению ребенка, не давайте ему сложных и непосильных заданий, не забывайте хвалить за хорошие поступки, помощь по дому. Будьте терпеливее к своему малышу, занимайтесь его развитием и воспитанием, а не пускайте проблему на самотек.

Нервный тик у ребенка – быстрое и непроизвольное однообразное сокращение мышц

Как правило, нервные тики наблюдаются у детей в возрасте 2-17 лет, средний возраст составляет 6-7 лет. Частота встречаемости заболевания в детском возрасте – 6-10 %. В 96 % случаев нервный тик возникает до 11 лет. Наиболее частым проявлением заболевания считается моргание. В возрасте 8-10 лет могут наблюдаться вокальные тики, первоначальным проявлением которых является покашливание и шмыгание носом. Заболевание протекает по нарастающей, пик приходится на 10-12 лет, потом отмечается снижение симптоматики. В 90 % случаев прогноз для локальных тиков является благоприятным. У 50 % больных симптомы распространенных нервных тиков регрессируют полностью.

Симптомы нервных тиков у детей

Тики являются повторяющимися неожиданными короткими стереотипными движениями или высказываниями, которые внешне схожи с произвольными.

Виды нервных тиков у ребенка

Органические

Органические тики проявляются в результате черепно-мозговой травмы, вследствие перенесенных или текущих органических заболеваний головного мозга. Такие нервные тики являются стереотипными и стойкими, имеют элементарный характер.

Психогенные

Они возникают на фоне хронической или острой психотравмирующей ситуации. Психогенные нервные тики подразделяют на невротические и навязчивые, которые встречаются реже.

Неврозоподобные

Они развиваются без очевидного экзогенного воздействия на фоне текущей и/или ранней соматической патологии. Часто в анамнезе ребенка с нервным тиком обнаруживается гиперактивность и ранняя детская нервность. Внешние проявления таких тиков весьма изменчивы. Они отличаются рецидивирующим характером и могут быть сложными или простыми.

Рефлекторные

Такие тики возникают по принципу условных рефлексов, которые биологически нецелесообразны, но связаны с продолжительным локальным раздражением тканей, например, спазмы после конъюнктивита, шмыгания носом после ринита и т.д. Рефлекторный нервный тик представляет собой стереотипные непроизвольные движения, которые вначале являлись ответной реакцией на конкретный раздражитель.

Тикоподобные гиперкинезы

Они наблюдаются при патологических заболеваниях. К подобным нервным тикам относят насильственные движения рук и лица при , например, дополнительные своеобразные движения для облегчения произношения слов и речи в целом.

Идиопатические

Идиопатические тики развиваются без конкретной причины, за исключением возможности наследственной предрасположенности.


При лечении нервного тика у ребёнка необходимо выбрать способы педагогической коррекции

Основным принципом лечения тиков у детей является дифференцированный и комплексный подход. Перед назначением медикаментозной или другой терапии следует определить возможные причины появления заболевания и выбрать способы педагогической коррекции. В случае умеренно выраженного тика лечение обычно проводят в амбулаторных условиях, чтобы ребенок мог находиться в привычной обстановке и посещать детский сад. В большинстве случаев назначаются для приема внутрь, так как инъекционная терапия негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка и может спровоцировать приступ нервного тика.

Психологическое воздействие

Часто выраженность нервных тиков уменьшается, когда родители снижают требования к малышу, перестают фокусировать внимание на недостатках и начинают воспринимать его личность в целом без «плохих» и «хороших» качеств. Положительный эффект оказывают занятия спортом, соблюдение распорядка дня, прогулки на свежем воздухе. В некоторых случаях лечение должно включать помощь психотерапевта, так как отдельные виды нервных тиков снимаются внушением.

Медикаментозное лечение

При медикаментозном лечении ребенку назначают ноотропные и психотропные препараты. При выборе такой терапии учитывают сопутствующие заболевания, этиологию, возраст малыша и характер нервного тика. Курс медикаментозного лечения проводят при упорных, выраженных и тяжелых тиках, которые сочетаются с нарушением поведения, неуспеваемостью в учебном заведении, влияют на самочувствие, осложняют социальную и ограничивают возможности самореализации. Данный вид лечения не назначается, если тики не нарушают нормальную активность малыша, а волнуют только родителей.

Не акцентировать внимание на тиках

Родители должны стараться не замечать нервные тики малыша независимо от степени их выраженности. Помните, что позитивные изменения в поведении ребенка могут проявиться не так быстро, как бы Вам этого хотелось.

Создавать позитивную эмоциональную обстановку

«Оживить» малыша, вдохнув в него оптимизм и жизнерадостность, помогут игры и забавы. Важно выбрать для ребенка, страдающего нервным тиком, эмоционально значимые увлечения и хобби, среди которых наиболее эффективными являются занятия спортом.

Контролировать психофизическое самочувствие малыша

Ваш малыш понимает, что нервный тик – это болезненные и необычнее движения. Он стесняется этого на людях, пытается сдержать себя, от чего начинает испытывать сильнейшее внутреннее напряжение, утомляющее его. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш, который болен тиком, чувствовал как можно меньше дискомфорта от всеобщего внимания и не ощущал себя не таким, как все.

Выполнять вместе с ребенком успокаивающие упражнения

Если малыш, страдающий нервным тиком, чем-то обижен или возмущен и готов расплакаться, предложите ему выполнить специальные упражнения, а лучше сделайте их вместе с ним. Например, постойте на одной ноге, как цапля, поджав другую под себя, а затем подпрыгните несколько раз. Надежный и быстрый способ расслабиться – это быстро напрячь мускулы и отпустить их.

Определение степени тревожности у ребенка

Внимательно прочитайте утверждения и ответьте «Да» на те, которые можно отнести к Вашему малышу. Затем посчитайте, какое количество раз Вы ответили «Да». За каждое «да» поставьте 1 балл и определите общую сумму.

Признак Наличие
Не может долго выполнять работу, не уставая При волнении сильно потеет
С трудом сосредотачивается на чем-то Не отличается хорошим аппетитом
Выполнение любого задания вызывает излишнее беспокойство Трудно засыпает и беспокойно спит
Очень скован и напряжен при выполнении заданий Пугливый, многое вызывает у него чувство страха
Часто смущается Легко расстраивается и обычно беспокойный
Часто рассказывает о напряженных ситуациях Обычно не может сдерживать слезы
В незнакомых обстановках обычно краснеет Плохо переносит ожидание
Рассказывает о страшных снах Не любит начинать новые дела
Обычно у него влажные и холодные руки Не уверен в своих силах и в себе
Нередко у него бывают запоры или расстройство стула Боится трудностей

Подсчет результатов теста «Определение тревожности ребенка»

  • 1-6 баллов низкий уровень тревожности
  • 7-14 баллов – средний уровень тревожности
  • 15-20 баллов – высокий уровень тревожности

Детям с высоким уровнем тревожности требуется помощь со стороны родителей и психолога.

Тенотен Детский поможет снизить уровень тревожности и ускорит выздоровление Вашего малыша!

Тики, или гиперкинезы, — это повторяющиеся неожиданные короткие стереотипные движения или высказывания, внешне схожие с произвольными действиями. Характерной чертой тиков является их непроизвольность, но в большинстве случаев пациент может воспроизводить или частично контролировать собственные гиперкинезы. При нормальном уровне интеллектуального развития детей заболеванию нередко сопутствуют когнитивные нарушения, двигательные стереотипии и тревожные расстройства.

Распространенность тиков достигает приблизительно 20% в популяции.

До сих пор не существует единого мнения о возникновении тиков. Решающая роль в этиологии заболевания отводится подкорковым ядрам — хвостатому ядру, бледному шару, субталамическому ядру, черной субстанции. Подкорковые структуры тесно взаимодействуют с ретикулярной формацией, таламусом, лимбической системой, полушариями мозжечка и корой лобного отдела доминантного полушария. Деятельность подкорковых структур и лобных долей регулируется нейромедиатором дофамином. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушениям внимания, недостаточности саморегуляции и поведенческого торможения, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений.

На эффективность работы дофаминергической системы могут повлиять нарушения внутриутробного развития вследствие гипоксии, инфекции, родовой травмы или наследственная недостаточность обмена дофамина. Имеются указания на аутосомно-доминантный тип наследования; вместе с тем известно, что мальчики страдают тиками примерно в 3 раза чаще девочек. Возможно, речь идет о случаях неполной и зависимой от пола пенетрации гена.

В большинстве случаев первому появлению у детей тиков предшествует действие внешних неблагоприятных факторов. До 64% тиков у детей провоцируются стрессовыми ситуациями — школьной дезадаптацией, дополнительными учебными занятиями, бесконтрольными просмотрами телепередач или продолжительной работой на компьютере, конфликтами в семье и разлукой с одним из родителей, госпитализацией.

Простые моторные тики могут отмечаться в отдаленном периоде перенесенной черепно-мозговой травмы. Голосовые тики — покашливания, шмыгания носом, отхаркивающие горловые звуки — нередко встречаются у детей, часто болеющих респираторными инфекциями (бронхитами, тонзиллитами, ринитами).

У большинства пациентов существует суточная и сезонная зависимость тиков — они усиливаются вечером и обостряются в осенне-зимний период.

К отдельному виду гиперкинезов следует отнести тики, возникающие в результате непроизвольного подражания у некоторых повышенно внушаемых и впечатлительных детей. Происходит это в процессе непосредственного общения и при условии известного авторитета ребенка с тиками среди сверстников. Такие тики проходят самостоятельно через некоторое время после прекращения общения, но в некоторых случаях подобное подражание является дебютом заболевания.

Клиническая классификация тиков у детей

По этиологии

Первичные, или наследственные, включая синдром Туретта. Основной тип наследования — аутосомно-доминант-ный с различной степенью пенетратности, возможны спорадические случаи возникновения заболевания.

Вторичные, или органические. Факторы риска: анемия у беременных, возраст матери старше 30 лет, гипотрофия плода, недоношенность, родовая травма, перенесенные травмы головного мозга.

Криптогенные. Возникают на фоне полного здоровья у трети больных тиками.

По клиническим проявлениям

Локальный (фациальный) тик. Гиперкинезы захватывают одну мышечную группу, в основном мимическую мускулатуру; преобладают учащенные моргания, зажмуривания, подергивания углов рта и крыльев носа (табл. 1). Моргание является самым устойчивым из всех локальных тикозных расстройств. Зажмуривание отличается более выраженным нарушением тонуса (дистонический компонент). Движения крыльев носа, как правило, присоединяются к учащенному морганию и относятся к неустойчивым симп-томам лицевых тиков. Единичные лицевые тики практически не мешают больным и в большинстве случаев не замечаются самими пациентами.

Распространенный тик. В гиперкинез вовлекаются несколько мышечных групп: мимические, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, мышцы живота и спины. У большинства больных распространенный тик начинается с моргания, к которому присоединяются заведение взора, повороты и наклоны головы, подъемы плеч. В периоды обострений тиков у школьников могут возникать проблемы при выполнении письменных заданий.

Вокальные тики. Различают вокальные тики простые и сложные.

Клиническая картина простых вокальных тиков представлена преимущественно низкими звуками: покашливанием, «прочисткой горла», хмыканием, шумным дыханием, шмыганием носом. Реже встречаются такие высокие звуки, как «и», «а», «у-у», «уф», «аф», «ай», визг и свист. При обострении тикозных гиперкинезов вокальные феномены могут изменяться, например покашливание переходит в хмыкание или шумное дыхание.

Сложные вокальные тики отмечаются у 6% больных синдромом Туретта и характеризуются произнесением отдельных слов, ругательствами (копролалией), повторением слов (эхолалией), быстрой неровной, неразборчивой речью (палилалией). Эхолалия является непостоянным симптомом и может встречаться в течение нескольких недель или месяцев. Копролалия обычно представляет собой статусное состояние в виде серийного произнесения ругательств. Нередко копролалия значительно ограничивает социальную активность ребенка, лишая его возможности посещать школу или общественные места. Палилалия проявляется навязчивым повторением последнего слова в предложении.

Генерализованный тик (синдром Туретта). Проявляется сочетанием распространенных моторных и вокальных простых и сложных тиков.

В таблице 1 представлены основные виды моторных тиков в зависимости от их распространенности и клинических проявлений.

Как видно из представленной таблицы, при усложнении клинической картины гиперкинезов, от локального к генерализованному, тики распространяются по направлению сверху вниз. Так, при локальном тике насильственные движения отмечаются в мышцах лица, при распространенном переходят на шею и руки, при генерализованном в процесс вовлекаются туловище и ноги. Моргание встречается с одинаковой частотой при всех видах тиков.

По тяжести клинической картины

Тяжесть клинической картины оценивают по количеству гиперкинезов у ребенка в течение 20 мин наблюдения. При этом тики могут отсутствовать, быть единичными, серийными или статусными. Оценка степени тяжести используется для унификации клинической картины и определения эффективности лечения.

При единичных тиках их количество за 20 мин осмотра составляет от 2 до 9, чаще встречаются у больных локальными формами и в стадии ремиссии у больных с распространенным тиком и синдромом Туретта.

При серийных тиках за 20 мин осмотра наблюдается от 10 до 29 гиперкинезов, после которых наступают многочасовые перерывы. Подобная картина характерна при обострении заболевания, встречается при любой локализации гиперкинезов.

При тикозным статусе серийные тики следуют с частотой от 30 до 120 и более за 20 мин осмотра без перерыва в течение дня.

Аналогично моторным тикам, вокальные тики также бывают единичными, серийными и статусными, усиливаются к вечеру, после эмоциональной нагрузки и переутомления.

По течению заболевания

Согласно диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM-IV), выделяют преходящие тики, хронические тики и синдром Туретта.

Преходящее , или транзиторное , течение тиков подразумевает наличие у ребенка моторных или голосовых тиков с полным исчезновением симп-томов заболевания в течение 1 года. Характерно для локальных и распространенных тиков.

Хроническое тиковое нарушение характеризуется моторными тиками продолжительностью более 1 года без вокального компонента. Хронические вокальные тики в изолированном виде встречаются редко. Выделяют ремиттирующий, стационарный и прогредиентный подтипы течения хронических тиков.

При ремиттирующем течении периоды обострений сменяются полным регрессом симптомов или наличием локальных единичных тиков, возникающих на фоне интенсивных эмоциональных или интеллектуальных нагрузок. Ремиттирующий подтип является основным вариантом течения тиков. При локальных и распространенных тиках обострение длится от нескольких недель до 3 мес, ремиссии сохраняются от 2-6 мес до года, в редких случаях до 5-6 лет. На фоне медикаментозного лечения возможна полная или неполная ремиссия гиперкинезов.

Стационарный тип течения заболевания определяется наличием стойких гиперкинезов в различных группах мышц, которые сохраняются на протяжении 2-3 лет.

Прогредиентное течение характеризуется отсутствием ремиссий, переходом локальных тиков в распространенные или генерализованные, усложнением стереотипий и ритуалов, развитием тикозных статусов, резистентностью к терапии. Прогредиентное течение преобладает у мальчиков с наследственными тиками. Неблагоприятными признаками является наличие у ребенка агрессивности, копролалии, навязчивостей.

Существует зависимость между локализацией тиков и течением заболевания. Так, для локального тика характерен транзиторно-ремиттирующий тип течения, для распространенного тика — ремиттирующе-стационарный, для синдрома Туретта — ремиттирующе-прогредиентный.

Возрастная динамика тиков

Чаще всего тики появляются у детей в возрасте от 2 до 17 лет, средний возраст — 6-7 лет, частота встреча-емости в детской популяции — 6-10%. У большинства детей (96%) тик возникает до 11 лет. Наиболее частое проявление тика — моргание глазами. В 8-10 лет появляются вокальные тики, которые составляют примерно треть случаев всех тиков у детей и возникают как самостоятельно, так и на фоне моторных. Чаще первоначальными проявлениями вокальных тиков являются шмыгания носом и покашливания. Для заболевания характерно нарастающее течение с пиком проявлений в 10-12 лет, затем отмечается уменьшение симптоматики. В возрасте 18 лет приблизительно 50% пациентов самопроизвольно освобождаются от тиков. При этом нет зависимости между тяжестью проявления тиков в детстве и во взрослом возрасте, но в большинстве случаев у взрослых проявления гиперкинезов менее выражены. Иногда тики впервые возникают у взрослых, но они характеризуются более мягким течением и обычно продолжаются не более 1 года.

Прогноз для локальных тиков благоприятный в 90% случаев. В случае распространенных тиков у 50% детей отмечается полный регресс симптомов.

Синдром Туретта

Наиболее тяжелой формой гиперкинезов у детей является, без сомнения, синдром Туретта. Частота его составляет 1 случай на 1000 детского населения у мальчиков и 1 на 10 000 у девочек. Впервые синдром описал Жиль де ля Туретт в 1882 г. как «болезнь множественных тиков». Клиническая картина включает моторные и голосовые тики, дефицит внимания и обсессивно-компульсивное расстройство. Синдром наследуется с высокой пенетратностью по аутосомно-доминантному типу, причем у мальчиков тики чаще сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а у девочек — с обсессивно-компульсивным расстройством.

Общепринятыми в настоящее время являются критерии синдрома Туретта, приведенные в классификации DSM III пересмотра. Перечислим их.

  • Сочетание моторных и вокальных тиков, возникающих одновременно или с различными интервалами времени.
  • Повторные тики в течение дня (обычно сериями).
  • Локализация, количество, частота, сложность и тяжесть тиков меняется со временем.
  • Дебют заболевания до 18 лет, продолжительность более 1 года.
  • Симптомы болезни не связаны с приемом психотропных препаратов или заболеванием ЦНС (хореей Гентингтона, вирусным энцефалитом, системными заболеваниями).

Клиническая картина синдрома Туретта зависит от возраста пациента. Знание основных закономерностей развития болезни помогает выбрать правильную тактику лечения.

Дебют заболевания развивается в 3-7 лет. Первыми симптомами являются локальные лицевые тики и подергивания плеч. Затем гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, появляются вздрагивания и повороты головы, сгибание и разгибание кисти и пальцев, запрокидывание головы назад, сокращение мышц живота, подпрыгивания и приседания, один вид тиков сменяется другим. Вокальные тики часто присоединяются к моторным симптомам в течение нескольких лет после дебюта заболевания и усиливаются в стадии обострения. У ряда больных вокализмы являются первыми проявлениями синдрома Туретта, к которым в последующем присоединяются моторные гиперкинезы.

Генерализация тикозных гиперкинезов происходит в период продолжительностью от нескольких месяцев до 4 лет. В возрасте 8-11 лет у детей отмечается пик клинических проявлений симптомов в виде серий гиперкинезов или повторных гиперкинетических статусов в сочетании с ритуальными действиями и аутоагрессией. Тикозный статус при синдроме Туретта характеризует тяжелое гиперкинетическое состояние. Для серии гиперкинезов характерна смена моторных тиков вокальными с последующим появлением ритуальных движений. Больные отмечают дискомфорт от избыточных движений, например боль в шейном отделе позвоночника, возникающую на фоне поворотов головы. Наиболее тяжелый гиперкинез представляет собой запрокидывание головы — при этом пациент может повторно ударяться затылком о стену, нередко в сочетании с одновременными клоническими подергиваниями рук и ног и появлением мышечных болей в конечностях. Продолжительность статусных тиков колеблется от нескольких суток до нескольких недель. В некоторых случаях отмечаются исключительно моторные или преимущественно вокальные тики (копролалия). Во время статусных тиков сознание у детей полностью сохранено, однако гиперкинезы не контролируются пациентами. Во время обострений заболевания дети не могут посещать школу, у них затрудняется самообслуживание. Характерно ремиттирующее течение с обострениями длительностью от 2 до 12-14 мес и неполными ремиссиями от нескольких недель до 2-3 мес. Длительность обострений и ремиссий находится в прямой зависимости от тяжести тиков.

У большинства больных в 12-15 лет генерализованные гиперкинезы переходят в резидуальную фазу , проявля-ющуюся локальными или распространенными тиками. У трети больных с синдромом Туретта без обсессивно-компульсивных расстройств в резидуальной стадии наблюдается полное прекращение тиков, что можно рассматривать как возрастзависимую инфантильную форму заболевания.

Коморбидность тиков у детей

Тики нередко возникают у детей с уже имеющимися заболеваниями со стороны центральной нервной системы (ЦНС), такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), церебрастенический синдром, а также тревожные расстройства, включающие генерализованное тревожное расстройство, специфичные фобии и обсессивно-компульсивное расстройство.

Примерно у 11% детей с СДВГ встречаются тики. Преимущественно это простые моторные и вокальные тики с хроническим рецидивирующим течением и благоприятным прогнозом. В отдельных случаях затруднен дифференциальный диагноз между СДВГ и синдромом Туретта, когда гиперактивность и импульсивность появляются у ребенка до развития гиперкинезов.

У детей, страдающих генерализованным тревожным расстройством или специфичными фобиями, тики могут быть спровоцированы или усилены волнениями и переживаниями, непривычной обстановкой, длительным ожиданием какого-либо события и сопутствующим нарастанием психоэмоционального напряжения.

У детей с обсессивно-компульсивными расстройствами голосовые и моторные тики сочетаются с навязчивым повторением какого-либо движения или занятия. По всей видимости, у детей с тревожными расстройствами тики являются дополнительной, хотя и патологической формой психомоторной разрядки, способом успокоения и «переработки» накопившегося внутреннего дискомфорта.

Церебрастенический синдром в дет-ском возрасте является следствием перенесенных черепно-мозговых травм или нейроинфекций. Появление или усиление тиков у детей с церебрастеническим синдромом нередко провоцируется внешними факторами: жарой, духотой, изменением барометрического давления. Характерно нарастание тиков при утомлении, после длительных или повторных соматических и инфекционных заболеваний, увеличении учебных нагрузок.

Приведем собственные данные. Из 52 детей, обратившихся с жалобами на тики, было 44 мальчика, 7 девочек; соотношение «мальчики: девочки» составило «6: 1» (табл. 2).

Итак, наибольшее число обращений по поводу тиков отмечалось у мальчиков в возрасте 5-10 лет с пиком в 7-8 лет. Клиническая картина тиков представлена в табл. 3.

Таким образом, чаще всего отмечались простые моторные тики с локализацией преимущественно в мышцах лица и шеи и простые вокальные тики, имитирующие физиологические действия (кашель, отхаркивание). Подпрыгивания и сложные вокальные высказывания встречались гораздо реже — только у детей с синдромом Туретта.

Временные (транзиторные) тики продолжительностью менее 1 года наблюдались чаще, чем хронические (ремиттирующие или стационарные). Синдром Туретта (хронический стационарный генерализованный тик) отмечался у 7 детей (5 мальчиков и 2 девочки) (табл. 4).

Лечение

Основным принципом терапии тиков у детей является комплексный и дифференцированный подход к лечению. До назначения медикаментозной или иной терапии необходимо выяснить возможные причины возникновения заболевания и обсудить с родителями способы педагогической коррекции. Необходимо разъяснить непроизвольный характер гиперкинезов, невозможность контроля их усилием воли и, как следствие этого, недопустимость замечаний ребенку по поводу тиков. Нередко выраженность тиков снижается при уменьшении требований к ребенку со стороны родителей, отсутствии фиксации внимания на его недостатках, восприятии его личности в целом, без вычленения «хороших» и «плохих» качеств. Терапевтический эффект оказывают упорядочение режима, занятия спортом, особенно на свежем воздухе. При подозрении на индуцированные тики необходима помощь психотерапевта, поскольку подобные гиперкинезы снимаются внушением.

При решении вопроса о назначении медикаментозного лечения необходимо учитывать такие факторы, как этиология, возраст пациента, тяжесть и выраженность тиков, их характер, сопутствующие заболевания. Медикаментозное лечение необходимо проводить при тяжелых, выраженных, упорных тиках, сочетающихся с нарушениями поведения, неуспеваемостью в школе, влияющих на самочувствие ребенка, осложняющих его адаптацию в коллективе, ограничивающих его возможности самореализации. Лекарственная терапия не должна назначаться, если тики беспокоят только родителей, но не нарушают нормальную активность ребенка.

Основная группа препаратов, назначаемая при тиках, — нейролептики: галоперидол, пимозид, флуфеназин, тиаприд, рисперидон. Их эффективность при лечении гиперкинезов достигает 80%. Препараты обладают анальгезирующим, притивосудорожным, антигистаминным, противорвотным, нейролептическим, антипсихотическим, седативным дейст-виями. К механизмам их действия относятся блокада постсинаптических дофаминергических рецепторов лимбической системы, гипоталамуса, триггерной зоны рвотного рефлекса, экстрапирамидной системы, торможение обратного захвата дофамина пресинаптической мембраной и последующего депонирования, а также блокада адренорецепторов ретикулярной формации головного мозга. Побочные эффекты: головная боль, сонливость, нарушения концентрации внимания, сухость во рту, повышение аппетита, возбуждение, беспокойство, тревога, страх. При длительном применении могут развиться экстрапирамидные нарушения, включающие повышение мышечного тонуса, тремор, акинезии.

Галоперидол: начальная доза составляет 0,5 мг на ночь, затем ее повышают на 0,5 мг в неделю до достижения терапевтического эффекта (1-3 мг/сут в 2 приема).

Пимозид (Орап) по эффективности сравним с галоперидолом, но дает меньше побочных эффектов. Начальная доза составляет 2 мг/сут в 2 приема, при необходимости дозу повышают на 2 мг в неделю, но не выше 10 мг/сут.

Флуфеназин назначается в дозе 1 мг/сут, затем дозу увеличивают на 1 мг в неделю до 2-6 мг/сут.

Рисперидон относится к группе атипичных нейролептиков. Известна эффективность рисперидона при тике и связанных с ним нарушениях поведения, особенно оппозиционно-вызывающего характера. Начальная доза — 0,5-1 мг/сут с постепенным ее повышением до достижения положительной динамики.

При выборе препарата для лечения ребенка с тиками следует учитывать наиболее удобную для дозирования форму выпуска. Оптимальными для титрования и последующего лечения в детском возрасте являются капельные формы (галоперидол, рисперидон), позволяющие наиболее точно подобрать поддерживающую дозу и избежать неоправданной передозировки лекарства, что особенно актуально при проведении длительных курсов лечения. Предпочтение также отдается препаратам, обладающим относительно низким риском развития побочных эффектов (рисперидон, тиаприд).

Метоклопрамид (Реглан, Церукал) является специфическим блокатором дофаминовых и серотониновых рецепторов триггерной зоны ствола мозга. При синдроме Туретта у детей применяется в дозе 5-10 мг в день (1/2-1 таблетка), в 2-3 приема. Побочные действия — экстрапирамидные расстройства, проявляющиеся при превышении дозы 0,5 мг/кг/сут.

Для лечения гиперкинезов в последние годы применяют препараты вальпроевой кислоты. Основной механизм действия вальпроатов заключается в усилении синтеза и высвобождении γ-аминомасляной кислоты, которая является тормозным медиатором ЦНС. Вальпроаты являются препаратами первого выбора при лечении эпилепсии, однако интерес представляет их тимолептический эффект, проявляющийся в уменьшении гиперактивности, агрессивности, раздражительности, а также положительное влияние на выраженность гиперкинезов. Терапевтическая доза, рекомендуемая для лечения гиперкинезов, значительно ниже, чем при лечении эпилепсии, и составляет 20 мг/кг/сут. Из побочных эффектов отмечены сонливость, повышение массы тела, выпадение волос.

При сочетании гиперкинезов с обсессивно-компульсивным расстрой-ством положительный эффект оказывают антидепрессанты — кломипрамин, флуоксетин.

Кломипрамин (Анафранил, Кломинал, Клофранил) является трициклическим антидепрессантом, механизм действия — торможение обратного захвата норэпинефрина и серотонина. Рекомендованная доза у детей с тиками — 3 мг/кг/сут. К побочным эффектам относятся преходящие нарушения зрения, сухость во рту, тошнота, задержка мочи, головная боль, головокружение, бессонница, возбудимость, экстрапирамидные расстройства.

Флуоксетин (Прозак) — антидепрессивное средство, селективный ингибитор обратного захвата серотонина, обладающий низкой активностью по отношению к норэпинефриновой и дофаминергической системам головного мозга. У детей с синдромом Туретта хорошо устраняет беспокой-ство, тревогу, страх. Начальная доза в детском возрасте составляет 5 мг/сут 1 раз в день, эффективная — 10-20 мг/сут 1 раз утром. Переносимость препарата в целом хорошая, побочные эффекты возникают относительно редко. Среди них наиболее значимыми являются тревожность, нарушения сна, астенический синдром, потливость, снижение массы тела. Препарат также эффективен в комбинации с пимозидом.

Литература
  1. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: ACADEMA, 2005.
  2. Мэш Э., Вольф Д. Нарушение психики ребенка. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА ПРЕСС, 2003.
  3. Омельяненко А., Евтушенко О. С., Кутякова и др. // Международный неврологический журнал. Донецк. 2006. №3(7). С. 81-82.
  4. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. М.: Медицина, 2004.
  5. Феничел Дж. М. Педиатрическая неврология. Основы клинической диагностики. М.: Медицина, 2004.
  6. L. Bradley, Schlaggar, Jonathan W. Mink. Movement // Disorders in Children Pediatrics in Review. 2003; 24(2).

Н. Ю. Суворинова , кандидат медицинских наук
РГМУ, Москва

Зачастую нервным тикам подвержены дети 5-7 и 10-11 лет. Это явление возникает из-за психологических переживаний. Вместе с тем нервный тик может появиться в результате поражения ЦНС, что случается при эпидемическом энцефалите.

Кроме того, причиной тика лица могут быть воспалительные процессы в этой области. Движения, похожие на тик, способен вызвать и дефицит магния в организме. Чтобы восполнить недостаток этого микроэлемента, нужно употреблять бобовые растения – горох и фасоль, овсяную и гречневую каши.

Необходимо устранить именно причину, а потому методика лечения тика зависит от его природы. В частности, если он вызван органическими проблемами, прежде всего следует ликвидировать эти проблемы. Однако в любом случае лечение будет достаточно длительным, требующим наблюдения у невропатолога и большого терпения.

Стрессовый нервный тик у ребенка

Вылечить стрессовый нервный тик у ребенка сложнее. Чаще всего смышленые и эмоциональные дети, достаточно развитые, внезапно начинают проявлять признаки тика - дрожание век, губ, рук и т.д.

Однако это не болезнь, а особенность устройства нервной системы, присущяя впечатлительным малышам. Их нервная система напряжена в большей степени, чем у флегматиков. Длятся такие проявления достаточно долго, но к подростковому периоду они обычно постепенно исчезают. И чем более спокойной и доброжелательной будет обстановка в семье, чем меньше у ребенка будет стрессов, тем быстрее пройдет нервный тик.

У ребенка начался нервный тик: что делать?

Не нужно думать, что следует просто успокоиться и ожидать исчезновения проявления нервного тика, сложа руки. Напротив, нужно выявить все проблемы в отношениях в семье, в детском саду или в школе, с друзьями. Затем необходимо своевременно пресечь чрезмерную нагрузку на чувствительного ребенка.

Нельзя допускать различных длительных воздействий, которые травмируют его психику. Излишняя требовательность и строгость, недостаток внимания со стороны родителей, их теплоты и проявлений любви к ребенку, а также отсутствие интереса к его тревогам и заботам легко могут нарушить душевное равновесие.

Для восприимчивого ребенка дружелюбная и спокойная атмосфера у себя дома чрезвычайно важна. То же можно сказать о школьных проблемах, а также напряжении, которое требует учеба, страх проверки школьных знаний и оценки одноклассников. Выяснив такие моменты во всех контактных местах ребенка, возможно, вы сможете определить настоящую причину стресса. Тогда бороться с ним станет намного проще.

Вместе с тем, следует помочь ребенку снять внутреннее и внешнее напряжение. В этом помогут успокаивающие и общеукрепляющие средства, ванны, массаж.

При этом стоит учитывать, что препараты, воздействующие на нервную систему, обладают и побочными действиями. Поэтому необходима помощь невропатолога, который назначит лекарства, наиболее подходящие именно вашему ребенку. Также будет очень полезна помощь психотерапевта, обладающего различными специальными методиками и приемами.

Ключевые слова: тики у детей, простые и сложные моторные тики,
вокализмы, тикозные гиперкинезы, транзиторное (преходящее) или
хроническое тикозное расстройство, навязчивые движения,
невротическое расстройство с навязчивыми движениями, болезнь Туретта


Что такое тики, почему и когда они появляются?
Тики встречаются часто! Как они выглядят?
Что же такого «страшного» в тиках?
Как, когда и зачем нужно лечить тики
Режим дня, диета и образ жизни
Рецепты профилактики и борьбы с тиками


Многие родители неожиданно замечают, ребенок внезапно начал моргать глазками, строить гримасы, шмыгать носом и дергать плечом... День-два, потом прошло, через месяц опять появилось, уже надолго… И такое встречается очень часто, оглянитесь по сторонам. На первый взгляд, видимых причин для таких проявлений нет. Что это? Новая игра-дразнилка, зарождение дурной привычки, или начало болезни? Как на это реагировать? Малыши – народ горячий, эмоциональный, у них очень яркие эмоции, живая мимика и жесты. Может быть это нормально? Хорошо бы разобраться…

Тики - это быстрые и непроизвольные, шаблонно повторяющиеся, неритмичными, короткие сокращения отдельных мышц или группы мышц, они появляются помимо воли ребенка. Движения избыточны и насильственны, поэтому иногда их еще называют тикозные гиперкинезы. Внешне это выглядит всегда примерно одинаково, проявления обычно однообразны, чаще всего тики возникают в мышцах лица, шеи... Заметить их легко. Если это тики лицевых мышц, ребенок внезапно морщит лоб, нахмуривает брови, зажмуривает глаза, двигает носом, складывает губы трубочкой. Тики в мышцах шеи и плечевого пояса проявляются эпизодами поворотов и подергиваний головой, как будто бы, в глаза малышу лезут длинные волосы, или мешает шапка; а также движения плечами и шеей, как при ощущении неудобства от тесного воротника или некомфортной одежды. Кстати, именно такие проблемы с одеждой могут послужить одним из пусковых механизмов развития тиков. Наиболее выражены тики в состоянии общей двигательной неподвижности ребенка, когда ему скучно, бывают и при умственном сосредоточении ребенка, например, при просмотре телевизора, чтении книги или выполнении уроков. Наоборот, если ребенок сильно чем-то увлечен, азартно занят энергичной игрой, много двигается, тики могут ослабевать и даже исчезать.

Как на это реагируют родители? Как это ни парадоксально звучит, в лучшем случае, они не обращают на это большого внимания, считая это обычными детскими гримасами, баловством или новой игрой. В худшем, - предполагают развитие дурной привычки, с которой возможно легко справиться с помощью жесткого внешнего контроля.
Взволнованная мама начинает обращать внимание ребенка и окружающих на его гримасы и шмыганья носом, постоянно его одергивая, и делая ему замечания. Сначала, кажется, все правильно, получается неплохо. На какое-то время, бывает, это помогает: при определенном старании, ребенок может включить волевой контроль и временно удерживаться от навязчивых движений. Тогда родители целиком и полностью убеждаются, что это просто плохая привычка, и проблемы нет. Но это самая частая ошибка!

Тревожная (фиолетовая) мама старается беспрерывно контролировать поведение дитя, и, в конце концов, умный малыш, понимая недовольство и огорчение взрослых, начинает сам тяготиться своими непроизвольными движениями, и пытается удержаться от них, не шмыгать носом и не дергать плечами. Но получается только хуже и хуже… Мама и другие окружающие, чистосердечно желая только добра, регулярно делают малышу замечания: «Перестань так моргать! Пожалуйста, не шмыгай! Прекрати дергать головой! Сиди спокойно!». Бедный послушный ребенок искренне старается следовать этим инструкциям, волевым усилием ему удается кратковременно подавить тики, при этом эмоциональное напряжение только нарастает, он еще больше волнуется и тревожится, количество и объем навязчивых непроизвольных движений от этого только увеличивается, появляются новые тики, их формула постоянно меняется – образуется порочный круг. В дальнейшем любое эмоциональное напряжение и волнение могут приводить к усилению тиков, они становятся хроническими, и практически, не поддаются волевому контролю. Вот и все, ловушка закрылась, ребенок "попался"!

Внимание! Если ребенок внезапно начал моргать глазками, строить гримасы, шмыгать носом или дергать плечом, нельзя ругать его за это! Нельзя делать ему замечания по этому поводу, и вообще, обращать внимание ребенка на его непроизвольные движения. Нужно проконсультироваться с неврологом.

Почему и у кого возникают тики, как часто они встречаются

Большинство родителей считают, что тики возникли без причины, на ровном месте. Обычно, это не так. Родители могут не знать о некоторых неприятных проблемах ребенка, возникших в школе или во дворе, а это является причиной серьезных внутренних напряжений и тревог. Почти каждый ребенок крайне чувстителен к внутрисемейным конфликтам, тяжело переживают их; даже такие, которые, по убеждению родителей, им неизвестны, и совершенно их не затрагивают. Любые «мелкие» события в жизни ребенка, с точки зрения взрослых, абсолютно не заслуживающие внимания, могут послужить пусковым механизмом развития детских тиков.
Например, десяток малышей увлеченно играли в песочнице, пробегающая мимо очень-очень маленькая собачка внезапно несколько раз громко гавкнула на них. Шесть малышей даже не повернули головы, двое вздрогнули, одна девочка заплакала, а один мальчик после прогулки стал моргать глазками. У одного из десяти, это часто или редко, и почему, именно у этого мальчика?

Многие ученые отмечают значительное участие наследственных факторов в происхождении, якобы «беспричинных» тиков, при этом гены в «спящем» виде могут быть и у мамы, и у папы; а проявляться в особой комбинации, в виде тиков даже через несколько поколений. Некоторые такие гены уже «пойманы». Не исключено, что у того самого мальчика из песочницы, тики были у его папы; или невроз навязчивых состояний у его бабушки по маминой лини. Важно знать, сами тики не передаются по наследству, комбинация определенных генов может определять лишь только предрасположенность к развитию тиков. При такой предрасположенности тики у детей «молодеют»: развиваются сравнительно раньше, чем у их родителей.

Действительно, многие тики появляются после серьезного стресса, но не только отрицательные (страх, огорчение, тревога), но и сильные положительные эмоции могут спровоцировать тики. Некоторые тики формируются на фоне или после инфекции или травмы головы, а также при употреблении отельных лекарственных препаратов. Несомненно, бесконечная «дружба» с телевизором, компьютером и прочей игровой электроникой, увлечение булочками, шоколадками и газировкой почти обязательно способствуют развитию тиков. Банально, но нельзя не упомянуть «особую» атмосферу и экологию города, интенсивные информационные нагрузки, малоподвижный образ жизни и напряженную обстановку в семье и школе. Можно долго рассуждать о возможных обстоятельствах, запускающих тики, но, к сожалению, в жизни нередко бывает, что истинные причины возникновения тиков остаются неизвестными. Иногда тики ведут себя «как кот, гуляющий сам по себе», внезапно приходят, также неожиданно исчезают и снова появляются. Наблюдение невролога в этом случае обязательно. Быстрый и полный успех терапии в настоящий момент, увы, не всегда дает гарантию безвозвратного исчезновения тиков, навсегда.
Уверенно можно сказать только одно, в большинстве случаев даже минимальные и быстро преходящие тики – это сигнал тревоги, мигающая красная лампочка на приборной панели головного мозга, это телеграмма детской нервной системы, в которой всего три слова «внутри что-то неладно» .

Статистика по тикам впечатляет, тики заслуженно считаются одним из наиболее частых неврологических нарушений у детей, и последнее время число детей с тиками уверенно возрастает, а возраст начала тиков неуклонно снижается. Намного чаще тики стали встречаться в грудном возрасте, тики «молодеют» прямо на глазах! По данным последних исследований транзиторные или хронические тикозные расстройства встречаются каждого четвертого-пятого ребенка! По статистики тики у мальчиков возникают в три раза чаще, и протекают они заметно тяжелей, чем у девочек.


Типичный возраст появления тиков 4-7 лет, обычно это совпадает с началом посещения детсада или школы. У детишек впечатлительных и легкоранимых вливание в коллектив и смена привычных стереотипов вызывают огромное эмоциональное напряжение. Не всякий малыш самостоятельно успешно с этим справляется. К счастью, примерно у восьми детей из десяти тики к 10-12 годам обычно бесследно исчезают.
Тики бывают разные, и спектр их проявлений огромен: от быстро проходящих, навязчивых морганий, которые некоторые родители могут и не замечать, до хронических распространенных двигательных и голосовых тиков с психическими расстройствами (например, болезнь Туретта).

Болезнь «Жиля де ля Туретта» - это наиболее тяжелая форма заболевания, которая трудно поддается терапии.

Тики при этой форме множественные, массивные сопровождаются внезапными взвизгиваниями или непроизвольными выкрикиваниями отдельных слов. Отмечается нарушение поведения, может наблюдаться снижение интеллекта.



Сложность лечения, и даже некая таинственность некоторых видов тиков отчасти объясняются многофакторностью и огромной содержательностью патологических процессов, происходящих при этом. Тики относятся к «пограничным состояниям» - данная проблема находится на стыке разу нескольких специальностей: неврология, психиатрия, психология и педиатрия.

Какие бывают тики

Каких цветов бывает небо, какой формы волны на море, а листья в лесу? Какая бывает сыпь на коже, а какой кашель? Формы и варианты тиков у детей до такой степени многообразны и многочисленны, что в начале болезни даже опытный врач не сразу может разобраться в ситуации и точно спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Тики бывают простые и сложные, локальные, распространенные и генерализованные, двигательные и голосовые. Локальные тики наблюдаются в одной мышечной группе (движения носом, моргание). Распространенные - в нескольких мышечных группах, комбинация простых тиков (сворачивание губ трубочкой, моргание, подергивания головой). Простые двигательные (моторные) тики - частые морганья, зажмуривание, отведение глаз в сторону и вверх, движения носом и губами, повороты и подергивания головой, плечами, кистями, вздрагивания всем телом и другие непроизвольные движения. Сложные моторные тики – прыжки и подскоки, приседание, наклоны и развороты всего туловища, спонтанная жестикуляция, навязчивые прикосновения к предметам и т.д.
Звуковые (вокальные) тики простые - непрерывное беспричинное покашливание, хмыканье, мычание, повизгивание, похрюкивание, шмыганье носом. Звуковые (вокальные) тики сложные - многократное повторение одних и тех же звуков, слов, фраз, иногда даже, непроизвольное выкрикивание ругательств (копролалия).
Сочетание сложных, распространенных двигательных и голосовых тиков называют генерализованными тиками.



Что же такого «страшного» в тиках? Как, когда и зачем нужно лечить и можно ли вылечить тики


Более, чем в половине случаев тики протекают кратковременно и больше не появляются, примерно у восьми детей из десяти к 10-12 годам тики обычно бесследно исчезают. Может быть, это вообще не проблема, и к врачу обращаться, тем более, лечиться не нужно? Повторюсь, в начале появления тиков даже опытный специалист не всегда может сразу вникнуть в суть проблемы и точно предсказать дальнейшее развитие событий. С одной стороны простые тики явление довольно безобидное и не опасное, по обыкновению, быстро проходящее без лечения, само собой. С другой стороны, нередко в этой кажущейся безобидности и кратковременности кроется настоящее коварство – зачастую, простые тики начинают усиливаться, незаметно трансформируясь в распространенные, присоединяются голосовые тики. В итоге, к врачам приводят ребенка с хроническими генерализованными тиками, которые, иногда, очень не просто поддаются лечению.

Нельзя упускать из виду частую неадекватную реакцию окружающих ребенка взрослых и детей. Для некоторых тревожных и раздражительных родителей детские тики, как красная тряпка для быка, вызывают недовольство, возмущение и даже внутреннюю агрессию. Своим необдуманным поведением и неверными действиями они только усугубляют течение тиков. В детсаде и в школе сверстники совершенно легкомысленно, не желая зла, или целенаправленно и жестко, начинают дразнить таких детей. Иногда, даже учителя, невзначай, прямодушно заблуждаясь, энергично участвуют в этих глупостях. Ребенок начинают обращать на свои тики активное внимание, задумывается о своей непохожести на других детей, анализирует свое поведение, переживает и тревожится. Таким образом, на фоне тиков вторично развивается глубокое невротическое расстройство, и вот это иногда является большим злом и опасностью, чем сами тики. Как и любая хроническая болезнь, длительные тики не дают ребенку житья, изводят и выматывают душу, появляются утомляемость, раздражительность, нарушения сна, усиливается беспокойство и тревожность. В семье нарастает напряжение, в орбиту тиков постепенно втягиваются другие члены семьи. Достаточно редко, но не уникально, под маской простых моторных тиков злодейски прячутся опасные эпилептические приступы . И вот это уже серьезная неврологическая проблема.

Возникает вопрос: уже самое время бежать к врачу, и какой врач лучше?

А может лучше подождать немного, вдруг само пройдет? Довериться нужно материнской интуиции (но только после визита к неврологу!). Тики после серьезного стресса, на фоне и после болезни или травмы головы, продолжаются длительно и очевидно снижают качество жизни ребенка и семьи, тики сложные и голосовые, распространенные и генерализованные – все это повод безотлагательно обратится к врачу. Обычно, начинают с визита к неврологу или психиатру. По обыкновению, врачу достаточно подробного родительского рассказа и простого неврологического осмотра (возможно, и дополнительного инструментального обследования), чтобы удостовериться в отсутствие органических причин для появления тиков.

Далее невролог рекомендует изменить образ жизни и режим сна: достаточно бывает временно уничтожить «дружбу» с телевизором, компьютером и прочей игровой электроникой. Целесообразно ограничить или удалить из привычного пищевого списка продукты содержащие кофеин (крепкий чай, какао, кофе, колу, шоколад), сладости и другую высококалорийную пищу. Вне всякого сомнения, занятия спортом, интенсивные физические нагрузки, даже простые длительные прогулки на свежем воздухе, принесут огромную пользу и помогут быстрей справиться с проблемой.

Довольно часто тики служат своеобразными клапанами выброса двигательной энергии ребенка. Представьте себе, у ребенка было счастливое детство, и он летом целыми днями носился на улице, его мышцы радовались жизни. А потом счастье закончилось, он пошел в первый класс, и ему поневоле, в нервном напряжении и подолгу приходится неподвижно корпеть за уроками. Конечно, «тут не только заморгаешь и задергаешься...» Предоставьте детям немного физической свободы: пусть продолжает носиться на улице, как прежде! Наоборот, сильные интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки желательно строго дозировать. В отдельных случаях, даже положительные эмоции, особенно сильные и бурные, значительно усиливают тикозные проявления.
Затем, как правило, на помощь приходит детский психолог, который работает с ребенком и его семьей. В лечение простых тиков основная задача заключается в определении и устранении явных причин появления тиков (проблемы в школе и семье, непонимание со стороны родителей, глубинные детские страхи и тревоги, и др…). Обычно используются простые методы индивидуальной поведенческой психотерапии и психорелаксации, довольно полезными показали себя методики «произвольного истощения тика».

Периодически, такие методы лечения воспринимаются родителями в штыки, легче же дать "чудо-таблетку" от тиков, чем объяснить папе, что нельзя орать на малыша. Маме ребенка приходится прилагать максимум терпения и упорства, и серьезно потрудиться, прежде чем, получится уничтожить внутренние причины тиков.
Многие мамы совсем неправильно понимают цели и задачи детского невролога, и плохо ориентируются в методах его работы. На приеме невролога часто встречаются такие энергичные, все знающие родители. «Еще бы, в медицинском справочнике и в интернете написано, что нужны таблетки, а невролог, пытается нашего гениального ребенка от музыки и компьютера отлучить».

Например, был у меня на консультации мальчик с мамой и бабушкой с жалобами на непроизвольные моргания и шмыганья носом. По словам мамы, тики возникли внезапно, на ровном месте, никаких стрессов нет. А ребенок очень тревожный, зажатый, глазки грустные, дергает головой, постоянно хмыкает и шмыгает носом. Мама рассказывает: «В семье и в детсаду все хорошо, вокруг ребенка только спокойные положительные взрослые, никаких видимых огорчений будто бы и не просматривается». Тем не менее, во время консультации она одернула ребенка раз двадцать, непрерывно делая ему замечания: «Перестань так моргать! Пожалуйста, не шмыгай! Прекрати дергать головой! Сиди спокойно!» Она была постоянно недовольна своим сыном: «не сразу поздоровался, не то сказал, не так сел, не туда посмотрел». При этом она умудрялась одновременно ругаться с бабушкой по поводу методов воспитания и рассказывать о полном непонимании со стороны мужа. Еще чуть-чуть, и я от огорчения прямо на консультации сам бы «заморгал и зашмыгал». Да если бы мне пришлось, хоть немного, пожить с такой мамой, сразу бы попал в клинику неврозов. А малыш-то, оказывается, молодец - у него «всего лишь» тики.
Попытка прояснить ситуацию ни к чему не привела, перспектива режимной и психологической коррекции тиков маму не прельстила. Она еще больше разволновалась и оскорбилась. Прочитав мне длинную «научно аргументированную» нотацию, о том, чем должен заниматься невролог на амбулаторном приеме, и не дождавшись назначения чудодейственного лекарства, мама с бабушкой продолжили активные поиски «удобного» специалиста.… В этой семье такая слепая уверенность в единственно возможном способе лечения тиков с помощью таблеток будет являться главным препятствием на пути к излечению… Грустная история…

На самом деле, медикаментозная терапия, в особенности, серьезные психотропные препараты, требуется довольно редко, чаще, в случае тяжелого течения тиков, но даже тогда, не обойтись без режимных мероприятий и психолого-педагогической коррекции. Эффективность лекарств будет гораздо выше и стабильней, если одновременно решать психологические проблемы и вести здоровый образ жизни. Побочные эффекты настоящей противотикозной терапии бывают достаточно серьезные, и ни в коем случае они не должны быть даже близко соизмеримы с возможной пользой. Уничтожить вполне возможно практически любые тики и вокализмы, но сделать это без побочных осложнений – вот это задача не из простых.


Простые эффективные рецепты профилактики и борьбы с детскими тиками

Меньше педагогического насилия - больше любви и понимания
Психологически комфортная и спокойная обстановка в семье, детсаде и школе.
Искать виноватых, обвинять в развитии тиков себя и окружающих – занятие глупое и вредное.
Вопросы, обсуждения, замечания, тем более донимание ребенка и ругань, по поводу тиков строго воспрещаются
Психолого-педагогические мероприятия, решение возможных конфликтов со сверстниками и учителями в школе или детсаде целесообразно проводить под руководством опытного детского психолога (иначе можно таких дров наломать…)
Разумные занятия любыми видами спорта, интенсивные физические нагрузки, длительные прогулки на свежем воздухе
Ограничение или временное исключение общения с телевизором, компьютером и прочей игровой электроникой
Самое главное – своевременный визит к специалисту!