Стандартные методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы

Состояние сердечно-сосудистой системы характеризуется частотой сердечных сокращений, артериальным давлением крови и объемом сердечного выброса крови.

Подсчет частоты пульса дает возможность установить частоту сердечных сокращений (ЧСС) и обычно проводится пальпированием лучевой артерии на запястье испытуемого.

Артериальное давление создается нагнетанием крови в артерии из желудочка сердца. В период систолы желудочка регистрируется систолическое артериальное давление (САД), в период диастолы – диастолическое, или минимальное давление (ДАД).

Пульсовое давление (ПД) определяется сердечными колебаниями АД и рассчитывается по формуле:

ПД=САД – ДАД (мм. рт. ст.).

Среднее давление (СД) выражает энергию непрерывного движения крови по сосудам. Формула для расчета среднего давления:

СД=ДАД + ПД/3 (мм. рт. ст.).

Объём крови, выбрасываемый в артериальное русло за одну систолу желудочка, называется систолическим объёмом (СО). Он может быть рассчитан по формуле Старра:

СО= 90,97 + 0,54ПД – 0,57ДАД – 0,61В (см 3),

где: В – возраст испытуемого в годах.

Минутный объём кровообращения (МОК) может быть рассчитан как произведение систолического объёма на частоту сердечных сокращений:

МОК=СО × ЧСС (см 3 /мин).

Соотношение тонуса частей автономной нервной системы можно оценить по вегетативному индексу Кердо (ВИК):

ВИК = (1 – ДАД / ЧСС) × 100 (%).

В норме ВИК имеет положительное значение, чем он выше, тем больше преобладает парасимпатический тонус. Отрицательные значения ВИК указывают на преобладающий симпатический тонус.

Напряжение регуляторных систем организма, проявляющееся в усилении симпатических влияний, приводит к снижению адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы. Для выявления состояния ССС следует рассчитать индекс функциональных изменений ИФИ:

ИФИ= 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009МТ – 0,009Р – 0,27 ,

В – возраст,

Р – рост,

МТ – масса тела.

Адаптационная способность системы кровообращения оптимальная при ИФИ=1, при ИФИ=2 и более – удовлетворительная, от 3 и выше – неполная, 4 и выше – кратковременная, 5 и более – плохая.



На практике часто используется показатель «двойного произведения» (ДП), увеличение которого до 95 и выше свидетельствует о напряжении функций ССС. Чем выше ДП, тем меньше резервы адаптации ССС.

ДП = ЧСС × САД / 100

Цель работы: Изучить морфофункциональные особенности сердечно-сосудистой системы. Познакомиться с общепринятыми методиками оценки состояния параметров центральной и периферической гемодинамики.

Оборудование : тонометры, фонендоскопы, секундомеры, ростомер, напольные весы

Задание 1. Определите частоту артериального пульса и АД.

Пульс подсчитывается в течение 60 секунд на лучевой или сонной артерии. Замер артериального давления крови производится с помощью тонометра. Артериальное давление измеряется в плечевой артерии по методу Короткова. На плечо испытуемого надевается манжета, соединяется с тонометром; резиновой грушей в неё подается воздух и создаётся давление заведомо выше систолического. На область локтевого сгиба накладывают фонендоскоп и прослушивают звуки в артерии, постепенно выпуская воздух из манжеты. В момент появления периодического тона в артерии, обусловленного ударом о стенку сосуда проходящей в систолу под манжетой порции крови, отмечают величину систолического давления. В момент исчезновения тона отмечают на тонометре величину диастолического давления. Результаты измерения занесите в таблицу 3.

Величины ЧСС, САД и ДАД занесите в таблицу.

Таблица 3. Показатели центральной и периферической гемодинамики

Задание 2. Рассчитайте функциональные показатели ССС и результаты занесите в таблицу 3.

Задание 3. Произведите расчет ВИК, ИФИ и двойного показателя, запишите результаты:

ВИК = ИФИ = ЧСС х САД / 100 =

Задание 4. Выполните функциональную сердечно-сосудистую пробу в виде 20 приседаний за 30 секунд.

Перед пробой, сразу после нагрузки и затем каждые 30 секунд подсчитывайте пульс в течение 10 секунд, полученный результат умножайте на 6 (пересчёт ЧП за 1 минуту).Измерения частоты пульса повторяйте до его возвращения к исходной величине в покое. Отметьте время восстановления частоты пульса. В норме частота пульса непосредственно после нагрузки увеличивается не более, чем на 50 %, время восстановления ЧП не превышает 3 минуты. Результаты пробы запишите:

Выводы:

Контрольные вопросы:

1. Значение, состав и функции крови.

2. Круги кровообращения. Кровообращение плода.

3. Строение и функция сердца. Показатели сердечной деятельности.

4. Давление крови, его изменение с возрастом.

5. Возрастные изменения регуляции сердца и сосудов.

Занятие 5.

ДЫХАНИЕ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН

Функциональные возможности дыхания определяются в пробах с задержкой дыхания на вдохе и на выдохе и измерением ЖЕЛ (смотри занятие 1).

При задержке дыхания организм использует кислород крови и альвеолярного воздуха, поэтому время задержки зависит от кислородной ёмкости крови, объема воздуха в альвеолах и возбудимости дыхательного центра, который раздражается накапливающейся в крови углекислотой. При оценке времени задержки дыхания ориентируются на оценочные нормативы, приведенные в таблице 4:

Таблица 4. Оценочные нормативы проб с задержкой дыхания

Для мужчин ДЖЕЛ = [ (рост (см) х 0,052) – (возраст (лет) х 0,022) ] – 3,60

Для женщин ДЖЕЛ = [ (рост (см) х 0,041) – (возраст (лет) х 0,018) ] – 2,68

Комплексную оценку состояния кардиореспираторной системы по показателям дыхательной и сосудистой систем можно дать с помощью индекса Скабинской (ИС):

ИС = ЖЕЛ × А / ЧСС / 100 ,

где ЖЕЛ в мл, А – длительность задержки дыхания на вдохе, ЧСС – частота пульса за минуту.

Оценочные нормативы ИС: < 5 – очень плохо, от 5 до 10 – неудовлетворительно, от 10 до 30 – удовлетворительно, от 30 до 60 – хорошо, > 60 – отлично.

Кислород, доставляемый кровью к тканям при дыхании, обеспечивает процессы биологического окисления в клетках, в результате образуется энергия, которая расходуется в процессах жизнедеятельности организма. Об интенсивности энергетического обмена можно судить по соответствию энергетических трат норме, обуславливаемой возрастом, полом, ростом и весом испытуемого. Сделать такое сопоставление можно, определив энергетические траты в стандартных условиях, каковыми являются:

1) состояние мышечного покоя, лежа;

2) натощак;

3) при температуре 18-20° по Цельсию.

Определённый в этих условиях расход энергии называется основным обменом. Основной обмен зависит от возраста, пола и массы тела. Должную величину основного обмена можно рассчитать по формуле Дрейера:

ООд = (кКал/сутки),

М – масса тела в граммах,

А – возраст; возведенный в степень показатель в 17 лет равен 1,47, в 18 лет 1,48, в 19 лет 1,49 и т.д.

К – константа, равная для мужчин 0,1015, а для женщин – 0,1129.

Основной обмен у индивида может иметь величину, отличную от должной, что наблюдается при изменении состояния эндокринной и нервной системы.Процент отклонения основного обмена от должной величины определяется косвенным путём по формуле Рида:

ПО = 0,75 (ЧСС + 0,74ПД) – 72 ,

ПО – процент отклонения (в норме не более 10%),

ЧСС – частота сердечных сокращений,

ПД пульсовое давление.

Цель занятия: Изучить морфофункциональные особенности дыхательной системы, овладеть методиками исследования параметров внешнего дыхания и основного обмена, расчета суточных энергетических затрат своего организма.

Оборудование: медицинские весы, антропометр, суховоздушный спирометр, тонометр, фонендоскоп, секундомер, калькулятор

Задание 1.Определите время задержки дыхания.

Пробы задержки дыхания проводят в положении сидя. После трех глубоких вдохов испытуемый задерживает дыхание на максимальном вдохе (или на максимальном выдохе) и включает секундомер. При невозможности задерживать дыхание секундомер останавливается. Результаты проб запишите.

Задание 2. Рассчитайте ДЖЕЛ, запишите результат. Сравните его с ЖЕЛ.

ДЖЕЛ =

Задание 3. Рассчитайте ИС, дайте ему оценку. ИС =

Задание 4. Произведите расчёт должного суточного основного обмена в килокалориях по формуле Дрейера.

Запишите результат: ООд = кКал/сутки.

Задание 5. Произведите расчет отклонения основного обмена по формуле Рида. Запишите полученный показатель отклонения

ПО = % и затем сделайте расчёт вашего реального ОО за сутки по формуле:

ООс = ООд + ООд × ПО / 100 ккал / сутки =

Сделайте перерасчёт ОО за час, для этого полученный результат разделите на 24.

ООч = кКал / час.

Задание 6. Определите общие суточные затраты энергии, используя данные хронометража разных видов деятельности и сна в течение суток с указанием времени в часах, затраченного на каждый вид работ и сон.

Пользуясь таблицей 5, подсчитайте прирост энергетических затрат при каждом виде работ к основному обмену, выраженному в кКал/час, затем суммируйте приросты расхода энергии и прибавьте их сумму к показателю основного обмена за сутки.

Таблица 5. Затраты энергии при различных видах работ

Виды работ Прирост энергетических затрат к основному обмену (%)
Сон
Самостоятельные умственные занятия
Спокойное сидение
Чтение вслух, разговор, писание
Ручное шитьё, вязание
Печатание текста
Приготовление и приём пищи
Глажение белья
Работа столяра
Работа пильщика, лесоруба
Подметание пола
Спокойное стояние
Ходьба прогулочная
Быстрая ходьба
Плавание
Бег медленный
Бег быстрый
Бег с максимальной скоростью

Выводы:

Контрольные вопросы:

1. Строение органов дыхания.

2. Внешнее дыхание, его показатели. Типы дыхания.

3. Возрастные изменения показателей дыхания.

4. Энергетический обмен, его изменения в связи с возрастом.

5. Рабочая прибавка. Специфически-динамическое действие пищи.

Научно-практическая конференция

школьников «Ученик-исследователь»

Секция «Естественно-научная»

Функциональное состояние

сердечно-сосудистой системы

Сивоконь Иван Павлович

ученик 9Б класса

МОБУ «Ромненская СОШ

им. И.А.Гончарова»

Научный руководитель:

Якименко М.В.

Ромны 2014

Оглавление

    Аннотация обучающегося…………………………………………. 3

    Аннотация учителя………………………………………………… 4

    1. Введение………………………………………………………… 5

      Основная часть

      1. Изучение литературы

        1. Строение сердца…………………………………………. 5

          Сердечный цикл…………………………………………. 8

          Круги кровообращения…………………………………. 10

          Пульс……………………………………………………... 11

          Кровяное давление……………………………………… 11

          Техника теста Рюффье и теста Мартине………………. 12

      2. Техника измерения

        1. Пульса………………………………………………… …. 13

          Артериального давления………………………………... 13

        Исследования и анализ полученных результатов

        1. Исследование обучающихся 9Б класса………………… 15

          Исследование обучающихся 3А класса………………… 18

    2. Заключение…………………………………………………….... 21

IV .Список литературы и Интернет-ресурсов………………………... 22

    Аннотация обучающегося

Цель работы

Исследование функции сердечно-сосудистой системы

Задачи

    Изучить литературу

    1. Об анатомии сердечно - сосудистой системы

      О пульсе

      О кровяном давлении

    Изучить технику измерения

    1. Артериального давления

      Пульса

    Выполнить измерения

    1. Артериального давления

      Пульса

    Изучить технику теста Мартине и теста Рюффье для определения функционального состояния сердечно -сосудистой системы

    Выполнить тесты Мартине и Рюффье. Оценить полученные результаты

Объект исследования

Обучающиеся 3А и 9Б классов

Предмет исследования

Артериальное давление и пульс

Методы исследования

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Проведение экспериментов.

3. Анализ полученных результатов путем сравнения.

Гипотеза

Можно ли с помощью показаний артериального давления и пульса выяснить состояние сердечно-сосудистой системы.

    Аннотация учителя

Тема исследовательской работы «Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы» очень актуальна, поэтому Иван выбрал именно эту, так как здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь высшей ступени развития. Поэтому Иван самостоятельно, достаточно подробно изучил анатомию сердечно-сосудистой системы, технику измерения пульса. Выполнил измерения артериального давления и пульса обучающихся 9Б и 3А классов. Изучил технику теста Мартине и Рюффье, для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Выполнил тесты Мартине и Рюффье. Оценил полученные результаты и сделал выводы.

Работал Иван с большим интересом и заинтересовал результатами своей работы своих одноклассников и учителей, так как работа носила исследовательский характер.

Считаю, что с результатами данного исследования Ивану необходимо выступить на родительских собраниях в 9Б и 3А классах. Рекомендую продолжить работу по изучению уровня здоровья обучающихсяРомненской СОШ.

    Исследование сердечно-сосудистой системы

              1. Введение

Человеческий организм- это единое целое. В нем все взаимосвязано. Ухудшение состояния сердечно-сосудистойсистемы оказывает влияние на жизнедеятельность человека.

2. Основная часть

1) Изучение литературы

а) Строение сердца

Сердце человека располагается в грудной клетке, ориентировочно в центре с небольшим смещением влево. Представляет собой полый мышечный орган. Снаружи окружено оболочкой – перикардом (околосердечной сумкой). Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

Сердце разделено на четыре камеры: две правые – правое предсердие и правый желудочек, и две левые – левое предсердие и левый желудочек. В норме правая и левая половины сердца между собой не сообщаются. Предсердия и желудочки соединяются между собой отверстиями. По краям отверстий располагаются створчатые клапаны сердца: справа – трехстворчатый, слева – двустворчатый, или митральный. Двустворчатый и трехстворчатый клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении - из предсердий в желудочки. Между левым желудочком и отходящей от него аортой, а также между правым желудочком и отходящей от него легочной артерией тоже имеются клапаны. Из-за формы створок они названы полулунными. Каждый полулунный клапан состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Свободным краем кармашки обращены в просвет сосудов. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови только в одном направлении - из желудочков в аорту и легочную артерию.

Стенка сердца состоит из трех слоев: наружного - эпикарда, среднего - миокарда и внутреннего - эндокарда.

Наружная оболочка сердца. Эпикард, epicardium, представляет собой гладкую, тонкую и прозрачную оболочку. Он является висцеральной пластинкой, laminavisceralis, перикарда, pericardium. Соединительнотканная основа эпикарда в различных участках сердца, особенно в бороздах и в области верхушки, включает жировую ткань. При помощи соединительной ткани эпикард сращен с миокардом наиболее плотно в местах наименьшего скопления или отсутствия жировой ткани.

Средняя мышечная оболочка сердца, миокард, myocardium, или сердечная мышца, представляет собой мощную и значительную по толщине часть стенки сердца. Наибольшей толщины миокард достигает в области стенки левого желудочка (11 -14 мм), вдвое превышая толщину стенки правого желудочка (4-6 мм). В стенках предсердий миокард развит значительно меньше и толщина его здесь всего 2 - 3 мм.

Глубокий слой состоит из пучков, поднимающихся от верхушки сердца к его основанию. Они имеют цилиндрическую, а часть пучков овальную форму, многократно расщепляются и снова соединяются, образуя различной величины петли. Более короткие из этих пучков не достигают основания сердца, направляются косо от одной стенки сердца к другой в виде мясистых трабекул. Только межжелудочковая перегородка тотчас под артериальными отверстиями лишена этих перекладин.

Ряд таких коротких, но более мощных мышечных пучков, связанных отчасти и со средним, и с наружным слоем, выступает в полость желудочков свободно, образуя различной величины конусовидные сосочковые мышцы.
Сосочковые мышцы с сухожильными хордами удерживают створки клапанов при захлопывании их током крови, направляющейся из сокращенных желудочков (при систоле) в расслабленные предсердия (при диастоле). Встречая препятствия со стороны клапанов, кровь устремляется не в предсердия, а в отверстия аорты и легочного ствола, полулунные заслонки которых прижимаются током крови к стенкам этих сосудов и тем самым оставляют просвет сосудов открытым.

Располагаясь между наружным и глубоким мышечными слоями, средний слой образует в стенках каждого желудочка ряд хорошо выраженных циркулярных пучков. Средний слой более развит в левом желудочке, поэтому стенки левого желудочка значительно толще, чем стенки правого. Пучки среднего мышечного слоя правого желудочка уплощенные и имеют почти поперечное и несколько косое от основания сердца к верхушке направление.
Межжелудочковая перегородка, septuminterventriculare, образована всеми тремя мышечными слоями обоих желудочков, однако больше мышечных слоев левого желудочка. Толщина перегородки достигает 10-11 мм, несколько уступая толщине стенки левого желудочка. Межжелудочковая перегородка выпуклая в сторону полости правого желудочка и на протяжении 4/5 представляет хорошо развитый мышечный пласт. Эта значительно большая часть межжелудочковой перегородки называется мышечной частью, parsmuscularis.

Верхняя (1/5) часть межжелудочковой перегородки является перепончатой частью, parsmembranacea. К перепончатой части прикрепляется перегородочная створка правого предсердно-желудочкового клапана.

б) Сердечный цикл - это чередование сокращений (0,4 сек) и

расслабления (0,4 сек) сердца.

Работа сердца включает две фазы: сокращение (систола) и расслабление (диастола). Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков. Сокращение предсердий длится 0,1 сек., сокращение желудочков - 0,3 сек. и расслабление 0,4 сек.

Во время диастолы левое предсердие наполняется кровью, через митральное отверстие кровь перетекает в левый желудочек, во время сокращения левого желудочка кровь выталкивается через аортальный клапан, попадает в аорту и разноситься по всем органам. В органах происходит передача кислорода тканям организма, для их питания. Далее кровь по венам собирается в правое предсердие, через трикуспидальный клапан попадает в правый желудочек. Во время систолы желудочков венозная кровь выталкивается в легочную артерию и попадает в сосуды легких. В легких кровь оксигенируется, то есть насыщается кислородом. Насыщенная кислородом кровь через легочные вены собирается в левое предсердие.

Узлы и волокна проводящей системы сердца Сосуды сердца

Ритмичное, постоянное чередование фаз систолы и диастолы, необходимое для нормальной работы, обеспечивается возникновением и проведением электрического импульса по системе особых клеток – по узлам и волокнам проводящей системы сердца. Импульсы возникают вначале в самом верхнем, так называемом, синусовом узле, который располагается в правом предсердии, далее проходят ко второму, атриовентрикулярному узлу, а от него – по более тонким волокнам (ножкам пучка Гиса) – к мышце правого и левого желудочков, вызывая сокращение всей их мускулатуры.

Самому сердцу, как и любому другому органу для питания и нормальной деятельности требуется кислород. К сердечной мышце он доставляется по собственным сосудам сердца - коронарным. Иногда эти артерии называют венечными.

Тест Рюффье - это небольшое физическое испытание для ребенка, которое позволяет установить состояние работы сердца.

Проводится оно по следующей схеме.

После 5-минутного отдыха в положении «сидя» у занимающегося измеряется пульс (Р 1 ), затем исследуемый выполняет 20 ритмичных приседаний за 30 секунд, после чего сразу же в положении «стоя» измеряют пульс (Р 2 ). Затем занимающийся отдыхает, сидя в течение минуты, и вновь подсчитывается пульс (Р 3 ).

Величина индекса Рюффье высчитывается по формуле:

Lr = [(P 1 + Р 2 + Р 3 ) - 200]/10

Оценка теста.

Индекс, меньше 1, оценивается отлично; 1–6 – хорошо; 6,1–11 – удовлетворительно; 11,1 – 15 – слабо; больше 15 – неудовлетворительно.

Тест Мартине– это ортостатическая проба, предложенная для оценки функционального состояния сердца у детей.

Подсчитывается частота пульса и АД в покое. Затем с манжетой на руке выполняется 20 глубоких (низких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед), которые нужно проделать в течение 30 секунд. После выполненной нагрузки обследуемый сразу садится, после чего измеряется пульс и АД на 1, 2, 3 минутах после нагрузки. При этом, в первые 10 секунд измеряется пульс, в последующие 50 сек. – АД. На 2 и 3 минутах измерения повторить.

Оценка теста.

Состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как отличное при учащении пульса не более чем на 25%, хорошее - 25% - 50%, удовлетворительное - на 51-75%, неудовлетворительно - более чем на 75%.

После пробы при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое (верхнее) артериальное давление возрастает на 25-40 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) или остается на прежнем уровне, или незначительно (на 5-10 мм рт. ст.) снижается. Восстановление пульса длится от 1 до 3, а артериального давления от 3 до 4 минут.

2) Техника измерения

а)Пульса

Пульс можно измерять на следующих артериях: височной (над висками), сонной (по внутреннему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы, под челюстью), плечевой (на внутренней поверхности плеча над локтем), бедренной (на внутренней поверхности бедра в месте соединения ноги и таза), подколенной. Обычно измеряют пульс на запястье, с внутренней стороны руки (на лучевой артерии), чуть выше основания большого пальца.

Лучшее место для прощупывания пульса находится на радиальной артерии на расстоянии ширины большого пальца ниже первой складки кожи запястья.

Чтобы проверить ваш собственный пульс, держите руку, слегка согнув запястье. Плотно обхватите другой рукой запястье с нижней стороны. Поместите три пальца (указательный, средний и безымянный) на запястье, на радиальной артерии, на одной линии с очень небольшим промежутком между собой. Слегка надавите немного ниже лучевой кости (пястной кости) и ощутите точки пульса. Каждый палец должен отчетливо чувствовать пульсовую волну. Затем немного уменьшите давление пальцев, чтобы почувствовать различные движения пульса.

Наиболее точные значения можно получить, если подсчитать пульс в течение 1 минуты. Однако это не обязательно. Можно считать удары в течение 30 секунд и затем умножать на 2.

б) Артериального давления

Артериальное давление измеряют с помощью различных приборов, чаще всего для этого используется тонометр.

Первый шаг. Подготовка

Необходимо освободить от давящей одежды плечо руки, на которой будет закреплена манжета тонометра.

Второй шаг. Обстановка и положение пациента

В процессе измерения давления немаловажно обеспечить правильную позу тела пациента: он должен удобно располагаться на стуле или в кресле. Рука обязательно должна быть расслабленной, в противном случае сокращение мышц плеча может привести к получению неверных результатов измерения.

Третий шаг. Измерение артериального давления

Во время измерения необходимо не двигаться, не разговаривать, не беспокоиться.

Для измерения на средней части плеча устанавливают манжету тонометра. Затягивать манжету слишком туго не стоит. Манжета должна облегать плечо так, чтобы между нею и плечом помещался палец. Положение руки и положение манжеты следует установить так, чтобы манжета была на уровне сердца.

Важно, мембрана стетоскопа должна прилегать к коже, но надавливать слишком сильно не стоит, иначе не избежать дополнительного пережатия плечевой артерии. Также стетоскоп не должен касаться трубок тонометра, в противном случае звуки от соприкосновения с ними помешают измерению.

Закачать в манжету воздух до давления 180 мм рт.ст., затем постепенно спускать воздух. Запомнить показания первого удара (верхнего числа) и последнего удара (нижнего числа).

После получения окончательных результатов следует сразу снять манжету тонометра. Через 5 мин проводится повторное измерение;

Типичное значение артериального кровяного давления здорового человека (систолическое/диастолическое) = 120 и 80 мм рт. ст., давление в крупных венах на несколько мм.рт. ст. ниже нуля (ниже атмосферного). Разница между систолическим артериальным давлением и диастолическим (пульсовое давление) в норме составляет 30-40 мм рт. ст.

3) Исследования и анализ полученных результатов

а) Исследование обучающихся 9Б класса

В покое

После приседаний

Испытуемый

1 минута

2 минуты

3 минуты

Пульс(Р 1 )

давление

Пульс(Р 2 )

давление

Пульс(Р 3 )

давление

пульс

давление

Антон А.

120/80

108

160/80

140/80

120/80

Константин Г.

102

110/80

120

170/80

120/80

110/80

Дарья Г.

120/80

114

140/80

130/80

120/80

Андрей И.

110/80

150/80

120/80

110/80

Людмила К.

110/80

100

150/80

140/80

130/80

Анастасия К.

110/80

102

140/80

120/80

110/80

Андрей Л.

139/80

138

150/80

140/80

130/90

Ирина М.

120/80

140/80

130/80

120/80

Роман Н.

140/80

120

200/80

108

160/80

150/80

Роман П.

120/80

120

130/80

100/80

120/80

Кристина П.

110/80

130/80

120/80

110/80

Вероника С.

100/80

130/80

120/80

100/80

Василий Х.

120/80

102

150/80

130/80

120/80

Виктория Х.

120/80

140/80

120/80

120/80

Василий Ч.

110/80

140/80

130/80

120/80

Павел Ш.

110/80

102

130/80

125/80

120/80

Испытуемый

Индекс

Оценка

Антон А.

8,2

Удовлетворительно

Константин Г.

Удовлетворительно

Дарья Г.

8,8

Удовлетворительно

Андрей И.

3,4

Хорошо

Людмила К.

Удовлетворительно

Анастасия К.

6,4

Удовлетворительно

Андрей Л.

Слабо

Ирина М.

4,6

Хорошо

Роман Н.

12,4

Слабо

Роман П.

9,4

Удовлетворительно

Кристина П.

4,6

Хорошо

Вероника С.

3,4

Хорошо

Василий Х.

Удовлетворительно

Виктория Х.

5,2

Хорошо

Василий Ч.

2,8

Хорошо

Павел Ш.

3,8

Хорошо

Вывод: состояние сердечно-сосудистой системы большинства обучающихся 9Б класса хорошее и удовлетворительное, что в % соотношении составляет:

Отлично-0%

Хорошо-43,75%

Удовлетворительно-43,75%

Слабо-12,5%

Неудовлетворительно-0%

Испытуемый

Процент учащения пульса

Оценка

Восстановление пульса

Восстановление давления

Антон А.

Отлично

Константин Г.

Отлично

Дарья Г.

Хорошо

Андрей И.

Хорошо

Людмила К.

Отлично

Анастасия К.

Хорошо

Андрей Л.

Хорошо

Ирина М.

Отлично

Роман Н.

Хорошо

Роман П.

Удовлетворительно

Кристина П.

Хорошо

Вероника С.

Хорошо

Василий Х.

Хорошо

Виктория Х.

Отлично

Василий Ч.

Хорошо

16

Павел Ш.

54

Удовлетворительно

+

+

По данным таблицы составил диаграмму.

Вывод: У Константина, Андрея, Ирины пульс в покое был выше, чем после приседаний и 3-х минут отдыха, связываю это с волнением ребят перед проведением обследования. Незначительное повышение АД после 3-х минут отдыха наблюдаются у Людмилы (20 мм рт. ст.), у Андрея АД передобследование выше, чем после обследования (считаю, что также сказалось волнение). Поэтому счтитаю, что по тесту Мартине 81,25% обучающихся 9Б кл. имеют нормальные показания развития и работы сердечно-сосудистой системы, ближе к норме 12,5% и требует дополнительного обследования 6,25%.

б) Исследование обучающихся 3А класса

Измерил артериальное давление и пульс в состояние покоя и после 20 приседаний. Результаты занёс в таблицу.

В покое

После приседаний

Испытуемый

1 минута

2 минуты

3 минуты

Пульс(Р 1 )

давление

Пульс(Р 2 )

давление

Пульс(Р 3 )

давление

пульс

давление

1

Александр Б.

78

100/80

90

120/80

84

110/80

78

100/80

2

Илья Б.

78

100/80

96

130/80

78

120/80

78

110/80

3

Анна Б.

90

90/70

90

110/70

102

100/70

90

90/70

4

Кирилл В.

78

90/80

96

120/80

90

110/80

78

90/80

5

Николай В.

78

100/80

90

120/80

84

110/80

78

100/80

6

Олег Д.

108

130/80

120

140/80

102

130/80

108

130/80

7

Дмитрий Е.

90

100/80

108

130/80

96

110/80

90

100/80

8

Кирилл Ж.

102

110/70

114

130/70

102

120/70

102

110/70

9

Валерия К.

108

100/80

126

120/80

114

120/80

108

110/80

10

Юлия О.

90

110/60

102

130/60

96

120/60

90

110/60

11

Сергей С.

78

100/80

90

130/80

84

110/80

78

100/80

12

Максим С.

84

100/80

108

120/80

96

110/80

90

100/80

13

Роман С.

78

100/80

90

120/80

72

110/80

90

100/80

14

Полина С.

84

110/80

102

130/80

84

120/80

84

110/80

15

Дарья С.

102

110/80

120

130/80

114

120/80

102

110/80

16

Даниил Т.

96

110/80

108

130/80

102

120/80

96

110/80

Выполнил тест Рюффье. Результаты занес в таблицу.

Испытуемый

Результат

Состояние

1

Александр Б.

5,2

Хорошо

2

Илья Б.

5,2

Хорошо

3

Анна Б.

8,2

Удовлетворительно

4

Кирилл В.

6,4

Удовлетворительно

5

Николай В.

5,2

Хорошо

6

Олег Д.

13

Слабо

7

Дмитрий Е.

9,4

Удовлетворительно

8

Кирилл Ж.

11,8

Слабо

9

Валерия К.

14,8

Слабо

10

Юлия О.

8,8

Удовлетворительно

11

Сергей С.

5,2

Хорошо

12

Максим С.

8,8

Удовлетворительно

13

Роман С.

4

Хорошо

14

Полина С.

7

Удовлетворительно

15

Дарья С.

13,6

Слабо

16

Даниил Т.

10,6

Удовлетворительно

По данным таблицы составил диаграмму.

Вывод: состояние сердечно-сосудистой системы обучающихся 3А класса: хорошее у 5обучающихся, что составляет 31,25% ; удовлетворительное у 7 обучающихся, что составляет 43,75% ; слабое у 4обучающихся, что составляет 25% (эти ребята нуждаются в дополнительном обследовании).

Выполнил тест Мартине. Результаты занес в таблицу.

Испытуемый

Процент учащения пульса

Оценка

Восстановление пульса

Восстановление давления

1

Александр Б.

15

Отлично

+

+

2

Илья Б.

23

Отлично

+

+

3

Анна Б.

0

Отлично

+

+

4

Кирилл В.

23

Отлично

+

+

5

Николай В.

15

Отлично

+

+

6

Олег Д.

11

Отлично

+

+

7

Дмитрий Е.

20

Отлично

+

+

8

Кирилл Ж.

11

Отлично

+

+

9

Валерия К.

16

Отлично

+

+

10

Юлия О.

13

Отлично

+

+

11

Сергей С.

15

Отлично

+

+

12

Максим С.

28

Хорошо

-

+

13

Роман С.

15

Отлично

-

+

14

Полина С.

21

Отлично

+

+

15

Дарья С.

17

Отлично

+

+

16

Даниил Т.

12

Отлично

+

+

По данным таблицы составил диаграмму.

Вывод:из 16 исследуемых отлично функционирует сердечно-сосудистая система у 15 человек, что составляет 93,75%; хорошее у 1 человека, что составляет 6,25%. Немного настораживает частота пульса в покое 84; 90; 108 – считаю, что сказывалось волнение ребят перед исследованием.

3. Заключение

Выводы исследования:

    Изучив литературу по данной теме, я более подробно узнал об анатомии сердечно-сосудистой системы, пульсе и артериальном давлении.

    Научился измерять пульс и кровяное давление.

    Тесты Рюффье и Мартине помогут правильно оценить функциональные возможности переносить физические нагрузки и подобрать наиболее рациональные реабилитационные методы восстановления.

    Моя гипотеза «можно ли с помощью показаний артериального давления и пульса выяснить состояние сердечно-сосудистой системы» подтвердилась.

    В домашних условиях, зная технику выполнения тестов Рюффье и Мартине, можно проводить самые простые исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

IV.Список литературы и Интернет-ресурсов

    Биология. Человек. Учебник для 8 класса. Колесов Д.В.3-е изд. - М.: Дрофа, 2002.

    http://ru.wikipedia.org

    http://images.yandex.ru

    www.zor-da.ru

    health.mail.ru/content/patient

    www.kardio.ru/profi

    www.eurolab.ua

С физической нагрузкой

Проба Мартине-Кушелевского

Пробу применяют в КТ, при массовых профилактических осмотрах, этапном врачебном контроле физкультурников и спортсменов массовых разрядов.

Обследуемый садится у края стола слева от врача.

На левом плече у него закрепляют манжетку тонометра.

В состоянии относительного покоя производится подсчет частоты сердечных сокращений (определяют по 10-ти секундным отрезкам - ЧСС) и измерение артериального давления.

Затем обследуемый, не снимая с плеча манжетки (тонометр отключается), встает и выполняет 20 глубоких приседаний за 30 секунд. При каждом приседании следует поднимать обе руки вперед.

После выполнения физической нагрузки обследуемый садится на свое место, врач переводит секундомер на "0" и начинает исследование частоты сердечных сокращений и артериального давления. В течение каждой из 3-х минут восстановительного периода в первые 10 секунд и последние 10 секунд определяют частоту сердечных сокращений, а в промежутке между 11 и 49 секундами - артериальное давление.

При качественной оценке динамической функциональной пробы различные отклонения от нормотонического типа реакции обозначаются как атипичные. К ним относятся - астеническая, гипертоническая, дистоническая, реакция со ступенчатым подъемом артериального давления и реакция с отрицательной фазой пульса.

Нормотонический тип реакции сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку характеризуется учащением пульса на 30-50%, повышением максимального артериального давления на 10-35 мм рт. ст., снижением минимального артериального давления на 4-10 мм рт. ст. Восстановительный период составляет 2-3 минуты.

Гипотонический (астенический) тип реакции

Характеризуется значительным, не адекватным нагрузке учащением пульса. Систолическое артериальное давление увеличивается мало или остается неизменным. Диастолическое артериальное давление повышается или не изменяется. Следовательно, пульсовое давление при этом уменьшается. Таким образом, увеличение МОК (минутного объема кровообращения) происходит преимущественно за счет учащения сердечных сокращений. Восстановление частоты сердечных сокращений и артериального давления происходит медленно (до 5-10 мин). Гипотонический тип реакций наблюдается у детей после заболеваний, при недостаточной физической активности, при вегето-сосудистой дистонии, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Гипертонический тип реакции характеризуется значительным учащением ЧСС, резким повышением максимального (до 180-200 мм рт. ст) и умеренным повышением минимального артериального давления. Восстановительный период значительно удлиняется. Встречается при первичной и симптоматической гипертонии, перетренированности, физическом перенапряжении.

Дистонический тип реакции характеризуется повышением максимального артериального давления до 160-180 мм рт. ст., значительным увеличением ЧСС (более, чем на 50%). Минимальное артериальное давление значительно снижается и нередко не определяется (феномен "бесконечного тона").

Восстановительный период удлиняется. Наблюдается при неустойчивости сосудистого тонуса, вегетативных неврозах, переутомлении, после перенесенных заболеваний.

Реакция со ступенчатым подъемом максимального артериального давления характеризуется тем, что непосредственно после нагрузки максимальное артериальное давление ниже, чем на 2-й или 5-й минуте восстановления. Одновременно наблюдается выраженное увеличение частоты сердечных сокращений.

Подобная реакция отражает неполноценность регуляторных механизмов кровообращения и наблюдается после инфекционных заболеваний, при утомлении, гипокинезии, недостаточной тренированности.

У детей школьного возраста после выполнения 20 приседаний на 2-й минуте восстановления иногда происходит временное урежение сердечных сокращений ниже исходных данных ("отрицательная фаза" пульса ) . Появление "отрицательной фазы" пульса связано с нарушением регуляции кровообращения. Длительность этой фазы не должна превышать одной минуты.

Оценка пробы по изменению пульса и АД производится еще и путем расчета показателя качества реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку (ПКР).

где: Ра 1 - пульсовое давление до нагрузки;

Ра 2 - пульсовое давление после нагрузки;

Р 1 -пульс до нагрузки за 1 мин;

Р 2 - пульс после нагрузки за 1 мин.

Нормальное значение данного показателя - 0,5-1,0.

Проба с двухминутным бегом на месте в темпе 180 шагов в 1 минуту.

Темп бега задается метрономом. Необходимо следить, чтобы при выполнении данной нагрузки угол между туловищем и бедром был равным примерно 110 градусам. Методика проведения аналогична предыдущей пробе. Следует учитывать лишь, что время восстановления пульса и АД в норме при этой пробе - до 3 мин, а при нормотоническом типе реакции пульс и пульсовое давление увеличиваются от исходных данных до 100%.

Проба Котова - Дешина с трёхминутным бегом в темпе 180 шагов в одну минуту

Применяется у лиц, тренирующих выносливость. При оценке результатов пробы допускается, что время восстановления в норме до 5 мин, а пульс и пульсовое давление повышаются от исходных цифр до 120%.

Проба с пятнадцатисекундным бегом в максимально быстром темпе

Применяется у лиц, тренирующих скоростные качества. Время восстановления в норме до 4-х минут. Пульс при этом учащается до 150% от исходного, а пульсовое давление увеличивается до 120% от исходного.

Проба с четырёхминутным бегом в темпе 180 шагов в одну минуту

Пятая минута - бег в максимально быстром темпе.

Этот тест нагрузочный, применяется для хорошо физически подготовленных лиц. Восстановительный период в норме до 7 минут.

Проба Руфье

У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине в течение 5 мин, определяют пульс по 15-ти секундным интервалам (Р 1), затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний. После нагрузки ложится и у него подсчитывают пульс за первые 15 сек (Р 2), а потом за последние 15 сек первой минуты восстановления (Р 3).

  • меньше или равен 3 - отличное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы;
  • от 4 до 6 - хорошее функциональное состояние сердечно-сосудистой системы;
  • от 7 до 9 - среднее функциональное состояние сердечно-сосудистой системы;
  • от 10 до 14 - удовлетворительное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы;
  • больше или равен 15 - неудовлетворительное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Проводится аналогично предыдущей. Разница в расчете индекса:

Его оценка следующая:

  • от 0 до 2,9 - хорошо;
  • от 3 до 5,9 - средне;
  • от 6 до 7,9 - удовлетворительно;
  • от 8 и более - плохо.

Проба Серкина - Ионина

Относится к двухмоментным пробам. Разработана для спортсменов, тренирующих различные качества.

1) Дважды 15-ти секундный бег в максимально быстром темпе с интервалами отдыха 3 мин, в период которого оценивается восстановление.

2) Трехминутный бег частотой 180 шагов в 1 минуту, интервал отдыха 5 минут (регистрируется восстановление).

3) Гирю весом 32 кг. испытуемый поднимает до уровня подбородка двумя руками. Количество подъемов равно количеству кг массы тела испытуемого. На один подъем отводится 1 - 1,5 сек. Выполняет два захода с интервалом 5 мин (регистрируется восстановление). В первом случае оцениваются скоростные качества, во втором - выносливость, в третьем - сила. Оценка "хорошо" дается, если реакция на пробу в первый и второй моменты одинаковая.

Проба Летунова

Трехмоментная проба применяется для оценки адаптации организма спортсмена к скоростной работе и к работе на выносливость. Благодаря своей простоте и информативности проба получила широкое распространение в нашей стране и за рубежом.

При проведении пробы испытуемый выполняет последовательно 3 нагрузки:

  • 1-ая - 20 приседаний за 30 сек (разминка);
  • 2-ая нагрузка - она выполняется через 3 мин после первой и состоит в 15-ти секундном беге на месте в максимально быстром темпе (имитация скоростного бега).

И, наконец, через 4 мин испытуемый выполняет 3-ю нагрузку - трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин (имитирует работу на выносливость). После окончания каждой нагрузки на протяжении всего периода отдыха регистрируется восстановление ЧСС и АД. Пульс считается по 10-ти секундным интервалам. У хорошо тренированных спортсменов реакция после каждого этапа пробы нормотоническая, а время восстановления после первого этапа не превышает 3 мин, после второго - 4 - мин, после третьего - 5 мин.

Выполняются в течение 5 мин без отдыха 4 нагрузки:

  • 1-ая - 30 приседаний за 30 сек,
  • 2-ая - 30-ти секундный бег в максимально быстром темпе,
  • 3-я - 3-минутный бег в темпе 180 шагов в 1 мин,
  • 4-ая - подскоки на скакалке в течение 1 мин.

После выполнения последней нагрузки регистрируется пульс в первую (Р 1), третью (Р 2) и пятую (Р 3) минуты восстановления. Пульс подсчитывается за 30 сек.

  • Оценка: более 105 - отлично,
  • 104-99 - хорошо,
  • 98 - 93 - удовлетворительно,
  • менее 92 - неудовлетворительно.

С другими возмущающими факторами

Проба с натуживанием

Имеет интерес в таких видах спорта, где натуживание является составным элементом спортивной деятельности (тяжелая атлетика, толкание ядра, метание молота и др.). Влияние натуживания на организм может быть оценено путем измерения ЧСС (по Флэку). Для дозирования силы натуживания применяются любые манометрические системы, соединение с мундштуком, в который испытуемый производит выдох. Суть пробы состоит в следующем: спортсмен делает глубокий вдох, а затем имитирует выдох для поддержания давления в манометре, равным 40 мм рт. ст. Он должен продолжать дозированное натуживание до отказа.

Во время этой процедуры по 5-ти секундным интервалам сосчитывается пульс. Регистрируется также время, в течение которого испытуемый был в состоянии выполнять пробу. У нетренированных людей учащение пульса по сравнению с исходными данными продолжается 15-20 сек, затем он стабилизируется. При недостаточном качестве регулирования деятельности сердечно-сосудистой системы и у людей с повышенной реактивностью ЧСС может повышаться на протяжении всей процедуры. Плохая реакция, наблюдающаяся обычно у больных, состоит в первоначальном повышении ЧСС и последующем ее понижении. У хорошо тренированных спортсменов реакция на повышение внутригрудного давления до 40 мм рт. ст. выражена незначительно: за каждые 5 с ЧСС увеличивается всего на 1-2 удара в мин.

Если же натуживание более интенсивное (60-100 мм рт. ст.), то увеличение ЧСС наблюдается на протяжении всего исследования и достигает 4-5 ударов за пятнадцатисекундный интервал. Оценивать реакцию на натуживание можно и по данным измерения максимального АД (по Бюргеру). Длительность натуживания в этом случае 20 с. На манометре удерживается давление 40-60 мм рт. ст. (АД измеряется в покое). Затем предлагают выполнить 10 глубоких вдохов за 20 с. После 10-го вдоха спортсмен совершает выдох в мундштук. АД измеряется сразу после окончания его.

Различают 3 типа реакции на пробу:

  • 1-й тип - максимальное АД почти не меняется на протяжении всего натуживания;
  • 2-й тип - АД даже увеличивается, возвращаясь к исходному уровню через 20-30 с после прекращения опыта; отмечается у хорошо тренированных спортсменов;
  • 3-й тип (отрицательная реакция) - происходит значительное падение АД во время натуживания.

Холодовая проба

Чаще всего применяется для дифференциальной диагностики пограничных состояний самого заболевания (гипертензия, гипотензия). Предложена в 1933 году. Сущность пробы состоит в том, что при опускании предплечья в холодную воду (+4°С...+1°С) происходит рефлекторное сужение артериол и АД повышается, причем тем больше, чем больше возбудимость сосудодвигательных центров. За сутки до исследования необходимо исключить прием кофе, алкоголя, всех лекарственных средств.

Перед исследованием - отдых в течение 15-20 мин. В положении сидя измеряют АД, после чего в воду на 60 с погружают правое предплечье на 2 см выше лучезапястного сустава. На 60-й с, т.е. в момент вынимания руки из воды, еще раз измеряют АД, так как максимальный подъем его наблюдается к концу первой минуты. В восстановительном периоде АД измеряют в конце каждой минуты в течение 5 мин, а в дальнейшем - через каждые 3 минуты в течение 15 минут. Результаты оценивают по табл. 3.

Фармакологические пробы

Наиболее часто применяются пробы с хлоридом калия, обзиданом, коринфаром.

Проба с хлоридом калия

Она применяется в основном для уточнения причины инверсии зубца Т ЭКГ. Через 1-2 часа после еды дают внутрь хлорид калия (из расчета 1 г на 10 кг массы тела), растворенный в 100 г воды. ЭКГ регистрируют до приема препарата и через каждые 30 мин после приема в течение 2 часов. Наиболее выраженный эффект обычно наблюдается через 60-90 мин. Результаты пробы считают положительными при полном или частичном восстановлении отрицательных зубцов Т. При отсутствии такой положительной реакции или даже при углублении негативных зубцов результаты пробы рассматривают как отрицательные.

Оценка холодовой пробы

Клиническая оценка
гипертензии

Прирост АД

(мм рт.ст.)

Уровень

подъема АД

(мм рт. ст.)

“Гиперреакторы”

чаще до 129/89

Больные ГБ 1А стадии

чаще до 139/99

Больные ГБ 1Б стадии

20 и более

140/90 и выше

Нормативы

подъем АД

время восст. (мин.)

Физиологическая реакция

Гипотоническая реакция

Вторичная реакция (вследствие наличия очагов хр. инфекции, вследствие переутомления)

Проба с обзиданом

Применяется при изменении полярности зубцов Т, смещении сегмента SТ, для дифференциальной диагностики функциональных изменений от органических. В спортивной медицине чаще всего данная проба используется для уточнения генеза дистрофии миокарда вследствие хронического физического перенапряжения. Регистрируется ЭКГ до пробы. Дается 40 мг обзидана внутрь. ЭКГ регистрируется через 30, 60, 90 мин после приема препарата. Проба положительная при нормализации или тенденции к нормализации зубца Т, отрицательная - при стабильном зубце Т или при его углублении.

Пирогова Л.А., Улащик В.С.

При определении состояния здоровья на первом месте стоит исследование и оценка состояния сердечно-сосудистой системы, так как она является основным звеном, определяющим и лимитирующим доставку кислорода работающим органам, и кроме того сердечно-сосудистая система современного человека чрезвычайно ранима. Данные исследования, проведенного в состоянии покоя, не могут полностью отражать функциональное состояние и функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, так как функциональная недостаточность органа или системы органов больше проявляются в условиях нагрузки, чем в покое. Поэтому полная оценка состояния адаптации сердечно-сосудистой системы, определение степени здоровья человека и его функциональных возможностей возможна лишь с привлечением различных функциональных проб или нагрузочных тестов.

Функциональная проба - специальный вид испытания реакции организма человека в целом или отдельных его систем и органов на определенную функциональную нагрузку. При выполнении нагрузочных проб обнаруживаются те патологические реакции и процессы, которые свидетельствуют об ограничении резервов компенсации и адаптации, о неустойчивости и неполноте приспособительных реакций, о преморбидном состоянии (предболезни) или наличии скрытых форм заболеваний. Физическая нагрузка при выполнении функциональных проб вовлекает в работу большие группы мышц, при этом она должна выполняться равномерно в одном темпе, не затрудняя дыхание. Выполнение функциональных проб отражается на тонусе кровеносных сосудов, величине артериального давления, частоте сердечных сокращений и других показателях деятельности системы кровообращения.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека

Для исследования состояния сердечно-сосудистой системы, приспособляемости ее к физическим нагрузкам проводят пробу Мартинэ. Оценка состояние сердечно-сосудистой системы и ее приспособляемость к физической нагрузке проводится путем анализа процентного увеличения ЧСС, изменения величины АД (по сравнению с показателями до нагрузки) и учета времени восстановления ЧСС и АД после выполнения пробы. Как правило, при выполнении пробы Мартинэ ЧСС увеличивается не более чем на 50-70% от уровня покоя. Состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при увеличении ЧСС до 25% от исходного уровня; удовлетворительное - при учащении пульса на 50-75% под воздействием функциональной пробы; и неудовлетворительное, если ЧСС возрастает более чем на 75% по сравнению с состоянием относительного покоя. Приспособляемость сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке оценивается как неудовлетворительная, если ЧСС не восстанавливается в течение 3-х минут. Восстановление АД в норме длится 3-4 минуты, при этом систолическое давление возрастает на 25-30 мм рт. ст., а диастолическое остается без изменения или несущественно снижается (на 5-10 мм рт. ст.).

Определение индексов Руфье-Диксона и Гарвардского степ-теста дает возможность оценить влияние состояния сердечно-сосудистой системы на физическую работоспособность организма. В связи с большой интенсивностью нагрузки ИГСТ применяют только для обследования здоровых людей. Он рассчитывается исходя из времени восхождения на ступеньку и значений пульса после работы. Высота ступеньки и время восхождения выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого. Для взрослых мужчин, юношей и подростков 12-18 лет высота ступеньки должна быть 50 см, время восхождения на ступеньку - 5 минут для мужчин и 4 минуты для 12-18-летних подростков и юношей. Высота ступеньки для женщин - 43 см, время восхождения 5 минут. Для девушек и подростков 12-18 лет высота ступеньки при выполнении теста должна быть 40 см., а время восхождения 4 минуты. Темп восхождения должен быть постоянный, равный 30 циклам в минуту. Каждый цикл состоит из четырех шагов. Темп задается метрономом, который устанавливают на 120 уд/мин. Если обследуемый в процессе восхождения из-за усталости начинает отставать от заданного темпа, то через 15-20 секунд, после сделанного ему замечания, прекращают выполнение теста и фиксируют фактическое время работы в секундах. Самые большие величины ИГСТ - до 172 - отмечены у спортсменов экстра - класса, тренирующихся на выносливость.

Для характеристики функциональной полноценности рефлекторных механизмов гемодинамики используют ортостатическую пробу . Ортостатическая проба позволяет выявить механизмы регуляции периферического кровообращения при переходе из горизонтального положения в вертикальное. Основным фактором ортостатической пробы является гравитационное поле Земли, создающее нагрузку на тело величиной 1 g с вектором действия голова–ноги. При изменении положения тела из горизонтального в вертикальное происходит перераспределение крови, которая, подчиняясь закону силы тяжести, устремляется вниз, при этом ухудшается кровоснабжение головного мозга человека. Это вызывает включение рефлексов, регулирующих кровообращение, для обеспечения нормального кровообращения органов, особенно головного мозга. В вертикальной позе расположение основных магистральных сосудов совпадает с направлением силы тяжести, что обусловливает возникновение гидростатических сил, в определенной степени затрудняющих кровообращение. Ортостатическая устойчивость организма, т. е. переносимость человеком ортостатической пробы оценивается по реакции организма на переход из горизонтального положения в вертикальное.

При оценке переносимости ортостатической пробы анализируют самочувствие, характер ощущений (вегетативные реакции) обследуемого, изменения частоты сердечных сокращений, систолического, диастолического и пульсового давления в ответ на переход тела из горизонтального положения в вертикальное. Пульсовое давление - это разность между величинами систолического и диастолического давления. Оно необходимо для открытия клапанов аорты и легочного ствола во время систолы желудочков. В норме пульсовое давление равно 35-55 мм рт. ст. Чем выше уровень здоровья и тренированности сердечно-сосудистой системы, тем менее выражена и более кратковременна ортостатическая реакция.

Различают хорошую, удовлетворительную и плохую ортостатическую устойчивость. При хорошей ортостатической устойчивости обследуемый не предъявляет жалоб на неприятные ощущения, пульс ускоряется на 20 уд/мин, пульсовое артериальное давление снижается на 10 мм рт. ст.

Удовлетворительная ортостатическая устойчивость сопровождается неприятными ощущениями, ускорением пульса на 30-40 уд/мин, уменьшением пульсового давления на 20 мм рт. ст. по сравнению с горизонтальным положением тела.

При плохой ортостатической устойчивости обследуемый жалуется на плохое общее состояние, головокружение, поташнивание. Лицо и видимые слизистые оболочки бледнеют, что указывает на гемодинамическую недостаточность головного мозга. Пульс ускоряется на 40-60 уд/мин и более, пульсовое давление уменьшается на 30 мм рт. ст. и более.

Степень адаптации является одним из важнейших критериев оценки здоровья . Адаптация организма может проявляться на разных уровнях. На вегетативном уровне адаптацию оценивают по показателям системы кровообращения и дыхания, поскольку они одними из первых включаются в процессы приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Совокупность функциональных показателей сердечно-сосудистой системы используется как индикатор адаптационных реакций целостного организма, показатель риска развития заболеваний. Адаптационные возможности организма – это запас его функциональных резервов, которые, расходуясь, поддерживают взаимодействие между организмом и средой. Выделяют следующие уровни адаптации:

  • «удовлетворительная адаптация» с достаточными адаптационными возможностями организма;
  • «напряжение адаптации», когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;
  • «неудовлетворительная адаптация», т. е. преморбидное со снижением функциональных резервов;
  • «срыв адаптации» со снижением функциональных возможностей организма – это уже состояние, при котором ставится клинический диагноз.

Для оценки уровня адаптации определяют значение адаптационного показателя (АП), расчет которого проводят по методу Р. М.Баевского в модификации А. Б.Берсеньевой и др. (1987). Результаты данного теста позволяют выявить и функциональные возможности системы кровообращения.

С целью исследования функциональных резервов кардио-респираторной системы организма определяют индекс Скибинской (ИС).

Введение 4

Динамометром измеряется максимальная сила кисти. Показа­ния фиксирует партнер. Затем под контролем зрения исследуемый 3-4 раза сжимает динамометр с силой, соответствующей полови­не максимального результата. Далее испытуемый старается вос­произвести это усилие, но уже не глядя на прибор. Вслед за этим под контролем зрения сжимают динамометр с силой, соответст­вующей трем четвертям максимума. Снова делают попытку вос­произвести это усилие, не глядя па показания прибора. Степень отклонения выполненного усилия от контрольного является мерой кинестетической чувствительности. Эту оценку выражают в процентах по отношению к контрольному усилию. Разница в20% указывает на нормальное состояние кинестетической чувствительности. Например, половина максимальной силы равна 20 кг. Значит, результаты контрольного измерения, которые уложатся в диапазоне 20 ±4 кг, будут нормальными.

3.2. Исследования двигательного анализатора с помощью определения дифференциальных порогов его проприоцептивной чувствительности

Для исследования требуется угломер.

Испытуемому предлагают в положении стоя отвести руку па 90 о и согнуть ее в локтевом суставе под контролем зрения на за­данный по угломеру угол. После приобретения навыка сгибания на заданный угол (через 2-3 попытки) испытуемый пытается его воспроизвести, закрыв глаза. Определяется точность сгибания на малый угол (до 45°), на средний (до 90°) и на угол больше 90 о

Нормальному уровню дифференциального порога проприоцептивной чувствительности соответствует воспроизведение сгибании с точностью не меньше ±10%. Например, при задании сог­нуть руку на 30° нормальным уровнем дифференциального порога будет сгибание на угол, равный 30±3 о (от 27 о до 33 о).

3.3. Проба Ромберга

Статическая координация - это способность организма к сохранению равновесия в простой и усложненной позах.

Простая поза. Испытуемый стоит без обуви, плотно сдвинув стопы, руки вытянув вперед, пальцы расслаблены, глаза закрыты.
Усложненные позы:

1) ноги испытуемого стоят на одной линии (пятка одной упирается в носок другой). Положение рук и глаз прежние;

2) стоя на одной ноге, опираясь подошвой другой ноги о колено опорной. Руки и глаза - аналогично первой позе;

3) поза "ласточки". Стоя на одной ноге, другая поднята назад, руки в стороны, глаза закрыты.

Учитывается длительность устойчивого стояния в позе Ромберга, наличие или отсутствие дрожания век, рук, покачивания туловища.
Нормальным считается устойчивое стояние, отсутствие дрожания рук и век в течение 15 сек. и более. Удержание позы в течение 15 сек. с небольшим покачиванием и тремором - удовлетворительная реакция; неудовлетворительная - потеря равновесия ранее 15 сек., сильное дрожание рук, век.

3.4. Проба Яроцкого

Проба Яроцкого позволяет определить состояние вестибулярного анализатора.

При систематической спортивной тренировке функция вестибулярного анализатора совершенствуется. Это проявляется повышением устойчивости к воздействию раздражителя, адекватного для данного анализатора, уменьшением вегетативных рефлексов. Перетренировка, переутомление отрицательно влияют на состоя­ние вестибулярного анализатора.

Проба Яроцкого основана па определении времени, в течение которого испытуемый способен сохранить равновесие при раздра­жении вестибулярного аппарата непрерывным вращением головы.

Методика проведения исследования.

Испытуемому предлагают в положении стоя делать круговые движения головой и одном направлении (темп 2 оборота в 1 сек.). Длительность сохранения равновесия определя­ется по секундомеру. Для предотвращения падения, которое может привести к травме, надо стоять вблизи испытуемого, подстра­ховывая его.

Индивидуальные колебания времени сохранения устойчивости при проведении пробы Яроцкого довольно велики. Нормальному состоянию вестибулярного аппарата соответствует удержание равновесия в течение 28 секунд. У тренированных спортсменов оно может достигать 90 сек. и более.


3.5. Клиноортостатическая проба Даниелополу-Превеля


Методы определения состояния вегетативной системы основа­ны на том, что ее отделы, симпатический и парасимпатический, по-разному влияют на функцию отдельных органов, в частности на сердце. В качестве функциональной нагрузки на организм, вызы­вающей изменение активации одного из отделов вегетативной систему и , следовательно, частоты сердечных сокращений, слу­жит изменение положения тела в пространстве. Механизм влияния положения тела на возбуждение того или иного отдела вегетатив­ной нервной системы и соответственно на частоту сокращений сердца в настоящее время еще не полностью изучен.

Для исследования требуется секундомер.

Методика проведения исследования

В положении стоя (ортостатика) определяется частота пульса за 1 мин. Затем испытуемый ложится па спину (клиностатика), и снова сразу же подсчитывается пульс за первые 15 сек. в положе­нии лежа. Потом испытуемый встает, и у него определяется час­тота пульса за первые 15 сек.

При нормальной активации парасимпатического отдела ве­гетативной нервной системы переход из ортостатики в клиностатику сопровождается урежением пульса на 4-12 ударов (в пере­счете на 1 мин.). Замедление пульса более чем на 12 ударов ука­зывает на повышенную активацию блуждающего нерва. При переходе из горизонтального положения в вертикальное в норме пульс увеличивается на 6-18 ударов в 1 мин. Учащение пульса больше чем на 18 ударов свидетельствует о повышении активации симпатического отдела вегетативной нервной системы. Для хорошо тренированных спортсменов, особенно упражняющихся в выра­ботке выносливости, характерно преобладание тонуса блуждающе­го нерва (парасимпатический отдел), что проявляется в урежении пульса , т. е. брадикардии, в покое и соответствующих сдвигах ре­зультатов клино-ортостатической пробы Даниелополу-Превеля.

Заключение о функциональном состоянии нервной и нервно-мышечной систем основывается на:

1) данных анамнеза, позволяю­щих конкретизировать и более глубоко оценить данные, получен­ные- при проведении различных проб;

2) анализе оценок всех проведенных проб.

Итоговая оценка функционального состояния нервной и нерв­но-мышечной систем формулируется следующим образом: «Функ­циональное состояние нервной и нервно-мышечной систем удов­летворительное (неудовлетворительное, хорошее)».

СПИСОК ЛитературЫ


  1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. М., 1978.

  2. Вайнбаум Я.С. Перенапряжение сердца у спортсменов. Махачкала, 1971.

  3. Васильева В.Е. Врачебный контроль и ЛФК. М.: ФИС, 1970.

  4. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М.: ФИС, 1981.

  5. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. М., 2004.

  6. Дембо А.Г. Практические занятия по врачебному контролю. М.: ФИС, 1971.

  7. Дембо А.Г. Спортивная медицина. М.: ФИС, 1975.

  8. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1999.

  9. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1983.

  10. Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК. М., 1980.

  11. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М.: ФИС, 1980.

  12. Крячко И.А. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья. М., 1969.

  13. Куколевский Г.М., Граевская Н.Д. Основы спортивной медицины. М., 2001.

  14. Макарова Г.Н. Спортивная медицина. М., 2004.

  15. Попов С.Н., Тюрин И.И. Спортивная медицина. М., 1974.

  16. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1980.

  17. Чоговадзе В.Т. Спортивная медицина. М.,1978.