Понятие об инфекционном процессе: источник инфекции, пути передачи, восприимчивый организм. Периоды течения инфекционного заболевания. Восприимчивость организма (коллектива) Взаимодействие возбудителя заболевания восприимчивым организмом

Взаимодействие возбудителя и организма человека не всегда приводит к развитию заболевания и инфицированность еще не означает наличие болезни. Здоровый человек, как правило, устойчив к инфекции. Восприимчивым называется человек, у которого сопротивляемость определенному патогенному агенту недостаточно эффективна.

Факторы, влияющие на восприимчивость человека к инфекциям:

Возраст;

Сопутствующие заболевания;

Генетически обусловленный иммунный статус;

Генетически обусловленная неспецифическая резистентность (сопротивляемость);

Предшествующая иммунизация;

Наличие иммунодефицита, приобретенного вследствие заболевания или терапии;

Психологическое состояние.

Восприимчивость человеческого организма к инф екциям увеличивается при:

Наличие открытых ран;

Наличие инвазивных устройств, таких, как внутрисосудистые катетеры, трахеостомы и т.д.;

Наличие основного хронического заболевания, такого, как сахарный диабет, иммунодефицит, неоплазмоз, лейкемия;

· определенном терапевтическом вмешательстве, включаю­щем иммуноподавляющую терапию, облучение или антибиотики.

Развитие инфекций, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами в госпитальных условиях, возможно при наличии одного из четырех условий:

Заражение очень большой дозой микроорганизмов одного штамма;

Ослабление организма пациента;

Усиление вирулентности этиологического агента;

Необычные, эволюционно не обусловленные входные ворота и поражение соответствующих тканей, вегетация на которых не обеспечивает сохранения возбудителя как биологического вида.

Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала.

Медицинский персонал должен придерживаться следующих правил личной гигиены:

Аккуратный внешний вид;
- стандартный медицинский халат;
- на голове - шапочка или косынка;
- коротко остриженные ногти;
- специальная больничная обувь, которая легко дезинфицируется (кожаная);
- хорошо вымытые с мылом руки;
- медицинским сестрам и врачам, которые выполняют хирургические манипуляции, запрещено носить часы, кольца, лак на ногтях;
- по показаниям (родовое, инфекционное отделение, эпидемия гриппа и др.) одевается маска. Марлевую маску необходимо менять каждые 4 часа; по возможности лучше пользоваться одноразовыми стерильными масками.



Использование защитной спец.одежды.

Халаты. За исключением операционных или перевязочных, где стерильные халаты надевают для защиты пациента, основная цель халатов исключить попадание возбудителей инфекции на одежду и кожу персонала. Халат меняется раз в смену или по мере загрязнения.

Шапочки. Медицинские шапочки надежно прикрывают волосы, не позволяя им выступать в качестве источника загрязнений.

Фартуки. Резиновые и полиэтиленовые фартуки необходимы для защиты спец.одежды и кожи персонала при угрозе разбрызгивания крови и других и других биологических жидкостей и выделений.

Маски. Маски необходимы, чтобы избежать воздушно-капельного переноса микроорганизмов, а также в тех случаях, когда есть вероятность попадания жидких субстанций человеческого организма в нос или рот. Они особенно важны, если персонал работает напрямую над большой раневой поверхностью, такой, как открытые хирургические раны или ожоги, или же при процедурах с инфекционными пациентами, от которых инфекция может легко передаться воздушно-капельным путем.

Маски следует заменять каждые 3-4 ч(зависит от профиля выполняемой работы) или при их увлажнении в процессе работы. Нельзя опускать маски на шею, использовать повторно. Все маски должны полностью закрывать нос и рот.

Защита для глаз (очки, экраны).

Защитные барьеры для глаз и лица необходимы, чтобы предохранить глаза от брызг крови или других жидких выделений. Форма очков обеспечивает полную защиту от случайного попадания капель, не ограничивая поле зрения специалиста. Прозрачность и гладкость линз обеспечивает отсутствие преломляющего эффекта, что позволяет работать в течение долгого времени без переутомления. Возможно ношение с обычными очками.

Перчатки.

Перчатки следует надевать при малейшей возможности контакта с кровью, жидкими выделениями организма, слизистыми оболочками или поврежденной кожей пациента. Использование перчаток необходимо и в тех случаях, когда на руках медицинского сотрудника имеются порезы, повреждения кожи или любые открытые раны. Перчатки следует менять между контактами с пациентами. Кроме того, перчатки меняют, если в процессе обслуживания пациента, произошел контакт с биологическими выделениями пациента. Стерильные перчатки используют при проведении любых инвазивных процедур и лечебных манипуляциях. Перчатки дезинфицированные используются в лабораториях, при работе с любым биологическим материалом пациента, с дезинфектантами, цитостатиками и другими химическими препаратами.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «инфекционный процесс.

2. Охарактеризуйте периоды инфекционного процесса, их характеристику, длительность.

3. Каковы закономерности развития инфекционного процесса?

4. Какие формы инфекции Вы знаете?

5. Каковы требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала ЛПУ?

Оснащение занятия: учебно-методическое пособие «Сущность инфекционного процесса».

Домашнее задание

Изучить:

Учебное пособие «Сущность инфекционного процесса»

Материалы учебников:

2. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"

Литература

Основная

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа 2009.512с: ил.- 7 –68с.

2. Лекция преподавателя.

3. Володин А.В., Широкова Т.В. Информационно-методическое пособие «Дезинфекция, предстерилизационная обработка изделий медицинского назначения, правила работы со стерильным материалом. Обработка рук медицинского персонала. Профилактика ВИЧ-инфекции. Профилактика внутрибольничной инфекции». ГОУ ДПО «Оренбургский областной центр повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием».: Оренбург 2010. 91с.

4. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"

Дополнительная

1. Интернет-ресурсы: http://ibvlpu.ucoz.ru/publ/ik/1-1-0-1, http://base.garant.ru/12177989/

2. Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ 2003 г.

3. Лекции ОГМА.

Преподаватель ______________Марычева Н.А.


Механизм передачи – способ перехода возбудителя из организма одного хозяина в организм другого.

Факторы передачи – элементы внешней среды, на которых может находиться возбудитель.

Пути передачи – это цепь факторов передачи, обеспечивающих циркуляцию возбудителя и доносящих возбудителя до организма нового биологического хозяина. Определяется конечным фактором передачи.

ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Оценочные средства

Б.2.19 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Направление подготовки 051000.62 Профессиональное обучение

Профиль подготовки:

Экономика и управление

Декоративно-прикладное искусство и дизайн

Металлургия и машиностроение

Транспорт

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Кафедра Теории и методики технологии и профессионального образования

Курс - 1 семестр 1

Форма обучения - очная

Составитель: зав. кафедрой МБД и БЖ, канд. пед. наук, доцент

Йошкар-Ола2011


факультета_________________________________________________________________________________

37. Перечислете школьные формы патологии.

1.2. Практические (семинарские), лабораторные занятия

Вопросы и задания для собеседования и демонстрации умений по ПМП по темам семинарско-практических занятий дисциплины "Основы медицинских знаний и ЗОЖ"

Вопросы для обсуждения

1. Здоровье и факторы, его определяющие.

2. Факторы, разрушающие здоровье человека.

3. Профилактика инфекционных заболеваний.

4. Понятие о смерти и ее этапах.

5. Основные приемы сердечно-легочной реанимации.

6. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

7. Детский травматизм и его профилактика.

8. Первая медицинская помощь при травмах.

9. Десмургия.

10. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека, формирование зависимости, профилактика.

11. Профилактика детских неврозов. Принципы моделирования эргономичной жизни ребенка.

Демонстрация умений по ПМП

1. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

2. Десмургия. Основные правила наложения повязок, рассказать и частично показать. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

3. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

4. Стерилизация. Разновидности, возможности стерилизации в домашних условиях.

5. Наложить окклюзионную повязку при проникающем ранении в правую половину грудной клетки.

6. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

7. Наложить крестообразную повязку на правый голеностопный сустав при растяжении связок.

8. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

9. Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

10. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, животных и змей.

11. Наложить повязку на 2 и 3 пальцы кисти.

12. Наложить повязку на кисть типа «варежка».

13. Наложить повязку на кисть типа «перчатка».

14. Наложить повязку типа « чепец».

15. Наложить давящую повязку на рану средней трети плеча.

16. Наложить черепашью повязку на локтевой сустав.

17. Наложить крестообразную повязку на затылочную область.

18. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

19. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

20. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

21. Ожоги, разновидности, степени, первая медицинская помощь.

22. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

23. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

24. Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

Тесты (образцы)

1. Нормальная частота пульса у взрослого человека в покое составляет ______ ударов в минуту

а) 30-40; б) 50-70; в) 60-80; г) 90-100

2. Гипертоническая болезнь может осложняться…

а) острыми язвами желудка; б) ишемической болезнью сердца; в) острой лёгочной недостаточностью; г) потерей сознания на фоне острой сосудистой недостаточности

3. Резкое повышение артериального давления на 20-25 % от исходных цифр продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней называют …

а) гипертоническим кризом; б) приступом стенокардии; в) инфарктом миокарда; г) кровопотерей

4. Боли сжимающего или давящего характера за грудиной, появившиеся после физической или нервно-психической нагрузки, характерны для …

а) гипертонического криза; б) приступа стенокардии; в) бронхиальной астмы; г) шока

5. К общим характерным симптомам заболеваний сердечно-сосудистой системы относится …

а) жажда; б) кашель; в) изжога; г) одышка

6. Осложнением гипертонического криза является …

а) мозговой инсульт; б) снижение остроты слуха; в) обморок; г) онемение нижних конечностей

7. Как называется некротический очаг в сердечной мышце, вызванный отсутствием кровоснабжения данной области?

а) стенокардия; б) инфаркт миокарда; в) инсульт; г) асфиксия

8. Повышенное выделение мочи, сухость во рту, зуд кожных покровов, повышенный аппетит являются характерными признаками...

а) астмы; б) ожирения; в) сахарного диабета; г) зоба

9. Питание больных сахарным диабетом должно быть...

а) не менее 2-х раз в сутки с ограничением жиров; б) 2-3 раза в сутки с ограничением соли; в) 3 раза в сутки с ограничением белков; г) 5-6 раз в сутки с ограничением углеводов

10. Аллергическую реакцию вызывает …

11. Общая слабость, потеря аппетита, головная боль, нарушение дыхания, краснота и сухость кожных покровов, запах ацетона изо рта, потеря сознания являются симптомами...

а) гипергликемической комы; б) гипогликемической комы; в) обморока; г) приступа стенокардии

12. У больных сахарным диабетом при избытке инсулина может развиться ______ кома.

а) тиреотоксическая; б) гипогликемическая; в) гипотиреоидная; г) гипокортикоидная

13. Головные боли, головокружение, тошнота и рвота, заплетающийся язык, влажная кожа, красное лицо, судороги характерны для ________ комы.

а) гипергликемической; б) гипогликемической; в) травматической; г) ожоговой

14. При гипогликемической коме больному необходимо …

а) ввести сердечные средства; б) ввести инсулин с глюкозой; в) ввести инсулин; г) ввести глюкозу или дать сладкое

15. При сильной кинжальной боли в животе необходим...

а) покой, теплое молоко; б) покой, применение обезболивающих средств; в) голод, промывание желудка; г) покой, холод на живот, голодная диета

16. Внезапная сильная «кинжальная» боль в животе, в эпигастральной области сопровождающаяся резкой слабостью, холодным липким потом, характерна для...

а) кишечной непроходимости; б) острого аппендицита ; в) прободения язвы желудка, двенадцатиперстной кишки; г) почечной колики

17. Для извлечения из носа инородного тела округлой формы необходимо …

а) сильно высморкаться, закрыв при этом здоровую ноздрю; б) сильно откашляться; в) использовать пинцет; г) использовать крючок

18. Экстренная трахеотомия применяется при попадании инородного тела в …

а) мелкие бронхи; б) крупные бронхи; в) гортань; г) нос

19. Кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся судорогами и выделением пенистой жидкости изо рта, цианозом, отсутствием реакции зрачков на свет характерно для …

а) истерического припадка; б) эпилептического припадка; в) коллапса; г) обморока

20. Сильнейший приступ болей в поясничной области, отдающих в пах, сопровождающийся резями при мочеиспускании характерны для …

а) почечной колики; б) острого аппендицита; в) кишечной непроходимости; г) внематочной беременности

21. К терминальным состояниям относятся...

а) клиническая смерть, биологическая смерть; б) потеря сознания, остановка дыхания, остановка сердца, гибель мозга; в) остановка сердца и дыхания, гибель коры головного мозга, гибель всего мозга; г) предагония, агония , клиническая смерть

22. Постепенное угнетение сознания, падение артериального давления, учащение дыхания и сердечных сокращений, сменяющееся их урежением, наличие терминальной паузы характерны для...

23. Временное улучшение состояния, сменяющееся резким падением артериального давления, нарушением дыхания, утратой сознания, исчезновением болевой чувствительности, сухожильных и кожных рефлексов, судорожным дыханием, характерно для...

а) предагонального состояния; б) агонии; в) клинической смерти; г) биологической смерти

24. Продолжительность клинической смерти в нормальных условиях составляет...

а) 30-40 сек.; б) 1-2 мин.; в) 4-6 мин.; г) 10-15 мин.

25. Отсутствие сердечных тонов, дыхания, зрачкового рефлекса, мышечного тонуса свидетельствуют о наступлении …

а) предагонального состояния; б) агонального состояния; в) клинической смерти; г) биологической смерти

26. Отсутствие сердечной и дыхательной деятельности, появление «кошачьего зрачка», «селедочного блеска» роговицы глаза, окоченение с дальнейшим появлением трупных пятен, характерны для...

а) клинической смерти; б) биологической смерти; в) коллапса; г) комы

27. Проведение реанимационных мероприятий необходимо только...

а) в предагональном состоянии; б) в агональном состоянии; в) в состоянии клинической смерти; г) в торпидной фазе шока

28. Прекардиальный удар осуществляется с расстояния ____ см.

а) 5; б) 10; в) 30; г) 50

29. При проведении закрытого массажа сердца взрослого человека грудина должна смещаться на ____ сантиметр (-а, - ов).

а) 1; б) 3; в) 6; г) 9

30. Продолжительность клинической смерти в холодной воде...

а) может уменьшаться; б) может увеличиваться; в) никогда не изменяется; г) может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от влажности атмосферного воздуха

31. Возникновение у раны широкой зоны повреждения тканей, развитием некроза, выраженным болевым синдромом и небольшим наружным кровотечением, характерны для _________ раны

а) рубленой; б) резаной; в) ушибленной; г) колотой

32. Раны, приводящие к развитию острой кровопотери, называют...

а) укушенными; б) резаными; в) ушиблено-рваными; г) колотыми

33. К ранам, приводящим к быстрому развитию травматического шока, относятся...

а) огнестрельные; б) резаные; в) ушиблено-рваные; г) колотые

34. Раневой канал зоны первичного травматического некроза и молекулярного сотрясения имеет_________ рана

а) огнестрельная; б) резаная; в) рубленая; г) колотая

35. Тяжелый травматический шок развивается при уменьшении объёма циркулирующей крови на ___ %.

а) 1; б) 3; в) 5; г) 30

36. Признаками правильно наложенного жгута являются…

а) остановка кровотечения, побледнение кожи, отсутствие пульса на периферической артерии; б) остановка кровотечения, потеря чувствительности на периферии; в) похолодание кожи конечности, остановка кровотечения; г) остановка кровотечения, синюшный оттенок кожи

37. Наиболее опасным для жизни является кровотечение …

а) венозное; б) артериальное; в) капиллярное; г) смешанное

38. К методам временной остановки венозного кровотечения относят...

а) наложение жгута; б) наложение давящей повязки; в) перевязка сосуда в ране; г) применение кровоостанавливающих средств

39. Признаком желудочно-кишечного кровотечения является...

а) кашель с кровью; б) выделение крови изо рта; в) ярко-алая пенистая кровь, выходящая изо рта синхронно с кашлевыми толчками; г) рвота цвета кофейной гущи, жидкий черный (дегтеобразный) стул

40. Первой медицинской помощью при растяжении связок является …

а) наложение согревающей мази и асептической повязки; б) наложение фиксирующей повязки, применение холода; в) наложение согревающего компресса, иммобилизация; г) наложение асептической повязки и массаж

41. К клиническим признакам растяжений относятся …

а) наличие сразу же после удара или через несколько часов багрово-фиолетового кровоподтека; б) острая боль в области сустава, ограничение движения в суставе; в) удлинение конечности; г) укорочение конечности

42. Первая помощь при разрывах связок включает …

а) проведение тугого бинтования; б) наложение асептической повязки; в) проведение массажа; г) наложение йодной сетки

43. Полное или частичное нарушение целостности кости – это...

а) растяжение; б) вывих; в) ушиб; г) перелом

44. Чаще переломы у детей являются…

а) полными; б) открытыми; в) поднадкостничными; г) патологическими

45. При переломах грудного или поясничного отделов позвоночника транспортировку осуществляют...

а) на щите; б) на носилках; в) в специальном гамаке; г) в полусидячем положении

46. Деформация нижней конечности по типу «галифе» характерна для перелома ____________

а) бедра в средней трети; б) шейки бедра; в) в области коленном суставе; г) костей голени

75. Формирование естественного пассивного иммунитета ребенка связано с...

а) употреблением витаминов; б) вакцинацией; в) грудным вскармливанием; г) введением сыворотки

76. Вследствие введения специфической сыворотки у человека возникает ___________ иммунитет.

а) врожденный; б) естественный активный; в) искусственный активный; г) искусственный пассивный

77. Вакцинация проводится с целью создания у ребенка _______ иммунитета.

а) естественного пассивного; б) естественного активного; в) искусственного активного; г) искусственного пассивного

78. В состав вакцин входят...

40. Проблемы биоэтики (проблема абортов , репродуктивных технологий, эвтаназии, фетальной терапии).

1.4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания как медицинская проблема.

2. Основные симптомы при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Ишемическая болезнь сердца и формы ее проявления.

3. Инфаркт миокарда. Профилактика.

4. Острые и хронические заболевания желудка.

5. Причины, признаки, лечение и профилактика дисбактериозов.

6. Аллергические ренит и конъюктивит.

7. Анафилактический шок. Причины возникновения, профилактика и первая медицинская помощь.

8. Заболевания верхних дыхательных путей и их осложнения.

9. Дизентерия: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

10. Салмонеллез: возбудители, источник инфекции, пути передачи, клиника, лечение, профилактика.

11. Ботулизм: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

12. Спид: пути передачи, клиника, профилактика.

13. Грипп: возбудители, пути передачи, лечение, профилактика.

14. Асептика. Антисептика. Понятие, методы, цели. Антисептические вещества

Реферат и контрольная работа по данному учебному курсу являются важным этапом обучения, способствующим формированию самостоятельного освоения учебного материала. Такие работы позволяют осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов и оценить их подготовленность. Эти работы являются краткой самостоятельной разработкой конкретной темы с элементами научного анализа, отражающей уровень теоретических знаний и практических навыков, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обоснованные выводы. Тематика рефератов и контрольных работ, как правило, определяется преподавателем в соответствии с программой прохождения курса. Возможны и инициативные темы, предлагаемые студентами и согласованные с преподавателем. В этом случае студент должен обосновать ее необходимость. Идеи для выбора темы реферата могут возникать также и в ходе заслушивания и обсуждения докладов и выступлений на семинарах.

При выполнении реферата или контрольной работы необходимо учитывать, что ее минимальный объем должен быть не менее 10 страниц машинописного текста, включающих план изложения темы, ее содержания со ссылками на использованную литературу, выводы и библиографию , составленную в алфавитном порядке с учетом современных требований.

Название должно соответствовать содержанию. Исходя из названия работы, студент ограничивает круг вопросов, разрабатываемых в теме. Изложение должно быть достаточно развернутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов. Студент должен пытаться избегать поверхностного, описательного характера работы. С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. Список источников и литературы составляется по алфавиту с точным указанием выходных данных книги, статьи(место и год выхода, издательство и др.). Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации и т. д. Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 5») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

2. Промежуточная аттестация студентов

Вопросы и задания к зачету

1. Основные хронические неинфекционные заболевания как причина ранней инвалидности.

2. Гипертоническая болезнь: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Гипертонический криз, обморок, первая медицинская помощь.

3. Ревматизм: этиология, симптомы, осложнения, причины ранней инвалидности, профилактика и лечение.

4. Приобретенный порок сердца – стеноз митрального клапана.

5. Ишемическая болезнь сердца – ИБС. Стенокардия. Этиология, симптомы, осложнения, профилактика. Инфаркт миокарда. Первая медицинская помощь.

6. Бронхиальная астма: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Первая медицинская помощь при приступе бронхиальной астмы.

7. Пневмония: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение, первая медицинская помощь.

8. Сахарный диабет: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Диабетическая кома, первая медицинская помощь.

9. Гастрит, язвенная болезнь: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Первая медицинская помощь при приступе желчнокаменной болезни.

10. Вредные привычки, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания, токсикомания) и их профилактика.

11. Первая медицинская помощь при почечной колике, укачивании, эпилепсии. Характеристика этих заболеваний.

12. Пульс. Качества пульса. Методика и места определения, в том числе у детей. Измерение артериального давления.

13. Правила, места измерения температуры тела. Уход за больным при высокой температуре. Понятие об одышке, удушье, асфиксии. Техника подсчета дыхательных движений.

14. Меры воздействия на кровообращение (банки, горчичники, компрессы, грелки, пузыри со льдом, пиявки).

15. Уход за больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (промывание желудка, клизмы, кормление больного, первая медицинская помощь при рвоте).

16. Применение лекарственных средств (перечислить способы введения лекарств в организм, их достоинства и недостатки).

17. Применение лекарственных средств (парентеральный метод: подкожные и внутримышечные инъекции).

18. Методы исследования больных. Анамнез. Основные принципы лекарственной помощи. Уход за больными. Профилактика пролежней.

19. Рациональное питание как один из факторов здорового образа жизни. Понятие о диетическом питании (лечебные столы).

20. Первая медицинская помощь при острых отравлениях недоброкачественной пищей, алкоголем.

21. Первая медицинская помощь при остановке сердцебиения и дыхания (приемы реанимации). Методика проведения искусственного дыхания изо рта в рот, изо рта в нос.

22. Первая медицинская помощь при состоянии клинической смерти. Методика проведения наружного (непрямого) массажа сердца.

23. Транспортировка больных на стандартных и импровизированных носилках.

24. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, животных и змей.

25. Первая медицинская помощь при электротравме, ударе молнии и солнечном ударе.

26. Помощь утопающему. Суицид. Медицинская помощь при повешенье.

27. Эпидемический процесс. Три звена эпидемического процесса.

28. Определение иммунитета, его виды.

29. Понятие об аллергии. Анафилактический шок.

30. Дизентерия: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

31. Салмонеллез: возбудители, источник инфекции, пути передачи, клиника, лечение, профилактика.

32. Ботулизм: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

33. Чесотка: пути передачи, клиника, профилактика, симптомы.

34. Дифтерия: возбудители, пути передачи. Лечение, профилактика.

35. СПИД: пути передачи, клиника, профилактика.

36. Грипп: возбудители, пути передачи, лечение, профилактика.

37. Асептика. Понятие, методы, цели. Наложить повязку на 2 и 3 пальцы кисти.

38. Антисептика. Понятие, методы, цели. Назвать основные антисептические вещества. Наложить повязку на кисть типа «варежка».

39. Раны: разновидности, характеристика. Опасности. Наложить повязку на кисть типа «перчатка».

40. Симптомы ран, опасности колотых, укушенных и проникающих ран. Наложить повязку типа «чепец».

41. Кровотечения: разновидности, способы временной остановки кровотечения. Наложить давящую повязку на рану средней трети плеча.

42. Внутренние кровотечения. Опасности, симптомы, первая медицинская помощь.

43. Наложить черепашью повязку на локтевой сустав.

44. Переломы костей. Разновидности, клинические симптомы, первая медицинская помощь. Наложить крестообразную повязку на затылочную область.

45. Возрастные особенности строения костей. Особенности переломов у детей. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

46. Десмургия. Основные правила наложения повязок, рассказать и частично показать. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

47. Детский травматизм, разновидности, причины роста. Травмы в школе, профилактика. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

48. Стерилизация. Разновидности, возможности стерилизации в домашних условиях. Наложить окклюзионную повязку при проникающем ранении в правую половину грудной клетки.

49. Ожоги, разновидности, степени, первая медицинская помощь.

50. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

51. Отморожения: степени, первая медицинская помощь. Наложить крестообразную повязку на правый голеностопный сустав при растяжении связок.

52. Общее замерзание: понятие, первая медицинская помощь. Ознобление: понятие, профилактика. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

53. Роль учителя в профилактике детского травматизма (уличного, бытового, школьного, умышленного, дорожно-транспортного). Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

54. Организационные основы оказания первой медицинской помощи при возникновении массовых поражений.

55. Состояние здоровья детей и подростков. Здоровье и образование.

56. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний.

57. Школьные формы патологии.

58. Психическое здоровье как медико-педагогическая проблема.

59. Основные направления, формы и средства гигиенического воспитания, выработка навыков здорового образа жизни, воспитание здоровых привычек.

60. Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья человека.

61. Физическая культура и её оздоровительное значение.

62. Потребность в движении как физиологическая норма. Возраст и уровень физической нагрузки. Влияние недостаточной физической активности на здоровье человека.

63. Наследственность и здоровье. Профилактика наследственных заболеваний.

64. Репродуктивное здоровье.

65. Охрана здоровья беременных женщин.

66. Современные взгляды на зачатие. Дородовая педагогика.

67. Охрана здоровья беременных женщин. Родовспоможение.

68. Бесплодный брак. Профилактика бесплодия.

69. Проблемы биоэтики (проблема абортов, репродуктивных технологий, эвтаназии, фетальной терапии).

70. Альтернативная медицина в свете методологии науки и биомедицинской этики.

Тесты для проведения зачета (образцы)

1. Какое направление в оздоровлении человека XXI века является приоритетным?

а) социальное; б) соматическое; в) психическое; г) духовно-нравственное.

2. Какие заболевания по частоте случаев занимают первое место в России?

а) заболевания сердечно-сосудистой системы; б) заболевания дыхательной системы; в) заболевания нервной системы; г) онкологические заболевания;

3. Какие заболевания в структуре причин смертности населения занимают первое место?

а) онкологические заболевания; б) заболевания сердечно-сосудистой системы; в) травматизм и отравления; г) заболевания дыхательной системы;

4. Назовите среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России?

а) 58, 74 года; б) 65, 56 лет; в) 60, 65 лет; г) 80, 90 лет;

5. Какие основные показатели характеризуют здоровье как социальную категорию?

а) рождаемость; б) смертность; в) уровень образованности; г) уровень заболеваемости; д) уровень обеспеченности; ж) продолжительность жизни.

6. О благополучии какой железы внутренней секреции должен помнить каждый житель Республики Марий Эл ?

7. К основным факторам, определяющим здоровье детей, относят:

а) здоровье родителей; б) особенности течения беременности; в) микроклимат и уровень жизни семьи; г) обстановку в республике; д) курс доллара; е) качество воздуха и воды; ж) международные отношения .

8. Если сумму факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то какую долю будут составлять услуги здравоохранения?

а) 10%; б) 15%; в) 20%; г) 30%; д) 40%.

9. Что такое норма в медицине?

а) фикция, не поддающаяся научному определению; б) норма зависит от личного мнения врача; в) каждый человек в известном смысле ненормален; г) норма для каждого человека – явление объективное, строго индивидуальная, реально ему присущая; д) норма – это зона оптимального функционирования системы.

10. Укажите правильный способ остановки венозного кровотечения из раны в нижней трети предплечья:

а) давящая повязка;

б) наложение жгута выше раны;

11. Укажите паренхиматозный орган из перечисленных:

а) сердце; б) желудок; в) слепая кишка; г) печень.

12. Что предпочтительнее в случае внутреннего кровотечения?

а) тепло; б) обезболивающие средства; в) пузырь со льдом.

13. Отметьте характерный признак кишечного кровотечения:

а) отсутствие аппетита; б) головная боль; в) черный, «дегтеобразный» стул; г) повышение температуры.

14. Ситуационная задача.

Женщина получила ожог предплечья паром. При осмотре: резкое покраснение кожи предплечья, в области лучезапястного сустава – несколько небольших пузырей с прозрачным содержимым. Укажите степень ожога и первую медицинскую помощь. Нуждается ли больная в госпитализации?

15. Для кого характерны переломы по типу «зеленой веточки»:

а) для стариков; б) для детей; в) для людей 20-30 лет.

16. Как называется некротический очаг в сердечной мышце, вызванный отсутствием кровоснабжения данной области?

а) стенокардия; б) инсульт; в) асфиксия; г) инфаркт миокарда.

17. При каком заболевании органов дыхания затруднен выдох?

а) пневмония; б) бронхиальная астма; в) бронхит ; г) гайморит.

18. Какую неотложную помощь следует оказать при приступе стенокардии:

а) дать таблетку анальгин; б) дать под язык валидол, нитроглицерин; в) сделать внутремышечно димедрол с анальгином.

19. Назовите самую действенную помощь при отравлениях;

а) обильное питье; б) молоко; в) промывание желудка; г) активированный уголь.

20. Какой признак, описывающий состояние клинической смерти, указан неверно:

а) пульс не прощупывается; б) дыхания нет; в) тоны сердца глухие и слабо прослушиваются; г) зрачки расширены, не реагируют на свет; д) давления нет.

Инфекционные заболевания возникают, если организм обладает восприимчивостью. Она определяется как способность реагировать на попадание в организм возбудителей инфекций возникновением болезни или носительства.

Выделяют две группы факторов, обеспечивающих невосприимчивость человека к возбудителям инфекции: факторы неспецифической физической резистентности и специфической невосприимчивости (иммунитет).

Факторы неспецифической физиологической резистентности (устойчивости) включают в себя многие морфологические и физиологические системы организма, защищающие его от проникновения и воздействия патогенных возбудителей. К ним относятся кожа и слизистые оболочки, слюна и желудочный сок, оказывающие противомикробное действие, макрофагальная и ретикуло-эндотелиальная системы. Кровеносная и лимфатическая системы и внутренние органы также имеют свои защитные механизмы. Все эти факторы, обладающие широким спектром защитных функций, обусловливают неспецифическую физиологическую устойчивость организма. Ее можно и нужно укреплять с помощью различных гигиенических средств (полноценное питание, рациональный режим труда и отдыха, закаливающие процедуры, оптимальный двигательный режим и др.).

Специфическая невосприимчивость (иммунитет) - это способность организма противостоять строго определенным возбудителям инфекционных заболеваний. Иммунитет связан с наследственными или приобретенными факторами, которые препятствуют проникновению в организм и размножению в нем возбудителей, а также действию токсинов. Иммунитет многообразен по своему происхождению, проявлению и другим особенностям.

Он может быть противомикробным, противовирусным, антитоксическим и т. п.

Важную роль в иммунитете играют специфические защитные компоненты сыворотки крови - антитела. Они образуются в организме в ответ на попадание в него возбудителей инфекций. Главной особенностью антител является их способность специфически взаимодействовать с соответствующими возбудителями. При попадании в организм токсинов в сыворотке крови образуются антитоксины.

По происхождению различают естественный и искусственный иммунитет.

Естественный иммунитет включает в себя видовой, материнский, постинфекционный, стерильный, нестерильный (инфекционный).

Видовой иммунитет (наследственный) является видовой особенностью организма. Так, человек обладает наследственным иммунитетом к ряду инфекционных заболеваний животных.

Материнский иммунитет определяется наличием у новорожденного антител, переданных ему от матери через плаценту или с молоком. Этот иммунитет проявляется лишь тогда, когда мать имеет иммунитет к какой-либо инфекции. Материнский иммунитет ярко выражен в первые три месяца жизни ребенка, а к шести месяцам обычно исчезает.

Постинфекционный стерильный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания, когда возбудитель уже отсутствует в организме, а образовавшиеся антитела, или антитоксины, которые делают организм нечувствительным к данному возбудителю или бактериальным токсинам, еще не исчезли. Этот иммунитет возникает дочти после всех острых инфекционных заболеваний, однако его выраженность неодинакова. Так, после ветряной оспы, кори, коклюша, туляремии и ряда других заболеваний возникает стойкий пожизненный иммунитет, и повторные заболевания возникают редко. После брюшного тифа, дифтерии возникает менее стойкий иммунитет, а дизентерия и грипп оставляют лишь кратковременный постинфекционный иммунитет (3- 4 месяца).

Нестерильный (инфекционный) иммунитет образуется при инфекциях, для которых характерно затяжное, хроническое течение (туберкулез, сифилис, бруцеллез, малярия). Зараженный организм, если в нем находится живой возбудитель, в определенной мере устойчив к повторным заражениям. Нестерильный иммунитет утрачивается, когда возбудитель покидает организм.

Естественный иммунитет ко многим инфекционным заболеваниям (дифтерия, скарлатина, полиомиелит и др.) может быть приобретен посредством так называемой латентной иммунизации (иммунизация малыми дозами, бытовая иммунизация). В течение жизни в организм могут проникать небольшие дозы возбудителей, которые недостаточны для проявления выраженного заболевания, но они вызывают бессимптомную инфекцию, при которой возникает нестойкий иммунитет. При многократном повторении этого процесса формируется иммунитет, достаточный для предупреждения заболевания.

Искусственный приобретенный иммунитет возникает, когда для его создания в организм вводят специальные иммунизирующие препараты. Этот иммунитет подразделяется на активный и пассивный.

Активный иммунитет возникает после введения в организм вакцин и анатоксинов, в которых содержатся специальные антигены (особым образом обработанные возбудители или токсины). Это приводит к активному образованию в организме факторов, защищающих его от микробов и токсинов. Активный иммунитет вырабатывается обычно через 3-4 недели после окончания цикла иммунизации и сохраняется от нескольких месяцев до нескольких лет.

Для создания активного иммунитета используют различные вакцины.

Живые вакцины приготавливаются из живых, но специальным способом ослабленных возбудителей. Они применяются против бруцеллеза, кори, туляремии, туберкулеза, гриппа, паротита, полиомиелита и других болезней.

Инактивированные вакцины приготавливают из убитых возбудителей. Они используются против кишечных инфекций, коклюша, лепоспироза, бешенства и др.

Химические вакцины содержат антигены, полученные из клеток микробов при воздействии на них химическими веществами. Они применяются против брюшного тифа, менингококковой инфекции.

Наиболее продолжительный иммунитет создают живые вакцины. Они вводятся однократно, а инактивированные и химические вакцины вводят 2-3 раза.

Анатоксины - препараты, получаемые из специально обработанных токсинов, которые утрачивают токсические, но сохраняют антигенные свойства. Таким образом получены дифтерийный, столбнячный, ботулинический, стафилококковый и другие анатоксины.

Пассивный иммунитет создается путем введения в организм препаратов, содержащих уже готовые антитела, взятые с сывороткой крови человека или животных, переболевших соответствующими инфекциями или иммунизированных. Антитела связаны с глобулинами, поэтому вместо сывороток часто применяют глобулины, полученные из сывороток крови после удаления компонентов, не связанных с антителами.

По механизму действия различают антимикробные сыворотки, действующие против микроба-возбудителя (противосибиреязвенная, противочумная), и анатоксические сыворотки, нейтрализующие микробные экзотоксины (противодифтерийная, противостолбнячная и др.).

После введения сывороток (глобулинов) иммунитет возникает немедленно, но сохраняется недолго - 3- 4 недели. Поэтому эти препараты применяют для экстренной профилактики, т. е. для предупреждения заболевания при непосредственной угрозе заражения или в инкубационном периоде.

Для защиты от некоторых инфекций (малярия, холера, чума) может применяться химиопрофилактика различными препаратами.

Профилактическая вакцинация (прививки) проводится по следующим показаниям.

Плановые прививки проводятся всему населению в соответствии с возрастом независимо от эпидемиологической обстановки. Это прививки против дифтерии, коклюша, кори, туберкулеза, полиомиелита, эпидемического паротита, столбняка.

Прививки проводятся лицам определенных профессий или выезжающим в места, где имеется опасная эпидемическая обстановка.

Прививки проводятся по внезапно возникшим показаниям в связи с ухудшением эпидемической обстановки. Это активная иммунизация против гриппа, холеры, бешенства, а также пассивная иммунизация и другие методы экстренной профилактики.

Проведению прививок должен предшествовать медицинский осмотр для выявления лиц, имеющих противопоказания к прививкам. Перечень противопоказаний указывается в инструкциях и наставлениях к каждому препарату.

— Источник—

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.

Post Views: 80

факторами зашиты (воспалительная реакция и др.) и иммунитетом.

Восприимчив организм-это 3 звено эпид процесса. Степень восприимчивости зависит от реактивности,котор определяется неспецифич(резистентность) и специфич(иммунитет)

Факторами защиты.

Резистентность- совокупность неспецифич факторов защиты (непроницаемость кожи,лейкины).

Различают видовую и индивидуальную. Видовая рез-ть- совокупность защитных факторов, присущих данному виду. Индивидуальная- совокупность защитных факторов, присущих данному индивиду.

фактором восприимчивости к инфекциям является возраст. Общеизвестно, что более восприимчивы к инфекции дети и люди пожилого возраста, у детей высокая степень восприимчивости сочетается со слабо выраженными тканевыми изменениями в очаге инфекции

Иммунитет-способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетической чужеродности. Различают активный и пассивный, постинфекционный и поствакципальный, а по механизму развития - антитоксический, антимикробный, гуморальный,

клеточный, общий и местный иммунитет. Популяция людей неоднородна по способности вырабатывать и сохранять иммунитет.

Иммунный ответ осуществляется имун сист. (совокуп лимфоидн органов и тканей) К центральным органам относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезенка, лимфоузлы, лимфоидная ткань слизистых оболочек и лимфоидная ткань, ассоциированная с кожей. Централ звено имун сист- Т4-лимфоциты-распознают а/г, выделяют медиаторы и запускают реакции клеточн и гуморал иммунитета. Происходит диф-ка и деление Т-клеток(киллеров) ,и В-лимфоцитов,превращ в плазматич кл-ки и продуцир а/т к дан а/г. После уничтожен чужерод агента-Т-супрессоры останавлив имунопоэз. Выделяют первич и вторич иммун ответ-при повтор встрече с а/г(за счет клеток-памяти

Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем (после перенесенного заболевания или после скрытого контакта без проявления симптомов болезни).

Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту (трансплантационный) или с молоком (колостральный) готовых защитных факторов - лимфоцитов, антител, цитокинов и т.д.

Искусственный активный иммунитет индуцируется после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их субстанции - антигены.


Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител или иммунных клеток. Такие антитела содержатся в сыворотке крови иммунизированных доноров или животных

Первый иммунный кризис по времени совпадает с периодом новорожденности, когда организм впервые встречается с огромным количеством чужеродных антигенов.

Установлено, что у новорожденных, по сравнению со взрослыми, способность к продукции а- и у-интерферона значительно меньше. У детей от 1 года до 3 лет биологические свойства интерферона такие же как у взрослого человека. Однако способность к продукции а- и у-интерферона у детей до 3 лет остается сниженной. Вследствие недостаточности интерфероногенеза у детей раннего возраста отмечается склонность к частым инфекционно-воспалительным заболеваниям. Установлено, что интерфероны обладают антивирусным, антибактериальным, антипролиферативным и иммуномодулирующим действием.

Второй критический период в иммунном статусе ребенка приходится на возраст 3-6 мес. Он характеризуется постепенным ослаблением пассивного гуморального иммунитета из-за уменьшения концентрации материнских иммуноглобулинов, полученных еще в эмбриональном периоде.

Третий иммунный кризис в жизни всех детей связан с резкой гормональной перестройкой организма подростков. У девочек этот этап начинается с 12-13 лет, у мальчиков - с 14-15 лет. В иммунной системе при этом происходят следующие изменения:

уменьшается масса лимфоидных органов, что связано с пубертатным скачком роста и веса детей;

подавляется функция Т-системы (клеточный иммунитет);

стимулируется функция В-системы (гуморальный иммунитет).

Сдвиги в функции иммунитета обусловлены повышенной секрецией половых гормонов.

Основоположником учения об эпидемическом процессе является Громашевский Л.В. (1887-1979), впервые детально разработавший теорию общей эпидемиологии, понятие об источнике инфекции и движущих силах эпидемии.

Инфекционный процесс - взаимодействие возбудителя и восприимчивого организма (человека или животного), проявляющееся болезнью или носительством возбудителя инфекции.

Отмечается территориальная неравномерность распределения инфекционных заболеваний. Территорию распространения инфекционных заболеваний называют нозоареалом. По особенностям территориального распространения выделяют глобальный и региональный типы нозоареалов.

Эпидемический процесс является сложным социально-биологическим явлением. Биологическую основу его составляет взаимодействие трех составных звеньев ("триада Громашевского "): источника возбудителя инфекции, механизма передачи возбудителя и восприимчивого организма (коллектива).

Первой необходимой предпосылкой развития эпидемического процесса является наличие источника инфекции.

Источник инфекции в эпидемиологии инфекционных болезней - это живой зараженный организм, который является естественной средой для существования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду.

Болезни, при которых люди являются источником инфекции, называют антропонозами. Состояние зараженности может иметь неодинаковые клинические проявления, а потенциальный источник возбудителя инфекции по-разному опасен в различные периоды инфекционного процесса. Так уже в конце инкубационного периода больные вирусным гепатитом А чрезвычайно опасны как источники инфекции, при кори заразительность выражена в последний день инкубации и в продромальном периоде. При большинстве инфекционных болезней наибольшая опасность заражения существует от больных в разгаре болезни. Особенностью этого периода является наличие ряда патофизиологических механизмов, способствующих интенсивному выделению возбудителя в окружающую среду: кашель, насморк, рвота, понос и др. При некоторых болезнях заразительность сохраняется и в стадии реконвалесценции, например при брюшном тифе и паратифах.

Носители возбудителя инфекции - практически здоровые
люди, что определяет их особую эпидемиологическую опасность для окружающих. Эпидемиологическая значимость носителей зависит от длительности и массивности выделение возбудителя. Бактерионосительство может сохраняться после перенесенной болезни (реконвалесцентное носительство ). В зависимости от длительности оно называется острым (до 3 мес. после брюшного тифа и паратифов) или хроническим (от
3 мес. до нескольких десятков лет). Носительство возможно у лиц, ранее привитых от инфекционных болезней или переболевших ими, т. е. имеющих специфический иммунитет - здоровое носительство (например, дифтерия, коклюш и др.). Наименьшую опасность как источник инфекции представляют транзиторные носители, у которых возбудитель находится в организме очень короткий срок.

Болезни, при которых источником инфекции являются животные, называют зоонозами. Источниками инфекции могут быть как больные животные, так и носители возбудителя. Распространение болезней среди животных - эпизоотический процесс , он может носить характер как спорадической заболеваемости, так и эпизоотии. Заболеваемость животных, свойственная данной местности, называется энзоотической или энзоотией.

Возбудитель инфекционных болезней может существовать только при непрерывном размножении, при перемещении и смене сред обитания. При этом, с точки зрения экологии возбудителя и эпидемиологии заболевания, среды неравнозначны. Наибольшее значение имеет та среда обитания, без которой возбудитель не может существовать как биологический вид. Это специфическая, главная среда обитания или резервуар. Таким образом, совокупность биотических (организм человека или животного) и абиотических (вода, почва) объектов, являющихся естественной средой обитания возбудителя и обеспечивающих его существование в природе, называют резервуаром возбудителя инфекции.

Вторая необходимая предпосылка для возникновения и
поддержания непрерывности эпидемического процесса - механизм передачи. Учение о механизме передачи возбудителя инфекционной болезни было разработано Л. В. Громашевским в 40-е годы XX столетия. Механизм передачи включает последовательную смену трех фаз. Выработанное возбудителем свойство выделяться из организма зараженного хозяина и переход его в другой (восприимчивый) организм необходимы для сохранения возбудителя как биологического вида.

Механизм передачи возбудителя - это эволюционно сложившийся закономерный способ перемещения возбудителя от источника инфекции в восприимчивый организм человека или животного.

Локализация возбудителя в организме хозяина и специфика проявлений инфекционного процесса определили наличие нескольких типов механизма передачи возбудителя от источника инфекции к восприимчивым лицам. Каждый из них реализуется благодаря конкретным путям, которые включают разнообразные факторы передачи, непосредственно участвующие в переносе возбудителя.

Аспирационный механизм передачи реализуется двумя путями: воздушно-капельным - при нестойких во внешней среде микроорганизмах (таких, как менингококк, вирус кори, краснухи, гриппа и др.) и воздушно-пылевым - при устойчивых, сохраняющих жизнеспособность длительный срок, например микобактерии туберкулеза. Возбудители, выделяясь в окружающую среду при кашле, чиханье, иногда разговоре и дыхании, быстро проникают в дыхательные пути лиц, окружающих источник инфекции.

Фекально-оральный механизм передачи является единым
для кишечных инфекций, возбудители которых находятся в пищеварительном тракте людей. Значительная доля заражений приходится на инфицированную воду, в которой купаются, моют посуду и пьют.

Пищевые продукты, зараженные грязными руками или водой, по-разному выполняют функцию факторов передачи. Одни из них (молоко, мясной бульон или фарш) могут оказаться хорошей средой для размножения и накопления микроорганизмов, что определяет вспышечную заболеваемость и тяжелые формы болезни. В других случаях (на овощах, хлебе) микроорганизмы лишь сохраняют жизнеспособность.

При плохой санитарной обработке, когда испражнения
больных доступны мухам, они могут стать механическими переносчиками возбудителя. При низкой санитарной культуре населения в сочетании с плохими санитарно-бытовыми условиями возможен контактно-бытовой (бытовой) путь передачи возбудителя с помощью таких предметов, как игрушки, полотенца, посуда и др. Таким образом, при фекально-оральном механизме по конечному фактору выделяют три пути передачи возбудителя - водный, пищевой, бытовой.

Трансмиссивный механизм передачи реализуется с помощью кровососущих переносчиков (членистоногих) при болезнях, возбудители которых находятся в кровяном русле.

Заражение восприимчивых лиц возможно только с помощью переносчиков - вшей, блох, комаров, москитов, клещей и др., в организме которых происходят размножение, накопление или половой цикл развития возбудителя. В процессе эволюции инфекционных болезней сформировались определенные взаимоотношения возбудителя и переносчика, определенный тип выделения их из организма переносчика: риккетсии - при дефекации вши, чумные бактерии - при срыгивании блохи и др. Неодинаковая активность переносчиков в разные сезоны года влияет на уровень заражаемости и заболеваемости людей кровяными инфекциями.

Контактный механизм передачи возможен при непосредственном соприкосновении с поверхностью кожи, слизистых оболочек зараженного и восприимчивого организмов, сопровождающемся внедрением возбудителя - прямой контакт (венерические болезни, микозы) или посредством предметов, контаминированных возбудителем - непрямой контакт .

Вертикальный механизм передачи (при внутриутробном заражении плода) осуществляется при таких болезнях, как токсоплазмоз, краснуха, ВИЧ-инфекция и др.

· при усложнённом патогенезе.

Восприимчивый организм (коллектив). Восприимчивость - видовое свойство организма человека или животного отвечать инфекционным процессом на внедрение возбудителя. Это свойство является необходимым условием для поддержания эпидемического процесса. Состояние восприимчивости зависит от большого числа факторов, определяющих как состояние макроорганизма, так и вирулентность и дозу возбудителя.