Заполнить индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации инвалида — как получить. Показания и противопоказания

Индивидуальная программа реабилитации инвалида: как оформить ИПР в 2019 году?

Людям с ограниченными возможностями требуется постоянная помощь. Они порой оказываются беззащитными перед работодателями, медицинскими учреждениями.

К ним предъявляют необоснованные требования, отказывают в элементарных просьбах.

Нелегко самостоятельно добиться протезирования, получения путевки на прохождение оздоровления.

Для защиты разрешенных прав, оказания комплексной помощи предусмотрена индивидуальная программа реабилитации инвалида: как оформить ИПР в 2019 году предстоит разобраться в статье.

Стандартизированная форма индивидуальной программы реабилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – довольно значимый документ, составленный с учетом нормативных, правовых актов МСЭ.

В ИПР перечислен комплекс мероприятий, которые требуются больному для восстановления утраченных ранее, частично нарушенных функций, компенсацию, возврат способностей для осуществления конкретной деятельности по поддержанию достойной жизни, улучшению ее качества.

В отношении каждого мероприятия, процедуры прописаны точные сроки реализации, ответственные лица, учреждения, положенный объем реабилитационных мер.

В 2005 году утверждено, что на территории РФ ИПР будут заполнять по единой форме, разработанной должностными лицами, а затем утвержденной приказом №287.

Если нужная для ознакомления индивидуальная программа реабилитации, образец заполнения имеется в любом госучреждении здравоохранения.

В ней собираются необходимые сведения о претенденте. В разделах предлагается перечень реализуемых мероприятий. В 2015 году форма была обновлена.

На текущий период она включает обязательные стандартные разделы, которые подлежат заполнению:

  • Анкетные данные. Включаются сведения о пациенте, касающиеся фамилии, имени, возраста. Сюда заносится информация о полученном образовании, профессии, квалификации, если имеется. Дополнительно прописываются ограничения, касающиеся осуществления трудовой деятельности. Указывается назначенная комиссией группа инвалидности.
  • Медицинская реабилитация. Раздел обширный. В нем объединяются предлагаемые мероприятия, направленные на восстановление здоровья или поддержание его на соответствующем уровне. С учетом полученного диагноза рекомендуется комплекс терапии для восстановления работы организма. Планируется оздоровление в специализированных здравницах по профильному направлению. Учитывается необходимость в обеспечении медицинским оборудованием, проведении протезирования, ортезирования, потребность в средствах реконструктивной хирургии.
  • Социальная реабилитация. Данный раздел включает список мероприятий, которые помогают инвалиду ориентироваться в окружающем мире, получать поддержку от здоровых людей. Предусматривается помощь юриста при возникновении любых вопросов, консультации больному по вопросам проведения лечения, реабилитации. По желанию владельца карты добавляются мероприятия по спортивному восстановлению. Намечается необходимое обучение, переподготовка, список реабилитационных встреч с психологами, социальными работниками.
  • Профессиональное реабилитационное приспособление. В разделе указываются ограничения при трудоустройстве, рекомендации по выбору места работы. Специалистами даются рекомендации по выбору профессии, переобучению. Указываются технические средства, которые должны быть приобретены для осуществления трудовой, учебной деятельности.
  • Заключительная часть. Четко прописываются сроки реализации для каждого мероприятия. Подбираются исполнители. Ими могут быть государственные или частные организации.

При составлении ИПР для детей-инвалидов дополнительно добавляется раздел «Психолого-педагогическая реабилитация».

В нем рассматриваются мероприятия, направленные на получения образование в общем или специализированном учреждении.

Отдельно планируется работа с логопедами, коррекционные занятия. Определяются технические устройства, приспособления, используемые в процессе обучения.

Зачем необходима ИПР инвалиду?

По решению медучреждения, проводившего СМЭ, осуществляется разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Существует двоякое мнение насчет ее необходимости. Одни, не желая собирать пакет бумаг, не видят в предложении потребности.

Другие рады, что принято соответственное постановление, позволяющее получить законно множество реабилитационных мероприятий.

К оформлению ИПР никто не принуждает, но пора понять, что лицам, ограниченным по состоянию здоровья, открывается ряд дополнительных возможностей и предоставляются социальные гарантии от государства.

При обращении в некоторые государственные учреждения у инвалидов требуют данный документ. При его отсутствии придется немедленно заняться оформлением.

Обязательно предоставляется заполненная и подписанная программа реабилитации при обращении в учреждения:

  1. поступление в учебные заведения;
  2. постановка на бирже на учет в качестве безработного;
  3. получение средств реабилитации в специализированных пунктах продажи.

Имея на руках индивидуальную карту реабилитации, инвалид может рассчитывать на качественную помощь.

Случается, что из-за отсутствия средств, ограниченности бюджета, по другим причинам государственное учреждение отказывается предоставить услугу владельцу ИПР.

В подобных случаях необходимо получить от соответственного органа письменный отказ. С имеющимся заключением можно обращаться в вышестоящие инстанции для решения вопроса.

Как происходит оформление индивидуальной программы реабилитации инвалида

Чтобы пользоваться положенными привилегиями, надо знать, где получить индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Разработкой ИПР занимается Бюро медико-социальной экспертизы, расположенное по месту жительства больного. Данная структура организована при районных поликлиниках.

Ранее аналогичная работы возлагалась на ВТЭК. Исключение составляют лица, получившие инвалидность в связи с потерей зрения.

Они прикреплены не к БМСЭ, а к глазным бюро, где для них разрабатывается соответственная программа.

Документы для оформления

Разобравшись, для чего нужна индивидуальная программа реабилитации инвалида, как получить рассказываем далее.

В идеале документы для оформления отдельно собирать не приходится, если больной проходит освидетельствование, переосвидетельствование. ИПР составляется комиссией автоматически без подачи заявления.

Однако случаи бывают непредсказуемые. Многие сначала отказываются письменно от предлагаемой программы, а потом вынуждены оформлять, столкнувшись с проблемами.

В большинстве случаев порядок оформления программы реабилитации инвалидов выглядит следующим образом:

  • Больной посещает врача, берет направление на МСЭ.
  • В МСЭ предоставляется заявление, к которому прикладывается полученное направление. Обычно заявление рекомендуется писать в 2-х экземплярах, тогда один отдается в медучреждение, а второй с резолюцией о принятии остается у заявителя.
  • Приложить к заявлению нужные выписки, заключения о проведенном лечении, реабилитации.

Сроки оформления

Индивидуальная программа реабилитации инвалида 2 группы, 1 и 3 группы, оформляется в течение месяца после получения инвалидности или со дня подачи заявления.

После получения документа больной должен внимательно изучить разделы, познакомиться с предлагаемыми мероприятиями, расписаться.

Поставив подпись, владелец ИПР соглашается с предложенным перечнем мероприятий, нужных средств, других процедур.

Если имеются недовольства, разрешено отказаться от подписания документа. Однако обязательно придется указать причину несогласия.

Комиссия повторно переработает индивидуальную программу реабилитации инвалида 3 группы, а также 1 и 2-й, внесет коррективы.

Если пациент опят оказывается несогласным, можно обжаловать полученную ИПР в суде.

Заключение

Получив ИПР, инвалид не обязан следовать предписаниям, рекомендациям, указанным разработчиками.

Он может отказаться от прохождения санаторно-курортного лечения, протезирования, осмотра у указанных специалистов.

Нередко инвалиды приобретают приспособления, лекарственные препараты, технические средства для передвижения за собственные средства, требуя в дальнейшем компенсации по ИПР.

Однако возмещение услуг проводится не всегда. Оно будет обеспечено в случае, если полученная услуга рекомендована, а средство указано в перечне.

Факт покупки предмета должен быть документально подтвержден. Комиссии предоставляются чеки, копии карты и договоров об оказании соответственных услуг.

Многое зависит от правильного выбора исполнителя. Следует учитывать, что бюджет государственных медучреждений скудный.

Желательно обратиться за помощью к коммерческим фондам, помогающим реализовать подобные проекты. Возрастут гарантии получения предлагаемых услуг, их качество.

Видео: Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА)

Для реализации всего набора льгот и послаблений, которые государство гарантирует инвалиду, нужно разработать специальный план. Это индивидуальная программа реабилитации инвалида, без которой сегодня невозможно получить образование и устроиться на работу, так как она включает в себя все необходимые для претендента рекомендации относительно загрузки и физических возможностей. Итак, что же представляет собой подобный план, какие обязательные пункты он включает, для чего он предназначается и как реализовывается, будем разбираться в этой статье.

Общие положения

Индивидуальная программа реабилитации, в сокращенном варианте (ИПР) – социальная адаптация (СА) инвалида, состоящая из набора реабилитационных мероприятий, процедур, комплексов, нагрузок, которые рекомендованы претенденту с инвалидностью по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Этот план включает в себя как список самих мероприятий, так и формы, объемы, сроки, методы и порядок их реализации.

  • труда;
  • обучения;
  • медицины;
  • социальной адаптации;
  • реабилитации.

Основная задача, преследуемая реабилитационной программой, адаптированной для инвалидов – создание мер и возможностей для возобновления или возмещения тех функций, что были нарушены или утрачены ранее и необходимы претенденту в дальнейшем для выполнения определённых видов деятельности (обучение, работа).

В ИПР включают все требуемые пациенту мероприятия, определяют список нужных ему средств реабилитации и адаптации, помогающих адаптироваться в обществе, вести полноценную независимую жизнь.

Утвержденная форма


В 2015 году была утверждена стандартная форма, образец которой будет приведен ниже. Индивидуальная программа реабилитации, стабилизации и адаптации инвалида включает в себя обязательные разделы, которые определяют информацию о претенденте и другие обязательные сведения.

В Приказе Минздравсоцразвития № 287, который получил законную силу 29 ноября 2004 г., приведен пример бланка карты плана реабилитации инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации, социальной адаптации инвалида должна включать в себя обязательные разделы:

  1. Личная информация. Она объединяет сведения об образовательном, профессиональном, квалификационном уровне претендента, включает набор ограничений к трудовой деятельности.
  2. Медицинская реабилитация. Она несет в себе:
  • элементы восстановительной терапии;
  • средства реконструктивной хирургии;
  • способы протезирования и ортезирования;
  • обеспечение средствами медицинского восстановления;
  • санаторно-курортное оздоровление.

На заметку! Медицинская реабилитация направлена на восстановление, возмещение утраченных/нарушенных пациентом способностей, функций.

  1. Социальная адаптация. Этот раздел включает в себя сведения по таким вопросам, как:
  • информирование, консультирование в вопросе реабилитации;
  • юридическая поддержка инвалида , ;
    патронаж семьи социально культурного и социально психологического направления;
  • обучение адаптации к бытовой, общественной деятельности;
  • подбор оптимальных технических средств для общественно-бытовой деятельности;
  • психологические реабилитационные мероприятия;
  • социокультурные средства восстановления;
  • спортивное восстановление.

Под профессиональной реабилитацией принято понимать комплекс мер и процессов, направленных на повышение и возобновление конкурентных способностей лица на трудовом поприще.

  1. Профессиональное реабилитационное приспособление. В этот раздел ИПР входит следующий набор сведений, услуг:
  • сведения о противопоказаниях и рекомендации по допустимым условиям;
  • профессиональная ориентация претендента;
  • переобучение или первичное получение профессионального образования;
  • помощь, способствующая трудоустройству;
  • технические реабилитационные средства для профобучения.
  1. Психолого-педагогический набор реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление лиц в возрасте до 18 лет. Он включает в себя план действий по:
  • получению дошкольного образования;
  • получению общего среднего образования;
  • психолого-коррекционной работе;
  • приобретению технических средств реабилитации.
  1. Заключительная часть. В ней содержатся сведения об исполнителях, средствах и формах реализации плана, сроках его воплощения и результатах уже проведенных мероприятий.

Зачем нужна карта?

Многие претенденты задаются вопросам, зачем нужна индивидуальная программа реабилитации, какое значение такая карта имеет для инвалида? Сразу стоит отметить, что карта-план несет в себе индивидуальный набор потребностей, ограничений, противопоказаний, рекомендаций, а также адресность государственной социальной политики.

Наличие такого документа способствует более быстрому, эффективному регулированию вопроса реабилитации инвалида, упрощению взаимодействия с представителями власти всех уровней. Без индивидуальной программы реабилитации инвалидов:

  • не примут документы в СУЗ, ВУЗ;
  • не поставят на учет на бирже труда;
  • не обеспечат нужными средствами реабилитации;
  • не окажут весь набор реабилитационных услуг;
  • не создадут специальные условия для учебы, труда.

Важно! Индивидуальная программа реабилитации, социальной и трудовой адаптации инвалида – та мера, без которой сложно получить образование, новую квалификацию. А представителю с 3 группой без нее невозможно будет трудоустроиться.

Индивидуальная программа реабилитации и адаптации инвалида объединяет в себе как платные, так и бесплатные реабилитационные услуги. Те мероприятия, что не подлежат государственному финансированию, оплачиваются лицом самостоятельно. Для погашения их стоимости могут привлекаться также другие частные лица, юридические компании разных форм собственности.

В связи с чем, перечень исполнителей в индивидуальной программе, направленной на реабилитацию инвалида, может включать:

  • государственную организацию;
  • третье частное лицо;
  • юридическое лицо.

В качестве исполнителя должен фигурировать та компания (учреждение), которая готова предоставить наиболее качественные услуги по реабилитации лица с ограниченными возможностями.

Внимание! Государство обязано компенсировать стоимость тех услуг, средств, за которые инвалид успел заплатить самостоятельно.

Как организовать оформление?

Индивидуальная программа реабилитации для инвалида заполняется после вынесения соответствующего решения медико-социальной экспертизы. Образец карты предоставят по месту признания инвалидности, а именно в БМСЭ. Выбирать придется то отделение Бюро медико-социальной экспертизы, которое обслуживает пациентов по конкретному участку, району.

На заметку! Помощь в поиске нужного пациенту БМСЭ, могут оказать сотрудники районной поликлиники. Но бюро – структура, что подчиняется Минсоцразвития РФ.

Стоит также заметить, что не все пациенты с инвалидностью могут оформить карту в Бюро МСЭ районного значения. Например, инвалидность по зрению получают в специализированных офтальмологических подразделениях МСЭ. Там же им выдаются формы карты индивидуального плана реабилитации инвалида, образец которого вы найдете ниже.

Как получить карту?

Внимание! ПП о реабилитационных мероприятиях для инвалида, предусматривает, что индивидуальная реабилитационная программа инвалида должна быть разработана в тридцатидневный срок в автоматическом режиме. Не требуется никаких дополнительных заявлений.

На практике сформировался порядок действий, включающий процедуру подачи заявления на получение ИПР:

  1. Получение направления на медицинскую комиссию. Ответственным за его выдачу признан лечащий врач.
  2. Заявление на ИПР. Принимает его государственная служба медико-социальной экспертизы. Обращение фиксируется, если подано оно в письменном варианте в двух экземплярах.

Заявление включает в себя такие пункты, как:

  • наименование адресата (в ФГУ бюро медико-социальной экспертизы);
  • ФИО+адрес+контактный телефонный номер заявителя;
  • прошение претендента: «Прошу разработать для меня индивидуальную программу
  • реабилитации»;
  • дата+подпись инвалида (законного представителя);
  • подпись и виза должностного лица, с названием должности и датой заверения.

Один заполненный бланк заявления остается в бюро МСЭ. Другой экземпляр с отметкой: «Документы для разработки ИПР получены бюро МСЭ» остается на руках претендента.

Укажите в заявлении все типы реабилитации с указанием конкретных мероприятий, в которых вы нуждаетесь. Нужно учесть все средства, которые помогут вам адаптироваться в обществе, стать его полноценным членом. Если будет предложена типовая форма заявления, в которую нельзя внести дополнительные сведения, то нужно вписать такое замечание: «Прошу учесть рекомендации в приложении». Все пожелания, предложения вынести в отдельный документ приложения.

В большинстве случаев у персонала нет достаточной квалификации для определения реабилитационного потенциала претендента. Поэтому, помимо личных пожеланий по необходимым мероприятиям, целесообразно будет приложить заключения, рекомендации врачей, специалистов, которые ответственны за предоставление реабилитационных услуг. Делается это для того чтоб разъяснить сотрудникам МСЭ реальные потребности пациента.

Важно! Карта ИПР обновляется ежегодно.

Сроки

ИПР должна быть разработана в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления. Обновлять ее нужно каждый год, независимо от того установлен ли срок освидетельствования самой инвалидности. Следовательно, если даже группа установлена бессрочно, то карту нужно будет составить повторно.

ПП № 965, что вошло в действие с 13 августа 1996 года, оговаривает необходимость проработки карты для каждого инвалида.

Несмотря на то, что в Постановлении Правительства № 965 дается четкая рекомендация по проработке карт ИПР каждому инвалиду, на практике все не совсем так. В отдельных случаях специалисты БМСЭ просят родителей детей инвалидов, а также самих лиц с ограниченными возможностями, подписать заявление на отказ от разработки программы реабилитации. Аргументируют они это тем, что нет средств на желаемые мероприятия или обосновывают неэффективностью процедуры. Не нужно соглашаться на такие предложения, карта ИПР открывает новые возможности для инвалида.

Требования сотрудников МСЭ о подписании отказа от ИПР неправомерны, так как закон дает четкое требование на разработку карты для каждого инвалида.

Ели есть противоречия при заполнении

Согласие с каждым разделом ИПР претендент должен засвидетельствовать лично своей подписью. В случае если претендент не согласен с набором мероприятий или исполнителем, считает список неполным, то нужно в конце карты указать: «С содержанием карты ИПР не согласен, по причине…».

Чтоб оспорит действия сотрудников районного бюро МСЭ нужно подать соответствующее заявление с указанием нарушения в Главное бюро МСЭ региона. К жалобе нужно прикрепить копию карты. После повторного обследования и личной беседы с заявителем, компетентный орган выносит заключение по спорному вопросу.

В случае, когда требования были обоснованы, то их учитывают при составлении новой карты. Новый текст реабилитационного плана должен удостоверить председатель экспертной комиссии своей подписью и печатью ГБМСЭ. Для оспаривания решения ГБМСЭ региона нужно подать заявление в бюро медико-социальной экспертизы федерального уровня, следующая инстанция - Министерство здравоохранения и социального развития. Решение компетентным органом принимается в месячный срок.

На заметку! На любом этапе взаимодействия с МСЭ можно подавать иск в суд.

Основные моменты:

  • Инвалид может оспорить действия сотрудников бюро МСЭ в вышестоящих инстанциях.
  • В суд можно обращаться на любом этапе решения спорного вопроса.
  • Перечень реабилитационных мероприятий, включаемых в карту, не может быть меньше минимального набора услуг, средств, мероприятий, утвержденного федеральным законодательством.
  • Инвалид, его законный представитель вправе отказаться от отдельных частей или всего плана в целом.
  • При отказе от рекомендованной карты ИПР претендент теряет право на компенсацию стоимости реабилитационных мероприятий.

ИПР обязательна для выполнения ответственными органами, но для инвалида такая карта носит исключительно рекомендательный характер.

Читательские вопросы

  • Первый вопрос: Может ли претендент самостоятельно выбрать исполнителя ИПР? Будет ли отказ от исполнителя классифицироваться как отказ от плана, а значит от компенсации за реабилитационные процедуры?
    Ответ: Отказ от рекомендованного исполнителя не будет восприниматься как отказ от ИПР. Ст. 11 закона об инвалидах определяет, что заявитель вправе самостоятельно выбирать исполнителя. Можно привлечь любое физическое, юридическое лицо, независимо от формы его собственности.
  • Вопрос второй: Какие расходы, что возникают в процессе реализации ИПР, подлежат компенсации?
    Ответ: Законом о соцзащите инвалидов в России, четко сказано, что если услуга/техническое средство не может быть предложено претенденту в натуральном виде, то выплачиваются средства на их покупку. Также компенсация гарантируется, если лицо самостоятельно приобрело это средство. Но государство возмещает расходы только на утвержденные законом средства, мероприятия.
  • Вопрос третий: Куда обращаться за компенсацией?
    Ответ: За возмещением затрат на услуги, средства полученные в ходе реализации ИПР, нужно обращаться в территориальные органы фонда социального страхования.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ПМПк Директор ГКОУ РО Красносулинской

школы-интерната№1 протокол № ______ от _______ 20____ г.

«____»_________20 ____ г.

Н.А.Маликова__________

С.А.Чернышкова

Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида

Литвинова Евгения Евгеньевича

20.05.2008 года рождения

Начало: 1.09.2016г Окончание: 20.05.2026г

«О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии».

Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом психофизического развития обучающегося 1класса Литвинова Евгения.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение проходит в классе.

Цель программы : создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

2) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

3) психологическое обеспечение образовательных программ;

4) развитие учебной и познавательной мотивации;

5) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает комплексное обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающемуся в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: Летвинов Евгений Евгеньевич.

Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

Выписка из ИПР: проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, восстановление (компенсация)функций общения, речевых недостатков, соблюдение охранительного зрительного режима,

Выписка из заключения ПМПК : рекомендуется обучение по индивидуальному учебному плану с использованием элементов программы специального(коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, дозирование зрительных нагрузок, курация врача-психиатра.

Развитие психических и сенсорных процессов (индивидуальные и групповые занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления, восстановление функций общения;

Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей - сенсомоторная.Можно выделить и проследить д иагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

Особенности нервной деятельности:

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, требует к себе постоянного внимания и присмотра.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок является опекаемым. Кроме данного ребенка в семье воспитывается еще 1 несовершеннолетний ребенок. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи - хорошие.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Ответствен-ные

Диагнос-тический

Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально - психологической карты семьи);

Планирование работы учителя

Педагог-психолог,

Реализа-ции програм-мы

Реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

Коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов.

Анализа и коррек-ции

Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

Мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

Итоговое заседание ПМПк

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

Дискуссия, обсуждение, беседа;

Наблюдение;

Эксперимент;

Анкетирование, опрос;

Консультирование;

Методы групповой и индивидуальной работы;

Проективные методы;

Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы : Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений;

Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;

Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2016г.), итоговая диагностика (май 2017г.), заседания ПМПк.

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, учебные пособия.

Кадровое обеспечение:

- педагог-психолог,

Логопед;

Учитель ЛФК;

Мед. работник;

Учитель начальных классов.

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение учащегося.

Таблица 2.Содержание программы

Специалисты

Направления коррекционной работы с учащимся

Приемы работы

Методы работы

Формы работы

Результаты освоения

Рябокобыленко Е.Н.

Развитие зрительно-моторных координаций;

Развитие слухового внимания;

Развитие моторики пальцев рук;

Развитие связного речевого высказывания

Слуховые и графические диктанты;

Пальчиковая гимнастика

Совместное выполнение заданий;

Объяснение;

Построение учебного высказывания

Индивидуаль-ная;

Групповая

Понимать и принимать учебную задачу;

Ориентироваться на странице учебника, тетради, прописи;

Обратиться к учителю в случае затруднений

Учитель - логопед:

Боровинская Л.В.

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие слухового внимания и памяти;

Формирование фонематических процессов;

Формирование связного речевого высказывания

Артикуляционная гимнастика (активная и пассивная);

Составление вопросительных предложений по образцу

Демонстрация;

Объяснение;

Самостоятельное выполнение;

Отраженное проговаривание;

Упражнения артикуляционной гимнастики

Индивидуаль-ная;

Занятия 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий

Способность удерживать базовые артикуляционные позы;

Сформированность слухового внимания к речевым звукам;

Умение задать вопрос

Педагог - психолог:

Соколовская Е.И.

1)адаптация в образовательном учреждении:

Соблюдение правил поведения,

Соблюдение режимных моментов,

Осознанное выполнение обязанностей;

2)развитие высших психических функций;

3)развитие ЭВС.

Создание ситуаций успеха;

Чередование видов деятельности;

Наблюдение

Практическая деятельность

Тестирование

Групповая;

Индивидуальная

Занятия, 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий

Проявление слухового внимания на уроках;

Демонстрация слухового сосредоточения;

Проявление интереса, установление зрительного контакта

Проявление активности при выполнении заданий

Преподаватель ЛФК:

Нарижняк О.В.

Развитие зрительного и слухового восприятия

Развитие темпо-ритмической организации

Развитие координации движений

Выполнение упражнений под счет;

Выполнение заданных движений под музыкальное сопровождение;

Выполнение речевых инструкций

Совместное выполнение упражнения

Оказание направляющей помощи;

Самостоятельное выполнение ребенком

Групповая;

Занятия 2 раза в неделю по 45 минут после учебных занятий

Соблюдение темпа выполнения упражнений;

Скоординированность движений;

Понимание и принятие инструкций с первого раза

Критерии оценки эффективности программы:

Повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

Повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

Развитие личности учащегося;

Повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

Социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

Ожидаемые результаты:

Улучшения физического и психического здоровья учащегося;

Развитие его познавательной сферы;

Наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

Развития положительных качеств личности;

Улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;

Принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;

Наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;

Формирование прочных учебных умений и навыков.

Приложение 1

Литвиновым Евгением Евгеньевичем 20.05.2008 года рождения

Сроки

Коли- чество

заня-

деятельности

Сентябрь

Входная диагностикауровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

Забрамная С В, Боровик, Психолого-педагогическая диагностика,наблюдение в повседневной и учебной деятельности

Диагностика уровня школьной мотивации

НежноваТ.А. «Диагностика мотивации учения» Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе», я детей 5-7лет.» Наблюдение, контентопрос.

Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации

Игровые методы формирования учебной мотивации, (проигрывание школьных ситуаций).

Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания.

Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это? Что это?» и др.)Конструирование.

Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных представлений

«Последовательные картинки», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д.

Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы

«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.

Развитие пространственного мышления и мелкой моторики

«Танграм», «Волшебный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструктора,мозаики.

Развитие познавательных процессов.

Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.

Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения

Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

Семаго М.М. , Психолого-педагогическая диагностика.

Педагог-психолог ___________________ Е.И.Соколовская

Список литературы.

1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей

работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.

2.Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007. № 1. с. 16-22.

3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.

4.Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.

5.Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.

6.Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.

7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.

8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Просвещение, 2008.

Приложение №3

с учащимся Литвиновым Евгением Евгеньевичем

20.05.2008 года рождения

Сроки

Примеры используемых методик и упражнений

Сентябрь

Выявление знаний и умений.

Занимательные упражнения.

Развитие неречевого слуха. *Различение звуков окружающей действительности. *Неречевые звуки.

Различение звуков, которые издают школьные принадлежности.

Понятия: Один - много. Остальные. Большой - маленький. Одинаковые. Равные по величине. Длинный - короткий. Длиннее - короче.

Цвет, назначение предметов.

Дидактический материал, карточки.

Игровые методы формирования учебной мотивации.

"Цветовая угадай-ка"

*Обведение трафаретов игрушек и учебных принадлежностей. *Упражнения в раскрашивании. *Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.

Фрукты. Овощи. Одежда.

Дидактические наглядные материалы

Счеты, счетные палочки, раздаточный материал;

Математические веера;

Раздаточные карточки;

"Раскрась правильно"

Изготовление палочек. Лепка. Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч. Лепка по образцу овощей в виде формы шара. Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец.

Выделение гласного звука в начале слова (а, у, о). Введения обозначения.

Знакомство с геометрическими фигурами - треугольник, квадрат.

*Рисование геометрических фигур и знакомых предметов, основанных на геометрической форме. *Упражнение в раскрашивании и штриховании сверху-вниз, слева-направо.

картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

Картинная азбука;

Карточки для индивидуальной работы;

Настенная касса для букв разрезной азбуки;

Наборное полотно;

Моя семья. Школьные вещи. Ориентировка учащегося в ближайшем окружении (дом, адрес, члены семьи).

*Обводка трафаретов, упражнение в раскрашивании. *Штрихование.

Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник.

Трафареты

Геометрические фигуры

Уточнение артикуляции. Артикуляционная гимнастика. Разучивание звукоподражаний. Развитие слухового внимания и памяти.

Понятия: Высокий - низкий. Глубокий - мелкий. Далеко -близко, дальше -ближе, к, от.

*Различение геометрических фигур по форме и цвету. *Рисование геометрических фигур по точкам.

Игра "Найди фигуру"

Игра "Подбери картинку"

Сказка "Колобок". Сказка "Теремок". Сказка "Репка"

*Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких.

Работа с бумагой. Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям.

Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности».

Русские народные сказки.

Игра "Найди образец"

"Повтори и добавь"

Игры: «Эхо», «Поймай звук».

*Соотнесение картинок и контурных изображений животных и птиц. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.

Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы).

Игры: "Эхо", "Поймай звук"

Раскрась фигуры.

Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик).

Выделение звука в начале слова в ударной позиции.

*Рисование по данному образцу. Упражнения в штриховке. *Обозначение цвета животных цветными полосками.

Операции с предметами множества: осталось, добавить, сложить. Понятие толстый - тонкий. Уточнение и закрепление этих понятий.

"Выше, слева, правее, снизу"

Игра "Летает - не летает"

"Говори правильно"

Игра "Где спрятались игрушки"

"Найди одинаковые"

Учитель начальных классов ____________ Е.Н. Рябокобыленко

Список литературы: 1. Коррекционно - развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 - 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. - Волгоград: Учитель, 2006 г. 2. Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)

3. Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" (Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г). 4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва, «Просвещение» 2009

5. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. М., « Просвещение» 1991г.

6. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Изд. «Учитель», Волгоград 2007г.

7. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. - М., Омега, 1996г. 8. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
9. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы ». - М., 2008.
10. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». - М., 2005.
11. Волина В. «Занимательное азбуковедение». - Москва, «Знание», 2004г.;
12. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы». - М., 2008. 13. "120 уроков психологического развития младших школьников" Издательство "Ось", 2006.

Как родителям получить кресло-коляску для ребенка инвалида? Как обеспечить пожилого родственника подгузниками для взрослых? Какие технические приспособления положены глухим?

Существуют вещи, без которых инвалиду не обойтись. Бывают и такие, которые просто повышают качество его жизни. На языке медиков и юристов эти предметы называются «технические средства реабилитации». Государство гарантирует бесплатное предоставление многих из них. Тем не менее, чтобы получить необходимое устройство быстро и без проблем, надо соблюдать определенные «правила игры».

Кресло-коляска

Елена Заблоцкис , юрист Центра лечебной педагогики, рассказала, какие шаги должны предпринять родители, чтобы получить для ребенка-инвалида необходимую разновидность кресла-коляски.

Шаг 1. Подготовка к медико-социальной экспертизе

Включение любых технических средств реабилитации (ТСР) в индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА) происходит в процессе медико-социальной экспертизы (МСЭ).

После прохождения МСЭ человек получает два документа: справку об инвалидности и ИПРА. Чтобы последняя бумага была заполнена правильно, об этом нужно заботиться уже тогда, когда семья впервые обращается к лечащему врачу ребенка по поводу установления инвалидности.

По стандартной процедуре ребенка направляют на диспансеризацию ко всем необходимым врачам. Родителям важно при этом отследить, чтобы все врачи записали свои рекомендации как можно детальнее. Если речь идет о коляске, то профильным врачом может быть невролог, ортопед, хирург, и этот специалист долженподробно описать, какая именно коляска нужна ребенку.

Существует документ, которым обычно руководствуются врачи: это «Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации ». В нем перечислены заболевания, при которых выдаются те или иные ТСР, а также противопоказания, при которых использование конкретного технического средства пациенту запрещено. Тем не менее, напоминать врачу о записи рекомендаций все равно необходимо.

Елена Заблоцкис советует не ограничиваться посещением одного специалиста, а обратиться в разные лечебные организации, в том числе негосударственные, имеющие соответствующую лицензию. При этом врачу, составляющему направление на МСЭ, надо предоставить абсолютно все собранные рекомендации, хотя он и не обязан включать в документ каждую из них, так как имеет право на собственное профессиональное мнение.

Шаг 2. Медико-социальная экспертиза

Получив направление, родители идут записывать ребенка на МСЭ. Важно приобщить к документу копии тех рекомендаций, которые не были в него включены, продолжает Елена Заблоцкис. Копии надо сопроводить заявлением: просим при проведении МСЭ учесть рекомендации таких-то специалистов.

В ходе МСЭ составляется индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА). В форме этого документа есть раздел, посвященный ТСР, который делится для детей-инвалидов на три подраздела (для взрослых – на два). Первый – это ТСР, которые обеспечиваются за счет федерального бюджета и включены в федеральный перечень. Второй – ТСР, которые обеспечиваются за счет субъекта Российской Федерации (в каждом регионе есть отдельный перечень), или за свой счет. Третий – услуги и средства реабилитации, которые можно приобрести за счет средств материнского капитала.

Родителям надо заранее ознакомиться со всеми перечнями – и с федеральным, и с региональным, и с перечнем того, что можно получить за счет материнского капитала. А затем просить МСЭ – лучше письменно, зарегистрировав свою просьбу как входящий документ – о включении всего необходимого в ИПРА.

Зачем это делать? Врачи не всегда досконально изучают эти перечни, отмечает Елена Заблоцкис.

Кроме того, родители должны отследить, чтобы характеристики необходимой коляски были адекватно отражены в ИПРА. Особенно важно это может быть для детей со множественными нарушениями развития. Коляска, которая не соответствует потребностям ребенка, вызывает риски вторичных осложнений.

Если в ИПРА не попадает ТСР с необходимыми для ребенка характеристиками, то этот документ можно обжаловать в течение месяца. Основанием для обжалования является рекомендация специалиста.

Шаг 3. Получение технического средства

В регионах уполномоченным органом, выдающим ТСР, может быть Фонд социального страхования или орган исполнительной власти субъекта федерации (департамент социальной защиты, например).

Пишется заявление: прошу обеспечить меня в соответствии с ИПРА таким-то ТСР.

Если в наличии есть коляски, подходящие по своим характеристикам для конкретного ребенка, то подбирается одна из них. Если их нет, то уполномоченный орган должен провести торги для закупки соответствующих колясок.

Здесь выходят на первый план рекомендации ИПРА – насколько они подробны. Родителю могут сказать: есть только такие коляски, берите, других не будет. Если предложенная коляска не соответствует рекомендациям ИПРА, то родитель пишет заявление и просто констатирует этот факт. Если же коляска не подходит только с точки зрения родителя, то ему придется подробно написать в своем заявлении, почему не подходит коляска, может быть, даже опять обратиться к врачу, чтобы тот более точно перечислил характеристики нужного ТСР.

Бывает, что получение ТСР затягивается. В таком случае надо жаловаться в вышестоящий орган, по подчиненности, советует юрист. Если вы уже везде пожаловались, а «воз и ныне там», значит, надо идти в прокуратуру.

Шаг 4. Если вы сами купили ТСР

Вы можете самостоятельно купить кресло-коляску для ребенка-инвалида, а потом получить компенсацию от государства. Елена Заблоцкис рекомендует сначала запросить в письменной форме размер компенсации по конкретному виду коляски. Этот размер определяется по последней закупке. То есть вам дадут ровно столько денег, сколько потратило государство на аналогичный товар, когда приобретало его в последний раз.

Если, получив ответ, семья принимает решение купить ТСР самостоятельно, важно проследить, чтобы документы о покупке были оформлены надлежащим образом. Из них должно быть ясно видно, какая именно коляска была приобретена.

Затем семья обращается в уполномоченный орган с заявлением о компенсации, с приложением документов о покупке. Если выплата компенсации затягивается, юрист вновь советует писать жалобы или даже обращаться в прокуратуру.

Шаг 5. Кресло-коляска сломалось

Эта ситуация урегулирована законодательно. Если кресло-коляска вышло из строя, нужно обращаться в уполномоченный орган (департамент соцзащиты или ФСС, в зависимости от региона) с заявлением о проведении медико-технической экспертизы. Специалисты оценят ТСР с точки зрения возможности его ремонта. На основании их заключения кресло-коляску отремонтируют за государственный счет, или же выдадут новое.

Родители могут сами отремонтировать ТСР, основываясь на заключении медико-технической экспертизы, а потом получить компенсацию.

Показания и противопоказания

Согласно законодательству, показаниями для получения кресла-коляски могут быть стойкие «выраженные» или «значительно выраженные» (II и I группы инвалидности) нарушения двигательных функций, вызванные заболеваниями суставов, позвоночника, центральной и периферической нервной системы. Нарушения той же степени выраженности функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и т.д. А также «умеренные» нарушения (III группа инвалидности), связанные с ампутацией одного бедра или двух стоп.

В случае, если «выраженные» нарушения имеются и в функциях верхних конечностей, а также в случае системных заболеваний костно-мышечной системы и определенных нарушений функций кровообращения и дыхания, рекомендуется использование коляски с электроприводом.

Этот вид ТСР противопоказан, если инвалиду нельзя сидеть. Кроме того, коляски с электроприводом нельзя использовать, если у пациента тяжелое психическое расстройство или некоторые другие заболевания.

Сроки, на которые выдаются кресла-коляски : комнатные с ручным приводом – не менее 6 лет; прогулочные с ручным приводом – не менее 4 лет; с электроприводом – не менее 5 лет.

Подгузники для взрослых

Благотворительный фонд «София » подготовил для «Милосердия.ru» «дорожную карту», как получить бесплатно подгузники для взрослых. Источник информации – один из московских территориальных Центров социального обслуживания.

Шаг 1

Врач-терапевт районной поликлиники делает запись в карте о необходимости прохождения МСЭ. Он же выдает «посыльный лист», с которым пациент начинает обход врачей для разработки ИПРА.

Шаг 2

ИПРА составляется в Бюро МСЭ. Этот документ должен обязательно выдаваться на руки вместе с «розовой» справкой об инвалидности.

В случае, если человек не согласен с содержанием ИПРА, он может обжаловать его в вышестоящем Бюро МСЭ.

Шаг 3

Абсорбирующее белье и подгузники выдаются в Пункте выдачи ТСР в территориальном центре социального обслуживания (ТЦСО) по ИПРА. При постановке на обслуживание в ТЦСО понадобятся паспорт, справка об инвалидности, ИПРА, паспорт доверенного лица, получающего ТСР, СНИЛС, медицинский полис.

При получении этого вида ТСР может возникнуть только одна трудность: его выдают раз в месяц, сразу на весь месяц. Поэтому необходим транспорт или помощники для доставки на дом (это правило действует в том ТЦСО, который предоставил информацию, возможно, в других местах можно получать абсорбирующее белье и подгузники не раз в месяц, а чаще).

Купить этот вид ТСР можно самостоятельно, а потом получить компенсацию по отпускным ценам Департамента труда и социальной защиты, точную сумму надо узнавать уже при получении ТСР. Раньше цены разнились, но сейчас практически не различаются.

Показания и противопоказания

Подгузники выдают инвалидам с выраженными или значительно выраженными (II и I группы) нарушениями функции выделения. Противопоказанием является аллергическая реакция на материал подгузников. Срок пользования изделием – не более 8 часов.

Телефонное устройство с текстовым выходом.

Начальник отдела реабилитации Всероссийского общества глухих Александр Иванов рассказал «Милосердию.ru», какие «камни преткновения» можно встретить, получая техническое средство реабилитации для глухих.

«В свое время мы добились, чтобы в федеральный перечень технических средств и услуг для инвалидов, которые выдаются бесплатно, включили и телефоны с текстовым выходом, и телевизоры с телетекстом, слуховые аппараты, световые и вибрационные сигнализаторы звука», – сообщил он.

Региональные отделения общества готовы оказывать помощь инвалидам в получении всех этих приспособлений, а также в получении услуги сурдоперевода, напомнил Иванов. Зачем такая помощь нужна?

Сотрудники медико-социальной экспертизы могут просто не вписать в ИПРА необходимое для конкретного человека устройство. «Зачем глухому телефон, рассуждают они, – пояснил Иванов. – Мы говорим, что это глупости. Ведь можно и СМС передавать, и видеоизображения. Мобильные телефоны крайне необходимы для глухих».

Если инвалид сам купит себе необходимое телефонное устройство, он должен быть готов к тому, что размер компенсации может оказаться очень маленьким. Например, 800 рублей, в то время как телефоны с необходимыми характеристиками стоят значительно дороже. Хотя, в некоторых регионах закупают достаточно качественные технические средства для глухих, отметил эксперт.

Александр Иванов рекомендует обращаться за консультацией в региональные отделения общества глухих еще на этапе подготовки к МСЭ и составлению ИПРА. Дело в том, что помимо федерального перечня ТСР, выдаваемых инвалиду за счет государства, в каждом регионе существует свой перечень. Не исключено, что какие-то виды необходимых глухим технических устройств можно отыскать там.

Иванов также советует инвалидам по слуху приходить на МСЭ в сопровождениисурдопереводчика , чтобы устранить любое недопонимание со стороны сотрудников экспертизы.

Главное – все делать вовремя, потому что опротестовать решение МСЭ и внести изменения в ИПРА можно только в течение месяца.

Что касается получения телефонного устройства, то в Москве этот вид ТСР предоставляет департамент социальной защиты, а в большинстве регионов – Фонд социального страхования, отметил Иванов. Выдают в Москве эти устройства по месту жительства, в Центрах социального обслуживания (ЦСО), сказал он.

Показания и противопоказания

Телефонные устройства с текстовым выходом выдают в случае нарушения слуховых функций на уровне I и II групп инвалидности. Противопоказанием является «острота зрения единственного или лучше видящего глаза менее 0,05 с коррекцией и/или концентрическое сужение поля зрения менее 10 градусов». Срок использования ТСР – не менее 7 лет.

Что такое ИПРА?

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) – это оптимальный для данного инвалида, по мнению МСЭ, комплекс мер, призванных восстановить или компенсировать нарушенные функции его организма, а также помочь ему выполнять определенные виды деятельности.

ИПРА включает в себя оздоровительные мероприятия, технические средства реабилитации, а также ряд услуг. Такое же название носит и документ установленного образца, в котором перечислен комплекс мер, ТСР и услуг, положенных инвалиду.

В случае несогласия с содержанием ИПРА инвалид (или его законный представитель) может подать письменное заявление в региональное Главное бюро МСЭ.

При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПРА оформляется новое направление на МСЭ.

Существует федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставление которых государство гарантирует инвалиду. Он включает следующие пункты.

Реабилитационные мероприятия :

  1. Восстановительная терапия (включая лекарства).
  2. Реконструктивная хирургия.
  3. Санаторно-курортное лечение.
  4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
  5. Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации.

Технические средства реабилитации:

  1. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
  2. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
  3. Протезы и ортезы.
  4. Ортопедическая обувь.
  5. Противопролежневые матрацы и подушки.
  6. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
  7. Специальная одежда.
  8. Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения.
  9. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
  10. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
  11. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
  12. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
  13. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
  14. Телефонные устройства с текстовым выходом.
  15. Голосообразующие аппараты.
  16. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
  17. Абсорбирующее белье, подгузники.
  18. Кресла-стулья с санитарным оснащением.

Услуги:

  1. Ремонт технических средств реабилитации.
  2. Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
  3. Предоставление услуг по переводу русского жестового языка

Нина Кайшаури

Какая информация содержится в индивидуальной программе реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) разрабатывается медицинской комиссией в бюро МСЭ. Собственно, это и есть результат работы этой самой комиссии. Если человека признали инвалидом – значит должна быть составлена эта карта.

Какую информацию содержит документ:

  1. Анкетные данные инвалида – его полное имя, дату рождения, возраст и пол. В карте галочкой отмечается наличие российского гражданства и подробный адрес (если человек не имеет определенного места жительства это тоже отмечается), контактный телефон;
  2. Часть раздела ИПР посвящена полной информации об учреждении, которое направило человека на комиссию;
  3. В ИПР указывается профессия и стаж работы инвалида, его квалификации на момент освидетельствования, состоит или нет на учете в центре занятости;
  4. Далее идут сведения о присвоенной в результате экспертизы группе, причинах инвалидности и дата ее установления, впервые или нет разработана карта, степени ограничения к разным сферам жизнедеятельности;
  5. Большая часть карты посвящена подробному описанию реабилитирующих мероприятий, включающих профобразование, необходимость в реконструктивной хирургии и протезировании, санаторно-курортном лечении;

Важно! В карте инвалид ставит свое согласие на содействие в поисках подходящей для него работы.

  1. Медкомиссия в индивидуальной программе реабилитации размещает заключение о стойкости нарушения функций в результате заболевания или травмы и рекомендует мероприятия по социальной и медицинской реабилитации. В таблице, содержащей рекомендации, указано, кто должен исполнить эти конкретные пункты. Особенно важен раздел, посвященный техническим средствам реабилитации и протезно-ортопедическим изделиям.

Карта должна быть разработана комиссией в 30дневный срок с момента установления инвалидности. Чтобы ее разработали, нужно подать соответствующее заявление в МСЭ. Лучше написать его в двух экземплярах и на втором потребовать поставить отметку о принятии. Так вы получите хоть какую-то гарантию, что процедура не затянется надолго.

Что дает индивидуальная программа реабилитации инвалиду?

Эта карта – необходимый документ буквально в всех инстанциях. Если ребенок-инвалид поступает по квоте в высшее учебное заведение – нужно предъявить ИПР, если человек становится на учет в центре занятости – тоже. Карту спросят в фонде социального страхования для оформления путевки в санаторий и заявки на бесплатные средства реабилитации. Одним словом, без нее просто никуда.

Важно! Сведения о необходимых средствах реабилитации вносятся в карту в соответствии с федеральным перечнем. Если вы реально нуждаетесь, к примеру, в специализированной кровати, вам могут ее не вписать, так как она не входит в перечень, но если вы будете настаивать, кровать внесут, а в графе «Исполнитель» проставят «самостоятельно». Зачем это нужно? Если вы будете обращаться в благотворительные организации или, к примеру, в профсоюз, вы сможете аргументировать свою просьбу о помощи, подтверждая ее наличием необходимого ТСР в карте.

Скорее всего, в комиссии МСЭ вам предложат типовой бланк заявления, в который нельзя вписать никаких дополнительных, но очень важных для вас пожеланий. В этом случае в конце заявления припишите требование о рекомендация в приложении и сделайте лист приложения, в который запишите все ваши нужды. Требования по внесении рекомендаций в карту следует подтвердить заключениями специалистов. Карту разрабатывают на год, но вы можете потребовать ее нового выпуска и раньше, для этого придется снова пройти всю комиссию. Рекомендации по прохождению комиссии МСЭ мы описывали с в статье « « .

Совет! Некоторые МСЭ идут на серьезные нарушения, предлагая инвалидам (в основном представителям несовершеннолетних инвалидов) отказаться от разработки ИПР. Ни в коем случае не соглашайтесь!

Что делать, если вас не устраивает составленная индивидуальная программа реабилитации?

В каждом разделе карты при ее получении вы должны расписаться. Это подтверждает, что вы согласны с ее содержимым. Не торопитесь. Внимательно прочитайте содержимое раздела и в случае несогласия так и на пишите: не согласен и укажите причину. После вы сможете обжаловать решение местной комиссии в региональном бюро. Если там признают ваши требования законными, вы дадут новую карту. Если и там не найдете понимания – обращайтесь в федеральное МСЭ и суд.

Подробнее, как обжаловать решение МСЭ прочитайте по этой .

Для исполнителей, указанных в ИПР, ее содержимое – руководство к обязательным действиям, но инвалид сам может отказаться от рекомендаций МСЭ. Все услуги носят заявительный характер, так что если вы не обратитесь за их получением – то и не получите.

Обратите внимание, что исполнители реабилитационных мероприятий – не конкретные организации, а их тип – то есть фонд социального страхования (а не конкретный филиал), органы социальной защиты и так далее. Если конкретная организация по месту жительства отказывается от выполнения назначений ИПР – требуйте от них письменный отказ и идите в суд.

Что делать, если вас не устраивают средства реабилитации, бесплатно предоставленные по ИПР?

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в большинстве регионов осуществляется фондом социального страхования. В некоторых – органами социальной защиты. Закупки ТСР и ПОИ осуществляются через систему государственных контрактов и торги. Очень часто качество изделий, поставляемых бесплатно, не устраивает инвалидов. Это и понятно: когда ведется поиск самых дешевых изделий, ничего хорошего ждать не приходится. Есть две альтернативы:

Первая – аргументированно требовать именно то изделие, которое вас устраивает, писать жалобы во все инстанции от вышестоящего начальства до прокуратуры. Практика показывает, что в большинстве случаев инвалид выигрывает и ФСС заключает под него индивидуальный контракт.

Бороться и искать, найти и не сдаваться

Порядок исполнения рекомендаций ИПР пока нельзя назвать полностью отработанным. Существует много нюансов и расхождений, которые выматывают нервы и силы. Не сдавайтесь и держите все под контролем. Заранее ознакомьтесь с перечнем возможных реабилитационных услуг, проконсультируйтесь и получите заключение от лечащего врача о необходимых вам изделиях. Поверьте, очень многие люди, упустившие этот момент, выходят из МСЭ с пустыми картами, а потом хватаются за голову. В ваших интересах вписать в индивидуальную программу все, что только можно, а потом уже вы сами решите, что из рекомендованного стоит получать.