Ретенционное образование яичника – что это такое, и как его лечить? Кистозное образование правого яичника

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) , ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) , ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) .

Небезынтересно отметить, что право на образование, как это ни покажется удивительным, особенно в наше время, когда идут интенсивные процессы сближения европейских государств в области образования,-единственное из социальных прав, присутствующее в упомянутом Протоколе 1 кевропейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод , и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в частности, о таких важнейших концептах данного права, как:

а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),

б) обязанности государства в области образования и обучения 3 и

в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями. 4

В Конституции Российской Федерации (1993) общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43, текст которой полагаем необходимым привести здесь полностью:

Прежде, чем дать характеристику собственно права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, следует определить его места и роли как элемента системы прав человека.

Понятие «права и свободы человека», несмотря на, казалось бы, его исключительно широкое распространение в современный период, не имеет, однако, единого и признаваемого всеми толкования. Тем не менее, есть некоторые такие моменты, которые при любой трактовке отражают природу и существенные свойства того, что находит отражение в данном понятии.

Первое. В этом понятии отражается факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных индивидуальных, групповых либо общественно значимых потребностей и интересов (личных (гражданских), экономических, политических, социальных, культурных).

Второе . Эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своего социального места и той роли, которую он и грает (или может играть) в обществе, а с другой – признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. Под таким углом зрения права и свободы естьодновременно и социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов (а), и своего рода политико и юридически оформленное посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства государства согласие последнего с этими притязаниями и на их удовлетворение, защиту и охрану (б).

В подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества 5 и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни. 6

Третье. Притязания могут носить как естественный, так и социальный характер. В первом случае они отражают потребности и интересы, присущие каждому человеку как биосоциальному существу, во втором – потребности и интересы, присущие индивиду как гражданину конкретного государства. В этом плане становится понятным различие между правами и свободамичеловека игражданина. Что же, кстати говоря, касается прав и свобод личности, то в данном случае мы имеем дело со своего интеграцией первых двух аспектов, поскольку понятие личности так или иначе связано с особенностями сочетания «человеческого» и «гражданского» по мере социализации конкретного человека.

Четвертое. Права и свободы есть гарантированные действующим законодательством меры возможного, дозволенного и, тем самым, ограниченного в определенных нормативно-правовых рамках социально значимого поведения различных участников общественных отношений. В этом смысле понятие «права и свободы» находится в одной смысловой плоскости, и даже в известном отношении совпадает по своему содержанию, с понятием «юридические субъективные права», относящемуся к содержанию всякого правоотношения.

Пятое. Несмотря на свою смысловую близость, понятия «права» и «свободы» как центральные категории теории прав человека (Л.И. Глухарева, В.М. Капицын, Е.А. Лукашева, Р.А. Мюллерсон и др.) все же не являются равнозначащими.Права – это социальные притязания, предполагающиеактивную роль государства в их обеспечении, защите и охране (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на жилище и т.п.).Свободы – социальные притязания, предполагающие, напротив,пассивную роль государства в реализации соответствующими субъектами своих потребностей и интересов (свобода слова, слова вероисповедания, свобода политических объединений и т.п.). 7 Иначе, государство как ведущий социальный институт общества не может и не должно произвольно, т.е. по своему личному усмотрению,незаконно вмешиваться в реализацию таких индивидуально и социально значимых актов. Другое дело, когда такие свободы используются в ущерб другим людям, обществу и государству т.е. имеет место злоупотребление этими свободами. В этом случае государство не просто может, но уже обязано действовать активно в интересах прав и свобод других членов общества, самого общества и своих собственных государственных –интересах. Но именно здесь и возникает исключительно важный, сложный и практически всегда актуальный вопрос о критериях и способах вмешательства государства в реализацию прав и свобод.

Проведенный краткий экскурс в теорию прав человека дает возможность раскрыть сущность и содержание понятия «право на образование» более предметно. Учитывая сказанное, характеристика понятия «право на образование» может быть представлена следующими положениями.

1. Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей (либо иных законных представителей – опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.

2. Данные притязания выражаются, как можно сделать вывод из результатов буквального толкования слова «каждый», любым человеком, независимо от места его рождения и проживания, половых, расовых, рациональных, религиозных и иных особенностей. Это вполне понятно, поскольку такого рода притязания могут иметь место только в человеческом обществе. Вне его такие притязания бессмысленны. Применительно к праву на образование каждый человек каждый может притязать на обеспечение общественными институтами его конструктивной социализации через получение, усвоение и освоение определенного багажа знаний, умений и навыков.

В то же время, слово «каждый» имеет абстрактный характер, абстрактный в том смысле, что любой человек находится не только в «общечеловеческих» связях с другими людьми, но и, что особенно важно, в достаточно строго определенных политико-правовых связях с конкретных государством и его законодательством, являясь гражданином (подданным) такого конкретного государства. Тем самым, гражданину, имеющему в зависимости от типа государства, политического режима, господствующего в данном обществе, особенностей политико-правового статуса этого гражданина, различный «набор» прав и свобод, корреспондирует и набор обязанностей государства (а в его лице и общества) по гарантированию этих прав и свобод, как естественных, так и социальных.

Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании. 8

3. Право на образование, точнее, его осуществление предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Конечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все же именно государству как ведущему социальному институту, определяющему вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость». И когда в средствах массовой информации порою ставится вопрос, кто же должен главным «ответственным» за образование – общество или государство – такая постановка вопроса, на наш взгляд, в корне неверна. Иное дело, что конкретное государство на том или ином этапе своего развития в лице конкретных своих представителей (Президента, правительства, высших органов управления образованием) проводит непродуктивную, непродуманную стратегию своей политики в области образования, с чем мы сталкиваемся в последние годы в нашей стране. Однако, это никоим образом не ведет к выводу что государство как ведущий социальный институт «должно» быть исключено из числа субъектов управления образованием.

4. Всякое право, в том числе и право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те – к появлению других прав и т.д. В других случаях мы видим, что некоторые права просто сливаются с обязанностями (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания, но после того лишь, как между ним и образовательным учреждением будет заключен трудовой контракт).

Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста (этот возраст различен в разных странах), до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ (см. выше). Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других – полное общее среднее образование (Украина), в третьих – начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

Первое. Право на образование естьинтегральное право , которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека – социальным, культурным, гражданским (личным).Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.

Право на образование есть одновременно икультурное право. Ведь именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности. Именно образование есть определяющий фактор формирования у человека и им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как Личность.

Право на образование есть, наконец, игражданское ,личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями. Тем самым человек оказывается в ситуациинеобходимости , т.е.обязанности выбора того или иногопрофессионального образования. Однако, законодательно, в т.ч. конституционно, гарантируется не обязанность, а именно возможность такого выбора, исходя из того, получение профессионального образования, равно как и общего, не является чьей-то привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения, способностей, вправе (имеет законодательно обеспечиваемую возможность) получатьлюбое образование.

Как можно видеть, в данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленными реалиями в области реализации права на образование. Об этих коллизиях и некоторых других, связанных с ними моментах, ниже будет сказано более подробно.

Второе. Право на образование естьконституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Конституции РФ максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, в котором ведущее место занимаютзакон РФ «Об образовании» (1992) иФедеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Эти законодательные акты, равно как и подзаконные образовательные нормативно-правовые акты, выступающие источниками российского образовательного права, будут предметно рассмотрены в главе 4 настоящего пособия.

Третье. Право на образование естьправо относительное. В теории прав человека выделяютсяабсолютные (основные) права человека и праваотносительные. Критерием такого различения выступает возможностьограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).


Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (введение такого ограничения, повторим, возможно только федеральным законом) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например,право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др.Относительные права – права, которые могут федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное правоможет быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

Четвертое. Право на образование –право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя эдукологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагаетдоступность образования для каждого. Доступность образования – это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.


Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается и другим противоречием - усилением неравенства в доступе к образованию в том плане, что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, которые хотят получит или уже получают образование.

Другое противоречие тесно связано с предыдущим и отражает усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений. Объективно увеличивающиеся запросы системой образования по финансированию своего развития сопровождается сокращением финансового обеспечения государством даже «своего» – государственного – сектора системы образования. Ярким тому примером может служить принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, в соответствии с которым государство ясно дало понять, что оно все дальше, прежде всего, в финансовом отношении, отдаляется от нужд образования.

Более подробно доступность образования раскрывается в п.3 ст. 2 закона РФ «Об образовании» как принцип, на котором основана образовательная политика государства и общества. В этом законе, в отличие от Конституции РФ, доступность образования как принцип образовательной политики получила юридическое закрепление в иной формулировке, а именно какобщедоступность образования. В ст. 5 того же закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального положения; места жительства; отношения к религии, убеждения; партийной принадлежности; наличия судимости. Не вдаваясь в детали логико-понятийного анализа, можно констатировать, что основное содержание обоих понятий – «доступность образования» и «общедоступность образования» – практически совпадает.

Как можно видеть, доступность образования в законодательном конституционном) смысле определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой дается в следующем разделе, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным неюридическим ограничителем права на образования.

Возможной причиной является нарушение оттока из железистой структуры органа. Ретенционное образование яичника – это доброкачественная опухоль, возникшая на основе фолликула: будущая яйцеклетка не выходит из яичниковой ткани, став фактором формирования жидкостной полости в яичнике.

Ретенционное образование в яичнике

Появляться в разных местах человеческого организма. Частый вариант – жидкостное образование в детородной и гормонально активной структуре женского организма: новообразование в яичниках рассматривается, как фактор риска по онкологическим заболеваниям, но чаще всего врач при обследовании выявляет функциональные опухоли.

– это полость с жидкостью, которая возникает при нарушении оттока из железистой ткани (retention- задержка или сохранение). В большинстве случаев заболевание не требует проведения хирургического вмешательства – при правильно поставленном диагнозе врач после очередной менструации не найдет опухоль в области придатков матки.

Механизм формирования функциональной кисты

Ежемесячно в одном из яичников происходит овуляция (разрыв фолликула и выход готовой к оплодотворению яйцеклетки). На фоне гормональных нарушений или при хроническом воспалении может возникнуть ановуляция – сохранение ткани. Редкие ановуляторные циклы не оказывают серьезного негативного влияния на женский организм, но при часто повторяющихся нарушениях естественного хода событий могут возникнуть следующие заболевания и состояния:

  • ановуляторное бесплодие;
  • расстройства менструального цикла;

Механизм появления ретенционного образования состоит из следующих последовательных событий:

  1. Созревание доминантного фолликула;
  2. Ановуляция (отсутствие разрыва и сохранение мелкой кисточки на яичнике);
  3. Постепенное накопление жидкости в кистозной полости с увеличением размера до 30-50 мм в диаметре;
  4. Исчезновение жидкостного образования после менструации.

Функциональная киста – это тонкостенное и однокамерное жидкостное образование небольших размеров, которое появляется и исчезает в зависимости от фазы менструального цикла.

Варианты и локализация функциональных яичниковых кист

Обнаружение кистозной опухоли в любом из яичников – это повод для проведения обследования: важно поставить точный диагноз и выбрать оптимальную тактику лечения. Выделяют 3 основных варианта ретенционных кист:

  1. Фолликулярная (величина до 50 мм);
  2. Лютеиновая (размер может достигать 80 мм).
  3. (не связана с яичником, величина длительное время не изменяется).

В первом случае кистозная полость формируется на основе ановуляции (из фолликула, который не стал яйцеклеткой), во втором – из желтого тела (функционально активная ткань, возникающая после овуляции), в третьем – врожденный дефект, не оказывающий негативного влияния на работу яичников. Чаще выявляются функциональные кисты правого яичника, что объясняется лучшим кровоснабжением правых придатков матки и сравнительно более частым появлением доминантного фолликула справа.

Ретенционное образование левого яичника встречается реже, но эта локализация ничем не отличается от правостороннего месторасположения кистозной полости. В большинстве случаев киста обнаруживается при ультразвуковом сканировании, выполняемом с профилактической или диагностической целью.

Симптомы функциональной кисты в ткани яичника

Женщина крайне редко предъявляет жалобы при наличии небольшой кисты в любом из яичников. Основным проявлением заболевания являются следующие нарушения менструального цикла:

  • приход критических дней с задержкой на 2-6 дней;
  • скудные и короткие месячные;
  • обильная менструация после непродолжительной задержки;
  • длительная задержка очередной менструации (до 2-3 недель).

При увеличении кистозной полости до 4-5 см в диаметре могут возникнуть следующие симптомы:

  • тянущие боли в нижних отделах живота;
  • ощущение тяжести;
  • проблемы с опорожнением мочевого пузыря или прямой кишки (при давлении кисты на соседние органы).

Для женщин, мечтающих о деторождении, негативным проявлением ретенционных кист являются следующие проблемы:

  • сложности с наступлением желанной беременности;
  • невынашивание (самопроизвольное прерывание беременности на малых сроках);
  • замершая беременность.

В каждом конкретном случае наличие функционального образования проявляется индивидуально: часть женщин даже не догадываются о наличии проблем с яичниками, часть – не могут зачать малыша и при обследовании выявляется ретенционное образование, в редких случаях из фолликулярной кисты формируется кистома, требующая хирургического вмешательства.

Эхопризнаки заболевания

Является основным методом диагностики ретенционных кист в яичнике. Выделяют следующие эхопризнаки кистозного новообразования:

  1. Наличие полости в яичнике, размером до 3-8 см;
  2. Жидкое и однородное содержимое без дополнительных включений;
  3. Тонкие стенки полости (не более 1 мм);
  4. Гладкая внутренняя поверхность;
  5. Однокамерное образование;
  6. Овальная форма
  7. Наличие дефекта в яичниковой ткани;
  8. Нормальная ткань яичника в непосредственной близости к кисте.

Важный признак ретенционной кисты – феномен самоликвидации: после менструации при проведении УЗИ врач не обнаружит кистозную полость в том месте, где была жидкостное новообразование. В редких случаях опухоль не исчезает и постепенно увеличивается, что является поводом для углубленного обследования и проведения хирургической операции.

Как часто вы посещаете гинеколога (не во время беременности)?

Пожалуйста, выберете 1 верный ответ

Раз в год

Общий балл

Раз в полгода

Общий балл

Каждые 2-3 месяца или чаще

Общий балл

Уже не помню, когда была в последний раз

  1. Нормализация менструального цикла;
  2. Восстановление овуляции;
  3. Отсутствие повторного кистообразования в яичниках;
  4. Наступление желанной беременности.

Выявленное ретенционное образование в яичнике требует проведения УЗ исследования и использования лекарств, устраняющих гормональные расстройства. При отсутствии лечения могут возникнуть осложнения (рост кисты, формирование кистомы, бесплодие, стойкие нарушения менструаций). Важно аккуратно и точно выполнить назначения врача, чтобы предотвратить серьезные проблемы с репродуктивным и женским здоровьем.

Здравствуйте. При УЗИ у меня обнаружили полостное образование в яичнике, вероятно, ретенционное. Врач назначил лекарства и предложил сделать повторное исследование после менструации. Может, нужна операция? Ирина, 28 лет.

Здравствуйте, Ирина. Наличие в яичнике кистозной полости с жидким содержимым далеко не всегда требует проведения хирургической операции. При предположении о наличии ретенционного образования необходимо в динамике сделать трансвагинальное УЗ исследование – чаще всего при правильном использовании рекомендаций врача после месячных киста исчезнет. Если этого не произойдет и жидкостное образование увеличиться в размерах, то возможно потребуется операция.

Задать бесплатный вопрос врачу

С опухолью это новообразование связывает только внешний вид. От опухоли оно отличается тем, что внутри ретенционной кисты, имеющей тонкую и прозрачную стенку, находится жидкость и, что очень важно, такое образование является в большинстве случаев доброкачественным, оно не влияет на появление метастазов в других органах женского тела и лишь в редких случаях может переродиться в онкологические заболевания. Ретенционная киста является самой распространенной и, в большинстве случаев, безобидной разновидностью кист.

Виды ретенционных образований

Ретенционные образования можно разделить на несколько видов:

  • Киста жёлтого тела - является образованием из жёлтого тела , расположенного в яичниках, функция которого заключается в выделении гестагена (женского полового гормона), который отвечает за подготовку матки к размещению оплодотворенной яйцеклетки, что происходит в один из дней менструального цикла.
  • Фолликулярная киста - образование из фолликула. В норме фолликулы, содержащие яйцеклетку, должны разорваться при её созревании, высвобождая её из яичника. Иногда этот процесс дает сбой, фолликул может не лопнуть, и на его месте появляется кистозное образование.
  • Параовариальная киста, возникающая в придатке яичника. Коварность этого кистозного образования заключается в его медленном росте, отсутствии каких-либо симптомов, а потому сложности раннего диагностирования. Такая киста может достигнуть огромных размеров, её вес может достигать нескольких килограмм.
  • Эндометриоидная киста, диагностируемая на фоне развития эндометриоза - процесса возникновения доброкачественных разрастаний за пределы матки. Характерными симптомами такого кистозного образования являются тошнота, боли внизу живота во время менструации, нередко потеря сознания.

Причины возникновения ретенционной кисты левого и правого яичника

Симптомы ретенционных кист яичников

Существуют общие симптомы при имеющихся ретенционных кистах в правом и левом яичниках . Это изменения гормонального фона, нарушение репродуктивной функции, сбой менструального цикла, боли внизу живота и увеличение его объема. Однако есть и некоторые различия в симптоматике ретенционных кист в правом либо левом яичнике.

Ретенционное образование левого яичника, симптомы

При имеющейся ретенционной кисте левого яичника методом пальпации левой подвздошной области можно определить присутствие опухолевидного образования, при разрыве которого возникает напряжение мышц брюшной стенки, иначе называемое клиникой острого живота и являющееся причиной острых болей в левой половине живота.

Ретенционное образование правого яичника, симптомы

Ретенционное образование правого яичника также является объемным образованием, прощупываемым справа в подвздошной области. Пациентку могут беспокоить ноющие боли в нижней правой части живота. Сильно увеличенное в размерах данное образование правого яичника часто приводит к нарушению пищеварения и проблемам желудочно-кишечного тракта.

Диагностика ретенционных образований

Ретенционное образование правого яичника

Симптомы разрыва образования правого яичника могут быть идентичными клинической картине острого аппендицита, а также схожими с онкологическими заболеваниями кишечника, яичника и внематочной беременностью. Дифференциальная диагностика в этом случае предполагает обязательное ультразвуковое исследование не только органов малого таза, но и брюшной полости, а также диагностическую лапароскопию.

Ретенционное образование левого яичника

Клиническая картина ретенционной кисты левого яичника имеет сходства с онкологическим образованием в сигмовидной кишке, апоплексией яичников, онкологическими заболеваниями яичника , трубной беременностью. Такие обследования, как ультразвуковое исследование органов брюшной полости, диагностическая лапароскопия и рентген сигмовидной кишки, предварительно заполненной бариевой взвесью, иначе называемый иригоскопией, являются обязательными при проведении дифференциальной диагностики в данном случае.

Лечение ретенционной кисты яичника

В современной медицине существует два действенных метода терапии кистозных образований такого типа:

  • Наблюдение, обоснованное способностью некоторых ретенционных образований к инволюции, т.е. обратному развитию и полному исчезновению. Выжидательная позиция, при которой повторный визит к гинекологу и ультразвуковое исследование назначается через несколько месяцев, может иметь свой позитивный результат и приятно удивить пациентку отсутствием прежде диагностированной кисты.
  • Удаление - метод оперативного вмешательства, назначаемый при наличии ярко выраженных симптомов: сильной боли внизу живота, клинике острого живота, повышением температуры тела, тошноте, сильно увеличенных и склонных к росту размеров образования, во избежание попадания содержимого лопнувшей кисты в брюшную полость, что сопровождается асептическим воспалением, а также при подозрении на то, что она может быть злокачественной.

На сегодня одним из самых распространенных и наиболее эффективных методов проведения инвазивного вмешательства по удалению кистозных образований является лапароскопия. Её суть заключается во введении необходимых хирургических инструментов и видеокамеры сквозь несколько небольших разрезов в брюшной стенке. Рассечения делаются в соответствии с местом локализации кисты. Лапароскопия правого яичника проводится с правой стороны стенки живота, левого, соответственно, с левой.

Как проводится лапароскопия правого яичника и левого

После проведения полного предварительного обследования и получения результатов клинических анализов, при условии полного отсутствия каких-либо противопоказаний, назначается операция. Длительность проведения её небольшая, травматичность минимальна, однако, как любое оперативное вмешательство, она требует внимания и аккуратности со стороны хирурга, так как от его профессионализма и правильных действий зависит целостность здоровых тканей яичника. Поэтому к выбору специалиста, который будет проводить вам лапароскопию, следует подойти со всей ответственностью.

Самые важные и интересные новости о лечении бесплодия и ЭКО теперь и в нашем Telegram-канале @probirka_forum Присоединяйтесь!

Что такое ретенционное кистозное образование на яичнике? Ретенционная киста яичника – это похожая на опухоль полостная структура на одном или обеих половых железах, внутренность которой заполнена жидкостью или густой субстанцией с кровью. В отличие от опухоли, ретенционные яичниковые структуры не подвергаются раковому перерождению.

К видам ретенционных кист относят:

  1. Фолликулярную кисту яичника, которая формируется из не лопнувшего своевременно фолликула, как это в норме происходит в период овуляции (выхода яйцеклетки). Обычно рассасывается сама за 2 – 3 месячных цикла.
  2. Параовариальную кисту, образующуюся еще в период внутриутробного развития. Никогда не рассасывается, удаляется только оперативным путем.
  3. Кисту желтого тела, формирование которой связано с нарушением развития и регрессии желтого тела после овуляции. Способна регрессировать без лечения за 2 – 4 менструальных цикла.
  4. Эндометриоидную кисту, растущую из клеток слизистого слоя матки, которые проникают в яичник. Этот вид кисты лечить нужно обязательно, сочетая медикаментозный и оперативный способ лечения.

Способы терапии

Если возникает ретенционное образование на яичнике, врач на основании диагностических данных анализирует параметры кисты, вероятность осложнений, сопутствующие состояния, включая беременность и ее планирование, внутренние болезни и возраст пациентки.

При небольших размерах кистозной капсулы, отсутствии заметных симптомов выбирают тактику выжидания и постоянного отслеживания любых изменений. В случае роста образования, удаление ретенционной кисты становится единственно правильным решением.

Важно понимать, что каждый вид ретенционной кисты имеет свои особенности течения, развития и лечения.

В гинекологической практике чаще встречается ретенционная киста правого яичника в силу более активного кровоснабжения его тканей. Но лечение не зависит от того, где возникла киста - справа или слева.

Однако симптомы, которые дает ретенционное образование правого яичника, нередко путают с признаками воспаления аппендикса, а ретенционная киста левого яичника по клиническим признакам имеет сходство с опухолью сигмовидной кишки.

Физиопроцедуры

Если диагностируется ретенционная киста яичника, то в случае фолликулярного образования или при кисте желтого тела врач может назначить специальную физиотерапию для ускорения рассасывания, включая:

  • электрофорез;
  • магнитофорез, электромагнитофорез;
  • ванные радоновые;
  • индуктотермию.

Важно. Физиопроцедуры с наружным прогреванием запрещены при малейшем подозрении на онкологию, при повышении температуры и любых воспалительных процессах. Запрещено загорание под прямыми лучами солнца, сауны, бани, парилки, горячие ванны.

Медикаментозное лечение

Что касается лекарств, то, как правило, они назначаются, если ретенционная киста яичника относится к разрастанию желтого тела и эндометриодному образованию.

Следует понимать, что эндометриоидное ретенционное образование яичника не исчезнет под воздействием одних только медикаментов. Это возможно в редких случаях на начальной стадии процесса, когда очаг из клеток эндометрия в яичнике очень мал.

Лекарства позволяют затормозить рост кисты и предотвратить рецидивы распространения клеток эндометрия из матки в органы малого таза. Курс лечения обычно продолжается минимум 2 – 3 месяца.

Традиционные препараты:

  1. Гормональные средства, которые замещают стероиды, продуцируемые яичниками. К ним относят:

  • эстрогенсодержащие препараты (Климара, Овестин, Синестрол, Овипол Клио);
  • средства с прогестероном (Дюфастон, Прожестин, Праджисан, Кринон);
  • новый препарат с диеногестом – Визанна, подавляющий развитие эндометриоза.
  1. Комбинированные противозачаточные таблетки, содержащие два гормона, для нормализации соотношения между количеством разных стероидов в женском организме (Фемоден, Джесс, Диане 35, Ярина, Марвелон, Жанин, Ригевидон, Логест, Триквилар, Новинет).
  2. Препараты, снижающие уровень сахара в крови, одновременно нормализующие массу тела и месячный цикл, стимулируя овуляцию. Только под регулярным отслеживанием уровня глюкозы (Метформин, Сиафор, Глюкофаж, Форметин, Гликон).
  3. Средства, подавляющие выработку мужских стероидов – андрогенов. Позволяют приостановить функцию яичников, замедляя разрастание кист и предотвращая формирование новых структур (Андрокур, Верошпирон).
  4. Противовоспалительные средства. Снимают воспалительный процесс, подавляют рост кисты (Ибусан, Фаспик, Ибупрофен, Диклофенак, Мовалис, Нимесулид).
  5. Анальгетики и спазмолитики. Убирают болевой синдром, уменьшают спазмы. Но-шпа или Дротаверин, Спазмолгон, Кетонал.
  6. Успокоительные (седативные) препараты (Афобазол, Новопассит, Нейрофазол, Мебикар, настойки корня валерианы, травы пустырника, пиона уклоняющегося).

Дозы этих препаратов назначает только лечащий врач, на основании исследования крови на гормональный состав, поскольку только специалист способен проанализировать отклонения от нормы. Кроме того, объем назначенных медикаментов будет зависеть от вида кисты.

Самостоятельное применение средств может только спровоцировать рост ретенционной кисты и ухудшить ситуацию.

Хирургическое лечение

Операционное лечение обязательно:

  • в случае параовариальной и эндометриоидной кисты;
  • если ретенционное образование левого яичника, правого или на обеих половых железах разрослось до критической величины (обычно – более 60 мм);
  • при угрожающих жизни осложнениях, включая разрыв, нагноение кисты, перекручивание ее ножки;
  • при подозрении на злокачественное перерождение тканей.

Если небольшая ретенционная киста во время лечения гормональными препаратами уменьшается, то терапию продлевают до ее полной регрессии. Но в случае, когда консервативные методы не тормозят разрастание кисты, решается вопрос об операции.

Проводят 2 типа операций в зависимости от величины образования, противопоказаний, возраста и желания женщины забеременеть в будущем, к ним относят:

  1. Лапароскопическое удаление образования, при которой удаление кисты проводится через малые разрезы в брюшной стенке. Операция безболезненна, малокровна.
  2. Лапаротомию кисты яичника, проводимую при крупных кистозных образованиях, в случае развития раковых клеток, при распространении эндометриоза на смежные с яичником органы, а также – в случае осложнений.

Лечение народными средствами

Домашние методы лечения ретенционной кисты с использованием проверенных рецептов могут использоваться параллельно с медикаментозным и хирургическим лечением, но не подменять их.

Часто врачи запрещают применение трав с фитоэстрогенами (природными веществами с гормональным действием) совместно с гормональными фармакологическими препаратами. Кроме того, стоит иметь в виду, что фитоэстрогены способны неконтролируемо изменить действие базовых лекарств.

Относиться к применению трав, целебных веществ следует также, как к лекарственным средствам. Многие из них противопоказаны при определенных внутренних болезнях (патологии почек и печени, аллергические реакции, повышенная вязкость крови, склонность к инсульту и другие), поэтому консультация врача до начала их употребления обязательна.

Некоторые рецепты:

  1. Березовый гриб-трутовик чага.

Применяется в виде лекарственного средства Бефунгина для лечения опухолей, включая кистозные образования на яичниках. Его используют минимум три месячных цикла (с перерывом на менструацию) по столовой ложке до еды трижды в день.

Приготовленный дома целебный настой из чаги, даст еще более выраженный результат благодаря повышенному содержанию полезных веществ. Берут 600 граммов чаги, заливают теплой водой и настаивают 8 часов для разбухания сырья. Размягченный гриб размельчают в блендере, добавляют 3 литра воды, нагревают смесь до 50С (не допуская кипения) и настаивают 3 суток при 19 – 25 С. Процеживают, разбавляют в 2 раза кипяченой водой и держат в холоде (не дольше 4 – 5 дней).

Лечение начинают сразу после менструации, заканчивают при наступлении следующих месячных. В первые 3 дня пьют трижды в сутки по половине стакана настоя за 30 минут до еды. Затем дозу повышают до 200 мл.

  1. Боровая матка, красная щетка, зимолюбка.

Три целебных растения – боровая матка (ортилия однобокая), зимолюбка зонтичная и красная щетка (родиола четырехчастая) – содержат биологически активные вещества, которые усиливают действие друг друга и обладают такими свойствами:

  • снижают свертываемость крови;
  • нормализуют гормональный фон и работу эндокринных желез (надпочечников, яичников, щитовидки);
  • предотвращают развитие рака;
  • снимают воспаления, боли.

Начинают лечение ретенционной кисты сразу по окончании месячного женского кровотечения.

Отвары из боровой матки и зимолюбки готовят одинаково: из одной столовой ложки сухой травы, залитой горячей водой 250 мл. Держат на паровой бане 10 минут, настаивают 4 часа и хранят в прохладе. Если травы куплены в аптеке, отвары готовят по инструкции.

Отвар красной щетки делают из 300 мл воды и столовой ложки корешка. Кипятят 10 минут на паровой бане, настаивают час.

Как пить:

  • первые 7 дней пьют по 50 мл отвара боровой матки за час до еды трижды в сутки;
  • затем 7 дней по 100 мл три раза в день натощак пьют настой красной щетки;
  • третья неделя – настой зимолюбки по полстакана утром.

После менструации курс повторяют. Чтобы усилить результат лечения ретенционной кисты, добавляют чайную ложечку меда (на сутки) и витамин E (по инструкции к применению). Стандартный курс – 3 – 4 месяца.

ikista.ru

Ретенционная киста яичника

Яичники - это парные органы репродуктивной системы женщины, в которых созревают половые клетки (яйцеклетки) и выделяются половые гормоны (эстрогены, андрогены, прогестерон). Яичник состоит из стромы - верхняя тонкая оболочка и фолликулов, содержащих яйцеклетки, на разных этапах роста и созревания.

Каждый месяц один из дозревших фолликулов лопается и выделяет яйцеклетку, этот процесс называется овуляция. При нарушении процесса овуляции и развиваются кисты яичников, которые напоминают опухоль яичника, но в отличие от нее не дают метастазы в лимфатические узлы и другие органы.

Ретенционная киста яичника - это объемное образование на поверхности органа, характеризующиеся наличием тонкой герметичной стенки с жидкостью внутри. Чаще всего в роли жидкости выступает кровь.

Причины

Причиной развития заболевания считают нарушение процесса овуляции, который может возникать вследствие:

  • Увеличения выработки эстрогена в яичниках. Данный гормон влияет на вязкость слизи в матке и в фаллопиевых (маточных) трубах, высокий процент вязкости затрудняет выход яйцеклетки из фолликула или полностью препятствует овуляции.
  • Нарушение продукции гонадотропных гормонов. Данные гормоны синтезируются в гипофизе (центральный орган регуляции эндокринных желез) и являются тропными к яичникам. Гонадотропные гормоны осуществляют регуляцию менструального цикла, овуляции, участвуют в созревании фолликулов.

К причинам нарушения выработки гормонов в гипофизе относят:

  • опухоль головного мозга;
  • наследственную предрасположенность;
  • болезнь Иценко-Кушинга;
  • недоразвитие гипофиза;
  • геморрагический инсульт (кровоизлияние в головной мозг);
  • закрытые или открытые черепно-мозговые травмы;
  • вирусный менингит или энцефалит.

Так же можно выделить группу женщин, которые наиболее предрасположены к возникновению ретенционных кист. К ним относятся лица, имеющие один или несколько предрасполагающих факторов:

  • ожирение;
  • избыточная масса тела;
  • эндокринные заболевания (гипотиреоз, сахарный диабет);
  • алкоголизм;
  • курение;
  • аборты в анамнезе;
  • тяжелый физический труд, профессиональное занятие культуризмом, тяжелой атлетикой;
  • прием гормональных препаратов, и в частности бесконтрольный, самостоятельный прием оральных контрацептивов;
  • эндометриоз - тяжелое заболевание, связанное с занесением клеток эндометрия в яичник.

Эндометрий, как в матке, так и в яичнике изменяется под воздействием менструального цикла (созревает, растет, увеличивается в объеме, отторгается организмом и выходит из него в виде месячных). Матка по средствам влагалища соединена с окружающей средой и не создает препятствия для выхода эндометрия. Со временем вокруг клеток образуется капсула, которая ежемесячно увеличивается в объеме за счет прилива крови.

Классификация

По виду выделяют:

  1. Фолликулярную кисту, образовавшуюся из фолликула, который не лопнул в процессе овуляции.
  2. Кисту желтого тела, которая образовывается из фолликула, в котором нарушаются процессы заживления после того как произошла овуляция.
  3. Параовариальную кисту, образовавшуюся из придатка яичника. Данные кисты растут сравнительно медленно, но достигают огромных размеров и весят несколько килограмм.
  4. Эндометриоидную кисту (механизм развития описан в «Причинах заболевания»).

Симптомы

Ретенционная киста небольших размеров протекает бессимптомно. Диагностируется обычно случайно при прохождении плановых осмотров у гинеколога. Такие кисты протекают без осложнений и в большинстве случаев рассасываются самостоятельно.

При росте кисты наблюдаются следующие симптомы:

  • увеличение в объеме живота;
  • асимметрия передней брюшной стенки;
  • боли внизу живота, усиливающиеся при физической нагрузке, половом акте;
  • тошнота;
  • редко - рвотные позывы;
  • запоры;
  • нарушение менструального цикла.

При развитии осложнений симптоматическая картина меняется:

  • для разрыва кисты характерно:
  • бледность кожных покровов;
  • липкий пот;
  • увеличение частоты дыхания;
  • увеличение частоты сердечных сокращений;
  • снижение артериального давления, вплоть до наступления шокового состояния;
  • резкие боли по всей поверхности живота распирающего характера;
  • мышцы передней брюшной стенки напряжены;
  • возможна потеря сознания;
  • для нагноения капсулы кисты характерно:
  • повышение температуры тела до 39,00С и выше;
  • озноб;
  • головокружение;
  • тошнота, рвота кишечным содержимым;
  • резкая головная боль;
  • боли внизу живота, рези, спазмы;
  • увеличение частоты сердечных сокращений и артериального давления;
  • для перекрута ножки кисты характерно:
    • резкие боли внизу живота;
    • рвота;
    • потеря сознания;
    • задержка мочеиспускания;
    • задержка стула.

Диагностика

    1. Осмотр врача гинеколога является первым этапом, который позволяет заподозрить заболевания. Во время осмотра, возможно, выявить кисту только средних или больших размеров методом бимануальной пальпации. Метод заключается во введении двух пальцев правой руки во влагалище, а пальцы левой руки располагаются на передней поверхности брюшной стенки снизу. Левой рукой врач сначала прощупывает правую нижнюю область, а затем левую при этом придатки матки (фаллопиевы трубы и яичники) располагаются между пальцами двух рук, что позволяет определить размеры и очертание органов. Для ретенционной кисты яичника будет характерно увеличение размера органа, поверхность и структура остается неизмененными.
    2. Лабораторные методы обследования.
      • Общий анализ крови при неосложненных кистах будет в пределах нормы, при разрыве кисты будет характерно снижение количества гемоглобина и эритроцитов, увеличение количества ретикулоцитов, при перекруте ножки кисты или при ее инфицировании характерно - увеличение лейкоцитов, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, увеличение СОЭ (скорости оседания эритроцитов).
      • Общий анализ мочи при неосложненных кистах будет в пределах нормы, при осложненных кистах наблюдается увеличение плоского эпителия и лейкоцитов в поле зрения.
      • Анализ крови на гормоны гипофиза, характерно отклонение от нормальных значений в ту или иную сторону.
    3. Инструментальные методы обследования.
      • УЗИ (ультразвуковое исследование) яичников позволяет выявить ретенционную кисту, определить ее размеры, выявить наличие или отсутствие осложнений.
      • Биопсия кисты под контролем аппарата УЗИ выполняется для дифференцирования кисты от опухоли, а так же для определения содержимого в пузыре (серозная жидкость, кровь, гной или клетки злокачественной опухоли).
      • КТ (компьютерная томография) или МРТ (магнитно-резонансная томография) яичников обычно назначается редко, так как для установления окончательного диагноза достаточно данных УЗИ-обследования. С помощью данных методов можно более детально изучить кисту, минусом является высокая цена обследования.
      • Пункция заднего свода влагалища. Метод заключается в проколе задней стенки влагалища шприцом с аспирацией содержимого. Если в шприце появляется кровь - это свидетельствует о разрыве кисты и кровотечении из фолликула.
      • Диагностическая лапароскопия - введение в полость малого таза через разрез на передней брюшной стенки эндоскопа. Метод применяется при невозможности обследовать яичник с помощью аппарата УЗИ, КТ или МРТ, а так же при подозрении на злокачественную опухоль. Лапароскопия достаточно травматичный метод обследования, но дает 100% данные о структуре и типе кисты, так же с помощью лапароскопа можно пунктировать кисту, остановить кровотечения, а малые кисты можно полностью удалить.

      При кистах небольших и средних размеров тактика врачей выжидательная, которая заключается в ежемесячном наблюдении за пораженным яичником при помощи аппарата УЗИ, приеме гормональных контрацептивов (Жанин, Новинет и пр.) по схеме, предложенной Вашим лечащим врачом и курса народного лечения, о котором должен быть осведомлен лечащий врач.

      • Применяется следующие народные рецепты:
        • Перетереть 0,5 кг калины через мелкое сито чтобы отделить ягоды от косточек, к полученному свежевыжатому соку добавить жидкий мед в соотношении 1:1. Смесь храниться в холодильнике, принимать по 1 чайной ложке утром натощак. Курс лечения 2 - 3 месяца.
        • Листья черной смородины, листья тысячелистника, листья крапивы, полынь, цветки ромашки, пастушьей сумки, бессмертника, корень девясила, плоды боярышника и тмина взять в равной пропорции и измельчить, используя блендер. 2 столовые ложки полученной смеси засыпают в термос и заливают 1 литром горячей кипяченой воды. Настой начинают принимать спустя сутки по 1/3 стакана за 30 минут до употребления пищи. Длительность лечений 1 - 2 месяца.
        • 1 - 2 раза в неделю применение ванночек из сбора трав (цветки календулы, пижмы, листья мать-и-мачехи, березы, трава крапивы, полыни, чабреца, тысячелистника, корень девясила).
      • При быстром росте кисты или при больших размерах кисты выполняют лапароскопическую операцию. В условиях операционной, под спинальной анестезией выполняют 3 - 4 разреза брюшной полости, в которые вводят эндоскопическую трубку, источник света и вспомогательные инструменты (щипцы, коагулятор (электрод для выполнения надрезов и прижигания сосудов), аспиратор, биопсионную иглу и пр.).
        • В кисту вводят иглу, аспирируют все ее содержимое, затем аккуратно отсекают капсулу от яичника, при необходимости яичник ушивают, источники кровотечения прижигают.
        • Кистозный пузырь выводят через один из надрезов на передней брюшной стенки и отправляют в микробиологическую лабораторию для исключения вирусной инфекции или рака.
        • Послеоперационную рану ушивают, ставят дренажи. Через 4 - 5 дней при неосложненной операции пациента выписывают домой.
      • При осложненных кистах яичника выполняют лапаротомию. Операцию проводят в условиях операционной под общим наркозом. На передней стенке брюшной полости производят срединный разрез, в область операционного поля выводят патологический яичник.
        • При разрыве кисты место на яичнике иссекают и ушивают, при разрыве кисты средних размеров - резецируют часть яичника, при кисте больших размеров - могут удалить яичник полностью (резекция).
        • При перекруте ножки кисты отсекают кисту, яичник ушивают.
        • При гнойном поражении яичника аспирируют содержимое капсулы биопсионной иглой, саму кисту удаляют, стараясь не повредить целостность, захватив на 2 см в здоровые ткани. После резекции кисты яичник ушивают. В случае нагноившейся кисты больших размеров яичник резецируют.

        После проведения всех манипуляций операционную рану ушивают, ставят дренаж и накладывают плотную асептическую повязку. Выписка таких пациентов домой проводится не раньше чем через 1,5 - 2 недели.

        В случае диагностирования параовариальной кисты выполняют срединную лапаротомию, резецируют яичник и маточную трубу со стороны поражения.

      • разрыв кисты;
      • нагноение кисты;
      • перекрут ножки кисты.
      • рациональное питание;
      • занятие спортом (фитнес, плавание, аэробика);
      • борьба с лишним весом;
      • планирование беременности;
      • использование методов контрацепции;
      • прием гормональных контрацептивов только по назначению врача гинеколога;
      • ежегодные профилактические осмотры;
      • санитарно-просветительная работа среди населения.

eva-health.ru

Ретенционная киста яичника: причины, симптомы и лечение

Яичники – парные органы, которые продуцируют половые гормоны и яйцеклетки, обеспечивают поддержание менструального цикла и беременности в случае ее наступления. Если на их поверхности образуются кисты, что происходит достаточно часто, все эти процессы нарушаются и, соответственно, перед женщиной встает немало задач – как предотвратить осложнения и наладить работу репродуктивной системы? Так как кисты бывают разных видов, то, естественно, что каждая из них требует индивидуального подхода к лечению. Сейчас же мы поговорим о том, что представляет собой ретенционная киста яичника, из-за чего она возникает и как лечится, ведь этот тип образования чаще диагностируется у женщин репродуктивного возраста.

Механизм развития

Чтобы понять, что представляет собой подобная опухоль, необходимо сначала разобрать механизм ее возникновения. Основной причиной формирования кисты считается закупорка выводных протоков желез в придатке. Явление могут провоцировать различные факторы, например:

  • Нарушения в период эмбрионального развития.
  • Проникновение в железу инородного тела.
  • Образование рубцовой ткани.
  • Появление в железе секреторного сгустка и т. д.

В результате закупорки протока, в железе начинает скапливаться жидкость, что влечет за собой растяжение ее оболочки и образование своего рода пузыря, внутренние стенки которого полностью выстелены эпителием самой железы или ее протока.

Данная киста относится к образованиям функционального типа и, в зависимости от того, где она появилась, ее подразделяют на несколько видов:

  • фолликулярная;
  • параовариальная;
  • лютеиновая.

Важно! Киста не является злокачественным образованием, хоть и похожа на него. Главное отличие от рака в том, что она не способна пускать метастазы в соседние ткани, так как ее рост не происходит по причине разрастания патологических клеток. Однако это не говорит о том, что лечить такое образование не нужно! Длительно развивающиеся тератомы, в том числе и ретенционные, могут перерождаться в рак.

Причины

Чаще киста диагностируется у женщин детородного возраста, так как именно в этот период придатки являются наиболее активными. Каждый менструальный цикл в них формируется несколько структур, которые занимаются выработкой секрета. В первой половине менструального цикла продуцирование данного секрета осуществляется в усиленном режиме. Это необходимо для того, чтобы фолликулы и находящиеся в них яйцеклетки нормально созревали.

Однако такой усиленный приток секрета зачастую провоцирует закупорку выводного протока, в результате чего и образуется пузырь, заполненный патологической жидкостью. И если говорить о том, что является отправной точкой в развитии кисты, то необходимо выделить следующие состояния:

  • Нарушение процесса овуляции – фолликул не вскрывается, и яйцеклетка остается внутри его, что становится причиной увеличения его объема.
  • Сбой в рассасывании лютеинового тела, которое формируется сразу же после вскрытия фолликула.
  • Врожденные аномалии, на фоне которых киста начинает закладываться еще в период эмбрионального развития.

Эти состояния провоцируют следующие факторы:

  • Патологии, сопровождающие нарушение уровня гормонов в организме (заболевания щитовидки, воспаление придатков и т. д.).
  • Длительный прием оральных контрацептивов.
  • Нестабильная половая жизнь.
  • Медикаментозные и хирургические аборты.
  • Гормональный дисбаланс, возникающий при беременности, во время полового созревания или наступления менопаузы.
  • Частые стрессы.
  • Травмы органов репродуктивной системы, полученные при падении, ударе или оперативном вмешательстве.

В большинстве случаев у женщин диагностируется киста правого яичника. Обуславливается это физиологическими особенностями организма. Правый придаток наиболее активно снабжается кровью, поэтому в нем чаще возникают различные патологические процессы. Образование левого яичника выявляется у женщин редко и причиной его появления зачастую становятся нарушения в эмбриональном развитии.

Симптоматика

Прежде чем рассматривать симптомы, которыми проявляются кисты, необходимо сказать, что некоторые их виды могут исчезать уже через несколько менструальных циклов. К таким относятся фолликулярные образования и тератомы желтого тела. А параовариальные кисты, к сожалению, не обладают такой способностью и требуют постоянного контроля.

Пока образование маленькое, то женщина может и не подозревать о том, что имеется такая патология, так как никаких симптомов ее развития она не замечает. Единственное, что может беспокоить женщин в этот период – задержка менструального цикла, которая составляет 2 – 3 дня. Однако многие даже и не придают значения таким нарушениям менструального цикла, а потому и не обращаются к врачу.

Если киста не рассасывается и продолжает расти, то этот процесс сопровождается выраженной симптоматикой, которая включает в себя:

  • Дискомфорт внизу живота.
  • Напряжение мышц передней стенки живота.
  • Боль, возникающая при физической активности, поднятии тяжестей, вступлении в половой акт и т. д.
  • Изменение субфебрильной температуры (она повышается до 37,5 – 37,7 градусов).
  • Слабость, недомогание.
  • Головокружения.
  • Тошнота, которая нередко дополняется рвотой.
  • Появление мажущих кровянистых выделений из влагалища вне менструации.
  • Задержки месячных, которые могут достигать нескольких недель.
  • Сбои в работе кишечника, проявляющиеся запорами, диареей, вздутием живота и т. д.

Эти симптомы возникают в результате того, что, когда киста достигает больших размеров, она начинает сдавливать близлежащие ткани. Это может проявляться болью, дискомфортом, признаками воспаления, частыми позывами к мочеиспусканию и т. д.

Возможные осложнения

Если не лечить кисты, образующиеся на придатках, они продолжают увеличиваться в объемах и это может привести к определенным осложнениям, среди которых находятся:

  • Перекрут кисты, влекущий за собой некроз тканей.
  • Разрыв стенок образования, в результате чего происходит развитие перитонита.
  • Воспаление тела кисты с последующим нагноением, что также провоцирует возникновение опасных для женщины состояний.

Важно! Эти осложнения сопровождаются выраженным болевым синдромом, повышением температуры до 38 градусов и выше, а также тошнотой и рвотой. На фоне разрыва кисты отмечается сильное кровотечение.

Кроме того, появление ретенционного образования на поверхности яичника влечет за собой временное бесплодие, поскольку нарушается менструальный цикл.

Диагностика

Кисты выявляются при гинекологическом осмотре. Однако этот метод не позволяет получить всей необходимой информации об образовании. Поэтому следующим этапом диагностики является проведение ультразвуковое исследование органов малого таза.

УЗИ показывает место расположения образования (на правом или левом яичнике), его форму, толщину стенок, а также консистенцию его содержимого. В том случае, если во время исследования у врача появились подозрения на перерождение кисты в раковую опухоль, то дополнительно применяется КТ, МРТ, биопсия и сдача такого анализа, как онкомаркер СА-125. Все эти диагностические методы являются информативными и выявляют рак еще на первых стадиях его развития, что позволяет своевременно провести оперативное вмешательство и избежать негативных последствий.

Способы лечения

При маленькой кисте терапию проводят только консервативным путем. Так как причиной появления образований зачастую являются гормональные нарушения в организме, лечение включает в себя прием гормональных препаратов, которые подбираются строго в индивидуальном порядке.

Обязательным дополнением к гормональной терапии является:

  • Прием поливитаминных комплексов.
  • Диета.
  • Соблюдение режима дня.
  • Занятия легкими видами спорта (плавание, фитнес и т. д.).

При этом пациентке запрещается:

  • Курить.
  • Употреблять спиртные напитки.
  • Посещать сауны и бани.
  • Принимать горячие ванны.

Если медикаментозное лечение не дает положительных результатов и отмечается прогрессивный рост кисты, назначается операция. Проводят ее несколькими способами – лапароскопическим и лапаротомическим. Первый метод используется при кистах маленьких размеров, второй – при больших образованиях.

При отсутствии осложнений, во время хирургического вмешательства врачам удается сохранить яичник и его функциональность. А потому после окончания лечения женщина вполне может забеременеть и родить здорового ребенка.

Киста – это не приговор. Ее легко можно вылечить без последствий. Главное, это своевременно обнаружить проблему и приступить к ее устранению.

stopkista.ru

Ретенционная киста яичника

Главная → Статьи → Заболевания → Гинекология → Ретенционная киста яичника

Ретенционная киста яичника – это новообразование, возникающее на одном из двух яичников женщины, которое представляет собой капсулу, наполненную кровью или жидкостью. Такие кисты обычно возникают у представительниц прекрасного пола в репродуктивном возрасте. Стоит ли их опасаться? Что они собой представляют и как их лечить?

На видео: акушер-гинеколог, врач высшей категории, доктор медицинских наук, профессор Тер-Овакимян Армен Эдуардович.

Разновидности

Врачи различают ретенционную кисту правого яичника и левого яичника, в зависимости от того, где локализуется образование.

К ним относятся:

  • фолликулярные, которые образуются из фолликула и по статистике являются наиболее распространенными;
  • кисты желтого тела, появляющиеся в желтом теле, которое располагается в яичнике в определенные дни менструального цикла и начинает продуцировать половые гормоны гестагены;
  • параовариальные, образующиеся из придатков яичника у маточной трубы.

Все разновидности объединяет то, что они имеют тонкую прозрачную стенку капсулы и никогда не перерождаются в злокачественные опухоли. Кроме того, ретенционные фолликулярные и кисты желтого тела нередко исчезают сами спустя 2-3 менструальных цикла. Причем так же неожиданно, как появились.

Симптомы. Диагностика

Часто никак себя не проявляют и обнаруживаются случайно в результате планового осмотра у гинеколога. Однако нередко женщина может ощущать тянущие боли в области низа живота справа или слева, в зависимости от того, где располагается образование. Неприятные ощущения могут усиливаться при физической активности или во время полового акта. Между менструальными кровотечениями могут появляться мажущие выделения.

Вот почему так важно раз в год проходить регулярные осмотры у гинеколога. Ведь если у Вас нет никаких жалоб, это совсем не значит, что в Вашем организме не протекает заболевание в скрытой форме. Чтобы определить наличие опухоли гинекологу достаточно провести пальпацию во время осмотра и ультразвуковое исследование.

Ярко выраженные симптомы Вы почувствуете в том случае, если произошел разрыв кисты. При разрыве содержимое изливается в брюшную полость, появляются сильнейшие боли, повышается температура. Возникают симптомы «острого живота» – напряжение мышц и сильный болевой синдром. В этом случае требуется незамедлительное лечение!

Лечение

Если образования не достигают большого размера, достаточно медикаментозной терапии с помощью оральных гормональных средств. В течение 3-х месяцев необходимо наблюдение – регулярные осмотры гинекологом и проведение ультразвуковых исследований. В большинстве случаев такого лечения достаточно.

Осложнения

Но у ретенционных кист есть и осложнения, особенно часто они происходят, если она не обнаружена вовремя и уже достигла большого размера.

Первое – перекручивание ножки. При этом происходит ущемление сосудов, нарушается кровоснабжение, происходит некроз кисты. Обычно при этом женщина чувствует сильную боль в животе. Требуется немедленное оперативное вмешательство.

Второе – нагноение. Происходит в том случае, когда присоединяется какая-либо инфекция. Также требуется хирургическое вмешательство с последующей антибактериальной терапией и наблюдением у гинеколога.

Третье – разрыв кисты. Из-за того, что стенки капсулы очень тонкие, риск разрыва высок. Также необходима операция с последующим гормональным лечением и наблюдением у доктора.

Будьте внимательны к собственному здоровью. Если Вам поставили диагноз «ретенционная киста правого или левого яичника», регулярно проходите осмотры у гинеколога, чтобы следить за динамикой. Чем большего размера достигает образование, тем выше риск осложнения!

Администратор свяжется с Вами для подтверждения записи. ММЦ «ОН КЛИНИК» гарантирует полную конфиденциальность Вашего обращения.

www.onclinic.ru


2018 Блог о женском здоровье.

Женские болезни, связанные с половой системой, очень опасны. Они могут привести не только к бесплодию, но и к развитию рака. Одним из таких заболеваний является киста правого яичника. Если вовремя не обратить внимание на ее появление, то последствия могут быть серьезными. Кистозное образование правого яичника - это доброкачественное образование, которое появляется в женском организме с правой стороны. Причина новообразования, а также внутреннее накопление кисты зависит от ее происхождения.

Лютеиновая киста правого яичника - это заболевание, которое возникает в результате большого количества факторов. Несмотря на то что в современной медицине есть возможность диагностирования кисты правого яичника, причины возникновения до сих пор остаются загадкой.

Одной из наиболее распространенных причин функционального изменения в организме является изменение гормонального фона. Кроме того, жидкостное образование левого яичника и правого может быть связано со следующими нарушениями:

  • Постоянный стресс и нервные потрясения.
  • Сбой работы яичников.
  • Воспаление яичников и маточных труб.
  • Нарушение в работе щитовидной железы, а также проблемы с весом.
  • Аборт.
  • Нарушение менструального цикла.

Все перечисленные факторы могут вызвать заболевание, и в зависимости от определения причины производится лечение кисты на яичнике.

Симптомы кисты

При диагностировании чаще всего врачами обнаруживается киста правого яичника. Пациент приходит к врачу не потому, что что-то болит, а для того чтобы провести профилактический осмотр. И в результате него обнаруживается болезнь, лечение которой необходимо проводить сразу, чтобы оно не привело к серьезным последствиям. Как правило, размер новообразования может быть не больше 3 сантиметров. К основным симптомам можно отнести:

  • Боли, возникающие периодически внизу брюшной полости.
  • Нарушается менструальный цикл, он может быть выражен в задержке менструации или в появлении обильных кровяных выделений.
  • При половом акте появляется боль внизу живота.
  • Повышенная температура тела на протяжении долгого времени.
  • В выделениях присутствует кровь.
  • Слабость и головокружение.

Если вы заметили в своем состоянии подобные симптомы, то необходимо обратиться к врачу для проведения обследования, чтобы избежать серьезных нарушений в последующем.

Виды кистозных образований

Если говорить о кистозном образовании в правом яичнике, то можно выделить две основные его разновидности.

  • Функциональное нарушение . У женщин репродуктивного возраста вырабатывается лютеиновая и фолликулярная кислота, а в случае нарушения работы внутренних органов появляются новообразования, которые необходимо лечить.
  • Генетические патологии - связаны с генетическими заболеваниями матери при беременности.

Кроме того, новообразования могут быть единичные или множественные, однокамерные и многокамерные. Особую опасность для здоровья может вызвать многокамерная киста, которая доставляет массу дискомфорта, если заниматься самолечением и не обратиться за помощью к врачу.

Последствия новообразований

Если вовремя обратиться к врачу, то можно избежать серьезных последствий. Но при самолечении могут появиться осложнения, от которых избавиться не так-то просто. К основным последствиям заболевания можно отнести:

Для того чтобы не допустить серьезных последствий, при появлении первых признаков необходимо обратиться к врачу и провести мероприятия по диагностированию. В качестве диагностики широко используются следующие методы:

  • УЗИ кисты справа.
  • Ультразвуковое исследование брюшной полости.
  • Пункция, благодаря которой можно узнать степень угрозы появления кровоизлияния в брюшную полость.
  • Кроме того, пациентке предлагается сдать базовые анализы - общий анализ крови. При получении анализа на руки стоит обратить внимание на показатели лейкоцитов и эритроцитов в крови. Нужно сдать биохимический анализ.
  • Тестирование на наличие онкологии.

Пройдя все перечисленные обследования, можно будет делать вывод о необходимости хирургического вмешательства или консервативного лечения.

Лечение кистозного новообразования

Лечение назначается в зависимости от причин появления и типа образования. Желтое тело образовывается на яичнике и может быть объемным. Если оно небольшое и не несет никакой опасности, тогда врач назначает консервативное лечение. Если киста имеет небольшой размер, за ней наблюдают без применения каких-либо вмешательств со стороны медиков. Рассмотрим несколько вариантов лечения:

Многое в назначении лечения зависит и от возраста женщин. Если женщина детородного возраста, то ей не назначается резекция яичника. Если речь идет о женщине не детородного возраста, то яичник может быть удален. После хирургического вмешательства назначается гормональная терапия, которая может продолжаться до 3 месяцев. Она необходима для создания поддержки организма и невозможности появления воспалительных процессов в дальнейшем.

Для того чтобы заболевание не перешло в опасную стадию, необходимо посещать гинеколога не менее чем два раза в год. Своевременное обнаружение кисты позволит не допустить серьезных нарушений в организме.

Внимание, только СЕГОДНЯ!