Почему мы не помним наши сны (и еще несколько важных фактов о сновидениях). Почему мы не помним свои сны

Правообладатель иллюстрации

Младенцы впитывают информацию как губка - почему же тогда у нас уходит столько времени на формирование первого воспоминания о себе? Обозреватель решил выяснить причину этого явления.

Вы встретились за обедом с людьми, которых вы знаете уже достаточно давно. Вы вместе устраивали праздники, отмечали дни рождения, ходили в парк, с удовольствием поглощали мороженое и даже ездили с ними в отпуск.

Между прочим, эти люди - ваши родители - потратили на вас немало денег за все эти годы. Проблема в том, что вы этого не помните.

Большинство из нас совершенно не помнит первые несколько лет своей жизни: с самого ответственного момента - появления на свет - до первых шагов, первых слов, а то и до детского сада.

Даже после того, как у нас в голове появляется драгоценное первое воспоминание, следующие "зарубки в памяти" получаются редкими и обрывочными вплоть до более старшего возраста.

С чем это связано? Зияющий провал в биографии детей огорчает родителей и на протяжении вот уже нескольких десятилетий ставит в тупик психологов, неврологов и лингвистов.

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, который более ста лет назад ввел в оборот термин "младенческая амнезия", и вовсе был одержим этой темой.

Исследуя этот ментальный вакуум, невольно задаешься интересными вопросами. Соответствует ли наше первое воспоминание действительности или оно выдумано? Помним ли мы сами события или только их вербальное описание?

И можно ли однажды вспомнить все то, что как будто не сохранилось в нашей памяти?

Правообладатель иллюстрации Simpleinsomnia/Flickr/CC-BY-2.0 Image caption Дети впитывают информацию как губка - невероятными темпами, но при этом не могут ясно запомнить то, что с ними происходит

Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот.

Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери.

Но и у взрослых информация со временем утрачивается, если не предпринимать попыток сохранить ее. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что младенческая амнезия является всего лишь следствием естественного процесса забывания событий, имевших место в течение нашей жизни.

Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет

Ответ на этот вопрос можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти.

Для того чтобы сделать свой мозг в начале эксперимента подобным чистому листу, он придумал использовать бессмысленные ряды слогов - слова, составленные наобум из случайно подобранных букв, такие как "каг" или "сланс", - и принялся запоминать тысячи таких буквосочетаний.

Составленная им по итогам опыта кривая забывания свидетельствует о наличии поразительно быстрого спада в способности человека вспомнить выученное: в отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа.

К 30-му дню человек помнит лишь 2-3% того, что учил.

Один из самых важных выводов Эббингауза заключается в том, что такое забывание информации вполне предсказуемо. Чтобы выяснить, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, достаточно просто сравнить графики.

В 1980-х годах, произведя соответствующие подсчеты, ученые установили, что человек помнит на удивление мало событий, имевших место в его жизни в период с рождения до шести-семилетнего возраста. Очевидно, тут кроется что-то еще.

Правообладатель иллюстрации SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0 Image caption Формирование и развитие нашей памяти может определяться культурными особенностями

Интересно, что завеса над воспоминаниями приподнимается у всех в разном возрасте. Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет.

В среднем, обрывки воспоминаний начинают появляться у человека примерно с трех с половиной лет.

Что еще интереснее, степень забывчивости разнится в зависимости от страны: средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, может отличаться в разных странах на два года.

Могут ли эти выводы пролить хоть какой-нибудь свет на природу такого вакуума? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов.

В полном соответствии с национальными стереотипами, у американцев рассказы были длиннее, подробнее и с явным акцентом на себе самом.

Китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты; в целом, детские воспоминания начинались у них на полгода позже.

Эта закономерность подтверждается множеством других исследований. Более подробные рассказы, сконцентрированные на себе самом, судя по всему, вспоминаются легче.

Если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители

Считается, что личный интерес способствует работе памяти, поскольку при наличии собственной точки зрения события наполняются смыслом.

"Все дело в различии между воспоминаниями "В зоопарке были тигры" и "В зоопарке я видел тигров, и хотя они были страшные, мне было очень весело"", - поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

Проводя тот же опыт повторно, Ван опросила матерей детей и установила точно такую же закономерность.

Иными словами, если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители.

Первое воспоминание в жизни Ван - прогулка по горам в окрестностях родного дома в китайском городе Чунцине вместе с матерью и сестрой. Ей тогда было около шести лет.

Однако пока она не переехала в США, никому не приходило в голову спросить ее о том, с какого возраста она себя помнит.

"В восточных культурах детские воспоминания никого не интересуют. Люди только удивляются: "Зачем это тебе?"", - рассказывает она.

Правообладатель иллюстрации Kimberly Hopkins/Flickr/CC-BY-2.0 Image caption Некоторые психологи убеждены, что способность формировать яркие воспоминания о себе приходит только с овладением речью

"Если общество дает вам понять, что эти воспоминания важны для вас, вы их сохраните", - утверждает Ван.

Раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет.

На то, как мы рассказываем о своих воспоминаниях, могут влиять и культурные особенности, причем некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь.

"Язык помогает структурировать, организовать воспоминания в форме повествования. Если изложить событие в форме рассказа, полученные впечатления становятся более упорядоченными, и их легче помнить в течение долгого времени", - утверждает Фивуш.

Однако некоторые психологи скептически относятся к роли языка в запоминании. К примеру, дети, которые рождаются глухими и растут, не зная языка жестов, начинают помнить себя примерно с того же возраста.

Это наводит на мысль о том, что мы не можем вспомнить первые годы своей жизни только лишь потому, что наш мозг еще не оснащен необходимым инструментарием.

Это объяснение стало итогом обследования самого знаменитого пациента в истории неврологии, известного под псевдонимом H.M.

После того как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события

После того, как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события.

"Это средоточие нашей способности к обучению и запоминанию. Если бы не гиппокамп, я бы потом не смог вспомнить нашу беседу", - поясняет Джеффри Фейген, который исследует вопросы, связанные с памятью и обучением, в Университете Сент-Джонс (США).

Интересно, однако, отметить, что пациент с травмой гиппокампа мог тем не менее усваивать другие виды информации - в точности как младенец.

Когда ученые попросили его срисовать пятиконечную звезду по ее отражению в зеркале (это сложнее, чем кажется!), он совершенствовался с каждой попыткой, хотя ему всякий раз казалось, будто он рисует ее впервые.

Возможно, в раннем возрасте гиппокамп просто недостаточно развит для формирования полноценных воспоминаний о происходящих событиях.

В течение первых нескольких лет жизни у детенышей обезьяны, крысят и детей к гиппокампу продолжают добавляться нейроны, и в младенческом возрасте никто из них не способен запоминать что-либо надолго.

При этом, по-видимому, как только организм перестает создавать новые нейроны, они внезапно приобретают эту способность. "У маленьких детей и младенцев гиппокамп развит очень слабо", - говорит Фейген.

Но означает ли это, что в недоразвитом состоянии гиппокамп со временем теряет накопленные воспоминания? Или же они не формируются вовсе?

Правообладатель иллюстрации SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0 Image caption Свои ранние воспоминания не всегда можно считать точными - иногда они видоизменяются по итогам обсуждения того или иного события

Поскольку события, имевшие место в детстве, могут продолжать влиять на наше поведение еще долго после того, как мы о них забываем, некоторые психологи полагают, что они наверняка остаются в нашей памяти.

"Возможно, воспоминания хранятся в каком-нибудь месте, которое сейчас недоступно, но это очень сложно доказать эмпирическим путем", - поясняет Фейген.

Впрочем, не следует чересчур доверять и тому, что мы помним о той поре, - не исключено, что наши детские воспоминания во многом ложны и мы помним события, которые никогда с нами не происходили.

Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета в городе Ирвайне (США) посвятила свои научные изыскания именно этой теме.

"Люди могут подхватывать идеи и начинать их визуализировать, в результате чего они становятся неотличимы от воспоминаний", - рассказывает она.

Воображаемые события

Лофтес и сама не понаслышке знает, как это бывает. Когда ей было 16 лет, ее мать утонула в бассейне.

Спустя много лет одна родственница убедила ее в том, будто именно она обнаружила всплывшее тело.

На Лофтес нахлынули "воспоминания", однако через неделю та же родственница перезвонила ей и объяснила, что ошиблась, - труп нашел кто-то другой.

Конечно, никому не понравится услышать, что его воспоминания ненастоящие. Лофтес понимала, что ей нужны бесспорные доказательства, чтобы убедить сомневающихся.

Еще в 1980-е годы она набрала добровольцев для исследования и сама начала подбрасывать им "воспоминания".

Самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям

Лофтес придумала изощренную ложь о детской травме, которую они якобы получили, потерявшись в магазине, где их потом нашла какая-то добрая старушка и отвела к родителям. Для большей правдоподобности она приплела к рассказу членов семьи.

"Мы говорили участникам исследования: "Мы пообщались с вашей матерью, и она рассказала нам о том, что с вами случилось"".

Почти треть испытуемых попалась в расставленную ловушку: некоторые умудрились "вспомнить" это событие во всех подробностях.

На самом деле, иногда мы бываем более уверены в точности своих воображаемых воспоминаний, чем в тех событиях, которые имели место на самом деле.

И даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, вполне возможно, они были впоследствии переформулированы и переформатированы с учетом бесед о событии, а не собственных воспоминаний о нем.

Помните, когда вы подумали, как весело будет превратить свою сестру в зебру с помощью несмываемого фломастера? Или вы просто видели это на семейном видео?

А этот потрясающий торт, который мама испекла, когда вам исполнилось три года? Может быть, вам рассказал о нем старший брат?

Пожалуй, самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям.

Как показали опыты, человек может обходиться без сна около 115 часов. После этого испытуемые непременно засыпали, несмотря на все попытки их разбудить (вплоть до того, что их били электрическим током).

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время.

Почему мы не помним сны, когда просыпаемся

В этой небольшой статье мы разберемся почему мы не помним сны, как запоминать свои сновидения, в какое время необходимо ложиться спать и вставать, чтобы помнить сны и как влияют сновидения на весь наш день.

Почему люди не помнят своих снов?

Многие задаются вопросом почему не помню сны. Учеными разных стран установлено, что все дело в особенностях мозговой деятельности каждого человека. У некоторых представителей область между височной и теменной зонами функционирует активнее, у других - слабее.

Именно представители первой группы чаще запоминают свои сновидения, они же спят очень чутко и способны много раз просыпаться по ночам. Представители второй группы не склонны часто просыпаться, у них глубокий и спокойный сон, именно эти люди утверждают, что им совсем ничего не снится. Однако сновидения видят абсолютно все, даже люди, которые слепые с рожденья.

Зачем запоминать сновидения

Возможно, в этом нет никакого смысла. Ведь то, что происходит с нами в сновидениях не имеет никакого смысла. Или имеет? Вдумайтесь, мы проводим во сне треть своей жизни, сколько информации за это время мы способны получить из своих снов, может быть организм специально так запрограммирован, чтобы защищаться от лишнего потока не нужной информации? Пока нет точного ответа на этот вопрос. Но очевидно, что отказываться от сновидений совсем не стоит. У сна может быть множество причин. Иногда он может помочь справиться с психологическими трудностями или предостеречь об опасности, которая вас ожидает. Вам нужно лишь правильно научиться растолковывать свои сны. А вспомните нашего Д.И. Менделеева, которому приснилась периодическая таблица химических элементов.

  • Ложиться спать нужно пораньше. Самое лучше время с 21 до 23 часов. Отправляясь спать в это время, вы гарантированно выспитесь, а утром с ясной головой сможете вспомнить все свои сновидения.
  • Попробуйте перед сном запрограммировать себя на то, что вы запомните свои видения. Для этого нужно несколько раз спокойно повторить «Я запомню свой сон». Тем самым вы даете себе установку.
  • Когда просыпаетесь, не старайтесь сразу вскакивать с постели. Насладитесь состоянием легкой дремоты, когда сон и реальность смешались, возможно в этом состоянии вы сможете еще раз пережить те эмоции, которые испытывали когда спали, и тем самым восстановить всю картинку увиденного.

Толкование в зависомости от дня и часа:

Хотите узнать, сбудется ли ваш сон сегодня, насколько точно его толкование в данный день недели или месяца? Выберите нужную дату и узнайте, стоит ли доверять увиденному во сне.

Представьте, что вы обедаете с кем-то, кого знаете уже несколько лет. Вы вместе отмечали праздники, дни рождения, веселились, ходили по паркам и кушали мороженое. Вы даже жили вместе. В целом этот кто-то потратил на вас довольно много денег - тысячи. Только вы не можете вспомнить ничего из этого. Самые драматичные моменты в жизни - день вашего рождения, первые шаги, первые сказанные слова, первую пищу и даже первые годы в детском саду - большинство из нас ничего не помнит о первых годах жизни. Даже после нашего первого драгоценного воспоминания остальные кажутся далеко отстоящими и разрозненными. Как же так?

Эта зияющая дыра в летописи нашей жизни разочаровывает родителей и озадачивает психологов, неврологов и лингвистов уже много десятилетий. Даже Зигмунд Фрейд тщательно изучал этот вопрос, в связи с чем придумал термин «детской амнезии» более 100 лет назад.

Изучение этой табулы расы привело к интересным вопросам. Действительно ли первые воспоминания говорят о том, что с нами происходило, или же были составлены? Можем ли мы вспомнить события без слов и описать их? Можем ли мы в один прекрасный день вернуть недостающие воспоминания?

Часть этой головоломки проистекает из того факта, что младенцы, словно губки для новой информации, формируют 700 новых нейронных связей ежесекундно и владеют такими навыками обучения языку, что самые совершенные полиглоты позеленели бы от зависти. Последнее исследование показало, что они начинают тренировать свои умы уже в утробе.

Но даже у взрослых информация теряется со временем, если не предпринимается никаких попыток по ее сохранению. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что детская амнезия просто является результатом естественного процесса забывания вещей, с которыми мы сталкиваемся в течение своей жизни.

Немецкий психолог 19 века Герман Эббингауз проводил необычные эксперименты на себе, чтобы узнать пределы человеческой памяти. Чтобы обеспечить своему сознанию совершенно чистый лист, с которого начать, он изобрел «бессмысленные слоги» - выдуманные слова из случайных букв, вроде «каг» или «сланс» - и принялся запоминать тысячи их.

Его кривая забывания показала обескураживающе быстрое снижение нашей способности вспоминать то, что мы узнали: оставленные в покое, наши мозги избавляются от половины изученного материала за час. К 30 дню мы оставляем всего 2-3%.

Эббингауз обнаружил, что способ забывания всего этого вполне предсказуемый. Чтобы узнать, отличаются ли чем-нибудь воспоминания младенцев, нам нужно сравнить эти кривые. Проделав расчеты в 1980-х, ученые обнаружили, что мы помним гораздо меньше от рождения до шести-семи лет, что можно было бы ожидать, исходя из этих кривых. Очевидно, происходит нечто совсем другое.

Что примечательно, для некоторых завеса приподнимается раньше, чем для других. Некоторые люди могут помнить события с двухлетнего возраста, тогда как другие - не помнят ничего, что с ними было до семи или даже восьми лет. В среднем расплывчатые кадры начинаются с возраста в три с половиной года. Что еще более примечательно, расхождения разнятся от страны к стране: расхождения в воспоминаниях доходят в среднем до двух лет.

Чтобы разобраться в причинах этого, психолог Ци Ван из Корнелльского университета собрала сотни воспоминаний у китайских и американских студентов. Как и предсказывают национальные стереотипы, истории американцев были длиннее, демонстративно эгоцентричнее и сложнее. Китайские истории, с другой стороны, были короче и по факту; в среднем они также начинались на шесть месяцев позже.

Такое положение дел подкрепляется другими многочисленными исследованиями. Более подробные и обращенные на себя воспоминания проще вспомнить. Считается, что в этом помогает самолюбование, поскольку обретение собственной точки зрения наделяет события смыслом.

«Есть разница между этими мыслями: «В зоопарке тигры» и «Я видел тигров в зоопарке, было одновременно страшно и весело», говорит Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори.

Когда Ван снова провела этот эксперимент, в этот раз опросив матерей детей, она обнаружила ту же схем. Так что если ваши воспоминания туманны, вините в этом своих родителей.

Первым воспоминанием Ван описывает поход в горы возле дома ее семьи в городе Чунцин, Китай, с матерью и сестрой. Ей было около шести. Но ее не спрашивали об этом, пока она не переехала в США. «В восточных культурах воспоминания детства не особо важны. Людей удивляет, что кто-то может такое спрашивать», говорит она.

«Если общество говорит вам, что эти воспоминания важны для вас, вы будете их хранить», говорит Ван. Рекорд по самым ранним воспоминаниям принадлежит маори в Новой Зеландии, культура которых включает сильный акцент на прошлом. Многие могут вспомнить события, которые происходили в возрасте двух с половиной лет».

«Наша культура может также определять то, как мы говорим о наших воспоминаниях, и некоторые психологи уверены, что воспоминания появляются лишь тогда, когда мы осваиваем речь».

Язык помогает нам обеспечить структуру наших воспоминаний, нарратив. В процессе создания истории опыт становится более организованным, и, следовательно, его проще запомнить надолго, говорит Фивуш. Некоторые психологи сомневаются, что это играет большую роль. Они говорят, что нет никакой разницы между возрастом, в котором глухие дети, растущие без языка жестов, сообщают о своих самых первых воспоминания, к примеру.

Все это приводит нас к следующей теории: мы не можем вспомнить первые годы просто потому, что наш мозг не обзавелся необходимым оборудованием. Это объяснение вытекает из самого известного человека в истории нейробиологии, известного как пациент HM. После неудачной операции по лечению его эпилепсии, которая повредила гиппокамп, HM не мог вспомнить никаких новых событий. «Это центр нашей способности учиться и запоминать. Если бы у меня не было гиппокампа, я не смог бы запомнить этот разговор», говорит Джеффри Фейген, изучающий память и обучение в Университете Сент-Джона.

Примечательно, однако, что он все еще был в состоянии изучать другие виды информации - как и младенцы. Когда ученые попросили его скопировать рисунок пятиконечной звезды, глядя на него в зеркало (сделать это не так легко, как кажется), он становился лучше с каждым раундом практики, несмотря на то что сам опыт был для него совершенно новым.

Возможно, когда мы очень молоды, гиппокамп просто не развит достаточно, чтобы создавать богатую память о событии. Детеныши крыс, обезьян и людей продолжают получать новые нейроны в гиппокампе в первые несколько лет жизни, и никто из нас не может создавать продолжительные воспоминания в младенчестве - и все указывает на то, что в момент, когда мы перестаем создавать новые нейроны, мы внезапно начинаем формировать долговременную память. «В младенчестве гиппокамп остается крайне недоразвитым», говорит Фейген.

Но теряет ли недосформированный гиппокамп наши долгосрочные воспоминания или же они вообще не формируются? Поскольку события, перенесенные в детстве, могут влиять на наше поведение спустя долгое время после того, как мы стираем их из памяти, психологи полагают, что где-то они должны оставаться. «Возможно, воспоминания хранятся в месте, которое уже недоступно для нас, но продемонстрировать это эмпирически очень сложно», говорит Фейген.

При этом наше детство, вероятно, полно ложных воспоминаний событий, которые никогда не происходили.

Элизабет Лофтус, психолог Калифорнийского университета в Ирвине, посвятила свою карьеру изучению этого феномена. «Люди подхватывают домысли и визуализируют их - они становятся словно воспоминаниями», говорит она.

Воображаемые события

Лофтус не понаслышке знает, как это происходит. Ее мать утонула в бассейне, когда ей было всего 16 лет. Несколько лет спустя родственник убедил ее, что она видела ее плавающее тело. Воспоминания затопили сознание, пока неделю спустя тот же родственник не позвонил и не объяснил, что Лофтус неправильно все поняла.

Конечно, кому понравится узнать, что его воспоминания ненастоящие? Чтобы убедить скептиков, Лофтус нужны неопровержимые доказательства. Еще в 1980-х годах она пригласила добровольцев для исследования и самостоятельно посеяла воспоминания.

Лофтус развернула сложную ложь о грустной поездке в торговый центр, где те заблудились, а потом были спасены ласковой пожилой женщиной и воссоединились с семьей. Чтобы сделать события еще более похожими на правду, она даже приплела их семьи. «Мы обычно говорим участникам исследования, что, мол, мы говорили с вашей мамой, ваша мама рассказала кое-что, что случилось с вами». Почти треть испытуемых вспомнила это событие в ярких деталях. На самом деле, мы более уверены в своих мнимых воспоминаниях, нежели в тех, что произошли на самом деле.

Даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, они, вероятно, были слеплены и переработаны задним числом - эти воспоминания насажены разговорами, а не конкретными воспоминаниями от первого лица.

Возможно, самая большая загадка не в том, почему мы не можем вспомнить детство, а в том, можем ли мы доверять своим воспоминаниям.

ФОТО Getty Images

Почему мы не помним своих снов? Это странно еще и потому, что сны могут быть гораздо более яркими и насыщенными, чем повседневная жизнь. Если некоторые события, происходящие во сне, случились бы с нами наяву - например, падение с крыши или романтическая связь с кинозвездой - эта история точно осталась бы в нашей памяти (не говоря уж про ленту соцсетей).

Есть несколько теорий, которые помогают понять, почему сны так быстро стираются из памяти. С одной стороны, забывание - это процесс, крайне необходимый с точки зрения эволюции: для пещерного человека сон о том, что, убегая ото льва, он спрыгнул со скалы, не закончился бы ничем хорошим. Другая эволюционная теория, разработанная первооткрывателем ДНК Фрэнсисом Криком (Francis Crick), гласит: главная функция снов - забывание ненужных воспоминаний, которые со временем накапливаются в мозге.

Мы забываем сны еще и потому, что нам непривычно вспоминать то, что происходило в сновидении. Мы привыкли к тому, что наше прошлое организовано хронологически, линейно: сначала случилось одно, потом другое, третье… Сны же хаотичны, полны ассоциаций и случайных, нелогичных поворотов.

Кроме того, повседневная жизнь, необходимость встать по будильнику и сразу спешить по делам не способствует запоминанию снов - первое, о чем мы думаем (если вообще думаем) после пробуждения: «С чего начать, что я должен сделать сегодня?». Из-за этого сны рассеиваются как дым.

Что делать, чтобы запомнить сон?

Перед тем как лечь спать, поставьте два будильника: один для того, чтобы окончательно проснуться, другой (музыкальный) - для того, чтобы сфокусироваться на том, что вы увидели во сне (второй должен прозвенеть чуть раньше первого).

  1. Перед сном положите ручку и лист бумаги на тумбочку возле кровати. Или воспользуйтесь приложением «записная книжка» в вашем смартфоне: пишите все, что помните, пока не начнете забывать.
  2. Когда прозвенит «музыкальный» будильник и вы потянетесь к бумаге и карандашу, старайтесь как можно меньше двигаться.
  3. Вспомните ощущение сна, его настроение, запишите то, что придет в голову. Делайте это в свободной форме, не придавайте событиям последовательность.
  4. Держите блокнот рядом в течение всего дня: возможно, сон будет продолжать «заигрывать» с нами. Заигрывающий сон - это термин, придуманный Артуром Минделлом (Arthur Mindell): осколки сна могут появляться на протяжении всего дня или даже нескольких дней, «дразня» нас и наш мозг.
  5. Когда вы научитесь воспроизводить свои сны, вам будет гораздо проще запоминать их.

Несмотря на долгие десятилетия серьезных исследований, наш мозг все еще ревностно хранит колоссальное количество тайн. На данный момент мы получили ответы лишь на небольшую часть вопросов, сегодня даже нельзя с уверенностью сказать, почему мы не помним, как родились. Что уж говорить о более серьезных темах.

Зачем нужна память?

Человеческую память сложно назвать чем-то несерьезным, это сложное сочетание биологических процессов, созданных природой:

  • Представляет собой совокупность статических картин, объединяющихся в динамичное представление о прошлом.
  • Память индивидуальна и уникальна у каждого, даже если люди являлись свидетелями одних и тех же событий.
  • Современная теория предполагает, что информация в мозге хранится в виде постоянно циркулирующих нервных импульсов.
  • Именно связи между нервными клетками позволяют нам помнить прошедшие события.
  • Психика накладывает отпечаток на все воспоминания, часть из них полностью замещается, остальные искажаются.
  • Особенно интересна в этом плане память детей. Они могут придумать себе никогда не существовавшие в действительности события и свято в них верить. Такой вот самообман.

Теряя память, человек расстается с частичкой своей личности . Несмотря на то, что все приобретенные навыки и качества остаются, уходит слишком важная информация о прошлом. Иногда безвозвратно.

Почему мы не помним первые годы?

В одной из сцен фильма «Люси » главная героиня вспоминает не только свое детство, но и сам момент рождения. Конечно же, она находится под действием препаратов и обладает способностями на уровне Супермена. Но насколько реально среднестатистическому человеку вспомнить нечто подобное, и почему у большинства нет никаких воспоминаний о первых трех годах жизни ?

На протяжении длительного времени это объяснялось исходя из двух теорий.

И обе предложенные гипотезы не идеальны:

  1. У каждого человека есть с десяток не самых приятных воспоминаний.
  2. У некоторых действительно ужасные моменты жизни отпечатались в памяти на долгие годы.
  3. В мире миллионы глухонемых, но они не испытывают особых проблем с памятью.
  4. При правильном подходе уже в трехлетнем возрасте малыш способен читать книги, что уж говорить о речи и запоминании.

Разрушение межнейронных связей

Недавние исследования, проведенные на крысах, дали интересный результат :

  • Оказалось, что во время интенсивного роста нервной ткани, нарушаются старые нейронные связи.
  • Это происходит и с расположенными в так называемом «центре памяти» нейронами.
  • А раз уж мы пришли к заключению, что память представляет собой электрические импульсы между клетками, несложно прийти к логичному выводу.
  • В определенном возрасте нервная ткань растет слишком интенсивно, разрушаются старые связи, формируются новые. Память о предыдущих событиях просто стирается.

Конечно же, проведение любых подобных экспериментов на детях обречено на провал, этика и моральная сторона вопроса не дадут ходу таким исследованиям. Возможно, ученые найдут другой способ, чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию в ближайшее время. А пока что мы можем наслаждаться любым из трех общепринятых объяснений .

Все это не значит, что человек не может помнить что-то из раннего детства. У некоторых людей присутствуют фрагментированные воспоминания об этом периоде - яркие образы, обрывки моментов и жизненных ситуаций. Так что уделять малышу время необходимо в любом возрасте , именно в эти годы закладывается большинство особенностей психики .

Почему дети рождаются синими?

Когда мамочке впервые показывают ребенка в родильном зале, радость от появления малыша может смениться переживаниями за его жизнь:

  1. В массовой культуре сформировался образ новорожденного - розовощекий кричащий малыш.
  2. Но в реальной жизни все немного иначе, ребенок появится либо синюшным, либо багряным.
  3. Тем самым розовощеким малышом он станет в течение ближайших пары дней, волноваться не стоит.

«Ненормальный» цвет может быть физиологическим и патологическим :

  • С точки зрения физиологии он объясняется переходом от плацентарного к легочному кровообращению.
  • Как только ребенок делает первый вдох и начинает самостоятельно дышать, цвет его кожный покровов постепенно приходит к розовому цвету.
  • Свою роль играет наличие смазки на коже малыша.
  • Не стоит забывать о наличии фетального гемоглобина и отличающейся от взрослого картине крови.

С патологией все проще. Варианта два - либо гипоксия, либо травма.

Но здесь уже решать акушерам, так что доверьтесь мнению специалистов. Не стоит накручивать себя на пустом месте, эти люди принимали сотни родов и видели предостаточно новорожденных. Если они считают, что все в порядке или что наоборот, что-то не так - скорее всего так оно и есть.

Что влияет на «детскую забывчивость»?

На сегодняшний день мы можем объяснить отсутствие воспоминаний о рождении и первых трех годах жизни такими вот теориями:

  • Замещение и вытеснение из памяти шокирующей информации . Будем надеяться, что в ближайшие десятилетия люди не получат доступ к такому источнику стресса. Любопытно конечно узнать, какими все мы были. Но при этом негативные эмоции никуда не денутся.
  • Началом формирования ассоциативных связей со словами. На период 2-3 лет припадает активное развитие речи и только после этого возможна фиксация в памяти массивных блоков информации.
  • Разрушением связей между нейронами, в связи с их интенсивным ростом. Экспериментально доказано на лабораторных мышах и крысах. На данный момент выглядит самым перспективным объяснением.

Но истина всегда где-то посередине. В конечном счете, может оказаться, что все три гипотезы верны, но лишь отчасти. Формирование памяти - слишком сложный процесс, чтобы на него влиял всего один какой-то фактор.

Не так важно, почему мы не помним, как родились - будь это связано с интенсивным ростом клеток или блокированием шокирующей информации. Главное, что именно в 1-3 года формируется характер и будущие наклонности ребенка , а не в какие не 7-10 лет, как это принято считать. Так что и внимание малышу нужно уделять соответствующее.

Видео: вспомнить, как я родился

Ниже видео с интересными объяснениями от психолога Ивана Кадурина, который рассказывает, почему человек не помнит, как он родился и очень смутно помнит свое детство: