Максим Топилин: Мы видим, что все больше людей с ограничениями здоровья стремятся к профессиональному обучению, трудоустройству, открытию собственного дела. Ограничены физически, но не социально: проблемы трудоустройства инвалидов Все больше инвалидов стр

С начала года более 900 инвалидов выразили желание трудоустроиться. Благодаря мерам краевой службы занятости нашли работу уже около 60 % граждан. Жителям края оказана адресная помощь, для чего с каждым из работодателей предварительно оговорены условия трудоустройства.

Работу инвалидам подобрали с учетом состояния здоровья, в строгом соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации. При подборе вариантов специалисты службы ориентировались также на навыки и профессиональный опыт соискателя. В случае отсутствия профессионального образования инвалидов направляли на обучение востребованной профессии.

Повышению уровня занятости инвалидов способствует квотирование для них рабочих мест. Этот механизм помогает жителям края найти постоянную работу с достойной оплатой. К примеру, в этом году в счет квоты в ООО "РН-Ванкор " техниками приняты два красноярца с ограниченными возможностями здоровья. Житель Большеулуйского района трудоустроен кладовщиком на Ачинский нефтеперерабатывающий завод. В Норильске один инвалид принят бухгалтером на квотированное рабочее место в Расчетно-кассовый центр, а другой – главным специалистом в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Норильске.

Последние новости Красноярского края по теме:
В крае все больше инвалидов стремятся к трудоустройству

В крае все больше инвалидов стремятся к трудоустройству - Красноярск

С начала года более 900 инвалидов выразили желание трудоустроиться. Благодаря мерам краевой службы занятости нашли работу уже около 60 % граждан.
16:29 18.04.2017 НИА

Краевая служба занятости помогает людям с ограниченными возможностями здоровья трудоустроиться - Красноярск

Агентство труда и занятости населения Красноярского края С начала года более 900 жителей края с ограниченными возможностями здоровья выразили желание трудоустроиться.
16:20 18.04.2017 Администрация Красноярского края

Научные сообщения

Трудовая занятость инвалидов: социально-экономический аспект

В.Н. Козлова

Утрата или снижение трудоспособности, наступление инвалидности коренным образом меняет социальный статус человека и отношение к нему окружающих, нарушает его здоровье, ухудшает его благосостояние, снижает самооценку. Все это сказывается на социальной активности человека, которая тесно связана с отношением человека к труду и проявляется в его поведении и трудовой деятельности.

Отношение к труду определяется субъективными и объективными факторами. К объективным факторам следует отнести содержание и характер труда, которые определяют профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на отношение к труду1. Следует отметить, что именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность повышения квалификации и заработной платы) у работников складываются позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия способствуют повышению производительности труда.

Субъективные факторы - это система ориентаций и мотивов трудовой деятельности. Отношение к труду включает в себя три уровня: отношение к труду как к ценности; отношение к профессии как к определенному виду труда; отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях. Мотивационная сфера субъекта, вовлеченного в деятельность, представляет собой систему мотивов, базирующихся на потребностях человека2. Материальные (физиологические, потребность в жилище и т. д.), духовные (познавательные), социальные (потребности в самореализации, признании и др.) потребности являются основой мотивации профессиональной деятельности каждого человека.

Для сегодняшнего периода в обществе наиболее характерным типом мотивации является инструментальный, ориентация на материальные потребности3.

1 Ахмадинуров Р.М., Испулова С.Н. Социально-трудовые отношения на региональном рынке труда // Человеческий капитал. 2008. № 1. C.164-168.

2 Черемошкина Л.В. Современные проблемы мотивации труда // Ученые записки РГСУ. 2005. № 2. C. 14-24.

3 Ахмадинуров Р.М., Испулова С.Н. Указ. соч. C. 164-168.

Люди с инвалидностью выступают не исключением, а скорее подтверждением этого правила.

В России складывается довольно парадоксальная ситуация, когда на фоне роста объема средств, получаемых страной в результате высоких цен на энергоносители, положение инвалидов в стране систематически ухудшается. В настоящее время это объясняется, в первую очередь политикой государства в отношении инвалидов. Следует отметить, что в 90-х гг. прошлого века Россия попыталась перейти от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной социальной модели. Напомним, что в медицинской модели акцент делается на зависимости инвалида от окружающих его людей, все внимание концентрируется на нарушении здоровья, в рамках же социальной модели действия по повышению качества жизни инвалидов направляются на устранение барьеров, мешающих включению инвалидов в жизнь общества. К сожалению, уже в начале XXI в. фактически были ликвидированы даже те незначительные позитивные изменения, которые были достигнуты в 90-е гг. прошлого столетия.

Начало этим изменениям было положено принятием нового Налогового кодекса и ликвидацией всех льгот для предприятий, применяющих труд инвалидов, а эти льготы на деле были единственным реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов.

Вторым по значимости фактором, отрицательно влияющим на положение инвалидов, стали принятие и практическая реализация Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, который предусматривает комплексное изменение системы социального обеспечения различных слоев населения. Так, согласно обновленной ст. 21 в редакции закона № 122 квоты устанавливаются для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек4. По статистическим данным, в Алтайском крае организаций с численностью 100 и более работников - оказалось только 1 149.

Третьим фактором, создающим препятствия для реализации инвалидами своего права на труд наравне с другими людьми, стали изменения в технологии освидетельствования инвалидов в бюро медико-санитарной экспертизы. До середины 1990-х гг. в России существовала система врачебно-трудовых экспертных комиссий5. В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995 г. ВТЭК были реорганизованы в бюро МСЭ. Законодательство определило коренное изменение функций данных органов, а главное, установило фактически равные основания для определения группы инвалидности практически для всех видов имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности. В последнее время Правительство и, соответственно, Минздравсоцразви-тия совершили очередной поворот и возврат к старому. На первое место среди установленных законом шести видов ограничения жизнедеятельности вновь

4 Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».

5 http://www.index.org.ru/journal/28/html

выдвинулось ограничение способности к труду, и все бюро МСЭ вернулись к функциям, свойственным существовавшим ранее ВТЭК, тем более что с этим был связан размер выплат, получаемых инвалидами. При том, что бюро МСЭ по такой технологии определяют лишь гипотетическую возможность трудовой деятельности, никак не связанную с реальной возможностью трудоустройства, инвалиды массово стремятся получить 1-ю группу инвалидности, которая позволяет получать более высокую пенсию, но совершенно исключает их трудоустройство. То есть вместо стимуляции инвалидов к трудовой деятельности был получен противоположный результат.

Помимо морально-этических оснований заботы государства об интеграции инвалидов в общество, для этого имеются и веские экономические основания. С одной стороны, эффективная трудовая деятельность, потребность в которой, по данным исследований, проведенных в г. Барнауле Алтайского края, имеют 98,5% инвалидов, позволяет им значительно повысить свой жизненный уровень, добиться некоторой экономической независимости (42,8% респондентов), интегрироваться в общество (27% опрошенных)6. С другой стороны - трудоустройство инвалидов позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет, компенсировать дефицит рабочей силы на рынке труда. Однако все это до настоящего времени совершенно не учитывается при формировании государственной политики в отношении инвалидов.

Проведенные Санкт-Петербургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов исследования показали, что профессиональная реабилитация инвалидов находится в критическом состоянии. Если в начале 1990-х гг. в стране работало 86% инвалидов 3-й группы и 25% инвалидов 1-й и 2-й группы, что в целом составляет свыше 55% всех инвалидов, то сейчас, по различным данным, работает не более 12-15%. При этом в профориентации нуждается 29,1% (свыше 4,3 млн) инвалидов, в обучении - 9,6% (свыше 1,4 млн), в профессиональной подготовке и переподготовке - 13,9% (свыше 2,0 млн), в трудовой адаптации - 25% (свыше 3,7 млн)7. Одновременно около 80% инвалидов трудоспособного возраста могут и, главное, хотят работать, но реализовать свое право на труд не в состоянии, так как государство фактически самоустранилось от решения этой проблемы. Только в Алтайском крае 51% нетрудоустроенных респондентов претендуют на рабочие места.

Особенности конкретного региона накладывают отпечаток на социальнотрудовую реабилитацию этой категории населения. Так, согласно SWOT-анализу экономики Алтайского края, Алтай - крупный агропромышленный регион с собственной базой стройиндустрии8. Поэтому при разработке программ реабилитации трудоспособных инвалидов необходимо учитывать, что в регионе основное количество рабочих мест сосредоточено в аграрном секторе производства, который требует от работника физической выносливости и определенного уровня теоретической подготовки. Но, к сожалению, нам не удалось найти сведе-

6 Козлова В.Н. Организация социально-трудовой реабилитации инвалидов на муниципальном уровне (по результатам исследования в г. Барнауле). Социология социальной работы: Социальная квалиметрия. Социология социального здоровья. Ежегодник. Вып. 3. М., 2008. С. 192-196.

7 http://www.index.org.ru/journal/28/html

8 Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года.

ний о том, сколько людей с инвалидностью получают высшее и среднеспециальное образование для работы в аграрном секторе производства.

К слабым сторонам экономики края в SWOT-анализе отнесены:

Технологическое отставание промышленных предприятий отдельных видов экономической деятельности;

Кризисное состояние предприятий сельскохозяйственного машиностроения;

Низкий уровень развития сельского хозяйства.

Все это сказывается на количестве и качестве рабочих мест для работников, имеющих ту или иную степень инвалидности.

В ходе проведенного нами в г. Барнауле совместно с Алтайской краевой общественной организацией инвалидов-колясочников «Преодоление-Алтай» второго этапа (2007-2008 гг.) эмпирического исследования, выяснилось, что только 43,2% работающих инвалидов полностью удовлетворены своим рабочим местом, более половины рабочих мест в той или иной степени неудобны для респондентов9. Среди параметров неудовлетворенности своим рабочим местом работающими инвалидами отмечаются: неудобство (12,5%), большие физические нагрузки (8,0%), дневной режим (6,8%), освещение, неприятные запахи, неудобство технического оснащения (по 5,7%), шум, низкая температура воздуха (по 4,0%), наличие вибрации (3,2%).

Среди особенностей региона следует отметить еще одну, очень важную характеристику: треть населения края проживает в сельской местности, что, соответственно, влияет на уровень занятости. Процент зарегистрированных безработных инвалидов, проживающих в сельской местности, остается стабильно высоким в течение последних пяти лет и в Алтайском крае составляет более 55%10.

Еще одной тенденцией, характерной не только для Алтайского края, но и для всего современного мира, можно назвать развитие сферы услуг. Общество, ориентированное на сферу услуг, предъявляет требования не только к квалификации и уровню образования работника, но и требует от работника мобильности и возможности совершенствовать свои умения и навыки в процессе работы и получения новой квалификации. Наличие инвалидности так или иначе ограничивает мобильность человека, что сказывается на его возможности получить образование и дополнительную квалификацию. Профессии парикмахера, повара, 1Т-специалиста и т. д. не приемлют ограничений при работе.

Таким образом, растущие требования к нанимаемому персоналу еще больше снижают шансы инвалидов получить работу, им приходится довольствоваться низкоквалифицированной работой, что еще больше сокращает возможности экономически активных инвалидов реализовать себя в социуме. Основой для разрешения этих противоречий могут служить регулярные исследования, позволяющие понять мотивацию поведения инвалидов и учитывающие особенности конкретного региона. Также исследования могут использоваться в качестве одного из обоснований стратегии адекватного управления региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, занимающихся содействием занятости инвалидов.

9 Козлова В.Н. Указ. соч.

10 http://www.altairegion22.ru/territory/soc_econ/line-it/2010.php

Особое внимание Закон «О социальной защите инвалидов» уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема инвалидов, в частности организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

В соответствии с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает инвалидам получение профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и дополнительные гарантии занятости путём разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, проведения обучения по специальным программам, установления квот для приёма инвалидов на работу (в размере не менее 3% среднесписочного состава в организациях с численностью работников более 30 человек). Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости. Пожалуй, самым главным условием для обеспечения занятости инвалидов, является наличие в организации квоты для приема на работу инвалидов и создания для них минимального количества специальных рабочих мест.



Ответственность работодателей за несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов определена Положением «О порядке внесения обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов».

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О занятости населения в РФ». Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой идеи квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого - конкурентоспособность производства на открытом рынке. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную "обходную технологию", когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты. Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Система квот редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах. Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль выполнения квоты. Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство

социологических опросов показывают, что это стремление существует и, что большая часть инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года закрепил положение о том, что государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. По данным Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации, более 60% инвалидов находятся в трудоспособном возрасте. Результаты анализа, проведённого, в частности, в Тверской области, показали, что 20% впервые признанных инвалидами нуждаются в профессиональном обучении. Потребность в профессиональной реабилитации испытывают 63% всех граждан с ограниченными физическими возможностями, преобладающее большинство которых составляют инвалиды второй и третьей групп.

Необходимость получения профессионального образования устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, даёт медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности. На 1 января 2001 года в стране функционирует свыше 1900 бюро медико-социальной экспертизы и более 300 Главных бюро медико-социальной экспертизы. Однако практика показывает, что этого количества данных учреждений недостаточно. Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Высшее образование становится для этой категории граждан доступнее, в учреждениях среднего профессионального образования перечень специальностей, предлагаемых им для освоения, расширяется прежде всего за счёт современных профессий, конкурентоспособных на рынке труда. Однако в целом по стране потребности инвалидов в профессиональном образовании удовлетворяются далеко не полностью. В некоторых регионах профессиональное обучение инвалидов ведётся лишь по профессиям, не требующим высокой квалификации, только в условиях производства или на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. Потребности инвалидов в профессиональном образовании наиболее полно удовлетворяются в крупных городах, расположенных в промышленно развитых регионах, в то время как в небольших населённых пунктах, в сельской местности проблемы профессионального обучения этой категории населения стоят очень остро.

Трудовое устройство инвалидов - сложный и многоплановый процесс их возвращения или приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными склонностями, который осуществляется с помощью системы государственных и общественных мероприятий, проводимых на сложившейся организационной основе. Организационной основой трудоустройства инвалидов является его этапность и комплексность.

Первым этапом в процессе трудоустройства инвалидов является экспертиза их трудоспособности и профессиональная ориентация при освидетельствовании в медико-социальной экспертной комиссии. На этом этапе происходит клинико-функциональная и профессиографическая диагностика больных трудящихся, определение клинического и трудового прогноза. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Следующим этапом в процессе трудоустройства инвалидов при определенных условиях и наличии необходимости являются мероприятия по подготовке их к показательным видам труда. Профессиональное обучение имеет особое значение для дальнейшего успешного и стабильного трудового устройства инвалидов с детства. Основные принципы реабилитации инвалидов - раннее начало мероприятий и их непрерывность, индивидуальный подход и осуществление мер реабилитации в коллективе - в полной мере относятся и к трудовому устройству. Подготовка инвалидов к профессиональному труду осуществляется в виде профессионального обучения в учебных заведениях разного типа, в том числе и специализированных, или непосредственно на производстве. Четвертый этап трудового устройства инвалидов включает в себя общеорганизационные вопросы содействия занятости инвалидов, а также последующий контроль их рационального трудоустройства.

Организация труда инвалидов на производстве во многом зависит от характера инвалидности. Специальные меры необходимы для приспособления к труду инвалидов вследствие психических болезней, заболеваний центральной и нервной периферической системы. Организация труда инвалидов зависит не только от характера патологий, но и от степени нарушения функции пораженных систем. Организация труда инвалидов, живущих в городе и в сельской местности, имеют также свои специфические особенности. Трудовое устройство горожан на промышленных предприятиях различных областей обеспечивается специальным комплексом организационных мероприятий. В него входит создание при профсоюзных комитетах крупных предприятий комиссий по трудоустройству инвалидов.

Для обеспечения взаимосвязи подразделений предприятий и должностных лиц, различных служб предприятия, имеющих отношение к трудоустройству контингента работающих инвалидов, выделяется ответственное должностное лицо. На предприятии с небольшим числом работников и, соответственно, инвалидов в их составе, все перечисленные меры осуществляются уполномоченным представителем администрации или непосредственно собственником предприятия.

Важнейшим направлением в организации трудового устройства инвалидов на предприятиях является приспособление производства к трудовым возможностям инвалидов с конкретными формами патологии, создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. К этому направлению работы относится приспособление производственного оборудования к имеющемуся у инвалида дефекту или заболеванию. Ряд организационных и организационно-технических мероприятий, проводимых на предприятиях, обеспечивает подготовку к труду и самих инвалидов. К ним относятся, например, снабжение инвалидов рабочими приспособлениями к рабочим протезам и обучение их пользованию. Важным направлением в организации производства для рационального применения труда инвалидов является использование специальных режимов труда, в том числе предоставления инвалидам возможности работать сокращенный рабочий день, с дополнительными перерывами в течение рабочего дня. В ряде случаев, совершенствование технологии и модернизации производства, исключающие тяжелый физический труд, расширяет возможности рационального трудоустройства инвалидов.

Организационные мероприятия при трудоустройстве некоторых категорий инвалидов включает введение в штат предприятия специального персонала и руководства в процессе производственной деятельности. Некоторые категории инвалидов, из числа высококвалифицированных рабочих, нуждаются не в руководящем персонале, а в подсобной малоквалифицированной рабочей силе для выполнения более тяжелой физической работы, которая стала для них недоступной. Они могут работать и в качестве инструкторов, бригадиров, контрольных мастеров.

Все перечисленные организационные мероприятия могут обеспечить рациональное трудоустройство инвалидов, как в обычных, так и специально созданных условиях и реализуются по мере необходимости на соответствующих предприятиях.

Организация трудового устройства инвалидов в специальных цехах предприятий регламентируются соответствующими положениями с учетом особенностей работающего контингента инвалидов. В специальном цехе для инвалидов с нервно-психическими болезнями практикуются мелкие слесарные, сборочные работы и так далее. В специальные цеха для инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний направляются инвалиды 2 группы. Санитарно-гигиенические условия в таких цехах должны предусматривать оптимальную температуру и влажность помещения, отсутствие запыленности, загазованности, шума и вибрации.

Специальные цеха для больных туберкулезом предназначены для трудоустройства инвалидов 3 группы следствия данного заболевания. В них не могут работать больные с распространенными формами легочного туберкулеза в фазе распада и обсеменения и с явлениями значительных расстройств функций кровообращения и дыхания. Работа в таких специальных цехах не должна быть связана со значительными физическими и нервными напряжениями, неблагоприятным микроклиматом. Продукция должна подвергаться соответствующей дезинфекции. Не допускается выпуск изделий детского обихода, для пищевой промышленности и общественного питания.

Положения о специальных цехах составляются на основании типового проекта и утверждаются местной администрацией с учетом местных условий. Наряду со специальными цехами, трудоустройство инвалидов в специально созданных условиях осуществляется на специализированных предприятиях, в том числе - учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, предприятиях Всероссийского общества инвалидов, а также предприятиях, ранее принадлежавших к системе ликвидированных министерств местной, легкой промышленности и бытового обслуживания, а ныне представляющих

разные организационно-правовые формы и формы собственности, но обеспечивающих инвалидам специально созданные условия труда.

Специализированные предприятия при наличии в их составе не менее 30% инвалидов пользуются налоговыми и иными льготами. Все изложенные выше основы организации труда инвалидов в специально созданных условиях могут быть реализованы в современном производстве и на предприятиях с различными формами собственности. Организация труда на таких предприятиях, в зависимости от характера патологии у работающих контингентов, основывается на тех же принципах, что и в специальных цехах обычных предприятий. Специфические организационные мероприятия проводятся на предприятиях, предоставляющих работу инвалидам в надомных условиях. При организации надомного производства администрация предприятия обеспечивает надомников всем необходимым для их работы, в том числе материалами и полуфабрикатами, а также оборудованием. Для тех, кто имеет тяжёлую форму инвалидности, организуется индивидуальная трудовая деятельность на дому или самозанятость. В основном это ремесленные виды труда, не требующие дорогостоящего оборудования или сырья: рукоделие, шитьё, плетение из лозы, изготовление сувениров и так далее. Уровень организации труда инвалидов в промышленном производстве неодинаков на предприятиях общего типа, на специализированных предприятиях и в специальных цехах, предназначенных для трудоустройства инвалидов с тяжелыми формами патологии. Труд инвалидов, проживающих в сельской местности, до настоящего времени реализуется преимущественно в колхозах и совхозах, в том числе преобразованных в акционерные общества и товарищества разного типа. При этом используются разнообразные формы организации их труда. Ограниченно трудоспособные инвалиды трудоустраиваются на различных должностях и рабочих местах в соответствии с трудовой рекомендацией медико-социальной экспертной комиссии. При наличии в хозяйстве достаточного числа инвалидов из них формируются специальные бригады и звенья, часто при участии пенсионеров по возрасту и здоровых лиц. Широко практикуется надомный труд инвалидов по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также трудоустройство в подсобных цехах и промыслах хозяйств. Важную роль в организации трудоустройства инвалидов, как в городе, так и в сельской местности до последнего времени играли органы социальной защиты. В районных отделах социальной защиты работа по организации трудоустройства инвалидов возлагалась на одного из инспекторов в городских и областных - на работников сектора по трудовому и бытовому устройству инвалидов. Эта работа включала: -

учет инвалидов нуждающихся в трудоустройстве;

Выявление при участии врачей МСЭК на предприятиях и учреждениях с соответствующих территорий и населенных пунктов рабочих мест, профессий и должностей, видов труда, доступных инвалидам, помощь предприятиям в составлении спектров профессий и должностей для преимущественного замещения инвалидами;

Проверку на предприятиях состояния трудового устройства инвалидов и выполнения решений администраций и местных советов по этому вопросу;

Внесение на рассмотрение местной администрации предложений по улучшению и совершенствованию организации труда инвалидов и подготовку соответствующих решений. Работа по организации трудоустройства инвалидов включалась в общий план работы отделов социальной защиты, которые формировали общественные советы инвалидов и пенсионеров по возрасту под руководством сектора по трудоустройству.

В настоящее время в связи с проведением коренных экономических реформ организация трудового устройства инвалидов претерпевает существенные изменения. В соответствии с Законом «О занятости населения РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ» и Указом Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» произошло существенное перераспределение обязанностей в области социально-трудовой реабилитации инвалидов между органами социальной защиты и органами по труду и занятости. На последнее возложена ответственность за профессиональное консультирование, профориентацию, подготовку и переподготовку безработных инвалидов, сохранение и создание для них рабочих мест, их трудоустройство. В связи с этим местные органы по труду и занятости должны осуществлять комплексную программу содействия занятости инвалидов, в которую входят целый ряд разноплановых мероприятий.

Это, прежде всего, расчет дифференцированной квоты для трудоустройства инвалидов на предприятиях разного профиля, льгот и штрафных санкций в зависимости от ее выполнения, подготовка проекта соответствующего нормативного документа региональной или муниципальной администрации. Это развитие акционерных предприятий, кооперативов и товариществ для преимущественного устройства инвалидов при долевом участии фонда занятости. В программу содействия занятости инвалидов входит так же создание специализированной биржи труда инвалидов с компьютерным банком данных о рынке труда, в том числе рабочей силы. Безусловно, необходимо наличие в службах занятости структурных подразделений по работе с инвалидами, укомплектованных подготовленными специалистами. Необходимо также тесное взаимодействие таких подразделений с медико-социальными комиссиями; последние должны давать органам занятости информацию о характере болезни, вызвавшей инвалидность, требованиях к доступному для инвалида труду, потребность в мерах реабилитации и формулировке трудовой рекомендации. Интересен опыт деятельности Департамента ФГСЗН по Томской области в решении проблемы занятости инвалидов. В своей работе с инвалидами он руководствуется Законами РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В 2002 году к услугам областной службы занятости населения обратились 203,9 тыс. человек, это каждый 3 гражданин в трудоспособном возрасте. В качестве ищущих работу, поставлены на учет 52,7 тыс. человек, из них 34,7 тыс. человек (65,8%) получили статус безработного. В истекшем году по сравнению с 2001 годом в 1,5 раза увеличилась численность инвалидов, пользующихся услугами службы занятости, и составила 1373 человека (в г. Томске - 552 инвалида). Статус безработного получили 1226 инвалидов, или 89,3% от общего числа инвалидов, обратившихся в качестве ищущих работу. В начале 2003 года на учете в службе занятости состояли 688 безработных инвалидов (на 68,6% больше, чем в начале 2002г.).

По состоянию на 1 января 2003 г. в общей численности официально зарегистрированных безработных инвалидов 50,3% проживали в сельской местности, тогда как на 1 января 2002 года - 41,7%. Доля женщин в общей структуре безработных инвалидов на протяжении 2 последних лет не изменилась и составила 46,9%. При содействии службы занятости населения в 2002 году были трудоустроены 510 инвалидов, включая лиц, заявивших о своём трудоустройстве после окончания обучения, что на 17,8 % больше, чем за 2001 год. Рабочие места гражданам, имеющим инвалидность, подбирались в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР). В 2002 году Департаментом социальной защиты разработано Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР). Специалисты службы занятости внесли свои предложения по заполнению органами медико-социальной экспертизы ИПР в части профессиональной реабилитации. Однако, на практике осталась проблема расплывчатой формулировки рекомендуемых видов труда в ИПР, что затрудняет нашим специалистам избежать постановки изначально бесперспективных целевых задач по трудоустройству инвалидов. Инвалидам подбираются рабочие места из общего банка вакансий, соответствующие их трудовым рекомендациям и профессиональным навыкам. Однако вакансий, которые могут быть замещены инвалидами, не так много (около 250 вакансий в течение года - 0,5% от общего числа, заявленных в службу занятости). В целях расширения возможности трудоустройства инвалидов служба занятости продолжала работу по реализации программы "Организация временного трудоустройства

граждан, особо нуждающихся в социальной защите" за счет бюджетных средств. В 2002 году на условиях поддержки доходов безработных граждан на временные рабочие места были трудоустроены 248 инвалидов, что составило 48,6% от общего числа трудоустроенных этой категории (в 2001 году - 72 чел.). Из них 162 человека были трудоустроены за счет средств областного бюджета. Наибольшее количество инвалидов трудоустроено в г. Томске - 106 человек, в Колпашевском районе - 35 человек. В г. Томске по договорам с работодателями инвалиды работали бухгалтером, администраторами, социальными работниками в Томском региональном отделении общероссийской организации "Ассоциация Молодых Инвалидов России" "Аппарель", юристом, экспедитором в Томской городской общественной организации инвалидов "Инвет"; историком в Томском региональном общественном учреждении "Комиссия по правам человека"; электромонтером, дворником, сторожем, диспетчерами, медсестрой, бухгалтерами, начальником отдела продаж на предприятиях города. По истечении срока действия срочного договора на постоянной основе в г. Томске были трудоустроены 9 человек.

Томским городским центром занятости населения был заключен договор с Томской региональной общественной организацией родителей и опекунов инвалидов детства "Незабудка", согласно которого были созданы рабочие места для 14 инвалидов детства I, II группы с умственными и физическими недостатками. Инвалиды под контролем воспитателей и реабилитологов выполняли работы по стирке и утюжке белья, уборке территорий, высадке цветочной рассады и саженцев на газоны. Продолжительность работы каждого инвалида составляла от 3 до 5 часов в день (согласно трудовых рекомендаций ИПР).

За 2002 год при содействии Колпашевского городского центра занятости были трудоустроены 30 инвалидов Ш группы по программе "Трудоустройство лиц, особо нуждающиеся в социальной защите". Договоры были заключены со следующими предприятиями: Колпашевское районное общество инвалидов, Судоверфь, муниципальный учебный центр "Школа искусств", Администрация Колпашевского района, детский сад № 20, детский сад "Золотой ключик", Комитет по культуре, молодежной политике и спорту, РЭБ ФЛОТА ПГО, ЗАО "Металлист", Центр социального обслуживания населения, ОАО Автотранспортник, филиал педагогического колледжа, ООО Колпашевские городские дорожные сети, Колпашевская центральная больница, ДК "Лесопильщик", Тогурский детский сад "Ивушка", Тогурская школа, Тогурская Воскресенская Церковь и др.

Инвалиды работали по таким специальностям и профессиям как: бухгалтер, художник-оформитель, рулевой-моторист, продавец, токарь, экспедитор, уборщик производственных помещений, сторож, дворник, сестра-хозяйка. сторож-кочегар, санитарка, рабочий. Из 30 человек, участвовавших в программе, на постоянную работу после истечения срока договора были трудоустроены 10 человек. В г. Северске в рамках реализации названной программы и в соответствии с заключенными договорами были трудоустроены 6 человек, имеющих инвалидность. Из них: 4 человека трудоустроены сторожами, 1 человек - уборщиком служебных помещений и 1 человек - фельдшером. Финансовые затраты на реализацию этого мероприятия в целом по области составили 3098,3 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 1750,2 тыс. руб. (56,5%), областного и местных бюджетов - 1020,1 тыс. руб. (32,9 %), средств работодателей - 328,0 тыс. руб. (10,6%). Безработным инвалидам была предоставлена возможность участвовать в общественных работах. Воспользовались этой возможностью 39 человек. Например, Томский городской центр занятости совместно с Томской клинической психиатрической больницей организовал оплачиваемые общественные работы для трудовой реабилитации инвалидов II и III группы. В рамках договора на условиях поддержки доходов безработных граждан был трудоустроен 21 инвалид. Инвалиды выполняли подсобные работы в пекарне, картонажном и швейном цехах. Для более полной информированности инвалидов по вопросам законодательства о труде и занятости, специалистами службы занятости в здании государственной службы медико-социальной экспертизы оформлен стенд. В городских и районных центрах занятости населения каждый инвалид, обратившийся за содействием в трудоустройстве, получает памятки и рекомендации по активному поиску работы, составленные специалистами службы занятости. Специалисты Томского городского центра занятости установили взаимосвязь со специализированными школами-интернатами г. Томска с целью предоставления более полной информации по вопросам занятости инвалидов, детей-сирот. Например, была организована встреча с выпускниками специализированной школы-интерната №15 для глухих и слабослышащих детей и их родителей. Выпускники получили информацию о

возможных вариантах трудоустройства, порядке и условиях постановки на учет в службе занятости, консультации по вопросам законодательства о труде и занятости.

Новые формы взаимодействия появились между центром занятости г. Северск и Городской общественной организацией Всероссийского общества инвалидов. В рамках "Соглашения о совместной деятельности" с целью обмена опытом по содействию адаптации на рынке труда данной категории граждан, специалисты центра занятости провели семинар по теме "Обеспечение занятости и трудоустройства инвалидов". На семинаре освещались вопросы профессиональной реабилитации инвалидов, порядок и условия признания инвалидов безработными, возможности организации предпринимательской деятельности и профессионального обучения инвалидов. Специалисты центра занятости оказали помощь ГОО Всероссийскому обществу инвалидов в проведении социологического опроса "Уровень правовой грамотности членов городского отделения Всероссийского Общества инвалидов". Помимо выявления уровня правовой грамотности инвалидов, целью опроса являлось и выяснение мотивации к труду у членов Общества инвалидов. В целом, она не высока: около 12% опрошенных имеют работу, более половины (58,1%) опрошенных неработающих инвалидов не желают трудиться. Повышенное желание найти работу показали инвалиды III группы, имеющие общее среднее образование, а также молодежь в возрасте до 29 лет (23%).

Дополнительные гарантии в реализации права на труд инвалидов призван обеспечить Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов". В рамках реализации данного Закона в 2002 году органами местного самоуправления установлена квота на 1091 рабочее место для трудоустройства инвалидов. В службу занятости в счет квот были заявлены 95 рабочих мест. На всех работают инвалиды. На территории области действует Закон Томской области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы". Однако исполнение данного закона идет сложно и не в полной мере. Проблемы, возникающие при реализации закона, дважды рассматривались на заседании Координационного комитета содействия занятости населения (21.09.2001г. и 10.10.2002г.), обсуждались в комитете по труду и социальной политике Государственной Думы Томской области. Исполнение этого закона проверялось областной прокуратурой. Большинство предприятий и организаций не информируют органы местного самоуправления, городские и районные центры занятости населения о создании и сохранении квотируемых рабочих мест. Это не позволяет оперативно решать проблему занятости безработных граждан, относящихся к социально слабо защищенной категории населения.

В 2002 году постановлениями глав администраций муниципальных образований было предусмотрено создание и сохранение более 3,5 тысяч рабочих мест на 422 предприятиях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Постановления не были приняты в г. Томске, г.Северске, Каргасокском и Тегульском районах, в Парабельском районе постановление принято лишь в конце 2002 года. В соответствии с решением Координационного комитета, состоявшегося в октябре 2002 года, Главам городских (районных) администраций было рекомендовано совместно с директорами центров занятости населения в срок до 01.01.2003 г. принять постановление и необходимые нормативные документы по квотированию рабочих мест на 2003 год. На текущий момент соответствующие постановления приняты в 16 муниципальных образованиях. В г. Томске, г. Северске, Колпашевском и Чаинском районах проекты постановлений находятся на согласовании в органах местного самоуправления. Для реализации в полном объеме Закона Томской области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы" участниками Координационного комитета было предложено органам местного самоуправления использовать средства местных бюджетов, выделенных на реализацию районной (городской) программы содействия занятости. На основании договоров, заключенных в установленном порядке, осуществлять возмещение затрат работодателей по оплате труда безработных граждан, трудоустроенных по направлению центров занятости населения в счет установленной квоты. При решении задач социально-трудовой реабилитации инвалидов и его рационального трудоустройства, усилия всех звеньев, принимающих участие в этом деле, будут бесполезны, и эффективность работы будет низка, если сам инвалид не будет активно содействовать этому.

В целях приобретения навыков самостоятельного поиска работы, восстановления мотивации к трудовой деятельности безработных инвалидов, служба занятости осуществляет работу по социальной адаптации граждан на рынке труда путем реализации программ "Клуб ищущих работу" и "Новый старт". Участниками данных программ стали 68 безработных инвалидов. После прохождения социальной адаптации в клубах 18 человек были трудоустроены. Наиболее активно эта работа проводится Томским городским центром занятости населения. Здесь в 2002 году начал работу специализированный клуб "Перспектива" для инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью. Целью деятельности клуба является психологическая поддержка инвалидов, помощь в самореализации, адаптация их к труду в условиях рыночных отношений. Специалистами ТГЦЗН была разработана учебная программа, подготовлены методические материалы. Специально для этого клуба разработан блок занятий "Формирование уверенного поведения", цель которых - научить навыкам

саморегуляции, активизации внутренних ресурсов и коррекции неблагоприятных состояний. Участниками клуба стали 20 человек. После завершения занятий в клубе 30% слушателей приняли решение о приобретении новой специальности и получили направление на профессиональное обучение.

В Колпашевском районе инвалиды принимают участие в работе клуба для безработных "Активный поиск работы".Кроме групповых занятий с ними ведется индивидуальная работа.. Из 13 инвалидов - участников клуба 9 человек нашли работу. В г. Северск впервые в рамках Клуба поиска работы проводились групповые занятия для безработных инвалидов, длительно состоявших на учете в центре занятости. На занятиях рассматривались вопросы психологической поддержки, юридической защиты прав безработных граждан. Группа участников программы клуба была проинформирована об условиях участия в программе активной политики занятости "Организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите". В работе клуба приняли участие 9 инвалидов. В других районах и городах области работа по социальной адаптации инвалидов осуществляется через работу "Клуба ищущих работу", клубов "Выбор", "Бизнес-старт", слушателями которых в 2002 году были 26 инвалидов.

Система профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан является одним из эффективных и мало затратных направлений активной политики занятости инвалидов. В течение 2002 года услуги по профессиональной ориентации получили 51,9 тыс. человек, из них 623 инвалида (в 1, 4 раза больше, чем в 2001 году).Квалификационный уровень инвалидов, обратившихся в службу занятости, остается низким, охватывает узкий перечень профессий и специальностей. В то же время, инвалиды, прошедшие профессиональное обучение, переподготовку или повышение квалификации имеют больше шансов на трудоустройство. Так, из 34 инвалидов, завершивших обучение по направлению службы занятости в 2002 году, 33 человека нашли работу.

В 2003 году на конкурс по размещению заказов на профподготовку безработных граждан была представлена заявка ПУ-12 на обучение инвалидов профессии портной, но этого явно не достаточно. С целью расширения возможностей трудоустройства в 2002 году проводились специализированные ярмарки вакансий для инвалидов. Всего в ярмарках вакансий, в том числе и специализированных, приняли участие 252 инвалида, из них трудоустроились 67 человек. Наиболее активно в этом направлении проводилась работа в г. Томске. В ярмарках приняли участие 130 инвалидов. От промышленных предприятий, учреждений жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, строительства, транспорта были заявлены 39

вакансий для трудоустройства инвалидов. Все вакансии были инвалидами востребованы.

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов является их самозанятость и организация инвалидами собственного дела. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, профессиональной помощи и психологической поддержке пока не приносит ощутимого эффекта.

В целях снижения социальной напряженности на рынке труда инвалидов, создания инвалидам дополнительных возможностей трудоустройства органы службы занятости внедряют систему выделения финансовых средств работодателям для частичной компенсации их расходов по оплате труда инвалидов. В 1996г. за счет реализации программ субсидирования заработной платы инвалидов было трудоустроено 1 тыс. человек.

Квотирование рабочих мест

Новый закон о социальной защите инвалидов послужил отправной точкой для развития идеи и реализации квотирования рабочих мест. В настоящее время в соответствии с Планом мероприятий по реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг., утвержденным постановлением Правительства РФ 3 августа 1996г. № 928, продолжается работа над проектом постановления Правительства РФ “О порядке установления квоты для приема на работу инвалидов”. Данное постановление направлено на обеспечение дополнительных гарантий занятости граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством инвалидами, и устанавливает механизм введения квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и определяет порядок внесения обязательной платы в случае ее невыполнения.

В соответствии с законодательством квота устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с численностью работников более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты создаются за счет работодателей (организаций) и иных источников.

Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой парадигмы квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого - конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям производства рабочей силы, но не наоборот - искусственной адаптации 3% рабочих мест к потребностям отдельных работников-инвалидов. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную “обходную технологию”, когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты.

Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Квотовая система редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах.

Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль за выполнением квоты.

Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство социологических опросов показывают, что это стремление существует и что примерно половина всех инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности Однако здесь следует иметь в виду социально-психологический феномен: в большинстве случаев респондент выражает свое намерения, которые еще не означают, что в реальности он готов к трудоустройству. Поэтому намерения респондентов не являются исчерпывающим аргументом при анализе их отношения к занятости. .

Введение законодательствами о занятости и социальной защиты инвалидов нормы, предусматривающей взыскания с работодателя обязательной ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида в случае невозможности ее выполнения, фактически является скрытой формой дополнительного целевого “налога” на работодателя.

Однако собранные от этого “налога” средства в соответствие с законом могут быть направлены только на создание новых рабочих мест у работодателя, трудоустраивающего инвалидов сверх установленной квоты или на создание специализированных предприятий (цехов, участков) общественных объединений инвалидов. Это положение не учитывает тот факт, что для трудоустройства инвалидов в счет квоты тоже требуются, и в ряде случаев значительные, средства. К сожалению, в соответствии с законом средства от этого “налога” не могут быть направлены на проведение мероприятий по профессиональному обучению или переобучению инвалидов, на адаптацию рабочих мест для инвалидов у работодателя, желающего выполнить квоту, на субсидирование их занятости, на оказание поддержки специализированным рабочим местам и реабилитационным центрам, способствующим преодолению препятствий на пути к трудовой деятельности граждан, данной категории. Все это в значительной степени сдерживает решение проблемы обеспечения занятости инвалидов. Средства, поступившие в Фонд занятости от этого “налога”, могли бы быть использованы на усиление процесса реабилитации и решение проблемы занятости инвалидов.

В большинстве развитых стран мирового сообщества политика занятости в отношении инвалидов строится в соответствии с концепцией включения инвалидов в процесс общей занятости. При этом следует иметь в виду, что социальная политика в отношении инвалидов в послевоенный период прошла уже несколько этапов развития. Начальным этапом считается принятие законов о квотировании рабочих мест для инвалидов. В разных странах это законодательство имело свои специфические национальные особенности. В Великобритании такой закон был принят в 1944г. В настоящее время в мире происходит поворот от патерналистской социальной политики в отношении инвалидов к концепции равных возможностей, закрепленной в антидискриминационном законодательстве ряда стран, в результате которого ряд стран отказывается от практики квотирования.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, численность работающих инвалидов, в том числе в возрасте, превышающем возраст выхода на пенсию, с 2009 года выросла с 1,752 миллиона до 2,275 миллионов человек на начало 2013 года и составила 17,7% от общей численности инвалидов всех возрастов, за исключением численности детей-инвалидов.

По уровню профессионального образования инвалиды распределились следующим образом:

· 3730 инвалидов (24,9% от числа опрошенных) имели общее среднее образование;

· 7034 инвалида (46,9%) - среднее профессиональное образование;

· 2200 инвалидов (14,7%) - высшее профессиональное образование;

· 1219 инвалидов (8,1%) - неполное среднее;

· 823 инвалида (5,5%) - начальное образование.

При этом 3241 инвалид или 21,6% от числа опрошенных изъявили желание работать в организациях реального сектора экономики;

· 2533 инвалида или 16,9% - на предприятии, специализирующемся на занятости инвалидов;

· 719 инвалидов или 4,8% хотели открыть собственное дело;

· 8513 инвалидов или 56,7% не имеют четких предпочтений.

Анализ результатов мониторинга позволяет сделать следующие выводы:

1. Потребность в трудоустройстве незанятых инвалидов трудоспособного возраста очень высока - около 77% от численности опрошенных инвалидов;

2. Нуждаются в трудоустройстве или смене работы, около 5% от численности опрошенных инвалидов хотят открыть собственное дело;

3. Уровень профессионального образования инвалидов достаточно высокий - более 61,6% ;

4. Профессиональное образование, из них высшее профессиональное образование имеют 14,7%, среднее профессиональное образование - 46,9%;

5. Потребность инвалидов в профессиональном обучении также довольно высокая - около 20% инвалидов изъявили желание пройти профессиональное обучение;

6. Инвалиды испытывают большие трудности в поиске работы, по сравнению с другими категориями граждан, так как доля инвалидов, ищущих работу более 1 года, составляет более 56%, в том числе ищущих работу более 3 лет - около 26%. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации// Текущий сайт -http://www.rosmintrud.ru- по состоянию на 30.04.2014.

Организация современного общества часто противоречит интересам людей с инвалидностью, в результате трудовой потенциал большинства из них остается невостребованным, а их социальный статус низким. Анализ позиции работодателей и ключевых факторов рынка труда позволяет оценить степень эффективности предпринимаемых усилии и наметить пути оптимизации управления занятостью людей с ограниченными возможностями.

Отсутствие результативной системы социальной защиты выработало у многих инвалидов осознание своей второсортности и неполноценности. Это не только унижает достоинство человека, но и ограничивает возможность самозащиты.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.Лысенко А.Е. Системный подход к решению проблем трудовой занятости инвалидов// Сборник материалов Научно-практической конференции "Социальное партнeрство государственных структур, общественных объединений и бизнес-сообщества в решении актуальных проблем трудовой занятости людей с инвалидностью в городе Москве": М, 2008.23-26с Инвалидность - проблема не одного человека, а всего общества в целом.

К главным проблемам занятости инвалидов можно отнести следующие:

1. Множество барьеров при трудоустройстве инвалидов, в том числе физическая недоступность многих предприятий и отсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте;

2. Низкий уровень профессионально-квалификационного статуса инвалидов;

3. Работники с инвалидностью получают, как правило, меньшую, чем другие работники, заработную плату, что снижает мотивации инвалидов на труд;

4. Большая часть неработающих инвалидов реально не хотят трудоустраиваться, боясь снижения группы инвалидности или вовсе снятия инвалидности, а также потери льгот, предусмотренных для неработающих инвалидов;

5. Квотирование и резервирование рабочих мест никогда в России не были эффективными инструментами трудоустройства инвалидов из-за отсутствия результативных санкций в отношении работодателей;

6. Практически отсутствует доступный для инвалидов транспорт, используя который они могли бы добираться до работы;

7. Негативное стереотипное отношение работодателей к возможностям и способностям инвалидов, что ведет к тому, что люди с инвалидностью получают бесконечные отказы в трудоустройстве;

8. Низкая самооценка и отсутствие целевых мотиваций инвалидов, вследствие чего инвалиды не готовы начать работать, даже когда им предлагают работу, а если они все-таки трудоустраиваются, то нередко быстро теряют работу при отсутствии их социального сопровождения (в виде социального посредничества, помощи, поддержки).

В своих рассуждениях о причинах, по которым инвалидов следует принимать или не принимать на работу, работодатели часто говорят, что это те же причины, по которым не стоит брать безответственных работников.

Перспективы интеграции инвалидов в сферу занятости работодатели оценивают как невысокие по ряду причин:

1. Внедрение новых технологий и сокращение рабочих мест;

2. Высокие требования к уровню образования и стажу претендентов на должность;

3. Отсутствие на предприятии сфер, где мог бы использоваться труд инвалидов;

4. Малая эффективность действующих мер по квотированию рабочих мест для инвалидов.

Исходя из результатов можно обозначить три типа отношений работодателя к труду инвалида:

· «бизнес - прежде всего»;

· «мое дело - сторона»;

· «моральный долг»; Первые считают инвалидов «слабым звеном» в деле повышения прибыли фирмы, а государство - главным ответственным за обустройство людей с инвалидностью. Позиция вторых сводится к ответственности только за тех людей, которые получили инвалидность непосредственно на их производстве. Привлечение инвалидов со стороны представляется им сомнительной практикой и нерациональным шагом. Третья группа работодателей полагает, что инвалидов иногда можно трудоустроить, исходя из мотивов милосердия и благотворительности или специфики производства, там, где удобно использовать труд инвалидов.

В рассуждениях работодателей часто звучит мысль о необходимости возобновления традиции создания специализированных цехов и предприятий для инвалидов. Эта идея продиктована протестом работодателей против перекладывания государством на них проблем трудоустройства инвалидов, отсутствием подходящих вакансий для некоторых категорий инвалидов (по зрению, с нарушением интеллекта) и нерентабельностью в современных жестких экономических условиях дробить должностные и функциональные обязанности работника на ряд простых функций, которые могли бы выполняться инвалидами. Таким образом, инвалиды находятся на особом положении в сфере занятости и трудовых отношений. С одной стороны, им предоставляются льготы и более щадящие условия труда: они имеют право при выполнении более легких видов труда, сокращенной продолжительности рабочего времени на сохранение прежней заработной платы, а также на получение дополнительных видов помощи. С другой стороны, инвалиды имеют ограничения и препятствия для своей профессиональной самореализации: они не привлекательны для работодателя как рабочая сила, работодатель боится возлагать на себя груз ответственности за такого работника. Инвалиды в силу низкого уровня образования, а часто отсутствия профессии и стажа работы, неконкурентоспособны на рынке труда. Вместе с тем, люди с инвалидностью практически лишились стимула к труду. Разница в размере выплат между разными группами получилась весьма значительной (почти 1000 рублей) и, конечно, большинство людей с инвалидностью предпочитают всяческими способами добиваться первой группы и иметь более высокую пенсию, чем потерять в выплатах за небольшую вероятность трудоустройства, как на открытом рынке труда, так и через госструктуры. Между тем некоторые получают пенсию по инвалидности, в несколько раз превышающую предлагаемую инвалиду заработную плату. Пенсия плюс зарплата, внимание, общение, свое родное предприятие - именно это должно быть флагом, а не маленькая зарплата. Понятовская О. Уважение прав и достоинства // Социальная защита.,2008,№ 9.-25с.

Среди инвалидов трудоспособного возраста незначительно преобладают мужчины - 52, 1%. Отмечено, что в возрасте с 18 лет до 34 лет удельный вес инвалидов менее 5% и у мужчин, и у женщин. Статистический и графический анализ четко показывает, что вероятность стать инвалидом увеличивается с возрастом. Заболеваемость взрослого и детского населения Москвы//Текущий сайт Федерального портала protown.ru- http://protown.ru/russia/city/articles/2881.html- по состоянию на 25.04.2014.

По информации Департамента социальной защиты населения, сейчас в Москве проживает около 1,2 миллиона инвалидов, из них:

· около 15 тысяч - слабовидящие и слепые;

· более 6,6 тысяч - глухие и слабослышащие;

· 21,8 тысяч - инвалиды по патологии опорно-двигательного аппарата (в т.ч. более 10 тысяч - инвалиды-колясочники);

· свыше 6,7 тысяч - инвалиды вследствие ДЦП;

· 45,5 тысяч - инвалиды с психическими расстройствами;

· 1,2 тысяч - инвалиды с врожденной и приобретенной патологией спинного мозга;

· 38,7 тысяч человек являются инвалидами молодого возраста;

· 32 тысячи детей в городе имеют инвалидность.

В общей численности по группам инвалидности:

· 6,6 % I группы инвалидности;

· 64,8 % - II группы;

· 26 %- III группы;

· 2,6% - дети-инвалиды.Департамент социальной защиты населения города Москвы// Актуальные вопросы социальной интеграции и адаптации городской среды. Мероприятия по повышению качества жизни инвалидов в городе Москве.- http://www.dszn.ru- по состоянию на 18.04.2014.

На базе нескольких организаций (ГБУ ЦСО «Мещанский, РООИ Перспектива, а так же на, проходящих в марте-апреле-мае 2013 года, ярмарках вакансий для людей с ограниченными возможностями здоровья, было проведено исследование, касающееся проблем занятости инвалидов в городе Москве.

Таким образом, в процессе исследования необходимо:

1. Выявить причины незанятости трудоспособных инвалидов в общественном производстве;

2. Определить мотивы трудоустройства инвалидов, занятых в общественном производстве;

3. Описать структуру и уровень профессионального образования трудоспособных инвалидов;

4. Выявить степень удовлетворенности состоянием своего рабочего места трудоустроенными инвалидами;

5. Определить причины неудовлетворенности рабочим местом трудоустроенных инвалидов;

6. Исследовать требования, предъявляемые инвалидами к своему рабочему месту;

7. Определить места желаемого трудоустройства инвалидов;

8. Исследовать готовность к обучению и переквалификации инвалидов при трудоустройстве;

9. Очертить круг организаций, в которые обращаются инвалиды за помощью в трудоустройстве;

10. Описать работу органов службы занятости населения в содействии трудоустройству инвалидам. Текущий сайт РООИ Перспектива- http://perspektiva-inva.ru-по состоянию на 10.04.2014.

При этом следует учитывать следующие исходные данные:

· В исследовании участвовали 264 человека в возрасте от 25 до 52 лет;

· Выборка включала в себя 148 женщин и 116 мужчин;

Из них инвалидов:

· I группы 16,1%;

· II группы 56,1%;

· III группы 27,8% . (Прил. 1. Рис. 1)

Главной целью исследования было выявление основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды при трудоустройстве. Оно включало в себя рассмотрение вопросов связанных с:

· ограничениями при трудоустройстве, связанных с инвалидностью;

· несоответствием требованиям, предъявляемых работодателями;

· их отношением к работе;

· способностью адаптации в коллективе;

· знанием прав в области трудового законодательства;

· иные вопросы.

В результате исследования при ответе на вопрос: «Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?» - выяснилось, что основным препятствием для трудоустройства для большого числа не работающих в настоящий момент инвалидов является невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы.

Места работы, которые им предлагаются в центре занятости находятся либо далеко от места жительства, либо же для того, что бы добраться до работы необходима помощь других людей (родственников, знакомых, социальных работников и т.д.) Такую возможность имеют далеко не все.

Из 264 ответивших на этот вопрос - 81 человек назвал эту проблему наиболее важной. На втором месте по частоте встречаемости, является утверждение, что у инвалидов недостаточно знаний и отсутствие опыта работы - 64 человека. Здесь могут быть разные объяснения: от отсутствия образования до заниженной и ущербной самооценки большинства опрошенных. Кроме того, 38 человек указали на то, что основным препятствием для полноценной и плодотворной работы являются физические, психологические недостатки и инвалидность, 18 человек выразило свое нежелание работать (высказывались различные причины: отсутствие материальных стимулов, агрессивность и обреченность в попытках найти подходящую для себя работу и т.д.). Оставшаяся часть назвала другие причины (отсутствие такой работы, иметь которую желал бы опрашиваемый, трудности во взаимоотношениях с другими людьми и т.д.). (Прил. 1. Рис. 2)Однако, 85 человек из 264 (32%), на другой вопрос: «С какими проблемами Вы сталкивались чаще всего при приеме на работу?» отметили «ограничения по труду» (Прил. 2, Рис. 3). Столько же - «дискриминация», получение должности другими претендентам (здесь среди причин указывались такие как, пренебрежение к инвалидам, заведомая предубежденность против них, отсутствие реальной конкуренции на рынке труда, так как при трудоустройстве нередко используются связи и все попытки инвалидов устроиться на работу оказывались безуспешными, так как свободное место оказывалось занято теми людьми, которые были как-то знакомы с работодателем).На вопрос: «При поступлении на работу Вы предпочитаете (или предпочли бы) скрыть инвалидность?» - 85 респондентов из 264 (32%) ответили, что предпочитали скрыть инвалидность т.к. это явилось бы препятствием для трудоустройства. Остальные не скрывают т.к. «инвалидность скрыть невозможно». Из ответивших утвердительно 85 человек 42% реально столкнулись с данной проблемой при попытках трудоустроиться, а оставшиеся 58% предпочитают скрыть инвалидность из-за опасений быть не принятыми на работу, что такая проблема имеет место быть и достаточно широко распространена в российском обществе. (Прил. 2 Рис. 4)На следующий вопрос: «Какие причины, на Ваш взгляд, дают людям с ограниченными возможностями основания быть недовольными своей работой?» были получены следующие результаты:

· Основной причиной неудовлетворенности инвалида своим рабочим местом является низкая заработная плата (59%);

· Выполнение монотонной и неквалифицированной работы значительно влияет на степень удовлетворенности инвалида своим рабочим местом (26%);

· На степень удовлетворенности инвалида рабочим местом влияет возможность профессионального роста (15%). (Прил.3.Рис.5)

Рыночная экономика - это мир жесткой конкуренции и поэтому требует от участников рынка разносторонних знаний. Высокая квалификация, владение смежными профессиями, знание английского языка и умение работы с компьютером, опыт работы по специальности - основные требования, предъявляемые современными работодателями к соискателям.

24% опрошенных инвалидов имеют знания иностранного языка (как правило английского), 57% обладают навыками работы на компьютере. Однако лиц, профессионально владеющих иностранными языками, на высоком уровне, либо имеющие большие навыки работы с компьютером среди анкетируемых не оказалось. Дополнительную профессиональную подготовку имеют 24% инвалидов - преимущественно техническое образование. (Прил.3.Рис. 6)

Готовы работать «сверх положенного» 85% опрашиваемых, трудные условия и сложная работа не будут поводом для отказа от работы для 65%, 62% опрашиваемых имеют опыт работы. (Прил.4 Рис. 7)Таким образом, следует утверждать, что подавляющее число инвалидов не очень привередливы в выборе профессии и готовы согласиться на работу, которая потребует от них много сил, терпения и желания. 53% опрошенных инвалидов считают свой уровень знаний достаточным при трудоустройстве. Однако почти все из них (89% опрошенных) ответили, что переквалификация инвалидов выступает важным средством получения нового рабочего места. Изучение потребностей инвалидов, показало, что 63% опрошенных инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. В профессиональной ориентации нуждается каждый пятый, а в профобучении, - почти каждый десятый инвалид, в трудовой адаптации - 25% инвалидов. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность (так считает 43% опрошенных), а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными (19% анкетируемых). (Прил. 4 Рис. 8)

В значительной мере это обусловлено следующими причинами:

· специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания самих инвалидов;

· инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения: из них мало кто знает о выбранной профессии и условиях ее труда;

· 36% инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства;

· образовательные учреждения не приспособлены для инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения. Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения;

· неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений. В результате обучение в них связано для инвалида с переездом из места постоянного жительства, что не всегда приемлемо.

· Среди опрашиваемых инвалидов на вопрос: «Имеете ли Вы работу в настоящее время?» - 75 человек из 264, т.е. 31% ответили положительно. В данную категорию включалась и постоянная работа и непостоянная. Как правило (62% от числа работающих), люди с ограниченными возможностями работают не по приобретенной специальности, а занимают должность и выполняют работу, которая в организации является свободной. Для всех них работа и получаемая ими заработная плата служит основанием для улучшения как собственного финансового положения, так и членов их семей. Однако следует оговориться, что оставшиеся 69% не имеют даже непостоянной работы, что служит показателем напряженности в среде инвалидов в сфере трудоустройства и занятости. На вопрос: «Что для Вас значит работа и какое место в Вашей жизни она занимает (или будет занимать, должна занимать)?»

· 162 из опрашиваемых (52%) ответили, что главное в работе - это источник дохода;

· 62 человека (23,4%) - находят в трудовой деятельности способ самовыражения;

· 40 инвалидов (12%) благодаря работе рассчитывают повысить свой социальный статус, самооценку. (Приложение 5 Рис.9) Работать в частной структуре предпочитают 167 инвалидов (65% опрашиваемых), тогда как в государственном секторе лишь 97.

· 42 анкетируемых (15%) хотели бы организовать собственное дело;

· 96 человек (35%) - быть служащими;

· в финансовой сфере и сфере услуг предпочли бы работать 44% респондентов (по 22% в каждой из упомянутых сфер деятельности);

· 148 инвалидов ответили, что переобучение и повышение квалификации для них - возможность карьерного роста. (Прил. 6 Рис.10).Проблема адаптации в коллективе без сомнения, очень актуальна, несмотря на то что «вливание» в новый коллектив происходит не всегда легко, 162 человека (61% анкетируемых) предпочитают работать в коллективе, в т.ч. 142 опрашиваемых (50%), отметили, что адаптация в коллективе происходит легко, 82 респондента (30%) затруднились ответить, 40 (20%) ответили что это им далось трудно. (Прил. 6.Рис. 11). В целом, опасения людей с ограниченными возможностями связаны прежде всего с тем, что они не знают, как их воспримет новый трудовой коллектив, как к такому человеку отнесутся сотрудники с точки зрения его профессионализма. Большая часть инвалидов (73%) предпочли бы работать в коллективе со здоровыми людьми. Оставшаяся часть, в целом, отнеслась безразлично к этому вопросу, но все же предпочли бы трудиться в коллективе, где они не выделяются и где у них не будет комплекса собственной неполноценности, который может возникнуть в процессе совместной работы со здоровыми людьми. Более половины опрошенных (154 человека) отметили, что отношения в коллективе влияют на их работоспособность. Способность работы в коллективе подтверждается тем, что по мнению 123 из них, человек с ограниченными возможностями лучше работает, если у него есть четко определенная роль в команде, тогда как оставшиеся 31 человек предпочитает работать самостоятельно. (Прил. 6.Рис. 12) На вопрос: «Знаете ли вы о своих правах (льготах) при трудоустройстве?» - 198 человек (70%) ответили отрицательно. Оставшаяся часть дала неполные или неясные ответы. (Прил. 7.Рис. 13) В нашем обществе не только недостаточно реализуются права инвалидов, но и практически отсутствует система правового воспитания и просвещения людей с ограниченными возможностями. Этим не занимаются ни специализированные центры занятости населения, ни комитеты социальной защиты, ни какие либо другие государственные организации. Основную информацию о своих правах люди с ограниченными возможностями получают из средств массовой информации, посредством общения друг с другом. На вопрос: «Какие организации оказывают наиболее эффективную помощь в трудоустройстве?» - 52% анкетируемых (142 человека), ответили, что помощью в трудоустройстве они чаще всего обращаются в общественные организации инвалидов, так как считают, что там они могут больше рассчитывать на поддержку, понимание и реальную помощь в решении своих проблем, чем в государственных структурах. В пользу государственных организаций высказалось 35% опрашиваемых, остальные указали иные варианты (поиск работы через знакомых, указывали на отсутствие эффективности вообще любых организаций и т.д.) (Прил. 7,Рис. 14)

Итак, основные результаты исследования привели к следующим выводам:

1. Основными препятствиями для трудоустройства считаются (кроме невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы) отсутствие опыта работы по специальности и инвалидность. Как уже сказано, основная проблема - отсутствие подходящих рабочих мест на рынке труда;

2. Работа для трудоспособного инвалида является важным источником материального существования;

3. Инвалиды предпочитают скрывать, при возможности, инвалидность из-за опасений получить отказ, что подтверждает игнорирование общества инвалидов как успешных работников;

4. Проведенное исследование показало, что инвалиды не всегда обладают достаточными знаниями и навыками, для того чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Однако 53% инвалидов считают свой уровень знаний достаточным при трудоустройстве. Однако переквалификация инвалидов выступает важным средством получения нового рабочего места;

5. Большинство инвалидов имеют определенный уровень образования.Достаточно большое число инвалидов обладают профессиональной подготовкой в сфере взаимодействия «человек-техника», владеют навыками общения на иностранных языках.

1. Работа для инвалидов, в первую очередь, источник дохода. Большинство из них предпочитают работать в частной структуре, что связано с традиционно более высокой оплатой труда в коммерческих организациях;

2. Работа для инвалида выступает, в том числе, и как одна из возможностей общения;

3. Работа для инвалида это - способ реализации своего потенциала, своих способностей;

4. Основной причиной неудовлетворенности инвалида своим рабочим местом является низкая заработная плата;

5. На степень удовлетворенности инвалида рабочим местом влияет возможность профессионального роста;

В сознании людей еще жив стереотип, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, потому что живет на попечении родственников и государства. Среди инвалидов много тех, у кого есть стремление трудиться и быть независимыми. Противоречие между тем, что государство оказывает поддержку инвалидам при трудоустройстве и тем, что большинство трудоспособных инвалидов не трудоустроено.

Вывод: Таким образом, проведенные исследования еще раз демонстрируют:

1. Необходимость увеличения гибкости, индивидуального подхода, и, главное, ускорения реакции государственных служб и ведомств, обеспечивающих принятие законодательства, разработку инструкций в сфере занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Необходимость формирования инклюзивной политики в России;

3. Актуальность и прогнозируемую высокую эффективность частно-государственного партнерства в социальной сфере в первую очередь;

4. Важность стимулирования интернальности (внутренней причинности), самостоятельной и групповой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вышеуказанные задачи и необходимо решить государству для того, что бы проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества были успешно решены.