Корпоративный дизайн. Торговая марка как главный элемент корпоративного стиля. Что отражает корпоративный стиль компании

Фирменный стиль одежды с символикой – это не только отличительная черта организации, но также ее корпоративная культура. Форма, в которой работает сотрудник, обязательно должна быть опрятной. Это основа успеха общения с клиентом. Согласитесь, неряшливый сотрудник в мятой рубашке не вызовет ничего, кроме недоверия и неприязни.

Ношение только некоторых элементов корпоративного стиля одежды еще не является показателем присутствия строгой формы. Во-первых, эти элементы должны быть одинаковыми. Это может быть галстук или значок. Во-вторых, сама форма должна быть выполнена в одной цветовой гамме. Одежда должна быть узнаваемой и четко выделенной из числа всех организаций. При этом элементы корпоративного стиля не всегда должны присутствовать в самой форме. Корпоративная одежда может быть просто дополнена значком с логотипом компании или бейджем с тем же логотипом и именем сотрудника.

Дизайн корпоративного стиля

При разработке фирменной одежды всегда учитываются нормы этикета. Женская униформа должна быть строгого кроя. У нее не должны быть глубокие вырезы или слишком короткие юбки. К выбору цветовой гаммы фирменной одежды необходимо подходить особенно тщательно. Всем известно, что существуют цвета, которые негативно воспринимаются окружающими, и при общении с клиентом могут произвести негативный эффект.

Качество ткани также должно быть соответствующим. Руководителю стоит понимать, что на создание благоприятного имиджа компании необходимы немалые материальные вложения.

Для разработки дизайна фирменной одежды лучше пригласить человека, который специализируется в этой сфере. Он изучит специфику компании и, исходя из этого, сможет разработать эскизы, по которым в дальнейшем будет шиться одежда.

К слову сказать, к относится не только одежда сотрудника, но и его рабочее место и те вещи, которыми он может пользоваться на виду у клиента. Например, заставка на рабочем столе компьютера, рингтон на мобильном телефоне, ежедневник и даже ручка. Впечатление об организации и ее сотрудниках складывается из мелочей в том числе.

Грамотно выбранный корпоративный стиль организации поможет сделать компанию узнаваемой на рынке услуг. А это основа ее успешного развития и, как следствие, формирование большой клиентской базы.

Корпоративный стиль для офисных сотрудников

Некоторые организации не требуют от своих сотрудников ношения определенной униформы. Но при этом существуют определенные строгие правила , несоблюдение которых может понести негативные последствия для сотрудника. В некоторых фирмах в независимости от времени года сотрудницам запрещается оголять плечи. Даже юбку показано носить исключительно с чулками.

Некоторые руководители не вводят униформу, а просто ограничиваются правилом «белый верх-черный низ», что, собственно, тоже дисциплинирует сотрудников. Ограничения чаще касаются не только одежды, но и макияжа, который должен быть неброским, а также прически. Вызывающий цвет волос противопоказан. При этом зачастую разрешается носить скромные аксессуары.

Итак, руководителям и сотрудникам организации следует помнить, что идеальный внешний вид коллектива в целом поднимает организацию на ступень выше. Наличие корпоративного стиля говорит о серьезном отношении к клиенту и заинтересованности в работе.

Корпоративный стиль (или фирменный стиль, англ. corporate identity) -- набор графических форм и принципов построения, объединённых одной идеей, основная задача которых -- выделить компанию среди себе подобных, и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

"Корпоративный" или "фирменный" стиль часто понимается как набор словесных и визуальных констант, обеспечивающих единство восприятия товаров, услуг, информации, исходящих от фирмы или торговой марки к потребителю. Корпоративный (фирменный) стиль - это совокупность приемов, обеспечивающих единый образ всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяющих противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов.

Корпоративный стиль - это основа всей коммуникационной политики фирмы, одно из основных средств борьбы за покупателя. Только на основе единого КС возможно создание "фирменного" товара, т.е. работа на рынке в соответствии с концепцией "brand name". Без выразительного графического и словесного единства реклама, упаковка товара просто обречены на незапоминаемость или неидентифицируемость потенциальным покупателем.

Среди основных функций фирменного стиля выделяют:

1. Идентификация.

Фирменный стиль позволяет потребителю без особых усилий узнать нужный товар (фирму, услугу) по некоторым внешним признакам.

2. Доверие.

КС свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на Покупателя/Потребителя. Очень важным моментом является вызывание положительных эмоций и/или впечатлений, которые доставили Потребителю уже ранее приобретённые товары/услуги данной фирмы/ТМ. Если потребитель однажды убедился в качестве продукции (услуг), то это доверие будет в значительной степени распространяться на всю остальную продукцию фирмы. Кроме того, наличие фирменного стиля само по себе вызывает доверие.

Наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой.

4. Создание "фирменного" имиджа.

Грамотно разработанный Корпоративный Стиль, удачно выбранная Торговая Марка способствуют идентификации товаров/услуг с фирмой-производителем. Иными словами, помогают выделить товары/услуги именно этого производителя из общей массы аналогичных товаров/услуг Конкурентов.

5. Корпоративная культура.

У КС (а в это понятие входит сувенирная продукция с фирменной символикой, единая форма одежды, "корпоративная легенда", гимн фирмы и т.п.) кроме внешней направленности на покупателя, есть и внутренняя направленность - собственный персонал. Её назначение - формирование единой "корпоративной" культуры, чувства причастности к общему делу. Не случайно, к примеру, на некоторых японских предприятиях рабочий день начинается с коллективного пения Гимна фирмы. А одежда сотрудников компании "Coka Cola" содержит фирменную бело-красную гамму. Весьма эффективный способ повышения производительности труда - наличие в интерьере фирмы элементов КС. Даже незначительные "фирменные предметы" типа блокнота, ручки или флажка на столе оказывают благотворное влияние на персонал.

6. Сохранение стилевого единства.

При использовании других Инструментов Маркетинга: прямой рекламы, Public Relations, выставок (ярмарок), стимулирования сбыта и прямого маркетинга.

Расширение границ деятельности фирмы -- принятие ореола фирмы другими.

Цель фирменного стиля - закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенного гарантирует высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя.

Корпоративный стиль обеспечивает организацию следующими преимуществами, выполняя следующие функции:

1) Повышение корпоративного духа, единства сотрудников и создание ощущения приобщенности к общему делу, воспитывает фирменный патриотизм;

2) Позитивное влияние на эстетический уровень, внешний вид товаров и помещений фирмы

3) Помощь потребителю ориентироваться потребителю в потоке рекламной информации, быстро и безошибочно находить нужную фирму;

4) Указывает потребителю взятие фирмой ответственности за произведенный товар.

5) Указывает обществу на стабильность и долговременность, работы компании.

Если же подытожить все преимущества, которые дает использования фирменного стиля, то можно назвать его одним из главных средств формирования благоприятного имиджа фирмы.

Фирменный стиль на предприятии имеет большое значение и наряду с другими важными компонентами маркетинга, составляет отдельную сферу деятельности в области стимулирования продаж и маркетинга.

Основные группы корпоративного стиля:

Деловая документация фирмы (бланки, конверты, визитные карточки, счёты на оплату, товаросопроводительная документация);

Печатная продукция (листовки, проспекты, каталоги, плакаты, календари, типовые оригинал-макеты для прессы);

Сувенирная продукция (ручки, блокноты, часы, значки, флаги, чашки, одежда);

Фирменная спецодежда (костюмы, майки, комбинезоны, головные уборы);

Оформление фирменного транспорта (легковые и грузовые автомобили);

Маркировка и дизайн упаковки.

Основа корпоративного стиля - константы - постоянные элементы, способствующие идентификации товара покупателем.

Корпоративный стиль

Корпоративный стиль , айдентика (англ. corporate identity ) - набор графических форм и принципов построения визуальной коммуникации, объединённых одной идеей, основная задача которых - выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

«Корпоративный» или «фирменный» стиль часто понимается как набор словесных и визуальных констант, обеспечивающих единство восприятия товаров, услуг, информации, исходящих от фирмы или торговой марки к потребителю.

Корпоративный дизайн наряду с корпоративной философией, корпоративной культурой и корпоративным поведением является одним из элементов корпоративной идентичности .

История

Понятие фирменного стиля появилось в начале XX века, когда количество компаний, работающих в одной области, критически возросло и стала актуальной проблема их узнаваемости.

Состав

Корпоративный стиль разрабатывается на основе логотипа и знака. Вначале проводится общий анализ компаний, аналогичных той, которая заказала логотип или фирменный знак. Затем вычленяются отличительные особенности данной компании. После этого формируется идея «смыслового образа», который впоследствии станет основополагающим в фирменном стиле данной компании. В этот образ вкладываются не только графические элементы, но и психология продаж (например, агрессивный маркетинг) и географическое местоположение компании, социологические образы общественной среды. Затем разрабатывается логотип. В начале разработки определяются основные элементы: стилеобразующая идея, цветовая гамма, шрифты. Разрабатываются стандарты и рекомендации по нанесению корпоративной символики на носители стиля. Носителем стиля может быть всё что угодно: внутренняя документация, наружная реклама, веб-сайт, здание офиса. После окончания работы по разработке стиля составляется руководство по его применению. Руководство называют по-разному: брендбук, гайдлайн, стандарты оформления. Хотя название «брендбук» в данном случае использовать некорректно.

Структура гайдлайна

Стилеобразующая идея

Раскрывается идея, по которой построен корпоративный стиль. Идея заключается в формировании запоминающегося эмоционального образа, который становится «образным сорняком» или «информационной маской», на которой будет базироваться рекламная кампания организации.

Стилеобразующая идея строится на основе принципов общества и моды региона, в котором развивается данная компания. Так, например, символ «Дракон» всегда уместный в Китае, Малайзии и Японии, не будет уместен в Индии, на Кубе или в Башкирии, где данный образ вообще не воспримут. Поэтому важно понимать, где именно работает компания. Далее необходимо проанализировать, с каким видом услуг или с каким производством работает данная компания. Точное определение сферы деятельности компании привлечет потенциальных партнеров и клиентов к этому бизнесу. И наконец, последнее, что необходимо учесть - это социальная группа, на которую ориентирован данный бизнес.

Существуют несколько принципов построения логотипа:

Построение знака и логотипа

Логотип компании строится в двух визуальных системах: первая - это недвижимая система - система нанесения логотипа графическим способом на недвижимые объекты (бланк, визитка, кружка), вторая - это динамическая среда - система, когда логотип находится в движении, например на борту транспортного средства или в видеоролике.

В первом случае недвижимый синтетический и шрифтовой логотип, обладающий четко заданной осью или вектором движения, всегда выигрывает без подложки и вспомогательных элементов. Символьный логотип не всегда уместен и требует визуальной и информационной поддержки.

Во втором случае работают символьный и шрифтовой логотипы, так как во время движения мозг человека цепляется за простые и «знакомые» образы. Синтетический логотип требует контекстной визуальной и информационной поддержки.

Также существует три эмоциональных фильтра для логотипов - это:

Эти фильтры называют [кто? ] ещё «эмоциональной нагрузкой» на логотип.

Также существуют 2 системы восприятия - это макро-система и микро-система. В первом случае нужно понимать, как логотип будет смотреться, если его напечатать на фасаде здания, во втором случае - это нанесение логотипа на шариковую ручку.

Нанесение символики на различные материалы

Запреты, встречающиеся в гайдбуке

  • Не изменять размер знака и логотипа по отдельности.
  • Не изменять расстояние между фрагментами фирменного блока.
  • Не использовать обведение по контуру.
  • Не изменять корпоративные цвета.
  • Не размещать фирменный блок на сложной текстуре.
  • Не размывать знак и логотип.
  • Не использовать затенение.
  • Не заливать текстурой.

Макеты для наружной рекламы

  • Флаги
  • Плакаты
  • Баннеры
  • Тенты
  • Ситилайты

Макеты для сувенирной продукции

  • Брелоки, зажигалки
  • Ручки, маркеры
  • Чашки, кружки, стаканы
  • Футболки, рубашки, куртки, кепки
  • Пакеты (бумажные, полиэтиленовые)
  • Подарочные наборы
  • Календари (карманные, настольные, настенные)
  • Часы (наручные, настольные, настенные)
  • флэш-карты

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Выразитель индивидуального имиджа бренда

Корпоративный стиль (corporate identity) призван подчеркивать индивидуальный имидж компании и выражать ее ключевые ценности языком графики. Корпоративный стиль выражен в оформлении деловой документации, офисного пространства, а также во всех коммуникациях бренда.

Корпоративный стиль компании – это ее «характер», отражающий стиль общения с клиентами, партнерами и конкурентами и воплощенный в визуальной стилистике. Основными атрибутами корпоративного стиля являются логотип, фирменные цвета и шрифты, стилеобразующие элементы, слоган. Базовая составляющая корпоративного (или фирменного) стиля - это логотип, уникальный визуальный атрибут, который принято считать лицом бренда.

В отличие от фирменного стиля потребительских брендов, выраженного с помощью упаковки или вывески, основным носителем корпоративного стиля компании является фирменная и презентационная документация: визитки, бланки, папки, каталоги и т.д. Вторыми по значимости можно назвать электронные носители - сайт, электронные презентации, электронные сообщения. Корпоративный стиль компании должен одновременно учитывать специфику ее деятельности, отражать ценности, быть уникальным и доносить все нужные ассоциации в лаконичной и красноречивой визуальной форме.

Здесь и возникает первая трудность: как правило, внутри определенного вида бизнеса корпоративные ценности являются общими для всех компаний категории. Поэтому базовой задачей при разработке стиля становится поиск уникальной идеи, характеризующей подход компании к ведению бизнеса и выделяющий ее среди конкурентов. Только после этого можно переходить к разработке дизайна.

При работе над дизайном может возникнуть другая трудность. Зачастую, внутри категории существуют общепринятые и привычные для использования образы или цвета, характеризующие специфику бизнеса. В финансовой сфере, например, наиболее распространены красный и синий оттенки. Визуальный образ компаний, связанных с технологиями или коммуникациями, напротив, более яркий, гибкий, часто эксплуатирующий абстрактные фигуры и объекты.

Таким образом, перед началом работ по созданию корпоративного стиля необходимо определиться, каким он должен быть – скорее категориальным (т.е. с низким уровнем индивидуальности) или же уникальным (тогда соответствие категориальным стереотипам будет ниже в угоду индивидуальности бренда).

Отметим, что недавние примеры показали, что стремление к уникальности и уход от категориальных стереотипов оказались не чужды даже таким, казалось бы, консервативным государственным компаниям как «Роснано».

Что такое корпоративный стиль?

В теории рекламы существуют два понятия – "корпоративная реклама" (corporate advertising) и "реклама корпоративной идентичности" (corporate identity advertising). Причём второе понятие – составная часть первого. В терминологии наших Рекламистов "корпоративная реклама" получила крайне неудачный русский эквивалент – "имиджевая реклама", а "корпоративная идентичность" – более точный и ёмкий "корпоративный (или фирменный) стиль".

Под Корпоративной Рекламой подразумевается широкий спектр нетоварной рекламы, имеющий целью улучшение деловой репутации и повышение степени известности фирмы, товара, услуги. Из этого определения очевидно, что Корпоративная Реклама тесно связана с Public Relations, поскольку имеет ту же цель – формирование благоприятной деловой репутации и известности на рынке.

Под Корпоративным (Фирменным) Стилем (КС) подразумевается набор цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских, аудиальных постоянных элементов – КОНСТАНТ, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров/услуг, а также всей исходящей от фирмы информации, её внутреннего и внешнего оформления.

Для чего необходим корпоративный стиль и какие функции он выполняет?

КС – это основа всей коммуникационной политики фирмы, одно из основных средств борьбы за покупателя. Только на основе единого КС возможно создание "фирменного" товара, т.е. работа на рынке в соответствии с концепцией "brand name". Без выразительного графического и словесного единства реклама, упаковка товара просто обречены на незапоминаемость или неидентифицируемость потенциальным покупателем.

Основные функции КС:

Создание "фирменного" имиджа.

Грамотно разработанный Корпоративный Стиль, удачно выбранная Торговая Марка способствуют идентификации товаров/услуг с фирмой-производителем. Иными словами, помогают выделить товары/услуги именно этого производителя из общей массы аналогичных товаров/услуг Конкурентов.

Доверие и уважение.

КС свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на Покупателя/Потребителя. Очень важным моментом является вызывание положительных эмоций и/или впечатлений, которые доставили Потребителю уже ранее приобретённые товары/услуги данной фирмы/ТМ. (SONY, PHILIPS, IBM).

Корпоративная культура.

У КС (а в это понятие входит сувенирная продукция с фирменной символикой, единая форма одежды, "корпоративная легенда", гимн фирмы и т.п.) кроме внешней направленности на покупателя, есть и внутренняя направленность – собственный персонал. Её назначение – формирование единой "корпоративной" культуры, чувства причастности к общему делу. Не случайно, к примеру, на некоторых японских предприятиях рабочий день начинается с коллективного пения Гимна фирмы. А одежда сотрудников компании "Coka Cola" содержит фирменную бело-красную гамму. Весьма эффективный способ повышения производительности труда – наличие в интерьере фирмы элементов КС. Даже незначительные "фирменные предметы" типа блокнота, ручки или флажка на столе оказывают благотворное влияние на персонал.

Сохранение стилевого единства.

при использовании других Инструментов Маркетинга: прямой рекламы, Public Relations, выставок (ярмарок), стимулирования сбыта и прямого маркетинга.

Расширение границ деятельности фирмы - принятие ореола фирмы другими.

Основные группы корпоративного стиля

деловая документация фирмы

(бланки, конверты, визитные карточки, счёты на оплату, товаросопроводительная документация);

печатная продукция

(листовки, проспекты, каталоги, плакаты, календари, типовые оригинал-макеты для прессы);

сувенирная продукция

(ручки, блокноты, часы, значки, флаги, чашки, одежда);

фирменная спецодежда

(костюмы, майки, комбинезоны, головные уборы);

оформление фирменного транспорта

(легковые и грузовые автомобили);

(оформление интерьеров офиса, выставочных экспозиций, торговых залов, витрин);

маркировка и дизайн упаковки.

Основа КС – константы – постоянные элементы, способствующие идентификации товара покупателем.

Главные константы корпоративного стиля и требования к ним

торговая марка (логотип);

фирменный блок;

набор шрифтов;

фирменные цвета;

графические символы (сигнатуры и пиктограммы);

Фирменный шрифт должен соответствовать товару и характеру деятельности фирмы, воспроизводимость и читаемость, особенно если шрифт будет использоваться на упаковке или для маркировки товара. Шрифт может быть "мужским" или "женским", "лёгким" или "тяжёлым", "грубым" или "элегантным" и т.д. (компьютерный шрифт - сегменты как в электронных часах, джинсовый шрифт - Lee).

Фирменный цвет является своеобразной характеристикой товара/услуги. При выборе цвета необходимо учитывать психологию покупателей и потребителей, а также этнические особенности его восприятия (символика цвета в различных национальных культурах). В цветах человек улавливает стойкие ассоциации: голубой, бирюзовый вода, море; серебристый - авиация; зелёный - трава, деревья; красно-белый - "Coka Cola". При удачном выборе фирменный цвет как бы превращается во второй товарный знак. Примеры: Kodak & Fuji, Coka Cola & Pepsi Cola, Сбербанк Украины.

Фирменный блок. Это понятие включает в себя часто употребляемое сочетание нескольких элементов КС: полное наименование фирмы, ТМ, почтовые и банковские реквизиты. Иногда Фирменный блок включает в себя Рекламный Девиз. Например, старый блок adidas - лилия и надпись.

Торговая марка (товарный знак, логотип) – "центр фирменной цветографии" – это зарегистрированное в установленном законодательством порядке некое слово или изображение, звуковые позывные или оригинальная форма, призванные однозначно идентифицировать данный товар или фирму в сознании покупателя/потребителя. Прообразом торговой марки можно считать личное клеймо средневекового ремесленника. Широкое распространение получили во второй половине ХІХ века, когда начало развиваться массовое промышленное производство, а предприниматели стали воспринимать торговую марку как объект особой правовой охраны.

Главное требование к ТМ – её "сила". Критерий весьма субъективный и выражается он прежде всего в рекламоспособности марки, т.е. её возможности хорошо запомниться и однозначно идентифицироваться у покупателя/потребителя с определённым товаром/услугой. (Подробности ниже).

Торговая марка как главный элемент корпоративного стиля

Типы Торговых Марок:

словесные;

изобразительные;

комбинированные;

звуковые;

объёмные.

Звуковые ТМ не получили широкого распространения в мировой практике (лишь как позывные радиостанций и телеканалов). Пример: позывные радиостанции "Маяк" - мелодия песни "Подмосковные вечера".

Изобразительные ТМ представляют собой оригинальный рисунок, эмблему. Пример: Олимпиада - 80.

Объёмные ТМ - зарегистрированные ТМ в объёмном изображении. Пример: бутылка "Coka Cola", флакон духов "Dali".

Комбинированные ТМ используются достаточно часто. Наиболее употребляемые сочетания: словесный-звуковой; словесный-изобразительный; словесный-изобразительный-звуковой и т.п. Пример: комбинация логотипа и скульптуры "Рабочий и крестьянка" - киностудия "Мосфильм".

Словесные ТМ составляют основную массу используемых в рекламе (около 80%). Это можно объяснить тем, что они обладают наибольшей запоминаемостью за счёт одновременного воздействия семантической (смысловой) и фонетической (звуковой) составляющих. А словесная ТМ, выполненная фирменным шрифтом в фирменных цветах (на жаргоне рекламистов – логотип) вообще превращается в постоянный знаковый символ фирмы, способный объединить в восприятии покупателя/потребителя весь спектр её товаров/услуг. Каналы распространения: пресса, радио, ТВ.

Что необходимо помнить при выборе словесных ТМ?

Предпочтительны открытые слоги с гласными в середине.

Не более 3-х согласных подряд.

Потенциальная охраноспособность (7 организаций "Русское Золото" в Москве).

Осторожно с именами и фамилиями (торговый дом "Иван Петров").

Угроза ТМ перейти в родовое наименование товара (термос, нейлон, аспирин, граммофон, памперс и т.д.)

ТМ нельзя использовать во множественном числе, в форме прилагательного или глагола, склонять по падежам (ксероксы, ксерокопировать, копировать на ксероксе).

Словесная ТМ должна быть всегда рядом с родовым наименованием товаров, для которых она зарегистрирована (минеральная вода "Лужанская").

Желательно максимально выделить словесную ТМ при любом появлении в текстах (цвет, шрифт, заглавные буквы, кавычки и т.п.).

Необходимо использовать изображение ТМ в виде, соответствующем регистрации, и расположить его на максимально свободном от каких-либо других графических элементов поле.

Расположение ТМ на упаковке товара: лёгкая воспроизводимость, отсутствие мелких деталей.

Продумать цвет, композицию, расположение для создания единого запоминающегося образа – "pack message" – информационное послание упаковки глазу покупателя.

Учёт национальной психологии (Америка: автомобиль - член семьи, поэтому ТМ должна иметь ещё и имя – "Форд-Таурус", "Форд-Скорпио"; Швеция: достаточно только ТМ и номера модели – "Вольво - 750", Украина: "Жигуль-копейка", "Запорожец ушастый").

Некоторые секреты разработки торговых марок

В качестве примера можно привести Проект разработки ТМ, осуществлённый летом 1998 г. компанией "Ell Grafo". Научный Руководитель Проекта: Алексей ЕФАНОВ. Креативный Директор: Игорь СТЕЛЬМАХ. Руководитель Социологической Группы: Ольга ЛЕБЕДЕВА.

Цель описываемого Проекта – разработка Торговой Марки (ТМ) для сети продовольственных магазинов. Естественно, что такая работа состоит из многих составляющих: собственно поиск названий, определение типа графического начертания этих названий и цветового решения, выбор одного (или двух-трёх) названий из предложенных образцов, доработка графического начертания выбранного названия (названий), окончательный выбор, создание документации по КС, иллюстраций и рекомендаций по их применению.

Работа началась с составления Технического Задания (ТЗ). В ТЗ необходимо было чётко сформулировать основные требования к ТМ:

назначение ТМ;

целевая аудитория;

предпочтения по цветовой гамме (холодная - тёплая);

количество букв, смысловые ассоциации;

учёт национального менталитета (психологии);

возможные варианты использования;

будет ли ТМ использоваться в других цветах, различных размерах и т.д. и т.п.

В описываемом Проекте Исполнитель разделил работу на 4 этапа.

1-й этап – "Нулевой цикл". На этом этапе необходимо придумать несколько названий с учётом специфики и назначения ТМ. В течение нескольких дней сотрудники находились в состоянии "лингвистического поиска" названий. К условленному сроку Исполнитель предоставил около 200 возможных названий ТМ. В течение определённого времени Заказчик изучал предоставленные материалы. После чего для дальнейшей работы было выбрано несколько названий из предоставленного списка, а также несколько новых названий, предложенных самим Заказчиком. Теперь можно переходить ко второму этапу работы.

2-й этап – "Графическое начертание выбранных названий. Тестирование названий с помощью Фокус-Групп". Теперь необходимо выбранные названия облечь в какую-то графическую оболочку, т.е. каждому названию нужно подобрать свой шрифт, свою символику, по возможности сделать лигатуру, выбрать цветовую гамму. Конечно, талантливые художники могут это сделать на высоком уровне, но будет ли совпадать видение Художника с видением Покупателя или Потребителя? Во избежание досадных недоразумений, профессионалы используют методы тестирования готовой продукции на самих Потребителях.

Так, к примеру, перед выпуском нового сока, предприятие-изготовитель выпускает небольшую пробную партию и предлагает её попробовать детишкам, молодым мамам или пожилым людям (в зависимости от того, для кого сок предназначен). И вот люди, вдоволь напившись сока, высказывают своё мнение по поводу вкуса этого напитка, цвета, запаха, вида упаковки и т.п. После проведения серии таких испытаний, производитель чётко представляет какой товар он выпустил на рынок и что о нём думают Потребители. В ходе анализа полученной информации можно принимать решения о дальнейшем выпуске продукции, о снятии её с производст-ва, об изменении вкуса, запаха и т.д.

После того, как Заказчик выбрал несколько понравившихся ему названий будущей ТМ, Исполнитель провёл серию испытаний этих названий.

Как проводилось тестирование

Все выбранные названия были выписаны на листы бумаги с различным написанием: все строчные буквы, все заглавные буквы, только первая заглавная. А также с различными типами шрифтовых начертаний двух основных типов: Рубленный (Брусковый) шрифт и Классический шрифт (типа "Антиква").

Всего предлагалось к оценке 21 название. Выбор названий происходил поэтапно: на первом этапе предлагалось оценить 7 названий и выбрать поочерёдно из них те, которые на взгляд Информантов не подходят названию ТМ (это связано с тем, что люди более точно дифференцируют негативную сторону объекта и более размыто – позитивные впечатления). В результате отбора на первом этапе у каждого Информанта оставалось 2 названия, которые отвечают его критериям оценки. На следующем этапе предлагалось к оценке еще 7 названий, и повторялась та же процедура отбора. При этом Информанты, объясняя причины своего выбора, строили ассоциативные ряды на данное слово-название. Третий этап выбора названий из 7 предложенных – аналогичен двум первым.

После небольшого перерыва после проведения 3 этапов у каждого Информанта из предложенных 21 на-званий было оставлено не более 6 названий. В свою очередь, эти 6 названий были проранжированы Информантами с точки зрения 2 критериев: "нравится/не нравится" и "приемлемо/не приемлемо" как название для ТМ. Были построены ассоциативные ряды к данным названиям.

По окончанию тестирования из 21 осталось 5 названий, которые затем будут предоставлены Заказчику. Полученные результаты Заказчик может использовать по своему усмотрению.

Теперь можно переходить к 3-му этапу Проекта.

3-этап – "Окончательная доработка выбранного названия".

На этом этапе Разработчики занимались доработкой графического начертания одного из окончательно выбранных названий ТМ. Художниками-дизайнерами были разработаны: цветовые решения названия, визуального и графического образов. Из всего этого складывается Проект, главным звеном которого является чертёж знака ТМ на масштабно-координатной сетке. Остановимся на этом подробнее, ввиду важности для дальнейшего изложения и понимания.

В отечественной практике часто бывают случаи, когда Торговую Марку или Логотип приходится сканировать либо с визитной карточки, либо с картонной упаковки самого товара. В результате само изображение получается сильно искажённым по сравнению с оригиналом. Подобное приводит к тому, что в разных изданиях один и тот же знак выглядит по-разному. В результате Потребитель получает рассогласование визуального образа ТМ в своём сознании.

(Часто подобными подражаниями пользуются пираты, подделывая свой некачественный товар под известную ТМ. Кому из нас не доводилось видеть на базарах спортивные костюмы "abubas" или телефоны "Parasonic", очень похожие на настоящие).

Для уважающей себя и свою продукцию Фирмы это "не есть хорошо". Тщательно построенный чертёж позволяет увеличивать или уменьшать изображение с минимальными искажениями. В этом случае название ТМ может одинаково качественно переноситься и на визитную карточку, и на большой щит на стене здания, и на газетную страницу.

Теперь можно переходить к завершающему, 4-му этапу.

4-й этап – "Подготовка документации и сдача Проекта".

Заключительный этап включает в себя: подготовку всей технической и конструкторской документации, оригиналы для регистрации названия ТМ в органах Госпатента, запись всех графических и цветовых решений на компакт-диск (CD-ROM), рекомендации к использованию Теперь Заказчик может уверенно себя чувствовать: его фирменные (корпоративные) константы зафиксированы на электронном носителе и без труда могут быть воспроизведены на любом персональном компьютере в любой стране.

Работа завершена на "отлично". Претензий друг к другу нет.

Не это ли предел мечтаний каждого Заказчика и Исполнителя?

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://reklama.rezultat.com